Московские Зарисовки

Калининград

Историческая застройка, крышки люков и другие фотографии

Любой старый город привлекателен, а город, бывший когда-то иностранным, привлекателен вдвойне. Несмотря на многолетние потери, Калининградская область сохранила немало от тех времен, когда она была частью Восточной Пруссии. Некоторые туристы, посетившие Калининград, жаловались, что город шумный и не слишком интересный, в нем много широких улиц, пробок и некрасивых советских зданий, которые есть и в Москве. Если ограничиться только посещением центра, то по-другому быть и не может. Весь Кёнигсберг сильно пострадал при бомбежках и штурме во время Второй Мировой войны, а центральные районы, расположенные ближе к реке Прегель (Преголя на русский манер), приняли на себя основной ущерб и в ходе последующих реконструкций массово сносились. Других городов области это тоже коснулось, хотя они меньше по размеру; многие сооружения даже не ремонтировались со времен войны. Но несмотря на архитектурный вандализм, учиненный советской властью, Калининград весьма интересен с исторической точки зрения: как в Москве, чтобы увидеть его истинное обличье, нужно продвинуться к более мелким окраинным улицам. Для желающих есть экскурсии, специально на это рассчитанные. Районы малоэтажной застройки мало пострадали, и гулять в них одно удовольствие, если вас привлекает старая застройка с большим количеством зелени, сохранившаяся уличная сетка, где уже многие десятилетия добросовестно служит старая немецкая брусчатка, а также каменные бордюры и особенно, довоенные немецкие люки, плотность которых (пока еще) весьма велика.

После войны территория Восточной Пруссии, изображенная на этой карте, была поделена между СССР - образовав Калининградскую область в составе РСФСР - и Польшей, получившей еще заметный кусок Германии в качестве платы за все пережитые беды и утраченные восточные территории. Крупнейшие города на юге - Алленштайн (Ольштын) и Эльбинг (Эльблонг) - стали польскими, как и вольный город Данциг (Гданьск) и еще десятки маленьких городков, чье немецкое наследие служит теперь предметом интереса местных краеведов, а город Клайпеду (бывший немецкий Мемель) вернули Литве, которой он уже принадлежал до войны.

Была поставлена цель изгнать чуждый немецкий дух и превратить бывший Кёнигсберг в образцово-советский город. Все населенные пункты области и почти все улицы получили новые названия. Как раз вовремя в 1946 году скончался товарищ М.И.Калинин, и его имя тут же присвоили городу. Во время разборки руин стройматериалы отправлялись вниз по реке, поэтому районы возле реки, включая нынешний остров Канта, почти полностью снесены и застроены типовым советским жильем. Но и старые немецкие дома, которые остались целыми, пустили в дело, выгнав из них старых жильцов и заселив советских граждан. И до сих пор эти дома служат по прямому назначению.

Центром современного Калининграда можно назвать площадь Победы - бывшая Hanzaplatz, устроенная в начале XX века. Здесь сходятся самые крупные улицы и происходит основная суета: для приехавших в гости москвичей вполне привычная картина. В 1958 году здесь был поставлен памятник Ленину, но когда наступили новые времена, вождя убрали (и правильно сделали) и построили вместо него храм - кафедральный собор Христа Спасителя.

В центре площади Победы в 2005 году была установлена Триумфальная колонна с барельефом, посвященная победе в Великой Отечественной войне. Тогда же после десяти лет строительства открылся собор.

Здание ФСБ на краю площади у Северного вокзала, построенное в 1912-1924 годы. Бывший Полицейский президиум (Polizeipräsidium), во времена нацистов - гестапо, затем идейные преемники полицаев - советское КГБ. Кстати, здесь еще стоят знаки, запрещающие фотографировать - обитатели здания явно стеснительны. Хотя рядом еще находится комплекс зданий УМВД, а неподалеку - ФСИН и изолятор, куда можно сажать всех, кто фотографирует.

Крышки люков в Калининграде стоят в ряду памятников истории по соседству со старыми зданиями и гидрантами, заслуживая внимания даже тех, кто не интересуется приземленными материями. Как самые устойчивые элементы застройки, они сохраняются даже в полностью разрушенных войной городах (например, в Варшаве), а уж тем более - в таких местах, как мало поврежденные окраины Калининграда. Их можно найти там, где когда-то проходили улицы, даже если застройка вокруг совсем изменилась, их фото присутствуют на многочисленных сайтах и в репортажах о прогулках по городу. Разумеется, крышки люков постепенно исчезают разными путями и заменяются на новые, но на ближайшие несколько десятилетий их еще хватит. А брусчатка и бордюры запросто прослужат сотню лет - вернее, до тех пор, пока какой-нибудь светлой голове не придет мысль заменить их на одноразовый асфальт и бетон.

Некоторые старые крышки в городе сильно затоптаны, но много и таких, которые отлично сохранились. Есть особая привлекательность в этой четкой геометрической форме, покрытой квадратными пупырышками. Особенно, когда присутствуют надписи на языке, отличном от русского, сразу увеличивающие культурно-историческую ценность. Этой крышке повезло - она сохранилась практически идеально, хотя прошло уже почти 80 лет или больше.

Большая часть люков Кенигсберга отмечена специальной маркировкой "KW", в других городах она не встречается. Возможно, это сокращение от "Königsberger Werke GmbH" - компании, обслуживавшей канализацию, водопровод и трамвай Кенигсберга? В любом случае, все эти крышки связаны с канализацией. Строительство первой полноценной (напорной) канализации началось в Кёнигсберге в 1890-м году и завершилось в 1898 году - были сооружены каналы общей длиной 30 километров, из них 8 км закрытых. В лучшие годы сеть достигала длины 460 км, при этом имелись раздельные ливневая и бытовая системы. Немецкая аккуратность в действии - канализационные коллекторы лежат строго по центру проезжей части улиц, другие коммуникации (телефон, водопровод) - под тротуарами.
Разобравшись с назначением люка, можно попытаться расшифровать большую букву в его центре, которая, должно быть, означает тип канализации. Существует три вида букв: "M", "H" или "R", причем первая обычно попадается в историческом центре города, а крышки с пометками "H" и "R" очень часто располагаются в центре перекрестков рядом друг с другом - признак наличия двух раздельных систем стока. Вполне возможно, что буквы переводятся как "Regen[ab]wasser" (ливневый сток) и "Haus[ab]wasser" (бытовой сток). А "М", в таком случае, это "Mischkanalisation", то есть смешанный сток. Так как достоверной информации немцы не оставили, придется удовольствоваться этим.

Что касается производителей: как можно видеть на фотографиях сверху, чаще других в Калининграде встречается подпись "L.Steinfurt" и ее варианты. Это неудивительно, ведь изготовитель был крупнейшим в городе предприятием. В 1830 году Леопольд Штайнфурт (1804 - 1864) приобрел участок земли на Weidendamm (Вайдендамм; ныне улица Октябрьская) с целью строительства большой фабрики по производству чугунного литья, систем отопления, весов и сельскохозяйственных машин. После смерти основателя его имя было сохранено в названии предприятия. В 1867 г. на нем был изготовлен первый железнодорожный вагон. В 1903 году было принято решение перенести Waggonfabrik L.Steinfurt на новую территорию в районе Ратсхоф (Holsteiner Damm 89-103), поближе к реке и железной дороге. Через несколько лет при владельце завода Феликсе Хейманне началось строительство жилых кварталов для рабочих, большей частью сохранившихся до наших дней.
В 1946 году на базе фабрики Штайнфурта был основан Калининградский вагоностроительный завод, выпускавший в основном грузовые вагоны-думпкары для добывающих отраслей страны.

Круглый люк "L.Steinfurt A-G: 1937 года был обнаружен на улице Баранова. Здесь даже указан стандарт производства - "DIN 1812", кроме того, это самый поздний из датированных немецких люков в Калининграде. Отверстия по кругу крышки стали типовым признаком немецких люков после войны и до наших дней.

Рекламные объявления завода:

Один из первых послевоенных продуктов, выпущенных еще по немецким следам в 1951 году: люк, состоящий из сплошных сокращений. Под названием производителя "КРЗ" может скрываться Калининградский ремонтный завод Минсельхоза, созданный в 1947 году на месте немецкого завода Preßwerk GmbH и с 1956 года переименованный в "Автозапчасть", а затем - в автоагрегатный завод. "ТВК" означает трест "Водоканал", а прекрасная аббревиатура "ФК" переводится как "Фекальная канализация" - лишнее напоминание о раздельной системе стока в городе Кёнигсберге и косвенное подтверждение нашей версии о значении буквы "H" - "Hausabwasser".

Есть люки вообще безымянные или с одной буквой, например "R" и его русский аналог "Л". Можно предположить, что это означает "Regenswasser" = "Ливневый сток", так же как "ФК" - русский аналог бытового стока.
Как пример немецкой идентичности - каждая крышка имеет отверстия для извлечения, заменяющие привычные нам уши. Четыре уха в обойме на первой фотографии - верный признак, что не все в порядке: старую крышку, видимо, запихали в советское кольцо.

Улицы к востоку от зоопарка. Первое фото - здание ФСИН и следственный изолятор на улице Ушакова.

Мост улицы Брамса через зоопарковый ручей и фасад дома №4 на улице Руставели.
Название улицы имени знаменитого музыканта Брамса сохранилось с довоенных времен, хотя в советское время она носила имя А.Жданова - "достойного" партийного деятеля, на закате советской власти неожиданно оказавшегося организатором репрессий и нехорошим человеком, поэтому его имя заслуженно отовсюду убрали.

Окраинная застройка Кёнигсберга хорошо подходит для прогулок и поиска различных декораций, сохранившихся на фасадах домов, хотя кое-что можно обнаружить и в центре города, а местами и в окружении спальных районов. На пересечении улиц Чайковского и Зоологической находится памятник А.И.Рыбникову, раньше он был сделан из белого бетона, после ремонта установлена новая черная доска с текстом.

Площадь на пересечении улиц Чайковского и Леонова. На одной стороне - почтовое отделение, на другой - памятник Пушкину, установленный в 1993 году.

Улица Чайковского, 17 - в особняке с барельефом "Hanse" помещается одноименная гостиница-хостел с рестораном.
Иногда на тротуарах встречаются бетонные блоки, подписанные "Feuerwehr" - по идее, надпись означает "пожарная часть", и внутри может быть водопровод, тот самый, что снабжает гидранты. Если канализация в городе проходит по середине улиц, то водопроводу самое место под тротуарами.

Улица Репина, 6. Плитки-барельефы у подъезда трехэтажного жилого дома - памятника архитектуры.

Мемориал летчикам-балтийцам на пересечении Советского проспекта и улицы Гайдара открыт в 1974 году.

Немецкий люк 1926 года с подписью "Victoria Giesserei". Чугунолитейный завод "Виктория" находился в Кёнигсберге, основан в 1898 году, его владельцем был инженер Фриц Виттмозер (Fritz Wittmoser). В адресной книге 1938 года он называется "Victoria Eisengiesserei & Maschinenfabrik" и числится по адресу Cranzer Allee 165-167 - теперь это улица Александра Невского. После войны в этом месте расположилась главная площадка Калининградского ремонтно-механического завода (КРМЗ), основанного в 1945 году, согласно исторической справке, на базе "трех мастерских". Ныне это завод "Балткран", производивший люки и чугунное литье как под старым названием в 1950-60-е, так и под новым в 90-е годы. Можно уверенно говорить, что их производство было унаследовано именно от "Виктории" (фото продукции КРМЗ см. ниже).

На озерной набережной города Светлогорска были обнаружены хорошо сохранившиеся люки, вероятно, тридцатых годов, с надписью "Victoria Eisengiesserei". Показательно, что без всякой аббревиатуры "KW" в центре - вместо этого добавлено указание на место производства: "Koenigsberg Pr[eußen]".

Достаточно малочисленными можно считать люки с подписью "Odinwerk". Завод "Одинверк" основал в 1922 году Хуго Штиннес (Hugo Stinnes, 1870 - 1924), крупнейший и влиятельный промышленник в Германии, политик, владелец многочисленных фабрик и заводов, газет, пароходов (а также многих других вещей) и "король инфляции". А его дочь Клеренора Штиннес стала автогонщицей и первой в мире женщиной, совершившей кругосветное путешествие на автомобиле. Машиностроительный и чугунолитейный завод Odinwerk располагался в районе Розенау и входил в объединение Ostpreußische Maschinengesellschaft. Штиннес умер в 1924 году, как раз, когда у его империи начались финансовые проблемы, и она быстро распалась. Далее владельцем завода "Одинверк" был Horst Rögler. В 1938 году он назывался "Odinwerk Maschinenfarbik und Giesserei", владельцы - Fritz Bartlick & Horst Rögler, адрес - Aweider Allee 59/65. После войны улица была переименована в Аллею Смелых, и на этом месте - Калининградский опытный завод промысловой техники. Сам же завод "Одинверк", похоже, перебрался в город Раштатт, где и числится до сих пор. Но его старое название сохраняется на крышках Калининградской области.

С большой буквой "H" посередине - может быть как гидрант (хотя у подземного гидранта свой собственный дизайн), так и сокращением от "Hausabwasser" - бытового стока.

Сточные решетки в Калининграде (и области) также весьма интересны. Некоторые из них цельные, но большинство состоит из двух половинок на петлях. Все они устроены у края проезжей части под бордюром (а не на верхушке, как у нас любят), чтобы вода могла беспрепятственно стекать в дождевой коллектор, проложенный на середине улицы.
Многие решетки подписаны названиями компаний, и нетрудно понять, что большинство их в Кёнигсберге выпущено местным чугунолитейным и машиностроительным заводом Union Giesserei, который был основан 1 мая 1828 года на Butterbergs Straße (основатели - Gustav Schnell, Friedrich Laubmeyer и Carl-August Dultz). В 1846 году руководителем компании стал Иоганн Г. Остендорф, вскоре началось производство паровозов и котлов, позже кораблей. В декабре 1855 года был выпущен первый паровоз для Восточной Прусской железной дороги, в 1899 году - уже тысяча. В 1907 году начались работы по постройке новых корпусов предприятия в районе Contienen.

После Первой Мировой войны Германия потеряла часть своих земель (отданных Польше), и Восточная Пруссия стала эксклавом. Находясь в изоляции от основной территории страны, компания Union Giesserei испытывала финансовые проблемы с производством, несколько лет удерживаясь благодаря Osthilfe - плану "восточной помощи". Но в 1929 г. выпустили последний локомотив, а в следующем году компанию приобрел гигант машиностроения F.Schichau GmbH, владельцы нескольких верфей, в том числе в нынешнем г.Балтийске. В 1931 году Union была закрыта окончательно. Возможно, поэтому стандартных люков с их подписью - таких, как на фото ниже - известно совсем немного, а сточных решеток много, потому что они сохранились от более ранних времен.

Решетки завода L.Steinfurt удерживают второе место по численности, но иногда на них встречается дата. Например, 1901 и 1928 год. Есть и послевоенные советские решетки похожего вида, и современные от завода "Балткран" - идейного наследника литейки "Виктория". Администрация города уже давно поднимает вой по поводу засорения решеток и порывается все их заменить. Однако в немецкие времена решетки вполне справлялись, так что возникает смутное подозрение: может быть, проблема не в решетках, а в лени и некомпетентности и типично русском желании сэкономить на каждой мелочи?

При должном внимании на улицах города можно встретить и другие, более редкие решетки местного производства. Например, подпись фирмы "F. Faltin" мне не удалось найти. И лишь единственный раз в Амалиенау попался люк, подписанный "Rud. Wermke Heiligenbeil". Рудольф Вермке (1842 - 1897) - фабрикант, который жил и работал в городе Хайлигенбайль в Восточной Пруссии и основал там в 1870 году фабрику сельскохозяйственных машин и инвентаря - Rudolf Wermke Ostdeutsche Maschinenfabrik, ставшую крупнейшей в регионе и заслужившую со временем медали и награды. После войны город был переименован в Мамоново, на месте фабрики устроили консервный комбинат.
В Мамоново существовала решетка с более полным названием компании, в 2019 году ее выломали в ходе ремонта улиц и замены "вечного" гранитного бордюра на современный бетонный.

"G.Lucas", что означает Георга Лукаса, владельца фабрики "Georg Lucas Maschinenfabrik, Eisen- und Metallgiesserei" на Domnauer Straße 2-4 в районе Розенау (сейчас - улица Клавы Назаровой). Этот товарищ делал и круглые люки, но они мне не встретились - искать нужно на окраинах города.

Застройка Комсомольской улицы (бывшая Аллея Луизы - Luisenallee) считается одной из самых интересных в городе, и соседние улицы ненамного отстают. Исторически это район Миттельхуфен (Mittelhufen), переходящий на западе в Амалиенау - он несколько пострадал во время войны, и прогалы в застройке были заполнены новыми домами, но сохранилось немало немецких зданий в два-три этажа.

Одно из классических среднеэтажных зданий на Комсомольской улице - жилой дом №37-39А - бывший купеческий приют (Konopackische Kaufmanns-Stift) 1903 года постройки с остатками надписи между окнами лестничной галереи.

Дома на Комсомольской улице.

Дом №24 имеет под крышей дату "1902 AD". "Сталинских" зданий в городе немного, но обычно они вписываются в застройку. Например, дом №20 постройки 1956 года на Комсомольской улице, который выдает не столько внешний вид, сколько советские люки от Омского завода "Машиностроитель" у его подножия (фото №3).

Комсомольская ул., 3 - здание Народной школы для девочек имени Иоганны Амброзиус, построенное в 1890 году. Сохранилась надпись над входом: "Johanna Ambrosius Schule". Его идейные родственники из кирпича: на третьем фото - жилой дом на Зоологической улице с добавлением ребристого декора; на четвертом - сохранившаяся надпись "gegr. 1821" ("основан в 1821 году") на фасаде дома №12-14 по улице Пугачева, где в немецкое время находился приют Харденберга - аналог дома престарелых, а до последнего времени - музей-квартира "Altes Haus".

Параллельная улица Шиллера сохранила название с немецких времен, а у других улиц названия советские.
Первоначальные планы застройки этих районов предполагали определенный внешний вид домов, и высоту не более двух этажей. Но в дальнейшем появились и более высокие здания.

Большие люки с надписью "Franz Mosenthin Leipzig-Eutritsch" ("Франц Мозентин, Лейпциг-Ойтрич") можно найти на тротуарах в центре Калининграда. Сделанные по типу менажницы с заполненными бетонной смесью выемками, они бывают прямоугольной и квадратной формы с отдушинами по краям и встречаются также в других городах области. Судя по размеру, люки предназначены для какого-то коллектора, особенно можно отметить их сходство с большими люками польского телефона. А для чего нужен квадратный вариант?
Литейная и машиностроительная фабрика "Franz Mosenthin - Eisenbaufabrik und Eisengießerei" была основана в 1864 году в пригороде Лейпцига (Ойтрич - вскоре вошедший в состав города) в районе Mörickestraße, и как можно видеть в объявлении, вскоре уже получила множество золотых и серебряных медалей. Затем она упоминается на Delitzscher Straße 49, а до и после Второй Мировой войны - на Zschortauer Strasse 74-76, выпуская "все виды литья, особенно для машиностроения, канализации". Компания существовала до 1953 г., затем была преобразована в VEB Montan Leipzig. Существуют и обычные круглые люки с ее названием.



Проспект Мира в районе площади, образованной отходящим проспектом Победы и трамвайным кольцом. В 2012 г. здесь установлена скульптура с котом и птицами.

Трамвай здесь больше не ходит, как и во многих других местах. Но рельсы еще хорошо видны.
В одном из ближайших зданий сохранился печной портал с надписью "Emil Kirst Backofen Fabrik Stettin". Печная и машиностроительная фабрика Эмиля Кирста в городе Штеттин (ныне Щецин в Польше) упоминается в 1900-1930-х годах в многочисленных объявлениях.



С площади видна поднимающаяся над кронами башня кирхи памяти королевы Луизы, находящейся в Центральном городском парке культуры. Лютеранская кирха, названная в память о королеве Пруссии Луизе (1776-1810), была построена в 1901 году.

В 1960-х годах поврежденное здание кирхи хотели снести, но потом решили отдать под театр кукол, занимающий его с 1976 года. Коричневый домик на фото - остатки "Императорского охотничьего замка", построенного в 1891-1893 г. - теперь администрация парка. Остальные здания комплекса сгорели во время войны или были позже разобраны.

Памятный знак участникам восстановления и развития Калининграда и области - открыт в центре парка 28 декабря 2012 года. Неподалеку стоит памятник Высоцкому, открытый в 2006 году.

Барельеф с птичкой на старом доме на улице Дмитрия Донского.

Памятник литовскому поэту и переводчику Людвикасу Резе в Литовском сквере открыт в 2005 году.

Район Амалиенау (Amalienau) строился в начале XX века как "город-сад" - комплекс вилл для граждан состоятельного класса, с небольшими площадями и улицами, пересекающимися под углом - это красиво смотрится на спутниковом снимке, а с земли еще лучше. Район мало пострадал во время войны и сейчас считается одним из самых интересных исторических пространств в городе - вместе с другими подобными местами на окраинах, уступающими по размеру.

Кирха св. Адальберта (пр-т Победы, 41). После войны колокольня потеряла навершие, была разрушена пристройка, в самом здании устроили перекрытия, и там находилась лаборатория ИЗМИРАН. В 2018 году здание передано РПЦ и началась его реставрация под храм Дмитрия Донского - возможно, советские безобразия исправят.

Здания в Амалиенау.

В районе озера Поплавок, в последние годы сильно изгаженного благоустройством.

Проспект Мира, дворец культуры рыбаков (дом №87) и советские жилые дома.

Некоторые дома были выстроены на месте нескольких более старых и имеют сразу несколько номеров.
Мемориальные доски капитанам дальнего плавания И.И.Алексееву и Г.А.Носалю установлены почти напротив ДК, на доме №124 по проспекту Мира.

Дома в районе пересечения проспекта Мира (до войны - Хаммервег) с Коммунальной улицей.

Сквер Шопена в Амалиенау - типовая немецкая площадь квадратной формы с выходящими на нее фасадами домов по каждой из сторон, на пересечении ул. Коммунальной и Степана Разина. До войны - Цитенплац (Zietenplatz). Имеет статус объекта культурного наследия. В 2010 г. здесь установлен бюст композитора и пианиста Фредерика Шопена, переданный Польшей в дар Калининграду.

Улицы Степана Разина (бывшая Steinmetz str.) - Красная (Schrötter str.).

Проспект Мира, 65 - здание, в котором размещалась военная комендатура города.

Коттедж на Белорусском сквере - бывшая Luisenplatz на пересечении улиц Кутузова и М.Расковой.
В окраинных районах много зелени. Конечно, здесь косят траву, но далеко не так исступленно, как в Москве (где этот маразм распространился в чудовищных масштабах) и поэтому сохранились какие-нибудь газоны.

Белорусский сквер и вилла Шмидта (Марины Расковой, 23).

Трамвай Калининграда - самая западная и старейшая в России сеть, построенная в 1895 г. и использующая метровую колею. Как и во многих российских городах, она пребывает в состоянии медленной гибели - сеть маршрутов исчезла буквально за несколько лет, и в 2019 году остался лишь один-единственный маршрут №5, следующий через город, который может быть закрыт в любой момент. Так что на нем обязательно нужно было прокатиться.
Трамвайное хозяйство города по данным 1937 года состояло из 52 километров двухколейных путей и трёх парков. Теперь многие направления закрыты, и скорость вагонов далеко не московская - ведь нормально разогнаться нельзя, иначе вагон слетит с кривых рельсов, многие годы не знавших ремонта. Поэтому и пассажиропоток небольшой. Всё это обычно заканчивается закрытием трамвая "из-за невостребованности", а по сути из-за неохоты городских властей тратить деньги на его содержание. Пойдет ли Калининградский трамвай по пути десятков российских городов?

Трамвай снят у пересечения улиц Красной и Карла Маркса. Здесь же стоит и памятник самому Марксу - одному из вдохновителей нашего утопического коммунистического эксперимента. Улицы к северу отсюда - Лейтенанта Яналова, Каштановая аллея - являются частью исторического района Амалиенау.

Улица Чернышевского, 56А - корпус Балтийского федерального университета (БФУ) имени Канта. Бывшая школа им. Теодора Готтлиба Гиппеля и профессора Кристиана Якоба Крауса - здание с двумя ризалитами, в которых находились отдельные входы (для мальчиков и девочек), над входами - картуши с фруктами и совами, сверху - часовая башенка, восстановленная в 90-е годы. С 1948 года здесь находился Калининградский пединститут - предшественник БФУ.
Доска И.Н.Федосову находится на здании лицея-интерната - бывшего Восточно-Прусского заведения для глухонемых (Каштановая аллея, 143).

Каштановая аллея и улица Чернышевского (бывшая Stägemannstraße) с табличкой под старину.

Улица Чернышевского, 84 - "дом с белкой". Над входом - барельеф с этим зверьком и желудями. Нумерация домов по улице сохранилась от немецкого времени.

Люки гидранта в городе делятся на две категории: в некоторых районах они подземные (как везде в России), в других - преимущественно наземные, унаследованные от немецкого прошлого Кёнигсберга. И тех и других становится все меньше, но еще сохранилось немало довоенных экземпляров. Практически все крышки подземного гидранта имеют овальную форму (согласно DIN - немецким аналогам ГОСТ, впервые созданным в 1917 году) в квадратной подложке - широко распространенный европейский дизайн, который встречался везде, в городах Германии, Италии, Югославии, Польши, Чехии.
Калининградские гидранты в большинстве выпущены компанией Bopp & Reuther из города Мангейма - крупнейшим предприятием по производству запорной арматуры, c 1925 года вошедшей в состав не менее крупного объединения Vereinigte Armaturen Gesellschaft mbH (VAG). Крышка подписана именем VAG (а слева виден логотип "Bopp & Reuther" в виде задвижки с буквами B&R, чтобы было понятно, кто на самом деле автор).

Современные гидранты (в целях совместимости) сохраняют старую овальную форму, только без квадратной обоймы, и подписаны они названиями уже совсем других фирм - Norson, Materbud (две польские компании), BWB (Berliner Wasserbetriebe). Ранее невиданные в нашем Советском Союзе, после его распада крышки такой формы (и их круглые младшие братья) начали просачиваться из Европы и стали привычными в Москве и других крупных городах.

Встретив крышку гидранта с надписью "Polte Magdeburg", я поначалу принял ее за современную, а оказалось, что все куда серьезнее. Эта некогда хорошо известная компания основана в 1873 году, с 1885 года ее владельцем был Ойген Польте (Eugen Polte). Она была крупным производителем арматуры, машин, патронов и корпусов снарядов, станков, столовых приборов и многого другого. Весной 1934 года на заводе в Магдебурге работало 7000 человек, и по плану нацистов Polte должна была стать крупнейшим производителем боеприпасов в Европе. К ним были присоединены заводы-филиалы, на которых использовался труд узников концлагерей. В 1945 году оборудование было вывезено в СССР, вскоре предприятие оказалось на территории ГДР и было преобразовано в арматурный завод "Карл Маркс".

Наземные гидранты - маленькие памятники исторической среды Кёнигсберга - имеют несколько разновидностей, и почти все сделаны той же компанией "VAG" из Мангейма или ее предшественниками - "Бопп и Ройтер". В 1872 году Карл Ройтер и Карл Бопп основали фирму для производства насосов и трубопроводной арматуры. В 1897 году был построен чугунолитейный завод в Вальдхофе, пригороде Мангейма. В начале XX века компания обеспечивала 60% мирового производства водопроводных клапанов. Как уже было сказано, в 1925 году они вошли вместе с другими производителями арматуры в торговый союз "Vereinigte Armaturen Gesellschaft GmbH" (VAG).
В 1943 г. компания числилась в адресных книгах как "Bopp & Reuther G.m.b.H. - Armaturen- und Messgeräte-Fabriken", адрес - Mannheim-Waldhof, Carl-Reuther-Straße. Владельцами были Фриц Ройтер, фрау Марта Ройтер и Отто Берингер. Компания существует до сих пор, хотя уже не совсем та, что была.

А в Калининграде встречаются гидранты и с названием "VAG" - вариант "с юбочкой" - вероятно, более поздний, чем предыдущие. Третий тип гидранта - самый красивый, с головами рыб - настоящее произведение искусства. Видны сокращения: "Wasserw. AG Frankf." - какое-то предприятие из Франкфурта? По данным администрации Калининграда, в городе установлено более 2,5 тыс. пожарных гидрантов всех типов, из которых около 10% довоенной постройки.

Судя по постам в сети, горожан волнует исчезновение старых гидрантов (как и крышек люков), некоторые из которых возвращаются, но другие заменяют современными (на фото сверху - верхушка одного из таких на площади Победы, сделанного заводами PAM). Ведь гидранты являются частью сети и должны быть в рабочем состоянии. Починить их невозможно в связи с отсутствием запчастей, а объявить памятниками нельзя (читай: неохота). В результате старых гидрантов осталось значительно меньше, чем было.

Калининградский областной драматический театр открылся в 1960 году в восстановленном и перестроенном здании старого драматического театра на Сталинградском проспекте (ныне проспект Мира, 4). На последнем фото - старые ворота стадиона "Балтика" на противоположной стороне проспекта.

Памятник немецкому поэту и драматургу Фридриху Шиллеру находится в сквере напротив драмтеатра. Был открыт 10 ноября 1910 года и в советское время сохранился, даже был отреставрирован.

Здание Земельного и Административного суда (проспект Мира, 2) построено в 1913-1917 годах. В настоящее время его занимает Калининградский государственный технический университет.

Скульптурная композиция "Борющиеся зубры" была открыта в ноябре 1912 года перед старым зданием Земельного суда (новое здание, которое сохранилось до наших дней, еще не было построено). Скульптор - художник-анималист Август Гауль (1869-1921). В советское время зубры перемещались, некоторое время проживали в зоопарке, прежде чем были возвращены на историческое место.

Рядом на проспекте Мира находится штаб Балтийского флота - здание бывшей Верховной Дирекции почт, постройка 1916 года. Фасад с колоннами в стиле неоклассицизма кажется типичным для сталинской архитектуры. Но нет, таким он был построен изначально, а после войны здание восстановили почти в первоначальном виде, только крыша стала плоской, и исчезло окно в портике. В 2003 году рядом был открыт памятник Петру I.
Мемориальные доски находятся на главном корпусе КГТУ (Советский проспект, 1).

Комплекс зданий Восточно-Прусского радио и государственного архива построен в 1929-30 годах на Salzastrasse (пр-т Мира, 9-11). В архитектуре здания сразу же узнается конструктивизм.

Здание управления сетей "Янтарьэнерго" (Театральная ул., 34). Согласно табличке, это бывшее учреждение почтово-чековых расчетов, построенное в 1924-26 годах. Советский герб, разумеется, добавлен позднее.

Улица Профессора Баранова (бывшая Wallstraße) начинается от площади Победы - самого крупного транспортного узла города (исторический район Штайндамм), проходя параллельно улице Черняховского почти по Верхнего пруда. Хотя сама она невзрачна, на улице находятся такие памятники истории, как бывший Дом Техники, башня "Врангель", старый рынок и четырехэтажное здание школы-гимназии имени Гинденбурга. Сейчас в нем корпус Калининградского государственного технического университета, на фасаде - мемориальные доски.

Мемориальные доски на здании КГТУ.

Центральный участок ул. Баранова - пешеходная зона между рынком и Домом Техники (Haus der Technik), который был построен в 1924 году по проекту Ганса Хоппа. В нем проводилась ежегодная выставка машин и тяжелой техники. После войны у здания провалилась крыша, но это никого не волновало до последнего времени. А в 2004-2006 годах Дом Техники довольно радикальным образом приспособили под торговый центр. Конечно, никакого внутреннего убранства и планировки не сохранилось, внешний облик тоже пострадал при адаптации. Но сохранились барельефы: на юго-восточной стене - "Рабочий" авторства скульптора Германа Брахерта, на северном фасаде работа его ученика Эрнста Филица - "Мастеровые", похожие на карликов. Работы обеих были объявлены нацистами "дегенеративным искусством" и почти все утрачены.

Центральный рынок. На внешней стене сохранилась немецкая нивелирная марка. Рядом обнаружен турецкий люк от литейного завода "Istikamet Dokum". В основном в городе встречаются ближайшие - польские и литовские люки.

Памятный знак на улице Горького - "Амулет трезвости".

Улица Рокоссовского, 16/18 - дом с почтовыми ящиками на южной стене. В немецкое время - Палестра Альбертина, где находились спортивные сооружения для студентов. Табличка на стене сообщает, что здание было восстановлено в 1959-60 годах (со значительными упрощениями).
Последнее фото - управление ГИБДД (Черняховского, 52).

Башня "Врангель" (Wrangelturm) находится на берегу небольшого пруда - остатка оборонительного рва. Построена в середине XIX века. Как обычно, городские власти не знают, что делать с историческим наследием: башня частично заброшена, частично занята непонятно кем.

Бывший район Трагхаймсдорф - памятный камень и доска на здании областной прокуратуры (Горького, 4) и дом на улице Юношеской.

Улица Госпитальная, сохранившая малоэтажную застройку.

Над подъездами "профессорского дома" №2 на улице Госпитальной сохранились барельефы.

Скульптуры морских животных из искусственного камня, за авторством скульптора Германа Тиле, были установлены в 1913 году возле западного водосброса Верхнего пруда (отводящего воду в Парковый ручей). Изображают морского слона (Seeelefant), морского льва (Seelöwe), моржа (Walross) и тюленя (также известен как "морская собака" из-за неудачного буквального перевода слова "Seehund"). После войны скульптуры пострадали, две остались без голов, и только в 2009-10 годах в ходе благоустройства набережной прошли ремонтные работы, результат которых оказался, мягко говоря, неудачным - пришлось все исправлять и делать настоящую реставрацию в 2012 году.

Верхний пруд-озеро (нем. Обертайх) окружен прогулочной зоной. Площадь пруда - 41,1 га, часть воды сбрасывается к башне "Врангель" в Парковый ручей, проходящий затем через зоопарк, еще немного - в противоположную сторону к башне "Дона" (музей янтаря), остальное уходит через дамбу в Нижний пруд. Эти башни-укрепления строились для прикрытия озера с обеих сторон, а вокруг его северных берегов расположены районы старых немецких вилл.

Совет для гостей города, желающих увидеть старые крышки люков - вероятно, уже излишний, так как об этом было сказано выше - искать надо в старых окраинных районах, наподобие Марауненхофа возле Верхнего пруда или уже не раз упомянутого Амалиенау. Там их концентрация превышает половину от общего числа, хотя далеко не все хорошо читаемы или хотя бы имеют надписи, а вот в центре города и на крупных улицах старых люков, как и старых домов, очень мало - исчезли при советской перестройке.

Крышки с надписью "H.Behrendt Pasewalk" не ограничиваются Калининградом - это всего лишь российский кусочек некогда огромной территории, на которой отметился чугунолитейный завод Hirsch Behrendt Eisengisserei из города Пасевальк в Померании. Его основал в 1872 г. Гирш Берендт, затем заводом владел его сын, инженер Пауль Берендт, который превратил его в крупное предприятие по производству сельскохозяйственных машин и чугунного литья, в том числе люков для водопровода и канализации. В лучшие годы на заводе работало более 200 человек, П.Берендт был почетным гражданином Пазевалька, внес большой вклад в развитие города, под его руководством в нем были проведены газ, водопровод и канализация. Но после прихода нацистов к власти у Берендта нашли еврейские корни, он был вынужден закрыть завод в 1934 году и умер в 1939 году, его сыновья эмигрировали из страны, а жена и дочь погибли в лагерях. В 1938 г. во время погрома в Пасевальке была сожжена синагога и разорено еврейское кладбище. До наших дней остались только многочисленные крышки люков (известен почти десяток разных видов) в немецких и польских городах, напоминающие об этом процветавшем заводе.

На примере люка H.Behrendt мы снова встретились с этой интересной формой в виде перекрещенной менажницы, которая мне понравилась больше остальных, и которая также использовалась фирмой Union Giesserei. Поскольку обе эти компании исчезли в начале 1930-х годов, очевидно, что такой вариант является более ранним, чем обычный для Кенигсберга "плотный" люк с квадратиками - вернее всего, он использовался только в этом городе, так как в других местах подобного не замечено. На одном из сайтов утверждалось, что "дырявые" люки делались при нацистах, так как металл требовался на войну - но, как мы можем видеть, кёнигсбергская "менажница" гораздо старше нацистов и не имеет к ним никакого отношения. По картам похоже, что все места, где находили эти люки, уже существовали в 1910-х годах, так что они могли быть установлены как в 1920-е годы, так и даже раньше.

Последний из исторических производителей, которых удалось найти в Калининграде: "Braunsberger Maschinenfabrik". Полное название в адресных книгах - Braunsberger Maschinenfabrik, Eisen- und Metallgießerei, машиностроительный и чугунолитейный завод, в городе Браунсберге бывшей Восточной Пруссии: теперь город Бранево в составе Польши. Владелец - диплом-инженер Hugo Klammt, адрес - Munzstrasse, 14. В других городах, бывших когда-то немецкими, а ставших после войны польскими, можно найти еще немало чугунных крышек от местных заводов, из городов вроде Растенбурга (ныне Кентшин) и Алленштайна (Ольштын) или привезенных из других мест Германии. Возможно, где-то в Калининграде тоже есть что-нибудь, пока не найденное.

Дамба Верхнего озера. Кирпичи буквально усыпаны многочисленными клеймами V.M.Zimau с разными циферками (вплоть до 16). Клейма Zimau (а их несколько видов) относились к кирпичному заводу Neu Zim(m)au в округе Wehlau в Восточной Пруссии. Производство было основано там в XVIII веке. Считается, что указанное клеймо происходит из того периода, когда владельцем завода был Friedrich von Maree (от его фамилии - первые две буквы).
Местами на дамбе и соседних военных укреплениях встречаются и другие клейма: "Potawern" - кирпичный завод в Потаверне, в округе Wehlau (ныне поселок Потапово), "Plauen" (считается, что хозяином производства был барон фон Плауэн), "Patent" и "Sprindlack" (кирпичный завод в пос. Шприндлак, ныне Григорьевка Калининградской области).

Клеймо "Plauen" на участке крепостной стены над дамбой Верхнего озера.

Башня "Дона", названная в честь генерала-фельдмаршала Фридриха Карла Дона, выстроена на восточном берегу озера. Основная ее часть сооружена в 1853-54 годах. В 1979 году в ней открылся Музей янтаря - самый известный в городе музей, активно посещаемый туристами и обросший магазинчиками, торгующими сувенирами разной степени ценности, содержащими янтарь. Вокруг башни расположен ров, подпитываемый из Верхнего озера и связанный со старыми крепостными рвами на Литовском валу.

Железный трон и другие украшения возле входа в музей.

Внешние сооружения и плотина рва. Башня "Дона" реставрировалась с 1969 года.

Россгартенские ворота, спроектированные в 1853 году, находятся рядом с музеем янтаря. По бокам от главной арки расположены два медальона-портрета, изображающие прусских генералов Г.Шарнхорста и А.Гнейзенау.

Площадь Маршала Василевского находится напротив Россгартенских ворот, в начале Клинической улицы - здесь установлен памятник героям штурма города-крепости Кёнигсберг, обсаженный елками и боярышником. В 2000 году был открыт памятник самому маршалу А.М.Василевскому.

Улица Литовский вал - это бывшая линия укреплений, идущая от Верхнего озера до реки Прегель. Первые земляные бастионы и деревянные ворота начали строиться в 1626 году, в середине XIX века в этом же месте построили вторую линию укреплений с сохранившимися до наших дней бастионами Обертайх и Грольман, ворота были перестроены в кирпиче (Росгартенские, Королевские и Закхаймские). Нынешняя улица проходит вдоль крепостной линии - бастионы и крепости пребывают в плачевном состоянии - заняты непонятными организациями либо (большей частью) просто разрушаются. Однако на каждом есть табличка "состоит на учете" (может быть, вполне) и "охраняется государством" (это, к сожалению, неправда). Улица Литовский вал совсем не туристическая, а ведь здесь можно было сделать много интересного и приспособить старые постройки под что-нибудь лучшее, чем автосервисы и склады, чтобы привлекать гостей города. Например, массивная казарма "Кронпринц" (1843-1849 г.) с противоположной стороны от валов, тоже входившая в вторую оборонительную линию Кёнигсберга. До войны в ней размещались разные военные службы, а сейчас - всего понемножку. Вокруг в основном современные жилые дома, и мало кто заходит сюда специально.

Фрагменты казармы "Кронпринц".

Бастион "Грольман" местами кем-то занят, с другой стороны заброшен. Поскольку в нем находился командный пункт вермахта, по зданию стреляли, и его стены до сих пор красуются весьма серьезными дырами. Хотя есть табличка с гордой надписью о реконструкции. Сам же Литовский вал и берега оборонительного рва используются как место для прогулок (на первом фото).

На редюите бастиона, выходящем на красную линию улицы, обнаружено клеймо "Patent", встречающееся и в других местах города (принадлежит заводу в поселении Koppershagen). Южные ворота ведут в сауну - вот как используется памятник архитектуры. А еще здесь хотели устроить казино.

Королевские ворота (Königstor) в начале улицы Гагарина относятся к числу тех памятников, которым повезло. Из всех семи сохранившихся ворот они пребывают в самом лучшем состоянии. На них установлены барельефы короля Чехии Оттокара II (слева), короля Пруссии Фридриха I (посередине) и герцога Пруссии Альбрехта I (справа). В первые годы после войны сквозной проезд через ворота был закрыт. В 2004 году начались реставрационные работы - похоже, что все послевоенное внимание было ограничено установкой нивелирных марок на стенах, и ворота сильно обветшали. В феврале 2005 года они были переданы Музею Мирового океана. Внутри разместилась экспозиция, посвящённая Великому посольству Петра I в Европу.

Слева направо: памятный камень рядом с Королевскими воротами, сохранившийся образец немецкой архитектуры на улице Фрунзе, 105 (бывшее Пожарное общество), чудеса советского домостроения напротив, и маленький лючок полигонометрии с надписью "Pol-P.".

Одна из культурно-исторических точек старого Кёнигсберга, а теперь центр притяжения современного Калининграда - остров Канта, бывший Кнайпхоф (Kneiphof), в прошлом - центральный район города, покрытый улочками, домами и соединенный пятью мостами с большой землей. После войны все это подверглось серьезным разрушениям и было полностью расчищено: остался только поврежденный собор, и больше ни одного здания на всем острове. В 1970-е годы через остров прошла эстакада Ленинского проспекта, в связи с чем исчезли два исторических моста, и остался только один, ведущий на остров из Рыбной деревни (и от новой синагоги) - старый Медовый мост (Honigbrücke).
Глядя на первую фотографию, можно ли сказать, что это бывший немецкий город?

"Рыбная деревня" - новодел с уклоном в старину. Это своеобразная "потёмкинская деревенька", застроенная в 2006-2010 годах в стиле довоенного Кёнигсберга.

Здания и скульптуры, конечно, не исторические, но свою роль выполняют - привлекают туристов.

Общее представление об том, каким был остров, дает эта старая гравюра. Видны все мосты, сверху - замок, над ним - Верхний пруд.

Вид на кафедральный собор - единственное сохранившееся здание на острове - со стороны единственного старого моста. В музее собора находится макет Кнайпхофа, каким он был до начала войны, выполненный калининградскими художниками в 1994 году. К северу от собора установлен памятник герцогу Альбрехту Бранденбургскому (1490-1568) - последнему великому магистру Тевтонского ордена и первому герцогу Пруссии. Первый памятник был установлен в 1891 году, но исчез при советской власти - очевидно, кто-то из партийных функционеров похитил себе на дачу. В 2005 году была открыта его современная копия.

Могила Канта снабжена белой памятной доской - даже советская власть признала, что это место подлежит охране. Иммануил Кант был похоронен у стен собора в 1804 г., а к 200-летнему юбилею философа, в 1924 году, вместо старой часовни была построена открытая колоннада с гранитным кенотафом по проекту Фридриха Ларса. На стенах собора находятся доски, местами восстановленные, посвященные захороненным здесь известным людям.



Главный фасад собора - с другой стороны и в другой день. Так он выглядит с запада.

Памятник Петру I, стоящий у северо-западного угла здания, создан в 1983 году.

В 1970-х годах на пустынных лужайках острова были расставлены скульптуры, наподобие московского парка Музеон. Они стоят и сейчас, перемежаясь стендами с информацией об исчезнувших улицах. А перед южным фасадом собора сохранилось несколько люков 1936 года от вагонзавода Штайнфурта - все, что осталось от местной канализации.

Вид с советского моста Ленинского пр-та на северный пролив (видна крыша синагоги) и площадь перед собором.

Мост-эстакада над островом Канта был открыт в 1972 году. С него спускаются пешеходные лестницы, но транспорт полностью проходит над островом, не касаясь его. При постройке эстакады были снесены два самых старых моста Кёнигсберга - Лавочный (Krämerbrücke, 1286 г.) и Зелёный (Grünebrücke, 1322 г.). На первом фото - вид с северной части эстакады на Московский проспект, еще одну советскую магистраль. Посреди газона проходят трамвайные пути - но здесь трамвай больше не ходит. На мосту встречаются квадратные люки "ГТС" и "Горсвет".

Ограда моста содержит советские символы и якоря.

Здание биржи возле моста Ленинского проспекта - одиноко стоит на берегу среди новых районов. Ее строительство началось в 1875 году. После войны была повреждена, скульптурное убранство частично утрачено, но сохранились статуи львов. Восстановлена в 1970-е годы, внутри разместился Калининградский областной музей изобразительных искусств. На последнем фото видны корабли возле набережной Музея Мирового океана и его недостроенный корпус - это ведь не штаб Пенсионного фонда, поэтому денег на достройку не хватает.

Улица Серпуховская - одна из тех, куда гости города не заходят. Она проходит через исторический район Форштадт, где сохранились лишь единичные старые здания, остальное застроено в советские времена. На самой Серпуховской улицах, как и параллельном ей Ленинском проспекте, одна за другой тянутся самые обыкновенные хрущевки. Хотя в самом начале улицы можно увидеть здания бывшей Государственной Янтарной мануфактуры (Bernsteinmanufaktur). На административном здании указана дата восстановления - 1952 год. Но с тех пор прошло много времени, и здание пребывает в разрухе. Соседний производственный корпус передан Музею Мирового океана с надеждой на будущее.

Советских люков в Калининграде предостаточно, и некоторые прибыли из соседних республик - Белоруссии и Литвы, но как обычно бывает, не меньше их было привезено из гораздо более далеких мест - Москвы, Алапаевска, Иваново, Ржева. Заводы в двух последних городах - "Ивтекмаш" и Ржевский краностроительный - почему-то особенно любили снабжать прибалтийские республики, а Калининградская область - та же Прибалтика.

Слева направо: Союзтелефонстрой (1950-е годы), Ивановский ремонтный завод "Сельхозтехника" (начало 1970-х гг.) и он же с новым логотипом (1979 год). Из маленьких местных сюрпризов - последний люк с надписью "Radviliškio ŽŪMG" (сокращение от Žemės ūkio mašinų gamykla) - Радвилишкский машиностроительный завод в Литве, в городе Радвилишкис, основанный в 1949 г. Он работает и сейчас под названием UAB "Radviliškio mašinų gamykla".

"Воложинский РПК" - это сделано в Белоруссии, райпромкомбинат в городе Воложине Минской области. Позже здесь было создано отделение Госкомсельхозтехники, а производство чугунного литья прекращено ради оптимизации производства.

Самое интересное место в центре бывшего района Форштадт - комплекс госпиталя Св.Георга (St.Georgs-Hospital) на Мореходной улице (Turnerstrasse - которая проходит сквозь территорию и закрыта для сквозного проезда). Госпиталь был основан в 1329 году, современные корпуса из красного кирпича построены в 1894-1897 годах. После войны были восстановлены с упрощенными фасадами и крышами. В зданиях разместилось мореходное училище, ставшее позже Калининградским морским рыбопромышленным колледжем. Войдя в главный вход, можно пройти сквозь здание и выйти во внутренний двор.

Во дворе колледжа скромно прячется памятник Ленину.

К территории относятся две бывшие немецкие школы, стоящие напротив на Мореходной улице.

Факт немецкой идентичности №2: дырки в менажницах проходят насквозь - то есть, люк представляет собой сито, а не суповую тарелку, как у нас. Конечно, дырки все равно требовалось забивать деревом, а не оставлять открытыми. Во время прогулок нужно внимательно смотреть под ноги.

Люки с надписью "КРМЗ" неоднократно попадались нам в московском регионе. Была версия, что их производил Калининградский ремонтно-механический завод - до середины 1950-х годов известный как "КЛМЗ", а еще раньше - "Victoria Eisengiesserei". В Калининграде встречаются как два уже известных вида, так и новый вариант с пометкой ГОСТ 3634-61, причем довольно часто. В начале 90-х годов КРМЗ переименован в завод "Балткран" - есть на люках и это название. Они выпускали и другое непрофильное литье, например, спортивные гири.

Калининградский зоопарк, бывший Königsberger Tiergarten, выглядит несколько лучше и просторнее московского, а может, это только кажется из-за меньшего числа посетителей. Основан в 1896 году по предложению Германа Клааса и заново открыт в 1947 году после восстановления разрушений.

Над скромной входной группой - советские скульптуры зверей. Сразу после входа в круглой яме живут еноты.

На территории сохранилось несколько старых зданий. Одно из них - администрация с черной мемориальной доской, построенная как ресторан в 1911 году. После войны использовалось под слоновник.
О довоенной жизни зоопарка рассказывают несколько пояснительных плакатов с фотографиями.

Предупреждающие картинки здесь довольно забавные.

В сквере на пересечении Ленинского проспекта и Театральной улицы - почти в самом центре города - в 1974 году был установлен памятник "Мать-Россия" на гранитном постаменте, символизирующий образование Калининградской области и вхождение бывшего города Кёнигсберга в состав РСФСР.

Хрущевки на Ленинском проспекте подверглись облагораживанию и приобрели интересный внешний облик "под немецкие дома". Жаль, что в других городах такого не делают - но ведь с хрущевских времен красота в строительстве считается у нас чужеродным элементом, а тут еще и деньги надо тратить...

Небольшой сквер в районе Burgfreiheit привлекает туристов находящимся здесь музеем-бункером Ляша. Когда-то тут была площадь перед университетом - Парадеплац, на которой стояли конный памятник Фридриху-Вильгельму III и памятник Иммануилу Канту. Оба исчезли где-то в закромах советской власти. В подземном бункере в марте-апреле 1945 года размещался штаб войск под командованием генерала Отто Ляша. Затем он был затоплен, в 1968 году в нем открыли музей. В 1992 году был воссоздан памятник Канту с использованием сохранившегося постамента.

Руины с возвышающимся над ними недостроенным монстром - все, что осталось от королевского замка Кёнигсберга, заложенного впервые еще в 1255 году. Замок пострадал и выгорел в августе 1944-го при налете англо-американской авиации и в апреле 1945 при штурме города, но главный урон ему нанесла в мирное время советская власть, которой эстетика и красота были чуждыми. В 1967 году по решению первого секретаря обкома КПСС Коновалова развалины замка были взорваны. Почти на этом месте начали строительство Дома Советов (он же "голова робота"), заслуженно называемого самым уродливым зданием города. Еще недавно разрабатывались планы по восстановлению тех или иных частей старого города, и даже рассматривалась возможность воссоздания замка, но очевидно, что проект не пошел дальше: подсчитали цену и прослезились. Даже снести это архитектурное исчадие никто не способен.

Нижний пруд (также Нижнее озеро, нем. Schloßteich - Замковый пруд) считается самым старым из сохранившихся рукотворных сооружений Калининграда, он был создан в 1256 году. Вода пруда использовалась для наполнения рвов замка, вместо которого отсюда теперь виден заброшенный Дом Советов, напоминающий ту самую голову робота - закономерный результат полной деградации русской архитектуры.

Через пруд переброшено несколько пешеходных мостов. Средний мост соединяет памятники - капитану Александру Маринеско (2001 год) и героям авиаполка "Нормандия-Неман" (1989 год).

Калининградская область - естественный ареал произрастания омелы (Viscum album), которую можно увидеть на ветвях деревьев в виде плотных шаров с белыми ягодами. Особенно много ее возле Нижнего пруда. В московском регионе этот полупаразитный кустарник не растет.

Клиническая улица в районе Россгартен (Roßgarten) - бывшие улицы Фордерросгартен и Хинтерросгартен. Южная часть улицы почти атрофировалась, в одном месте сквозь нее проходит жилой дом. К северу она постепенно растет, превращается в проезд, появляется движение, и наконец, можно представить, какой улица была раньше. Дальше на север Клиническая улица проходит мимо областной больницы, нескольких старых зданий, в конце выходя к площади Василевского и Росгартенским воротам.

Дом №65 - ОВД Ленинградского района, бывшая комендатура гарнизона Кёнигсберга. Здание построено в 1888-1889 годах, фасад украшают два медальона с головами Марса и Афины. Стены выложены из разноцветного клинкерного кирпича, на них до сих пор видны выбоины от осколков. В 2005 году выгорел третий этаж здания, которое имеет статус объекта культурного наследия, но так и не восстановлено и находится в запустении.

Барельеф с орлами на фасаде.

Клиническая улица, 81 - здание родильного дома, также выстроенное из кирпича разной степени обжига.

Строительство зданий городской больницы милосердия (Krankenhaus der Barmherzigkeit), в честь которой названа улица, началось в 1848 году, но современные корпуса построены в 1920-х годах. В 1946 году была создана Областная клиническая больница, которая находится здесь до сих пор. Перед входом - бюст академика И.П.Павлова.

На третьей фотографии - одно из зданий бывшей ликёрной фабрики Карла Мендталя (ул. Черняховского, 80).

Обыкновенной продукцией советского времени в Калининградской области являются люки, подписанные "МСЗ-11" и датированные от середины 50-х до 1964 года. "МСЗ-11" означает производителя - Мехстройзавод №11 Министерства обороны СССР, основанный в 1947 году. Информации о нем почти нет, только написано, что он был переименован в "МСЗ №212", в последние годы был известен как "212 Завод", потом закрылся.

Самый ранний люк "МСЗ-11" датирован 1955 годом, и его шрифт несколько отличается от поздних.

Черняховский авторемонтный завод (ЧАРЗ) был основан в 1956 году на базе мастерских и подчинялся Министерству сельского хозяйства. Вскоре к авторемонту прибавилось производство чугунного литья, в том числе трубопроводной арматуры - задвижек, затворов, фильтров и других металлических изделий. Завод сумел выжить в 90-е годы и теперь является авторемонтным только по названию, а фактически занимается только литьем металлов. ЧАРЗ - крупный, и точно самый старый из ныне живущих производителей люков для Калининградской области.

Современные люки города - местный колорит. Первые три сделаны Черняховским заводом (в том числе спецвариант к Чемпионату мира), а четвертый - белорусским литейным гигантом "Центролит" из Гомеля.

Европейская чугунолитейная мода здесь весьма популярна - особенно, продукция международной мега-корпорации с французским прошлым Saint-Gobain PAM, но всех обгоняют польские фирмы с примесью литовских, например, люк от компании Ginmika, которая и в Москве наложила несколько гидрантов.

Сточная решетка сделана PAM - обратите внимание, она на шарнирах, и стрелкой указано направление транспорта. Остальные три люка польские - выпущены фирмами Kaczmarek, Fansuld и Norson.

Интернациональная продукция - от европейского концерна Wavin, компании "MagnaPlast" с польскими надписями, и нечто похожее на перевернутую миску - обратная сторона люка, судя по всему.

Снова местные. Слева направо: логотип оператора МБУ "Гидротехник", застройщик "Калининградский строительный концерн" ("КСК"), компании ОАО "Матео" и ООО "Гидроком", которые числятся по одному адресу, и дизайн их люков одинаков.

Логотип завода на двух последних фото нам пока неизвестен.

Однажды утром пошел дождь, и мы направились к музею Мирового океана, чтобы переждать его там. Дождь быстро превратился в сильный ливень, несколько затруднив дорогу и съемку обнаруженных на полпути кирпичных клейм "Cadinen" (с короной - завод в имении Кадинен принадлежал императору Вильгельму II). Музей в этот день был не очень привлекательным: часть экспозиций и корабли были закрыты на выходной. Как оказалось, все остальное тоже было закрыто "на съемки". Что насчет людей, которые специально выделили время для посещения? Их ждал облом и долгое ожидание, пока в музее закончатся более важные дела. К счастью, дождь уже почти прошел, а у музея есть кроме самого здания и обширная территория, полная экспонатов. Можно посмотреть на корабли, разные приборы, части техники и остатки старого железнодорожного моста.

Маршала Баграмяна, 2 - спорткомплекс "Юность". Здесь 22 июня 1980 года состоялся один из последних концертов Владимира Высоцкого. И выступали многие другие известные артисты.

Памятник "Пионерам океанического лова" открыт на набережной 8 июля 1978 года и посвящен калининградским рыбакам, отправившимся в первую и вторую сельдяные экспедиции в 1948 и 1949 годах. Было проведено изучение рыбного промысла, технологий обработки сельди, установлены места ее концентрации.

Плавучий маяк "Ирбенский", построенный в 1962 году на верфи "Лайватеоллисуус" в Финляндии, в 2017 году был пришвартован возле музея. Справа за забором видно медленное и долгое строительство корпуса "Планета Океан", которое в теории должно завершиться в 2020 году.

Музей Мирового океана был образован на бумаге 12 апреля 1990 года по постановлению Совета Министров РСФСР. Однако только в 1994 году, когда у набережной появился корабль "Витязь", музей начал действовать.

Трилобиты, капельки и задвижка с клеймом завода "Армагус" из города Гусь-Хрустального.

Малый подъемный железнодорожный мост на территории музея. Первый мост через реку Прегель на две колеи был построен в 1863-1865 годах для сообщения Лицентского и Восточного вокзалов. После введения в строй нового двухъярусного моста в 1926 году старый мост стал ненужным и был постепенно выведен из эксплуатации. Вокзалы исчезли или превратились в грузовые станции, линия железной дороги была заброшена. В 1995 году средний пролет моста сняли, чтобы пропустить корабли, принимавшие участие в праздновании 300-летия Российского флота.

Судно космической связи "Космонавт Виктор Пацаев" построено (переоборудовано) в 1968 году. С 2001 года является частью музея Мирового океана, но для посещения открыта только небольшая часть его палуб. Корабль по-прежнему находится на службе, периодически принимая сигнал с МКС.

Пакгауз и соседние строения на набережной Петра Великого служат выставочными корпусами музея, и вокруг них установлены многочисленные экспонаты. Здания и мощеное покрытие сохранились от портовых складов, рядом с которыми проходила через мост железная дорога и работал перевалочный узел. В начале 2000-х годов место было восстановлено из запустения, но железная дорога, которая использовалась для перемещения экспонатов, исчезла.

Подводная лодка Б-413 открыта как часть музея в 2000 году. На фоне лодки виден товарный поезд, проходящий по большому (новому) железнодорожному мосту.

Морская экспозиция и гидросамолет "Бе-12".

В целом, наружная часть музея очень интересна и обязательна к посещению всем заинтересованным.

Национальный железнодорожный мост (Reichsbahnbrücke), построенный в 1926 году, до войны был поворотным. В 1960-х годах "оптимизирован" - восстановлен в упрощенном варианте, как подъемный мост с противовесами. Мост двухъярусный - поезда идут сверху, снизу - пешеходы и автотранспорт.

Фридрихсбургские ворота - единственное, что сохранилось от одноименной крепости - находятся в очень неудобном для посещения месте, между промзонами и товарными станциями на Портовой улице. В 1697 году крепость посетил Пётр I, которому здесь установлена доска. В XIX веке крепость стала частью системы окружных валов, и в 1852 году были построены ворота. После войны они оказались на территории ж-д. станции и сильно разрушились, пока в марте 2007 года не были переданы Музею Мирового океана, началась их реставрация, и в 2011 году был открыт музей.

В связи с ужасной погодой удалось посетить территорию бесплатно, а вообще за это берут деньги.

Когда-то в Кенигсберге было более десяти вокзалов, но после Первой Мировой железнодорожную сеть перестроили, и осталось два - Южный (станция Калининград-Пассажирский) и Северный. Первый выполняет основную работу по приему поездов. Северный вокзал намного меньше по размеру и был предназначен, как и сейчас, для обслуживания пригородного сообщения на Раушен и Кранц. Он был открыт в 1929 году и заново в 1964 году, при этом построили новое маленькое здание, а старое немецкое здание, выходящее на площадь, осталось в стороне (на первом фото). Большая часть поездов следует транзитом через тоннель по нижнему пути (второе фото - идет посадка на "Ласточку") до Зеленоградска, и чуть меньше до Светлогорска. Все остальные направления КЖД не электрифицированы.

В 2010 году на территории станции был установлен паровоз-памятник ТЭ-858. Он был построен в Германии в 1943 г. и до середины 1970-х годов эксплуатировался Калининградским отделением Прибалтийской ж-д. (КЖД с 1992 года) Затем ржавел на хранении в Черняховске, прежде чем был по частям доставлен к месту установки.

Ожидание утреннего поезда на Зеленоградск, который должен приехать со стороны Южного вокзала через тоннель. У кого-то возникла светлая мысль с 1 июня 2018 года запустить вместо обычных электричек "Ласточку" (конечно же, это связано с чемпионатом). Таким образом, можно добираться до морских курортов с относительным комфортом - ведь летом поезд пользуется спросом. Народу прибыло куда больше, чем видно на фото - большинство явились в последние минуты. И между прочим, платформа здесь низкая - в вагон нужно забираться по ступенькам. Высокие платформы есть только на Южном вокзале.


См. следующую страницу - город Зеленоградск, а также Светлогорск и Балтийск.