Московские Зарисовки

Московские детали

Культурно-исторические фотографии - страница №3
Клейма и производственные знаки.

На этой странице размещаются найденные в Москве и других городах кирпичные клейма - дореволюционные и
советские; заводские таблички (шильдики), логотипы и подписи компаний-производителей.

КИРПИЧНЫЕ КЛЕЙМА

Поиск и определение клейм на кирпичах - серьезный и крупный раздел краеведческой науки, которому посвящены обширные сайты и разные форумы. Я затрагиваю эту тему лишь поверхностно, размещая здесь фотографии клейм, которые мне посчастливилось встретить в Москве и ее окрестностях - большей частью случайно. Местами указаны ссылки, по которым любой желающий может узнать подробную историю этих клейм.

Клеймо "Товарищества кирпичных заводов Ивана Павловича Воронина". Первый завод был основан им в 1899 году в деревне Рупасово Мытищинской волости. К 1910 году Воронин приобрел еще два завода - в деревне Аксиньино и селе Никольском (ныне территория Москвы). Подробнее об истории производства читайте на странице leonovvaleri.livejournal.com.
Клеймо "Челноковъ" принадлежит заводу Василия Федоровича Челнокова, который затем перешел к его сыну Михаилу. Завод был основан в 1870 году и находился при селе Большие Мытищи, примерно на месте современного Шараповского проезда. Подробнее здесь. Фото сделано на здании бывших Виноградовских бань (2-й Вражский переулок, 5) - последних дровяных бань Москвы, закрытых в 1970-х годах.
Клеймо "Товарищество В.К.Шапошников, М.В.Челноков и Ко" на храме в подмосковном городе Электроугли. С 1887 года Михаил Васильевич Челноков торговал стройматериалами совместно с купцом 1-й гильдии Василием Карповичем Шапошниковым, владельцем заводов при селе Спас-Сетунь. Устав нового Товарищества был утвержден в 1895 году. Подробнее здесь. После революции мытищинский завод Челнокова был закрыт.

Клеймо Ивана Герасимовича Герасимова (подробнее). Завод Герасимова был меньшим из трех, находившихся в Мытищах. После простоя в начале 1920-х он вошел в трест Моссиликат под номером 4. Подписи этих троих мытищинских заводчиков - наиболее часто встречающиеся в Московском регионе. В начале XX века они производили треть всех кирпичей Московской губернии - благодаря тому, что в Мытищах имелись обширные залежи глины. Впрочем, еще до революции они начали кончаться и окончательно истощились в середине века.

Клейма Герасимова на здании в Рабфаковском переулке, входящем в ансамбль храма Николая Чудотворца в Покровском - официальный адрес Бакунинская улица, дом 100 строение 5. Дом построен в 1903 году и сейчас занят церковными "шишками", в советское время в нем было жилье, а в самой церкви хлебозавод.
Клеймо "Братья Борисовы" на рабочей казарме при макаронной фабрике Иоганна Динга (3-я Рыбинская ул., 28). Здание построено в 1914 году и до сих пор является жилым. Завод братьев Борисовых находился в селе Медведково Ростокинской волости, на нем работало 130 человек. См. рекламное объявление за 1913 год; еще немного информации о заводе - здесь.
Клеймо Якова Васильевича Елисеева на Никольской улице. В 2017 году в одном из дворов на этой улице сложили группу старых кирпичей (скорее всего, специально заказанных для оформления "под старину" интерьера соседнего ресторана), помеченных клеймами семи петербургских заводчиков. Как только разошлись новости о находке, все краеведы Москвы поспешили фотографировать эту золотую жилу, которая пролежала недолго.
Еще один кирпич с Никольской улицы: клеймо "К.Ф.Захаровы" принадлежало братьям Кузьме и Федору Захаровым, которые с 1899 года владели заводом в Усть-Ижоре. Но они были лишь потомками рода крупных кирпичных заводчиков, т.е. внуками основателя предприятия Кузьмы Захарова, поэтому на клеймах указывалась более старая дата: "зав[од] сущ[ествует] с 1813 г.".
Клеймо "И.П" - подпись Ивана Павловича Поршнева, потомственного почетного гражданина, владевшего двумя кирпичными заводами в Шлиссельбургском уезде - Невским и Ижорским. После его смерти в 1903 году заводы перешли к его наследникам. Использовались также клейма "Поршневъ" и "Ф.И.П.". См. информацию о кирпичных заводах в статье из путеводителя по строительно-художественной выставке 1908 года в Петербурге, и объявление 1902 года.
Клеймо Василия Петровича Бахвалова на декоративной стене рядом с Усачевским рынком, с характерными для петербургских клейм номерами бригад. Завод находился недалеко от Колпино на берегу Ижоры, на нем работало 360 рабочих. В начале XX века он прекратил работу. Еще одно клеймо "выглядывает" на Никольской улице в кладке ресторана, для которого и свозили ранее упомянутые кирпичи.
Клеймо "В.Г.З." на декоративной стене рядом с Усачевским рынком. Клеймо относится к заводу отставного подполковника Владимира Гавриловича Зубинского, который принадлежал ему с 1870 года и в начале XX века перешел к его наследникам. Завод находился на правом берегу Невы в местечке Уткина Заводь. Рядом есть кирпичи "ВГЗ" с другими номерами бригад.
Клеймо "А.И.Б." купца Александра Ивановича Балашова. Завод был основан в 1824 году его отцом Иваном Балашовым (клеймо "ИБ") и в дальнейшем перешел к его сыновьям.
Клеймо "В.Ф.Г." - Василия Федоровича Голубинского, владельца завода в Новосаратовской колонии Петербургского уезда. Относится, видимо, к началу 1890-х годов.
Клеймо "Стуккей" поймано в процессе ремонта здания Голландской кухни в Кронштадте. Завод коллежского асессора Егора Егоровича Стуккея был основан в 1870-е годы, позже перешел к его жене Марии Константиновне, а в начале XX века принадлежал М.Е.Юнгер - вероятно, с сохранением клейма "СТУККЕЙ".
Клеймо "Н.Богдановичъ", там же. Принадлежит кирпичным заводам семьи Богдановичей, первый из которых был основан в 1880-е годы в селе Покровском Шлиссельбургского уезда. В данном случае - клеймо завода Николая Алексеевича Богдановича, известного в 1903-1914 годах.
Овальное клеймо "Братья Жоховы, с.Кудиново" на белом кирпиче в здании туберкулезной больницы в Сокольниках (2-я Боевская улица, 3к13). Завод находился близ села Кудиново, на месте которого сейчас расположен город Электроугли, и в конце концов, после нескольких переименований, вошел в состав комбината керамических изделий (КККИ). См. подробнее.
Клеймо братьев Жоховых в виде сокращения "БрЖ". Крапивенский переулок, дом 4 - огнеупорный ("гжельский") кирпич, использованный в белой части уникальной для столицы двуцветной отделки здания Константинопольского подворья. Комплекс был построен по проекту архитектора Сергея Родионова в 1887-1892 годах.
Двойное тычковое клеймо "БФ" на доме №10 в Кривоколенном переулке. В работе И.А.Киселева "Датировка кирпичных кладок XVI-XIX веков по визуальным характеристикам" датируется 3-й четвертью XIX века.
Клеймо Екатерины Васильевны Шерупенковой на фасаде главного корпуса Ростокинской камвольной фабрики. О дате постройки здания прямо не написано, но сведения о работе кирпичного завода попадаются в 1913-1917 годах. В 1909 году упоминается как контора "Шерупенкова Н.М. наследники" (адрес - Селезневская улица, 19 - дом сохранился).

Клеймо "Е.Юдиной". Кирпичный завод вблизи села Бескудиково Ростокинской волости, как утверждается, принадлежал с 1880 г. Александру Даниловичу Юдину. В справочнике за 1904 год владельцем завода называется уже Елена Ивановна Юдина, в качестве даты основания указан 1877 год. Количество работающих 213 человек. В 1916 году владельцами завода числятся братья Иван и Константин Юдины. Завод находился немного восточнее современной площади Туманяна, а клеймо можно легко обнаружить сразу на нескольких корпусах ТСХА.

Постельное клеймо Елены Юдиной в виде единственной буквы "Ю" выглядывает в кладке под карнизом одного из корпусов Миусского трамвайного депо.
Клеймо коллежского советника Модеста Александровича Лозовского (Ольховская улица, 45с1). М.А.Лозовский владел заводом в селе Боброво Коломенского уезда, и помимо всего прочего, был городским и уездным врачом в Коломне, где ему установлена мемориальная доска - но почему-то кирпичная деятельность в ней не упоминается.

Клеймо "И.Г.Куликовъ" принадлежит кирпичному заводу, основанному в 1899 году вблизи станции Карасево Московско-Казанской железной дороги, в Коломенском уезде. Через десять лет он был перекуплен бывшим управляющим Иваном Гавриловичем Куликовым. В 1916 году принадлежал "Торговому дому И.Куликова и Егорова", на заводе работало 135 человек. Клеймо находится на Спартаковской площади, дом 1/7 стр. 1А, и встречается вместе с клеймами Модеста Лозовского, заводом которого в 1909 году как раз управлял Иван Куликов.

Клеймо Б.В.Рутковского. Плетешковский переулок, 6с1. Кирпичный завод Болеслава Рутковского, согласно справочнику 1890 года, находился при "Талицкой станции 1-го стана Богословской волости Дмитровского уезда". Число рабочих - 250 человек.
Клеймо А.П.Верховского, довольно редкое в Москве. Крестьянский тупик, дом 16с1, дата постройки - 1887 год. В 1907-08 годах во владении у потомственного дворянина Александра Петровича Верховского названо два кирпичных завода в Московском уезде - в селе Покровское и деревне Бирюлево. В дальнейшем упоминается первый завод, в Покровском на Городне, годом основания считается 1899-й. В честь него неподалеку названа улица Кирпичные Выемки.
Клеймо Пелагеи Миловановой. Улица Станиславского, 8. Кирпичный завод в селе Кучино, принадлежавший купцу первой гильдии Дмитрию Осиповичу Милованову, затем перешел к его вдове Пелагее Ивановне Миловановой. В советское время это был завод № 1 треста "Моссиликат", затем завод имени Красной Армии и Флота (КРАФ). См. подробнее.
Клеймо "Помелова". Дубининская улица, дом 17 - здание постройки 1900 года. Кирпичный завод купчихи Анны Никифоровны Помеловой при селе Сабурово Царицынской волости упоминается в 1890-х годах. С 1898 года принадлежал Торговому дому "Помеловы П. и А.и Ко" и числился в деревне Нижние Котлы. После революции он вошел в состав треста "Моссиликат".
Клеймо "Мазовъ" обнаружено на одном из внутренних корпусов Миусского трамвайного парка, а также на корпусе фабрики "Пролетарский Труд" (Вятская улица). Завод Ивана Андреевича Мазова был основан в 1910 году в районе деревни Слободка Ростокинской волости, при ныне исчезнувшей Бескудниковской ж-д. ветке. Позже принадлежал Торговому дому "И.А. Мазов с сыновьями и Ко".
Клеймо "Н.Ф.Барановъ" в подмосковном Подольске на здании 1899 года постройки по адресу Февральская улица, 65. До революции в нем находились Подольское городское общественное управление и начальное женское училище, в советское время - средняя школа. Кирпичный завод купца Николая Федоровича Баранова числился в деревне Шипчинка Добрятинской волости Подольского уезда. Рабочих 90 человек.
"БАИ" - одно из распространенных рамочных клейм в Москве. Относится к 1840-1870 годам и принадлежит династии кирпичных заводчиков Байдаковых, которые основали завод в 1830-х годах в селе Троицкое-Голенищево Московского уезда (сейчас там проходят улицы Пырьева и Мосфильмовская). Данное клеймо найдено в 4-м Голутвинском переулке на доме 1/8 стр. 4, рядом с бывшей фабрикой "Красные текстильщики".
Клеймо "БАИ", найденное на Маросейке, дом 13с3. Это ставшая известной в последние годы "Руина": бывшее одноэтажное строение, которое начали сносить в конце 90-х годов, но так и не сломали до конца. Фасадная стена осталась стоять сама по себе, а через бывшую входную дверь проложили пешеходную дорожку.
Клеймо "КнК". Софийская набережная, дом 32 строение 6. Здание бывшего торгового склада Кокоревского подворья на задворках храма Софии Премудрости Божией. Здесь находилось владение, принадлежавшее Василию Александровичу Кокореву, застроенное к 1864 году. Клеймо принадлежит заводам княгини Софии Августовны Кропоткиной - один находился за Серпуховской заставой, второй - за Калужской.
Клеймо "ШМ" во дворе дома №17 на Ордынке, на стене строения 8, где выполнен граффити-портрет Анны Ахматовой. Клеймо встречается практически только в Замоскворечье и атрибутируется третьей четвертью XIX века.
Тычковые клейма "ФШ" на кирпичной стене строения 16с12 по Пятницкой улице, подойти к которому можно через двор дома Анны Ахматовой (№17) на Большой Ордынке. В "Атласе промышленности Московской губернии" за 1845 год написано, что оно принадлежало московскому мещанину Филиппу Артамоновичу Шкарину. Завод находился в 5-м квартале Сущевской части, на нем работало 22 человека.
Немного затертое клеймо "ФШ" (Ф.А.Шкарина) в Китайгородской стене со стороны одноименного проезда.
Клеймо "ЯК" на той же самой разрушенной стене (Пятницкая, 16с12) в дальнем углу двора дома №17 по Большой Ордынке, но на верхней части - выше человеческого роста. Датируется 1830-1842 годами и принадлежит кирпичным заводам Якова Михайловича Китайцева, один из которых находился вблизи деревни Котлы, а другой в Серпуховской части Московского уезда.
Новая Басманная улица, 29. Клеймо "NK" старое - датируется 1777-1788 годами. Здание построено в 1782 году как усадьба, а в 1820-х годах в нем была устроена Басманная полицейская часть. Сейчас дом стоит ободранный из-за незавершенного ремонта.
Клеймо "ЕКБ" было найдено на одном из самых старых корпусов Пресненского лакокрасочного завода (бывш. братьев Мамонтовых). В издании И.А.Киселева "Датировка кирпичных кладок..." тычковое рамочное клеймо "ЕКБ" датируется 1830-1840 годами. В адресной книге Москвы за 1839 год названо имя кирпичного заводчика Ефима Козмича Балдакова (Байдакова), которому, вероятно, принадлежит это клеймо.
Клеймо "ИФ" (а может быть, "ФИ") найдено на здании котельной дизайн-завода "Флакон" - бывшего хрустального завода А.Дютфуа. Барельеф на фасаде здания изображает дату "1929", но судя по наличию клейма, хотя бы часть кладки старше советских времен. Большая часть сохранившихся корпусов на заводе построена уже в 1950-60-е годы.
Клеймо "МК". Крапивенский переулок, ворота владения №1. Происхождение точно не установлено, есть несколько версий.
Клеймо в виде фигурной буквы "Д" на здании храма Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе (Новодмитровская улица, 47). Принадлежит Даниловскому казенному кирпичному заводу, основанному в середине XVII века, кирпич использовался для ремонта стен Кремля и Донского монастыря. Сама же церковь построена в 1682-1684 годах.
Тычковое клеймо "Х.Л." на одной из построек Миусского трамвайного депо на Лесной улице. Клеймо принадлежит астраханскому промышленнику армянского происхождения Христофору Аветовичу Лалаеву. Датой основания завода называется 1835 год, в конце XIX века на нем работало 15-20 человек. Завод Х.А.Лалаева упоминается в справочниках до 1905 года.
Клеймо "МСНХ Моссиликат" на доме №2к4 на Суворовской улице. МСНХ означает Московский Совет Народного Хозяйства, а Моссиликат был крупным трестом по производству и продаже строительных материалов минерального происхождения. В середине 1920-х ему принадлежало больше десятка кирпичных заводов в Московской области (подробнее).
См. объявления треста за 1922 и за 1924 год из справочника "Вся Москва".
Клеймо "МКХ" на одном из корпусов Сокольнического завода (СВАРЗ) означает Московское Коммунальное Хозяйство, которому в 1923 году был передан Никольский кирпичный завод (бывший И.Воронина), ранее входивший в трест "Моссиликат" и с 1930 года снова вернувшийся в его состав. Также им принадлежал Новоиерусалимский кирпичный завод. Вероятнее всего, на одном из них и сделан кирпич. Подробнее здесь. См. также объявление МКХ за 1924 год.
Клеймо "Коломенский промторг, завод №1" (фото перевернуто для наглядности). Адрес - Лиственничная аллея, 12к1 - единственный из четырех корпусов студенческих общежитий ТСХА, имеющий голую кирпичную кладку. Построен в 1928 году. Обнаружены два вида клейм Коломенского промторга: заводов №1 и №3. В конце 1920-х годов в Коломенском районе работали три кирпичных завода: №1 Карасёвский, №2 Гололобовский и №3 Голутвинский.
Клеймо "Коломенский промторг, завод №3". В той же кладке, но клеймо не тычковое, а ложковое - на боковине (ложке) кирпича (см. еще одно). Под номером 3 в промторге числился Голутвинский завод. Легче всего обнаружить эти клейма на южных торцевых стенах общежития. Объявление Коломенского промторга можно найти в справочнике "Вся Москва" за 1928 год.

Самое распространенное в городе Владимире клеймо "ТКЗ" встречается почти на каждом крупном здании начала XX века - например, храме Живоначальной Троицы (1913-1916 г.). Принадлежит Товариществу кирпичных заводов "В.Е.Андреев и В.Тарасов", созданному в 1905 году купцами Владимиром Михайловичем Тарасовым и Василием Елисеевичем Андреевым на основе более старого партнерства. Завод находился за Юрьевской заставой (2 версты от Владимира), в 1908 году число рабочих - 178 человек, производства на 55.000 руб.

Здание 1910 года, ныне занимаемое районной администрацией (Никитская улица, 4а). До революции здесь находилось Четвёртое приходское низшее начальное училище, затем в советское время была школа. В кладке множество клейм "ТКЗ", но стиль начертания иной.
См. объявление Товарищества на 1917 год из памятной книжки Владимирской губернии.
Клеймо "А.С." также попадается неоднократно и принадлежит владимирскому кирпичному заводу Адольфа Александровича Студзицкого, основанному в 1899 году за Юрьевской заставой, в районе современной улицы Мира. В 1912 году на нем работало 115 человек.
Клеймо "К.Н." найдено в единственном экземпляре в кладке бывшего Мальцовского училища. Принадлежность не установлена.
Нижний Новгород. Клеймо "НК" на полуразрушенной подпорной стенке на задворках Большой Покровской улицы.
Клеймо "ЯиК" неоднократно встречено в Нижнем Новгороде.
Нижний Новгород. Клеймо "Берлинъ" скорее всего, означает фамилию кирпичного заводчика, хотя никакой информации о нем не встречено.
Нижний Новгород. Клеймо "И.М." во дворе на Рождественской улице.
Нижний Новгород. Трудночитаемое клеймо в кладке на Почаинской улице.
Калуга. Интересное, встречающееся только здесь выпуклое тычковое клеймо "АТ". Попадаются также клейма "МТ" и "ТТ" сходного дизайна - судя по информации на сайте Владимира Смирнова, все они имеют родственную связь и принадлежат заводчикам Терениным.
Многочисленные клейма "ТТ" на старой кирпичной кладке в центре Калуги.
Калужские клейма "СВЖД" с номерами от 2 до 10 принадлежат заводам, находившимся в ведении Сызрано-Вяземской железной дороги. Встречаются на бывшем техническом училище СВЖД (улица Ленина, 9) и особенно на здании Правления СВЖД (улица Карла Маркса, 4). Как утверждается, два небольших кирпичных завода производили в год до 500 тыс. штук кирпича, и работало на них 30 человек.
Клеймо заводов Летягина в Самаре. Купец Иван Петрович Летягин был самым известным кирпичным заводчиком в Самаре, его продукция отличалась высоким качествам, и из нее построены многие дома в городе (по крайней мере, фасады). Один из двух заводов Летягина, основанный в 1879 году, затем перешел к его сыновьям, братьям Василию и Николаю.
Клеймо заводов Шигаева в Самаре. Кирпичный завод купца Алексея Дмитриевича Шигаева находился во 2-й части Самары, за железной дорогой. В конце XIX века выпускал кирпича на сумму 5.000 рублей в год. Остальные клейма и фотографии см. на странице Самары.
Немецкое клеймо "Potawern" на дамбе Верхнего пруда в Калининграде. Завод "Потаверн" находился в округе Велау (Wehlau) на берегу реки Лавы, рядом с одноименной усадьбой. Сейчас от него остались только едва заметные руины.
Клеймо "ОЭМК" в Калининграде. Принадлежит Оскольскому электрометаллургическому комбинату в городе Старый Оскол, основанному в 1974 году. В состав ОЭМК, помимо металлургического производства, входит завод по выпуску облицовочного кирпича, запущенный в 1991 году. Отсюда и товарный знак.
Венгерское клеймо "Maros F." на декоративной стенке в городе Эгер. Принадлежит кирпичному заводу Леопольда Фишера (Fischer Lipót) в городе Надьмарош (Nagymaros), вероятно, после 1930-х годов. До этого владельцем завода был Михай Бергман (Bergmann Mihály), и в клейме была указана первая буква имени: "Maros B.".
Клеймо "Szt.E.T." в декоративной кладке в Эгере, Венгрия. Принадлежит кирпичному заводу "Сент-Эстергом", или Szent Esztergomi Téglagyár.
Клеймо со скрещенными молоточками в декоративной кладке, Эгер. Принадлежит "Угольно-кирпичному заводу в Пеште", по-венгерски Kőszénbánya Téglagyár Társulat Pesten (KTTP), основанному в 1868 году крупным кирпичным заводчиком Алоизом Мейсбахом. Объединение KTTP просуществовало вплоть до национализации в 1947 году, после чего кирпичный завод был переименован в Kőbányai Téglagyár.
Клейма "ЦЗСМ-1949" обнаружены на Кремлевской стене левее Беклемишевской башни, а также на крыльце Успенского собора в Крутицком подворье (на фото). Их появление связано с послевоенной реставрацией памятников архитектуры. В Крутицах она проходила с 1950 года под руководством Петра Дмитриевича Барановского.

Советское клеймо "МКЗ-4" родом из 50-х годов. Вероятно, имеется в виду Мытищинский кирпичный завод №4 - до революции принадлежавший все тому же И.Воронину. В связи с исчерпанием запасов глины в Мытищах завод оставался последним, вырабатывая остаточные залежи вплоть до 1960-х годов - почти все кирпичные здания середины XX века в Мытищах имеют это клеймо (еще одно фото). В 1965 году он был преобразован в завод стеновых и теплоизоляционных материалов, с 1977 года - Мытищинский комбинат "Стройперлит".

Тычковое клеймо "НКЗ" на 3-й Рыбинской улице, общежитие постройки 1958 года. Может означать Никольский завод - место, где он находился, возле станции метро Водный стадион, сейчас застроено жилыми домами. Кроме этого, это мог быть Новоиерусалимский завод неподалеку от одноименной станции в Истринском районе, некогда принадлежавший МКХ.
Дома №7-11 по Ленинградской улице в Химках местами содержат в себе плотный набор клейм НКЗ и НКЗ2 несколько другой формы. Еще один намек на возможную причастность Никольского завода - ведь он стоял не очень далеко, на том же направлении, что и Химки.
Самая забавная ситуация с бывшим общежитием фабрики "Красный восток" на Борисовской улице: здание построено в 1956 году, и его стена буквально испещрена всевозможными типами отметок НКЗ.

Клеймо "ХКЗ" в подмосковном городе Долгопрудном наверняка принадлежит местному Хлебниковскому кирпичному заводу. Датой основания называется 1900 год, до революции завод принадлежал Альфонсу Гашу и находился в деревне Хлебниково у Дмитровского тракта. В 1908 году на нем числилось 100 рабочих. До последнего времени завод находился в поселке Хлебниково, ставшем районом Долгопрудного, на улице Горького, 1. В 2003 году признан банкротом и вскоре после этого закрыт.

Клеймо "ХКЗ" иного начертания в кладке пристройки в храму Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырской слободе (Новодмитровская улица, 47) - из тех советских времен, когда церковь была превращена в цех завода "Знамя" и доведена до разрухи.
Поздние советские клейма уже становятся неинтересными и после 1950-х годов исчезают в связи с изменением технологий и окончательной автоматизацией производства кирпича. В основном они состоят из трех или двух букв, где последняя - "З", означающая завод.

Малоинтересные тычковые клейма на стенах жилых домов 1950-х годов в 5-м Донском проезде - "КЗ1" и "Ч-12". Нечто подобное можно увидеть в кладках домов по всей Москве, особенно в пристроенных к ним трубах котельных.

Клеймо "Ч-12" также встречается на улице Кржижановского на домах конца 1950-х годов.
Отметка "ОКЗ-2-3" на стене одного из корпусов постройки 1961 года бывшего авторемонтного завода №3 - на Большой Декабрьской улице, 3. Может быть Очаковский завод.
Клеймо "ЛКЗ-3-1" на дымовой трубе дома по адресу 2-й Новый переулок, 3-5. Самым близким к Москве предприятием с этой аббревиатурой является Лосиноостровский кирпичный завод.
Клеймо "БКЗ" в Подольске. Как вариант, Болоховский кирпичный завод в Тульской области.
Клеймо "СКЗ" в городе Фрязино. Стахановский кирпичный завод? Серпуховский? Сальский? Спасский?
В современном заводском кирпиче клейма встречаются редко, но "ТКЗ" является исключением. Это Тульский кирпичный завод, основанный 1881 году. Мощность производства 36 миллионов штук кирпича в год.
Декоративный кирпич, установленный в наружной кладке при оформлении одного из домов на улице Бутлерова.

ДРУГИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

Значки, таблички и логотипы разнообразных производителей, обнаруженные в Москве и ее окрестностях.


Грузовые весы 1965 года выпуска с логотипом Кокчетавского приборостроительного завода, найденные на бывшем Пресненском лакокрасочном заводе. Завод выпускал измерительные приборы, в том числе микроэлектронные, и циферблаты для них. Целинный совнархоз был упразднен в декабре 1965 года. Его центром был город Целиноград, бывший Акмолинск, затем Астана - пережившая несколько переименований столица Казахстана.

Подножная плашка московского завода "Подъемник" 1950 года с указанием подчинения Главному управлению подъёмно-транспортного машиностроения (ГУПТмаш) Министерства тяжелого машиностроения. Такую можно увидеть возле входа в лифты в некоторых сталинских высотках, если удастся туда попасть, или в здании МГУ на Воробьевых горах. До революции это был завод "А.Гутман и Ко", а в 1958 году на базе завода "Подъемник" был создан Московский завод автоматических линий и специальных станков ("МоЗАЛ").


Огрызок опоры старого светофора на платформе Коломенское, изготовленного, судя по всему, в 1951 году днепропетровским заводом "Светофор" - главным предприятием СССР по выпуску железнодорожной сигнализации. Основан в 1929 году на базе мастерских службы движения в Нижнеднепровске. Через восемь лет на Международной выставке 1937 года в Париже изделия завода "Светофор" были удостоены диплома "Гран-при" и золотой медали за достижения в освоении тонкостенного литья. Их клеймо все еще можно встретить на старых железных дорогах или в метро - на корпусах светофорных устройств и сигнальных ящиков (муфт).


Старый светофор на переезде на территории полигона ВНИИЖТ в Щербинке. Выпущен заводом "Светофор" в 1961 году. Хорошо видно, как в те времена располагались крепления, и как открывалась задняя крышка. Клеймо в виде надписи использовалось как минимум до 1966 года. А светофоры со следующим логотипом применялись с 1965 года, и уже без даты.


Световая сигнализация на одном из переездов ЭК ВНИИЖТ в Щербинке. На крышке корпуса присутствует логотип "ДЭЗ", относительно которого мнения разнятся: один источник в сети уверенно говорит, что он принадлежал Днепродзержинскому электротехническому заводу, но нет доказательств, что такое предприятие вообще когда-либо существовало. По другой версии, логотип принадлежал тому же Днепропетровскому заводу, сменив старую подпись "Светофор" в середине 1960-х годов (оба логотипа нетрудно найти на светофорах в московском метро, в зависимости от года постройки станции) и использовался до начала 80-х годов.

Клеймо завода "Светофор", зарегистрированное в 1978 году, которое использовалось во все последующие годы вплоть до разрушения и закрытия завода уже при независимой Украине. Его тоже несложно найти на железной дороге - например, этот карликовый светофор работает в начале станции Старопролетарская в Кузьминках. А сами корпуса стали уже чаще пластиковыми, чем чугунными.
Армавирский электромеханический завод (филиал АО "Элтеза") - главнейший производитель железнодорожной сигнализации в наше время - после того, как украинский завод "Светофор" внезапно оказался в соседнем государстве. Его логотип можно увидеть практически везде - кроме самых новых светофоров, представляющих собой просто голые коробки. Фото изнанки этого карликового светофора сделано на станции Львовская городского округа Подольск.

Клеймо Армавирского завода на устройстве звуковой сигнализации переезда в Щербинке. Звонок железнодорожный постоянного тока с напряжением 12 В (ЗПТ-12М), тип УХЛ1 (для умеренного и холодного климата), выпущен в 2006 году.

Фото с выставки транспорта в Филях. Стильный отечественный спидометр с логотипом завода "Автоприбор", расположенного в городе Владимире - крупнейшего в стране производителя электрооборудования и приборов для транспорта. Кстати, лампочка слева хоть и крохотная, но с гордостью сообщает, что сделана в СССР.

Манометр ОБМ1-160 в кабине одного из тепловозов-экспонатов музея на Рижском вокзале. Произведен в 1982 году по ГОСТ 2405-72 "Манометры, вакуумметры и мановакуумметры показывающие", изготовитель - Томский манометровый завод (ТМЗ), который был создан осенью 1941 года, а с 1992 года называется АО "Манотомь".


Табличка-шильдик в музее на Рижском вокзале: "Общество Брянского завода, Бежица, 1903 г." Акционерное общество Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода было учреждено в 1873 году. Завод производил железо и сталь, но более известен выпуском паровозов (позже тепловозов) и грузовых вагонов. Вокруг него образовался поселок Бежица, с 1925 года город, с 1936 по 1943 год он назывался Орджоникидзеград (это название до сих пор носит железнодорожная станция), а в 1956 году Бежица была включена в состав Брянска, и предприятие стало называться Брянским машиностроительным заводом.


Акционерное общество Брянского завода, 1903 год, №1836. Восстановленная табличка на тендере паровоза Ов-841 с парораспределением системы Вальсхарта (предыдущая была на корпусе самого паровоза). Паровоз был реставрирован в 1993-2004 годах в локомотивных депо Рославль и Подмосковная и является первым экспонатом музея на Рижском вокзале.
См. объявление Акционерного общества Брянского завода за 1899 год из книги "Вся Россия" и за 1900 год из справочника "Вся Москва".


Шильдик "Общество Путиловских заводов" на раме грузового двухосного вагона с тормозной площадкой. Вагоны строились с 1900 года, использовались для перевозки всех видов грузов, животных и людей ("теплушки"). Во время Первой Мировой войны этот выпущенный в 1910 году вагон уехал в Германию, после ВОВ был возвращен в СССР как трофей.
См. объявления Путиловского завода за 1896 и 1915 годы (ныне это Кировский завод).


Американский паровоз Еа-2450 построен в 1944 году на заводе Baldwin Locomotive Works в Филадельфии. Работал на Свердловской, Красноярской и Дальневосточной железных дорогах. Поступил в музей из локомотивного депо Ружино Дальневосточной железной дороги. Завод Baldwin был основан в 1834 году (см. объявление) и прекратил производство в 1956 году, не сумев полноценно перестроиться на тепловозы.


Завод имени т. Егорова до революции принадлежал саксонскому поданному Федору Ретшке, а затем Товариществу Санкт-Петербургского вагоностроительного завода. В 1922 году получил имя большевика И.Е.Егорова (см. объявление). С 1969 года выпускал вагоны для метро. В 2013 году обанкрочен и закрыт, территория наполовину снесена под застройку, а название ООО "Вагонмаш" перешло к другим предприятиям (совместное производство Кировского завода и Škoda, также используется для ремонта метро-вагонов).


"Торецкий госзавод имени Ворошилова, Дружковка". Предприятие было создано в 1920 году в украинском городе Дружковка на базе заводов бывших Донецкого и Торецкого обществ. В 1928 году назывался "Дружковский сталелитейный завод" Артемовского округа, изготавливал оборудование для шахт и железных дорог, вагонетки, стрелки. С конца 1930-х годов переименован в Торецкий машиностроительный завод имени К.Е.Ворошилова и полностью перешел на выпуск горного оборудования. Сейчас - Дружковский машзавод.


"Вагоностроительный завод ВОВАТ г.Калинин, 1937 г." Тверской вагоностроительный завод основан в 1898 году (с 1931 года Тверь переименована в Калинин). Выпускал пассажирские вагоны всех классов, спальные и служебные вагоны. Экспонат переоборудован из классного деревянного пригородного пассажирского вагона, построенного на Калининском заводе Всесоюзного объединения вагоностроительных и тормозных заводов (ВОВАТ) в 1937 году. В музей он поступил в 2008 году из пассажирского вагонного депо Смоленск.


Коломенский завод - одно из старейших и наиболее успешных в стране предприятий ж.-д. машиностроения. Он был основан в 1863 году инженером А.Струве как мастерская для изготовления металлических ферм для строящейся Московско-Саратовской железной дороги, в 1866 году перестроен для создания паровозов и деталей к ним. С 1871 года перешел к Акционерному обществу Коломенского машиностроительного завода. Шильдик принадлежит паровозу П-0001 "Победа", который построен Коломенским заводом в октябре 1945 года.


До начала Великой Отечественной войны Коломенский завод выпускал паровозы, тепловозы, электровозы, дизели, подводные лодки, проходческие щиты и тюбинги для метро. С 1956 года завод серийно выпускал тепловозы. В 1935 году ему было присвоено имя В.В.Куйбышева. На Коломенском заводе были построены первый русский трёхосный паровоз серии Т (1870 год), первое в мире судно с дизельной установкой (1907 г.) и первый в мире серийный тепловоз.
См. рекламное объявление за 1894 год из справочника "Вся Москва".


Коломенский тепловозостроительный завод имени Куйбышева, 1984 год. Табличка на тепловозе серии ТЭП60 ("Тепловоз с электропередачей пассажирский"), которые строились с 1960 по 1985 год. Всего выпущено 1240 экземпляров.

Современный шильдик продукции Коломенского завода. В настоящее время они продолжают выпускать пассажирские и грузовые тепловозы, дизельные двигатели и генераторы.

"Ворошиловградский завод ОР, 1940 г.". До революции это был паровозостроительный завод "Русского общества машиностроительных заводов Гартмана в Луганске", основанный Густавом Гартманом 3 мая 1896 года. В 1922 году заводу было присвоено название "имени Октябрьской революции", а в 1935 году Луганск был (первый раз) переименован в Ворошиловград.


Шильдик Ворошиловградского завода на раме паровоза-памятника Л-3348, установленного возле кольца ВНИИЖТ в Щербинке в 2012 году. Модель "Л" разработана Коломенским заводом и ВНИИЖТ под руководством конструктора Л.С.Лебедянского, в честь которого названа, и массово выпускалась с 1945 по 1955 год на Коломенском, Брянском и Ворошиловградском заводах. Этот паровоз выпущен в 1954 году.


Ворошиловградский завод имени Октябрьской Революции Минтрансмаша СССР, 1956 год. Шильдик на грузовом паровозе ЛВ-0441 ("Лебедянский Ворошиловградский") - высшем достижении советского паровозостроения, последней и самой надежной из разработанных моделей паровоза. Они строились в 1952-1956 годах, всего выпущено 522 штуки. Подготовлен к экспозиции локомотивным депо Рославль в 2003 году.


Луганску не повезло с постоянными переименованиями - он четыре раза менял название. В 1958 году товарищ Ворошилов впал в немилость, и его имя убрали. Шильдики начала 1960-х годов отражают подчинение завода, уже тепловозостроительного, Луганскому совнархозу. Этот совнархоз включал в себя 325 предприятий и существовал с 1957 по 1963 год.


В 1963 году Луганский СНХ был включен в состав укрупненного Донецкого совнархоза, которому подчинялся Луганский завод (ЛТЗ) в следующие два года. С 1965 года совнархозы были ликвидированы. Шильдик находится на двухсекционном грузовом тепловозе ТЭ3-5151, всего было с 1953 по 1973 год выпущено 6809 экземпляров данной модели. В 1970-е годы они были самыми распространенными тепловозами в СССР.


Шильдик "ВЗОР" 1976 года. С 1970 года город Луганск опять был вынужден носить имя Ворошилова, который скончался годом ранее, и только в 1990 году вернул себе историческое название. Шильдик установлен на двухсекционном грузовом тепловозе серии 2ТЭ10Л (двухсекционный ТЭ10 луганской модификации), которые выпускались с 1961 по 1977 год.


Шильдик "ВЗОР" 1984 года, снятый на грузовом тепловозе на станции Павшино. Типовая плашка прямоугольной формы, которая использовалась после включения предприятия в одноименное производственное объединение (с 1990 года - ПО "Лугансктепловоз"). Луганские тепловозы до сих пор активно используются, таская товарные поезда на жел. дорогах России.


Еще один гигант советской индустрии - Харьковский завод тяжелого машиностроения имени В.А.Малышева, на котором начиналось производство многих ранних моделей локомотивов. Он был основан в 1895 году как Харьковский паровозостроительный з-д. Выпускал в основном танки, тепловозы серий ТЭ1 - ТЭ10 производились до 1969 года. На Рижском вокзале стоит в виде памятника выпущенный им тепловоз ТЭП10-186 "Стрела".


Накладка Харьковского ЗТМ на поезде "Стрела" ТЭП10-186 в экспозиции на Рижском вокзале. В начале 2000-х он был приписан к депо Муром, водил пригородные поезда, а в 2006 году после ремонта передан в музей.


Новочеркасский электровозостроительный завод, 1958 год. Строительство завода по выпуску паровозов на окраине Новочеркасска началось с нуля в 1932 году. В ноябре 1945 года завод был передан Наркомату (министерству) электротехнической промышленности СССР для организации серийного производства электровозов, первым из которых стала в 1947 году модель ВЛ22м (шестиосный электровоз постоянного тока, выпускавшийся до 1958 года).


Шильдик Новочеркасского электровозостроительного завода на боку грузового электровоза ВЛ23-131, построенного в 1961 году. Электровозы серии ВЛ23 ("Владимир Ленин" с осевой нагрузкой 23 тонны) строились с 1956 по 1961 год и считались одними из самих надежных в СССР. Эксплуатировались на железных дорогах до середины 1990-х годов.


Шильдик-накладка "НЭВЗ", 1961 год, на том же электровозе ВЛ23-131, но с другого борта. Ростовский совнархоз, которому временно подчинялся завод, существовал с 1957 по 1965 год.


Современный шильдик-накладка НЭВЗ, снятый на станции Кисловодск - на электровозе ЭП1М-050, который в то время был приписан к депо Минеральные воды и таскал пассажирский поезд "Санкт-Петербург - Кисловодск".


Бортовая накладка Тбилисского электровозостроительного завода. Двухсекционные грузовые электровозы серии ВЛ8 ("Владимир Ленин", восьмиосный) строились с 1956 по 1967 год на Новочеркасском и Тбилисском заводах. Всего выпущено 1724 электровоза. Экспонат работал на Северо-Кавказской железной дороге в депо Туапсе. Подготовлен к экспозиции в 2005 году.


Шильдик "РВЗ" 1958 года. Рижский вагоностроительный завод (RVR, Rīgas Vagonbūves Rūpnīca) был основан в 1895 году под названием "Феникс". В советские времена был крупнейшим производителем электропоездов и дизель-поездов, выпускал также трамваи. Знаменитые зеленые электрички Рижского завода стали символом пригородного сообщения в СССР.


Шильдик "РВЗ" на тележке моторвагонной секции СрЗ - фактически, одной из ранних моделей электрички. Трехвагонные секции этой серии включали один моторный и два прицепных вагона, строились на Рижском заводе с 1952 года по 1958 год. Всего выпущено 648 полных экземпляров. Первая обкатка новой секции состоялась на участке Москва-Струнино Ярославской железной дороги 17 апреля 1947 года.


Совместный шильдик "КВЗ" и "РВЗ" на корпусе электропоезда ЭР-22 выпуска 1968 года. Рижский завод изготавливал моторные вагоны поезда, а Калининский вагоностроительный завод (КВЗ) - прицепные вагоны. В музее находится секция ЭР22-38, которая работала на Московской ж.-д. в депо Нахабино и Новомосковск. Подготовлена к экспозиции в 2004 году в локомотивном депо Железнодорожная.


Накладка "RVR" (Рижского завода) на головном вагоне поезда. После отделения независимой Латвии завод постепенно прекратил свою работу, распался на кусочки, частично заброшен и застроен. В 2017 году начался процесс о признании погрязшего в долгах завода банкротом.


Табличка "Тихвин, завод Трансмаш" на тележке первого в стране высокоскоростного поезда "Сокол", единственный опытный образец которого был выпущен на этом заводе в 1999 году. Но дальнейшего развития проект не получил. В 2012 году было решено разделить поезд и установить обе части в музеях Москвы и Петербурга.
Тихвинский завод (первоначально - завод литья и металлоконструкций) был основан в 1962 г.


Табличка ЗАО "ТСЗ" - Тихвинский сборочный завод "Титран-Экспресс". Завод расположен на промышленной площадке Тихвинского вагоностроительного завода и АО "Тихвинхиммаш", изготавливает тележки для грузовых вагонов и колесные пары для ж-д. техники.


Табличка "Завод "Трансмаш", г.Энгельс, 2004 г." на борту снегоочистителя на полигоне ВНИИЖТ в Щербинке. Завод транспортного машиностроения был основан в 1893 году как паровозоремонтные мастерские Рязано-Уральской железной дороги, тогда еще в Покровской слободе, позже ставшей городом Покровском (с 1931 года - Энгельс).


Табличка "Калугапутьмаш", 2016 г. Бывший Калужский машиностроительный завод - одно из старейших предприятий отрасли. Основан в 1874 году как Главные железнодорожные мастерские Ряжско-Вяземской железной дороги. Сейчас выпускает промышленные машины для сварки, подбивки, выправки путей, и агрегаты для железной дороги.


Табличка "Уральские локомотивы". Это совместное предприятие группы "Синара" и Siemens AG в Верхней Пышме основано в 2010 году на базе бывшего Верхнепышминского завода сварных машиностроительных конструкций ПО "Уралмаш". Известно выпуском скоростных поездов "Ласточка" и электровозов, один из которых был представлен на выставке в Щербинке.


Табличка "КВЗ-ЦНИИ тип I". Тележка для вагонов, разработанная Калининским вагоностроительным заводом и Институтом Пути - ЦНИИ МПС. В 1961 году КВЗ на базе технического задания, представленного ЦНИИ, построил первые 29 вагонов на опытных тележках типа КВЗ-ЦНИИ. На табличке изображен логотип Калининского завода конца 1970-х - начала 80-х годов.


Табличка "КВЗ-ЦНИИ тип II". Вторая версия тележки, которая имеет такую же конструкцию, как и предыдущая, но оснащена четырьмя гасителями колебаний вместо двух. Присутствует более раннее клеймо Калининского вагонзавода из 60-х годов.


Клеймо Тверского вагоностроительного завода на корпусе "Иволги" - электрички, курсирующей по МЦД. Завод был основан в 1898 году и выпускал в основном пассажирские и грузовые вагоны, трамваи, а в 2014 году на нем был построен первый поезд модели ЭГ2Тв, более известный как "Иволга".


Круглое клеймо 1980 года на тележке грузового вагона. Вероятно, этот логотип принадлежит Днепродзержинскому вагоностроительному заводу (ПО "Днепровагонмаш").


Шильдик "Крюковский вагонзавод" 1980 года. Снято на станции Павшино, на тележке цистерны. Завод находится в городе Кременчуге Полтавской области на Украине, основан в 1869 году как мастерские Харьковско-Николаевской железной дороги. Выпускает пассажирские, специальные грузовые вагоны, тележки, до начала известных событий успел даже произвести несколько эскалаторов для Московского метро.


Шильдик "Linke-Hofmann-Werke" - немецкой компании, основанной в 1834 году во Вроцлаве (Бреслау), производившей трамваи и подвижной состав. Указанное название носила с 1912 г. после объединения с "Hofmann & Co" и до 1923 года, а сейчас после многочисленных слияний и переименований называется Alstom. Двухосная платформа с откидными бортами поступила в СССР в качестве трофея после Великой Отечественной войны. В музей передана воинской частью со станции Бородино, подготовлена к экспозиции в 2006 году вагонным депо Вязьма. См. объявление за 1919 год из болгарской адресной книги и за 1924 г. из справочника Бреслау.


Шильдик "Gustav Talbot & Cie.m.b.H, Aachen 1935" на раме двухосной цистерны для перевозки бензина с тормозной площадкой. Вагоностроительный завод Talbot в городе Ахен был основан в 1838 году. В 1995 году Waggonfabrik Talbot был приобретен компанией Bombardier, которая закрыла завод в 2012 году. См. объявления за 1951 и 1953 годы из адресных книг города Ахен.


Шильдик "CKD Praha" на борту знаменитого маневрового тепловоза ЧМЭ2 (чехословацкий маневровый с электрической передачей). Их выпуск проходил с 1957 по 1965 год по заказу СССР. Сама же компания ČKD (Českomoravská Kolben-Daněk) была основана в 1927 году и в послевоенный период состояла из множества (вплоть до 18) подразделений, в большом количестве производила локомотивы и трамваи (модели "Татра").


Шильдик "Škoda" - народное предприятие "Заводы имени Ленина", 1961 год. Установлен на пассажирском электровозе серии ЧС3, которых было всего выпущено 87 штук. Сама фабрика основана в 1859 году в городе Пльзень (Plzeň), в 1869 году ее владельцем стал инженер Эмиль Шкода (Emil Škoda), отсюда и пошло название. В 1945 г. была национализирована и разделена по отраслям на разные предприятия (в том числе всем известный автомобильный завод).


Шильдик "Шкода" 1966 года. В 1953-1965 годах производство носило название "заводы имени В.И.Ленина" (хотя марка "Skoda" оставалась общей для всех), но имя Ленина повредило зарубежным продажам, название пришлось снова поменять на "Шкоду". Пассажирские электровозы серии ЧС4 строились по заказу СССР в 1964-1972 годах на заводе в г.Пльзень. Всего выпущено 230 штук. Нынешний экспонат ЧС4-025 работал на Юго-восточной ж.-д.


Одна из тележек серии КВЗ-ЦНИИ тип 1, массово выпускавшаяся ремонтным заводом "Эрнст Тельман" в городе Галле, ГДР (RAW "Ernst Thälmann" Halle) и предназначенная для вагонов, строившихся на заводах в Аммендорфе и Гёрлице и далее отправляемых в СССР. Тележка пассажирского вагона типа КВЗ-ЦНИИ выпускалась до 1985 года.


Шильдик "Waggonbau Görlitz", 1959 год. Завод в Гёрлице (самом восточном городе Германии) выпускает вагоны с 1849 года. Известен выпуском двухэтажных вагонов, также ремонтировал трамваи. В 1998 году завод поглощен компанией Bombardier, и часть его площадок закрыта.

Табличка, установленная в Москве на Садовнической улице - "Вагонное общество Глостер, Англия, 1868 год". Возраст весьма почтенный. Этот шильдик принадлежал пассажирскому вагону на 45 человек, выпущенному по заказу Российских казенных железных дорог. Один такой вагон находится в жел-дор. музее в Ростове-на-Дону и считается самым старым из сохранившихся пассажирских вагонов. Компания-производитель - Gloucester Railway Carriage and Wagon Company, была основана в 1860 году, а закрыта в 1986 году.

Легендарный машиностроительный и паровозостроительный завод "МАВАГ" в Будапеште. MÁVAG означает "Magyar Királyi Állami Vas-, Acél- és Gépgyárak" - Венгерские Королевские Государственные металлургические, сталелитейные и машиностроительные заводы. Дата основания - 1 августа 1870 года. В 1959 году компания объединилась с производителем тепловозов Ganz и была переименована в "Ганц-МАВАГ" (Ganz-MÁVAG). В 1988 разделена на несколько компаний, и слово "MÁVAG" было удалено из названия.


Оба шильдика - с паровоза Эр 766-11 в экспозиции музея на Рижском вокзале. Серия грузовых паровозов Эр строилась с 1946 по 1957 год для СССР на заводах Польши, Венгрии, Румынии и Чехословакии. Всего выпущено 2716 паровозов, они работали на некоторых линиях до 1985 года. Для советских железных дорог "МАВАГ" выпускал также пассажирские дизель-поезда ДП-0, маневровый тепловоз ВМЭ1, пассажирские дизель-поезда Д (3 вагона) и Д1 (4 вагона).


Шильдик "Ganz Mavag" и памятная табличка на пассажирском дизельном поезде 1971 года в естественной среде обитания - на вокзале Будапешта.


Тележка цистерны, сделанная заводом "Азовмаш" (логотип слева) в гордой маленькой независимой Украине. Этот крупнейший машиностроительный завод Украины был основан в городе Мариуполе (тогда Жданов) в 1958 году как Ждановский завод тяжелого машиностроения, с 1976 года - головное предприятие ПО "Ждановтяжмаш", на имя которого изначально и зарегистрирован товарный знак. Теперь это уже не Украина.


Клеймо "SKF" на буксе (чугунной коробке с подшипником скольжения) пассажирского вагона, произведенного в начале XX века. Компания SKF (Svenska Kullagerfabriken), основанная в 1907 году, была и остается ведущим шведским производителем подшипников. В России у них было торговое отделение, и в 1916 году открылся завод на Шаболовке в Москве (после изъятия большевиками - 2-й подшипниковый завод). В качестве концессии фирма просуществовала в СССР до начала 1930-х годов, ее объявления можно найти в советских и европейских адресных книгах.


Клеймо "ВПЗ" на подшипниковой коробке (буксе) паровоза - Ворошилоградский паровозостроительный завод (который выпустил и сам паровоз).


Клеймо "ДПВРЗ" на буксе паровоза. Вполне возможно, что это Днепропетровский вагоноремонтный завод, основанный в 1898 году (как Екатеринославские вагоноремонтные мастерские, ныне "Днепровагонремстрой").


Трофейная немецкая коробка (Achslager) с надписью Wittmann Hagen-Haspe 1944. Литейный завод Gußstahlwerke Wittmann AG работал в 1871-1973 годах в городе Хаген (в федеральной земле Северный Рейн-Вестфалия), точнее, в его пригороде Хаспе, вошедшем в состав города в 1929 году (отсюда двойное название). Во время войны завод работал на снабжение Третьего рейха, поставляя направляющие и колеса для танков "Тигр".


Кусок рельса, вкопанного в землю прямо возле храма Всех Святых на Кулишках. Видны только буквы "L 9М 1876". Очевидно, последний набор цифр указывает год производства, как и на более новых рельсах: если так, то артефакт весьма почтенного возраста.


Паровозная рама в музее на Рижском вокзале с немецким клеймом "Marthahütte W P 235". Металлургический завод "Марта" (Marthahütte) был основан в 1852 году и находился в городе Каттовиц (Kattowitz), который в 1921 году перешел к Польше и теперь называется Катовице. Завод был переименован в Huta Martha и закрыт в 1928 году.


Клеймо на старом здании в Подольске: "К.З. КН БЕЛОСЕЛЬСКАГО II МЦА 1892 ГОДА". Катавские заводы князя Белосельского - рельсы с 1879 года выпускались на Катав-Ивановском заводе, принадлежавшем до революции Константину Эсперовичу Белосельскому-Белозерскому.


Клеймо "Азовсталь" на раме паровоза-памятника в Щербинке. Крупнейший металлургический комбинат в городе Мариуполе был заложен в 1930 году и запущен через три года. Завод выплавлял чугун и сталь, был одним из производителей рельсов в поздние советские годы, когда он назывался Ждановским ордена Октябрьской революции и ордена Трудового Красного Знамени металлургическим заводом "Азовсталь" им. Серго Орджоникидзе, заодно выпускал бытовые мелочи вроде утюгов и печных дверок.


Клеймо "КМЗ им СТАЛИНА 1947" на куске рельса, вкопанном в землю возле станции Усово. Кузнецкий металлургический завод имени Сталина, ставший всесоюзной стройкой, вступил в строй в 1932 году. Был крупнейшим предприятием страны по выплавке стали и рельсов. После десталинизации получил имя Ленина, а город Сталинск стал Новокузнецком.


Современное клеймо на рельсе в Щербинке: "К Х 86 Р65". Указываются по порядку: буква завода-производителя (К - Кузнецкий комбинат, чаще всего именно он и попадается), месяц и год выпуска (октябрь 1986 г.) и тип рельса (Р-65, стандартный рельс весом 65 кг на 1 метр).

Швеллер-контрфорс в одном из корпусов бывшей золотоканительной фабрики Алексеевых на улице Станиславского. Клеймо "Д.З. 18" - Днепровский завод Южно-Русского Днепровского металлургического общества.
Клеймо Нижне-Тагильских заводов Демидова на рельсе-подпорке линии электропередач в Самаре. Строительство Нижне-Тагильского завода началось в 1720 году, это одно из старейших металлургических предприятий в России. Заводы тагильского округа были оснащены по последнему слову техники и выпускали лучшую в стране сталь. В 1957 году старый Нижне-Тагильский завод (имени Куйбышева) вошел в состав Нижнетагильского металлургического комбината, старые цеха постепенно были закрыты, и на их месте создан завод-музей.
Клеймо Надеждинского завода, 1926 год. Закладка завода с рабочим поселком в Богословском горном округе была произведена в 1893 году. В 1896 году Надеждинский металлургический завод выпустил первую партию стали и рельсового проката. После революции поселок превратился в город Надеждинск, который с 1939 года носит название Серов в честь военного летчика А.К.Серова. Вместе с городом был переименован и завод, но к 120-летию он вернул себе историческое название.
Клеймо "МПС КЛМЗ 1948" на старой коробке в районе станции Москва-Павелецкая-Товарная. Имеется в виду один из литейно-механических заводов, принадлежавших Министерству путей сообщения - возможно, Коршуновский ЛМЗ.
Межотраслевое производственное объединение "Мосгортранс" (ранее "Главмосгортранс") и подчиненный ему троллейбусный ремонтный завод (МТРЗ) - одна из табличек 1993 года, найденная в ходе выставки московского транспорта. Вот откуда растут ноги современного столичного оператора. Жаль, но завод МТРЗ они продули в последние годы, что неудивительно в свете поспешного уничтожения московского троллейбуса как вида транспорта в 2020 году.
Печатный станок в экспозиции музея киностудии "Мосфильм", с клеймом Maschinenfabrik A.Hogenforst Leipzig. Некогда крупная и известная компания, производившая большой ассортимент режущих станков и оборудования для печатной и деревообрабатывающей индустрии. Один из адресов - Friedrich List Strasse, 6. Работала до середины XX века.
Клеймо Московского опытного завода "Кинап" 1959 года на приборе (киносъемочный аппарат ТКС-3) в экспозиции "Мосфильма". Завод был основан в 1924 году как 1-я Государственная фотокинотехническая фабрика "Маёвка", далее - Московский опытный завод киноаппаратуры, входивший в объединение "Москинап", и на закате лет в НПО "Экран". В 2019 году начался снос его корпусов под чрезвычайно необходимое москвичам жилье.
Табличка на ВДНХ - в 1970-х годах возле павильона "Электрификация" были установлены в качестве достижений советской науки опора ВЛ 750кВ и нечто странное, подписанное как "трансформатор тока типа ТРН-1200" - подобного названия нет в советской номенклатуре, а клеймо принадлежит Запорожскому заводу высоковольтной аппаратуры. При реконструкции территории в 2018 году все это было (варварски) распилено: спасибо Собянину за сохранение культурного наследия.
Табличка-шильдик Московского судостроительного и судоремонтного завода (МССЗ) 1956 года - с теплохода, работавшего в Икшинском водохранилище. Завод начал работу в 1936 году, специализировался на строительстве и ремонте пассажирских прогулочных речных судов, 20% составляла доля грузовых судов. Всего на нём было построено более 1800 судов. Но завод умер, и в 2014 году началась застройка его территории жильем.
Шильдик ленинградского машиностроительного завода имени И.Е.Котлякова у подножия эскалатора модели ЛТ-3 на станции метро Сухаревская (построен в 1971 г.). Завод происходит от литейно-механической мастерской Н.Г.Петрова, основанной в 1882 году. Несколько раз менял специализацию. С конца 50-х годов стал основным производителем эскалаторов для метрополитенов (серии ЛТ), было создано СКБ. С 1977 года - в составе ПО "Эскалатор".
Клеймо "Эс-сервис" на новых эскалаторах Московского метро. Эта компания из Петербурга - осколок бывшего ЛПО имени Котлякова (ПО "Эскалатор"), крупнейшего, а затем единственного производителя эскалаторов в СССР.
Первый завод Kleemann был построен одноименной немецкой компанией в Греции в 1983 г. Прошло время, в 2002 году они вышли на российский рынок, а в 2012 году было основано подразделение Kleemann Russia. Эскалаторы с логотипом фирмы Kleemann нетрудно увидеть примерно на половине станций МЦК, например, на Площади Гагарина (на остальных установлены эскалаторы Otis).
Один из крупнейших современных производителей лифтов и эскалаторов: швейцарская компания Schindler, основанная Робертом Шиндлером в 1874 году. В Россию впервые пришла в 1912 году, заново с 2002 года. Первые эскалаторы серии 9700AE были установлены в 2016 году на станции метро Румянцево, затем в 2018 году на Большой кольцевой линии, также их можно найти во многих бизнес-центрах и небоскребах.
Американская компания Otis Elevator Company, основанная в 1853 году Элишей Отисом, не требует особого представления - ее название прямо связано с изобретением безопасного лифта. Эскалаторы и лифты Otis сейчас являются самыми распространенными в мире. В Москве они (китайского производства, разумеется, а не американского) установлены на некоторых станциях МЦК и во многих городских лифтах.
Клеймо Thyssen на эскалаторе в галерее Андреевского моста, открытого для пешеходов в 1999 году. В том же самом году немецкая компания Thyssen, производитель стали, эскалаторов и лифтов, объединилась с семейной фирмой Friedrich Krupp AG, известной главным образом производством оружия, с образованием концерна ThyssenKrupp.

Клеймо компании ThyssenKrupp, объединившее в себе старые логотипы двух фирм. Они выпустили несколько эскалаторов для Московского метрополитена, в том числе на станции Петровский парк и на Некрасовской линии.


Клеймо компании Doppler S.A. на траволаторе в одном из торговых центров Москвы. Греческая компания - производитель подъемного оборудования, основана в 2000 году.


Эскалаторы на станции МЦД "Славянский бульвар" выпущены фирмой Shanghai Mitsubishi Elevator Co. Ltd., которая основана в 1987 году.

Клеймо KONE в торговом центре на Ярцевской улице. Финская компания KONE была основана в Хельсинки в 1910 году. Производила лифты, краны и грузовое оборудование, в том числе поставлявшееся в СССР.
Клеймо на дверце фонарного столба: "ЦРМЗ 1983". Центральный ремонтно-механический завод Мосэнерго, выполнявший работы для комплекса энергетического хозяйства столицы, включая производство люков теплосети. И очевидно, фонарных столбов.
Клеймо, найденное на железнодорожной станции Стрешнево - Вяземский завод железобетонных шпал, город Вязьма Смоленской области. Первая очередь завода мощностью 100 тысяч шпал в год введена в эксплуатацию в 1968 году. В 1974 году пущена вторая очередь. С 2001 года завод принадлежит РЖД, в настоящее время - через их дочернее ОАО "БЭТ" ("Бетонные элементы транспорта").
После организации АО "БЭТ" девять заводов по производству шпал стали его филиалами, и на шпалах стали указывать общий буквенный товарный знак. Шпалы на этом фото (на станции Подольск) выпущены двумя филиалами - Вяземским и Лискинским. Завод "Спецжелезобетон" в городе Лиски (в 1965-1991 назывался Георгиу-Деж) введен в строй в 1980 году.
Клеймо Ярославского шинного завода на памятнике-пушке возле мемориала в Люберцах (улица Власова). Основанный в 1932 году как резино-асбестовый комбинат, сейчас это одно из крупнейших предприятий отрасли, принадлежащее АО "Кордиант". Футбольный клуб "Шинник" происходит как раз от этого завода.
Клеймо (перевернутое) Московского шинного завода на одном из экспонатов музея ПВО в поселке Заря. Завод был основан в 1940 году и достроен в ноябре 1945 года. Оборудование закупили в США. В 1990 год МШЗ вышел на мощность до 2740 тысяч шин в год, но не прошло и десятка лет, как завод выгнали с территории на Дубровке и устроили там торговый центр.
Клеймо Кировского шинного завода на одном из экспонатов выставки военной техники на улице Федора Полетаева. Строительство завода было начато летом 1942 года, и через год выпущены первые покрышки. Предприятие специализировалось на выпуске грузовых шин.
Клеймо Красноярского шинного завода на улице Федора Полетаева. Решение о строительстве завода было принято в 1946 году, началось оно в 1952 году, а первая покрышка была изготовлена в начале 1960 года. В лучшие времена завод производил до 2.1 млн шин в год. В 2009 году Красноярский шинный завод был объявлен банкротом.
Клеймо Барнаульского шинного завода на улице Федора Полетаева. В 1956 году в Барнауле началось строительство шинного завода, запущенного в 1969 году. Производил в основном авиационные шины (на фото - колесо самолета МиГ). Сейчас продолжает работать под названием "Алтайский шинный комбинат".
Клеймо Волжского шинного завода на памятнике милицейской машине улице Юности. Завод строился в 1959-1964 годы. В 1967 году вышел на проектную мощность 3 млн. шин в год. Сейчас - АО "Волтайр-Пром".
Клеймо Омского шинного завода на улице Юности. Строительство завода в Омске началось в 1938 году, завершилось во время войны. Первая покрышка была выпущена 24 февраля 1942 года. Завод был головным предприятием в ПО "Омскшина", под этим же названием существует до сих пор.
Резиновый настил на пешеходном переходе через железную дорогу в Лобне. В середине товарный знак Ярославского шинного завода, который ранее был замечен на колесах музейной техники. Хотя завод и скуплен иностранцами (а скорее, благодаря этому), он существует до сих пор и даже сохранил старое советское клеймо.
Еще один настил через подъездной путь, на котором мы можем увидеть клеймо казанской компании под названием "Камско-Волжское АО резинотехники "КВАРТ". Однако товарный знак был зарегистрирован еще в 1984 году и принадлежал производственному объединению "Казаньрезинотехника" (что видно по буквам "крт" в изображении).

Этикетка на старой катушке ниток: Глуховский хлопчатобумажный комбинат имени В.И.Ленина, прядильно-ниточная фабрика №1. До революции - бумаго-прядильная фабрика компании Богородско-Глуховской мануфактуры З.С.Морозова (1847 год), затем Арсения Морозова. Она же "Красный двор". В советские годы в состав Глуховского комбината в Ногинске входили 2 прядильные, 3 ткацкие, ниточная, 2 отделочные фабрики и литейно-механический завод. Сейчас, конечно, все текстильное производство закрыто. Катушка сделана по ГОСТ 6309-73 ("Нитки хлопчатобумажные швейные"). Цена 1 руб. 12 коп.


Старые этикетки с именами двух крупнейших советских производителей ниток. Прядильно-ниточный комбинат имени С.М.Кирова ведет историю с 1833 г., от Невской бумагопрядильной мануфактуры. После революции она вошла в трест "Петротекстиль", а в 1938 году объединена с ниточной фабрикой в комбинат, который назвали именем Кирова.
Прядильно-ниточный комбинат "Советская звезда" основан в 1873 году как Чернореченская бумагопрядильная мануфактура Л.Е.Кенига. В 1907 году была продана Товариществу Невской ниточной мануфактуры, в составе которого стала ниточной фабрикой №2. В 1922 г. получила название "Советская Звезда", и с 1939 года стала комбинатом.

Клеймо и надпись на дне пластиковой советской банки из-под новогодних подарков: "Главное управление общественного питания Мосгорисполкома". Надежная баночка - не современная одноразовая картонка - вполне достойна продолжить службу в качестве контейнера для пуговиц или прочих мелочей. Сверху - клеймо Экспериментального завода Мосгорисполкома (Сторожевая ул., 4), известного также выпуском кубиков Рубика в оранжевой упаковке и большого ассортимента пластмассовых изделий.

Для советского гражданина одной из возможностей прикоснуться к жизни прибалтийских республик бывшего СССР было заполучить коробочку скрепок или кнопок, произведенных Рижским опытным заводом металлоизделий "Мангали" Минместпрома Латвийской ССР. Завод по производству пишущих и канцелярских товаров был основан в 1965 году, с тех же времен использовал товарный знак с изображением кнопки. РСТ Лат. ССР 971-89 - местный аналог ГОСТа. Ассоциация "Латвияс прецес" - в переводе "Латвийские товары" - это объединение кооперативов, фактически намек на надвигающийся распад Союза.


Табличка производителя может встречаться даже на такой массивной продукции, как мост - в данном случае мост Мариенбрюкке, созданный литейным заводом Klett & Co из Нюрнберга. Основанный в 1841 году, он производил паровые двигатели, затем вагоны и мосты, а позже стал одним из предшественников компании MAN. На второй табличке указан номер моста - №146, дата - 21 октября 1866 года и фамилия Готтфрида Гербера - инженера, автора систем строительства мостов. Этот шильдик - экспонат не менее занимательный, чем сам мост.

Надпись на водоразборной колонке: "Haut Marnaise S-te Metallurgique Joinville 52 France". Заводы Верхне-Марнского металлургического общества в коммуне Жуанвиль (Joinville) департамента Верхняя Марна (Haute Marne), во Франции. Сама колонка находится в городе Подольске, в рабочем состоянии. Интересно, какими дорогами этот замечательный экспонат попал в обычный подмосковный город.
Шильдик немецкой компании Langmatz GmbH на лючке возле памятника князю Владимиру на Боровицкой площади. Компанию основал Ганс Лангмац в 1963 году. Она занимается устройством пластиковых каналов для подземных кабелей и электротехнических систем. Отечественное строительство и русский князь опять собраны из заграничных запчастей.
Шильдик, снятый на выставке тракторов, которая проводилась в октябре 2019 года на площади Революции. Motoren-fabrik J.Warchalowski - австрийский производитель, находившийся в Вене, как и указано на табличке. Основателем компании в 1858 году был Якоб Варшаловски. Они производили двигатели внутреннего сгорания до 1980-х годов.
Клеймо "Austro Diesel" - производственной марки тракторов и комбайнов компании Warchalowski.
Еще один заграничный трактор датирован 1955 годом и произведен немецкой фирмой Allgaier Werke из города Уинген, основанной в 1906 году. Производили запчасти для техники и сельского хозяйства, после Второй Мировой - тракторы. Шильдик с названием также находится на вентиляционной решетке.
Greaves Cotton Ltd. - индийская машиностроительная компания, которая сохраняет свое название от времен английской оккупации. Она была основана в 1859 году Джеймсом Гривсом и Джорджем Коттоном. В 1947 году компания перешла к индийскому руководству из Thapar Group. Здесь они отметились двигателем для трактора.
Отечественное производство 1961 года: КАТЭК - Куйбышевский завод автотракторного электрооборудования и карбюраторов. Завод был построен в 1934 году. Выпущено по ГОСТ 3941-54 "Магнето автотракторные для двигателей внутреннего сгорания".
Гидронасос НШ-32 выпущен по ГОСТ 8753-58 на заводе имени Буденного в Москве. До революции это был завод Акционерного общества "Шестерня-Цитроэн", а затем преобразован в Московский завод гидроагрегатов. В 50-е годы это было единственное предприятие по выпуску шестеренных гидронасосов для тракторов.
Советская карболитовая банка с крышкой на резьбе, для сыпучих продуктов. Цена 36 копеек. Клеймо Орехово-Зуевского завода "Карболит" - первенца отечественной индустрии полимерных материалов. Завод выпустил первую продукцию в 1916 году. В советское время, кроме широкого ассортимента полимерных смол и емкостей, был известен "наркомовскими" лампами.
Редкая емкость для сыпучих пищевых продуктов емкостью 2 литра, произведенная оборонным предприятием - НПО "Энергомаш" им. академика В.П.Глушко в подмосковных Химках. Качество соответствующее, банка удобная и служит до сих пор. Цена 1 р. 20 копеек. Рядовому потребителю этот завод был более знаком по производству снегокатов "Аргамак".
Оборонная давилка для чеснока - на официальном языке "пресс кухонный универсальный", калужский артикул "КГ 107-01-3667", цена 2.20. Обычная для советской кухни штуковина, хотя при использовании половина чеснока остается внутри. Клеймо принадлежит приборному заводу "Сигнал" в городе Обнинске, он также выпускал тиски и приборы сигнализации.
"Крышки многократного пользования" для банок в СССР выпускались если не из металла, то обычно из капрона или полиэтилена. Многие большие заводы выпускали их как мелкий ширпотреб, но в данном случае это скорее по специальности - видно клеймо Любучанского завода пластмасс из Подмосковья. "Перед закрыванием крышку подержать в кипящей воде не более 15 сек".
Еще одна капроновая крышка, в отличие от предыдущей стоит всего 5 копеек. Место производства определить не получится - логотип в центре принадлежит НПО "Химавтоматика" - объединению всесоюзного размаха с филиалами-КБ автоматики во многих городах СССР. Отделение в Воронеже, например, выпускало катушки для ленты, в Дзержинске - вешалки и кухонные наборы, в Туле - мыльницы.
Московский опытный завод НИИ автоматики и приборостроения им. Пилюгина старался делать не просто утилитарные банки, а стильную продукцию из темно-красного пластика с притертой крышкой. Слово "набор" говорит о том, что было несколько банок разного объема. Хотя ручка на крышке не слишком удобная, эти банки считались одними из лучших по сравнению с аналогами в СССР.
Клеймо "Заря" на зеленой поверхности старой кастрюли. До начала 1970-х годов эмалированная посуда была преимущественно зеленой или коричневой в крапинку, примерно до того же времени использовалось и это клеймо, принадлежащее Дзержинскому заводу химического оборудования "Заря". Затем, после долгих окриков и пинков сверху, заводы наконец-то начали осваивать яркие цвета эмали.
Блюдо Коростенского фарфорового завода на овальном блюде. Завод был основан в 1909 году в городе Коростень Житомирской области Украины, сейчас ликвидирован.
Старое клеймо "Вербилки" на дне небольшой вазы (до 1976 года). Слово известно даже тем, кто никогда не слышал о подмосковном поселке Вербилки - Дмитровский фарфоровый завод входил в первую пятерку фарфоровых предприятий в нашей стране. Основан в 1766 году и остается пока одним из очень немногих действующих заводов, однако балансирует на грани банкротства.
Лаконичное клеймо на эмалированном кухонном лотке. Цена рубль. Два дельфина принадлежат ленинградскому оборонному предприятию - НПО "Аврора", созданному в 1970 году на базе одноименного завода. По понятным причинам название они писали на продукции редко, чаще простой адрес "а/я 54", но опытный завод НПО выпускал много интересного - кухонные банки, посуду, венчики, сита, игрушки-пистолеты, значки.
Кухонный нож из нержавейки стоимостью 57 копеек, со знаком качества. Кошка - клеймо Псковского машиностроительного завода, заявленное в 1969 году и перешедшее по наследству ПО "Псковмаш". Советский обыватель мог также встретить электровафельницы и ручные инструменты их производства.
Шкаф советский металлический модели "2 ШМО-4". Сделан согласно РСТ РСФСР 328-78 (Республиканский стандарт "Шкафы канцелярские металлические" 1978 года). Производитель - Брянское производственное объединение (БПО) "Металлист", город Брянск, ул. Ромашина, 60. В 2010 году завод "Металлист" признан банкротом, после чего снесен.
Типовой советский звонок громкого боя МЗ-1 (220В, 50 Гц) с клеймом, которое принадлежит опытному заводу "Тамбоваппарат" концерна "Созвездие", адрес - бульвар Энтузиастов, 1. Завод был основан в 1961 году для производства оборудования дальней связи, радиосистем и систем управления, выпускал и мелкую гражданскую продукцию.
Типовой звонок громкого боя МЗ-1 с гораздо более распространенным клеймом Нальчикского завода "Севкавэлектроприбор" - некогда крупного предприятия, основанного в 1952 году и выпускавшего множество приборов, даже телевизоры и стиральные машины. Наряду с тысячами других заводов уничтожен уже в "спокойные" путинские годы.
Советская кнопка дверного звонка в одном из подъездов Москвы. В оригинале была черного цвета. Похожее на курицу клеймо принадлежит Витебскому учебно-производственному предприятию Белорусского общества слепых, где производилась мелкая электромеханическая аппаратура (заявлено в 1973 году).
Клеймо компании AEG на корпусе импортного немецкого двигателя в здании обсерватории МГУ (Нововаганьковский переулок). Сейчас осталось одно название - а когда-то это была крупная немецкая фирма с представительствами в России, чье полное название "Allgemeine Elektricitäts-Gesellschaft" в объявлениях переводилось как "Всеобщая компания электричества". Основана в 1887 году, закрыта в 1996-м.
Клеймо (перевернутое) Московского машиностроительного завода имени 1 Мая на литых дверцах гидранта на территории Даниловской мануфактуры. В советское время завод находился в ведении Минлегпищемаша, был известен выпуском мясорубок и гантель. А находился он здесь же, на Варшавском шоссе, под боком у Даниловской мануфактуры, которая тогда называлась хлопчатобумажной фабрикой имени Фрунзе.
Древняя задвижка, обнаруженная в приговоренном к сносу московском поселке Узкое, имеет на себе клеймо "ТЗ" - старый знак ленинградского завода "Знамя Труда", зарегистрированный в 1929 году и использовавшийся до 1950-х годов. Похоже, что задвижка была установлена еще при постройке жилых домов в 1956-1958 годах.
Клеймо "ГЗ" на территории бывшего Хлебозавода №9. Это Гусевский механический завод "Красный Профинтерн", основанный в 1929 г. на базе мастерских в городе Гусь-Хрустальном. После войны стал арматурным, в 90-е годы переименован в АО "Армагус" и по внешним признакам продолжает производить задвижки и клапаны.
Клеймо "ДЗГО" на запорном клапане на бывшем заводе имени Ухтомского в Люберцах. Сделано в СССР! Днепропетровский завод горно-шахтного оборудования - производитель крупных механизмов, лебедок, вагонеток, конвейеров, тюбингов для шахт и метро, а также и арматуры. Сейчас он называется ООО "Техномаш".
Клеймо "БСЗ" на крупноразмерной газовой задвижке в Подольске. Бежицкий сталелитейный завод - один из крупнейших поставщиков литья для вагоностроения, выпускающий также запорную арматуру и множество других мелочей. Основан в 1935 году в городе Бежица, ставшем частью Брянска в 1956 году.
Задвижка на территории Калужской больницы скорой медицинской помощи имени К.Шевченко. Типовое клеймо системы исправительных учреждений, в данном случае принадлежит, скорее всего, Свияжскому арматурному заводу при ИК-5. Тем более, что рядом есть клеймо соседнего Казанского арматурного завода.
Еще одна задвижка на территории Калужской больницы. Клеймо "ЗИЛ" уже встречалось на люках в Минеральных водах: Георгиевский арматурный завод имени Ленина ("АрЗИЛ"), в советские годы считавшийся одним из лучших в своей области. Основан в 1907 году.
Задвижка, найденная в Александрове, с современным клеймом Ракитянского арматурного завода (пос. Ракитное Белгородской области).
Клеймо на огромной задвижке в Музее воды, выпущенной заводом "Пензтяжпромарматура" - в советское время это было Производственное объединение тяжелого арматуростроения, в которое входили несколько заводов, а головным предприятием стал завод тяжёлой промышленной арматуры, основанный в 1951 году.
Клеймо на водоразборной колонке (см. фото) на Песочной улице в Красногорске, сделанной Воронежским заводом "Водмашоборудование" - одним из крупнейших производителей такого рода оборудования, а также люков.
Замок с клеймом Алексинского завода "Тяжпромарматура" - довольно обычный в советское время. Бывший Мышегский завод, основанный в 1728 году, он является одним из старейших предприятий страны и продолжает работать по сей день.
Клеймо на замке - вероятно, самое распространенное из всех, особенно в девяностые годы. Его сделал настоящий гигант отечественного замкостроения: Чебоксарский агрегатный завод, выпускающий запчасти для техники (в свободное время от замков). Строительство завода было начато в 1953 году.