Московские Зарисовки

Вятская улица

И далее к Новодмитровской и улице Руставели

Это первая (и надеюсь, не последняя) прогулка в формате фотоальбома, не связанная с водно-текучими городскими объектами. Большая часть фотографий сделана осенью 2011 года, хотя парочка происходит из более ранних времен. Прогулка начинается от станции метро Савеловская, проходит по улицам Вятской, Новодмитровской и мимо домов - памятников архитектуры на улице Руставели, заканчиваясь около многочисленных пищевых заводов.

Наиболее интересные здания на Вятской появляются от пересечения со 2-й Квесисской улицей. Должно быть, не все местные жители знают природу названия последней, фактически об этом рассказывает только стандартная советская табличка на западном конце. Если идти по Вятской улице к северу, то сразу справа от перекрестка можно видеть довольно красивый в недавнем прошлом трехэтажный дом с подвалом и решеткой слева от входа, построенный по проекту архитектора И.Машкова. Здесь сначала располагалось городское училище, потом школа рабочей молодежи, а сейчас спортивная школа.


Внешний вид здания испортили еще в 90-е, а потом его окончательно изуродовали отделкой, и в 2015 году дом уже выглядел так:

Гораздо более интересные строения находятся на другой стороне улицы. Здесь в конце XIX века была построена шелкопрядильная фабрика, названная после революции "Пролетарский труд", и работавшая до падения Союза, после чего была переименована в АО "Полишелк". Однако это не спасло фабрику - она быстро накрылась медным тазом, как и большая часть легкой промышленности в нашей стране. В недавнее время корпуса были отреставрированы, и к счастью, на территорию можно свободно зайти-посмотреть.

Корпус 7, как видно на табличке - находится рядом со входом и является самым представительным. Под крышей выложен год постройки 1899.

Здесь и сейчас хорошо просматривается перспектива фабричного проезда. Справа центральное строение номер 15, вокруг которого расположились парные краснокирпичные корпуса. Темный пилон, видный справа - это давно не ремонтированный памятник рабочим фабрики, погибшим в боях Великой Отечественной войны. При повторном посещении фамилии все-таки немного подкрасили.



Парный корпус, сильно похожий на уже виденный при входе.

Старый внутренний цех, обладая минимальным декором, все-таки выгодно отличается от страшноватой советской заводской архитектуры.

Так выглядит фабрика со стороны Вятской улицы.

После пересечения с Писцовой улицей слева видно неплохое на вид желтое здание. Исходная принадлежность его не совсем ясна, во время осмотра там стоял батальон ДПС, а в 2015 году все было уже заброшено.

Еще одно старое здание встретилось следом за гаишниками. Здесь даже есть что-то напоминающее орнамент на лестничной клетке.

Тропинка ведет через запущенные остатки парка к стадиону "Автомобилист" и в сторону Башиловской улицы.

Вятская, 41. Дом культуры фабрики "Свобода", построенный в 1929 году по проекту К.Мельникова. В 2000-х годах был отобран у фабрики и реставрировался снаружи, в это же время уничтожалась его внутренняя планировка. Сейчас стоит без дела.

Корпус известной, можно даже сказать легендарной, фабрики "Свобода". Она была открыта Альфонсом Ралле в 1843 году и стала фактически первой парфюмерной фабрикой в стране. На Вятскую улицу была переведена в 1899 году (тот же самый год, что на крыше здания шелковой фабрики!). Фабрика успешно работала в советские времена и продолжает работать сейчас, как и её родственница Новая Заря (ф-ка Брокара), что весьма удивительно для времен монетаристской разрухи.

Фирменный магазин фабрики. Всегда активно посещается народом, и не зря. Здесь можно найти и купить несколько приветов из прошлого, включая кремы в алюминиевых тубах, почти исчезнувшие с лица земли.

Несколько старых плакатов и проспектов висит на потолке магазина. На одном из них упоминается факт получения Grand Prix в 1900 году. А рядом на полке - современные награды компании.


Проходная с мозаикой, а за ней старый корпус фабрики.
Вятская улица, вид на север. На проходной фабрики видна мемориальная доска.

Производственные цеха фабрики чуть дальше по ходу движения.

На фотографии образцы застройки правой стороны Вятской улицы. Это дома пятидесятых годов.
Фактически их фасады выходят на Бутырскую улицу, а здесь только бока.

Надпись на трубе избавляет нас от выяснения даты в справочниках.
Бутырскую улицу, которая вскоре превратится в Дмитровское шоссе, переходим на светофоре (уже подвиг). Короткий отрезок Новодмитровской улицы тянется до железной дороги, слева находится административное здание хлебозавода №9. За ним видно и основное круглое здание. Круглые хлебозаводы этой системы были спроектированы и оснащены специальным оборудованием по проекту инженера Георгия Марсакова (этот построен в 1934 году). Здесь был хлебный магазин, правда, не совсем фирменный. А потом завод просто закрыли - вот вам и производство.


Немного к югу когда-то работал хрустальный завод имени Калинина. Сейчас там располагается арт-центр "Флакон", родственник Artplay, Арма и Винзавода, также занимающих убитые предприятия. На бывшей проходной висит доска погибшим на войне работникам, причем не внутри, как обычно бывает, а снаружи. Посетителей встречал хорошенько заросший автомобиль с горящими глазами и рекламой радиостанции.



Дальше по Новодмитровской, уже рядом с путями Савеловского направления, спряталась и сохранилась старая заправочная станция. Правда, ее уже снесли.

Переход через пути. Высотное здание, принадлежащее известному в прошлом, а сейчас почти загнувшемуся полиграфическому комбинату "Молодая Гвардия". И хвост электрички с надписью ИКША, следующей в область.

Связь времен - деловой центр и старые ангары. Здесь находится представительство гипермаркета, чей логотип болтается на крыше. На самом деле это перестроенное здание склада той же самой "Молодой Гвардии", но даже в новом виде оно не вызывает отторжения. Может быть потому, что не разрывает историческую застройку города.


Улица резко поворачивает на север. Впереди мост уже другой железной дороги - Рижского направления.


Административно мы все еще в Бутырском районе, но по сути это другое место. Улица теперь называется переулком Добролюбова, и фото сделано из-за дома номер 5. Впереди проезжая часть поворачивает с севера на восток, огибая красное здание. Сейчас на этой территории расположилась таможня.

Между улицей Руставели и переулком Добролюбова в глубине квартала сохранились два двухэтажных здания одинаковой архитектуры (№12а, стр. 1-2), постройки рубежа 50-60-х годов, в которых сейчас помещаются разные службы. Северное здание выкрашено в розовый цвет, южное стоит голым. Рядом - высокие, мрачные корпуса №10, возведенные в 1951-52 годах, образцы непарадной жилой застройки.
Перед нами улица Руставели - Бутырский хутор. Парадный квартал трехэтажных домов является одним из лучших образцов послевоенной архитектуры в Москве. Дома построены в конце сороковых годов. Местные власти страдают очевидными дефектами зрения, поскольку неспособны разглядеть большую ценность этих домов. Они, к сожалению, назначены под снос и уже разваливаются сами.



На востоке от красных домов находится парк, называемый утилитарно Гончаровским по ближней улице.
Сохранился пилон с текстом об испытании первого электроплуга в присутствии Ленина. Предписания о запрете выгула собак повсюду активно нарушаются.



Другой старинный дом находится за парком и построен в 1947 году по проекту Я.Лихтенберга. Как ни странно, он включен в список памятников архитектуры, хотя ранее рассмотренные красные дома - нет. Возможно, нужные люди туда не доехали? Во дворе находится двухъярусный вазон, переделанный из фонтана, и трансформаторная будка с выложенным годом постройки.



Более простенький дом на улице Руставели за пересечением с улицей Добролюбова.

Кое-что интересное появляется и на четной стороне улицы. Первым идет Останкинский молочный завод с фирменным магазином. Перед входом - старая ограда с вазами.



Следующий и последний на улице - завод плавленых сыров "Карат", опять же с фирменным магазином. Памятник на фото стоял перед входом в магазин, откуда его переставили к проходной из-за раскопок под линию метро. Потом завод был захвачен неизвестными лицами, и новое руководство уничтожило памятник. Вероятно, вскоре закроют и сам завод - ибо место у новой станции метро очень прибыльное для бизнес-центра.

Картинка на стене заводского магазина.

На этом обзор нашего магазинного путешествия можно и закончить. Рядом на Огородном проезде есть еще несколько заводов - мясной, бараночный, плюс производство мороженого Баскин-Роббинс. Есть повод порадоваться, что если не одежду или станки, то хотя бы часть еды мы еще производим сами!