Московские Зарисовки

Улица Вятская - улица Руставели

Фабрика "Труд" - фабрика "Свобода" - хлебозавод №9 - завод "Флакон" - Бутырский хутор

Эта страница, описывающая московскую прогулку в формате фотоальбома стала первой на сайте, не связанной с городскими реками и лесопарками. Большая часть фотографий сделана осенью 2011 года, хотя парочка происходит из более ранних времен (к сожалению, освещение и качество не на высоте). Прогулка начиналась от станции метро Савеловская, проходила по улицам Вятской, Новодмитровской и мимо домов - памятников архитектуры на улице Руставели, заканчиваясь около пищевых заводов. Потом я несколько раз проходил по тому же маршруту, благодаря чему были добавлены многие другие фотографии и обновления на странице.

Начинается путь на вечно шумной площади у Савёловского вокзала. Первоначально одноэтажное здание, он был возведен к 1902 году как начальный пункт железной дороги, выстроенной по инициативе Саввы Мамонтова. В 1987 году был перестроен и расширен, через год рядом открылась станция метро Савёловская. С 1999 года от вокзала отправляются только электрички, самые дальние пункты назначения - Савёлово и Дубна.

Слева от вокзала - путь к началу Большой Новодмитровской улицы.

Водонапорная башня считается единственным строением оригинального вокзального комплекса, сохранившимся без переделок. Веерное депо, располагавшееся рядом с ней, постигла еще более тяжелая судьба - оно поглощено территорией завода имени Дзержинского ("Аэроэлектромаш") и доступно взгляду только со спутниковой карты.

Перекресток Бутырской и 2-й Квесисской улиц, где возвышается один из множества примеров пагубной советской привычки - вставлять огромные, не особенно красивые жилые дома прямо в историческую застройку городов. Традиция активно продолжается, только новые дома стали еще более уродливыми.

Старая застройка на Вятской улице представлена в основном сохранившимися фабричными корпусами и зданием клуба на нечетной стороне. Почти вся четная сторона с конца 1950-х годов была застроена многоэтажными домами, как и параллельная Бутырская улица (Дмитровское шоссе). Пара старых зданий сохранилась возле пересечения со 2-й Квесисской улицей, переименованной в честь большевика Ю.К.Квесиса (скорее всего, никто об этом не знает, кроме тех, кто прочитал пояснительную советскую табличку на западном конце). На перекрестке по четной стороне стоит довольно красивый в недавнем прошлом трехэтажный дом с подвалом и решетчатым ограждением, построенный по проекту архитектора И.Машкова. Его основной и боковой (южный, выходящий на Квесисскую ул.) фасады оформлены одинаковым лестничным выступом над подъездами.
Здесь сначала располагалось городское училище, потом школа рабочей молодежи, а сейчас спортивная школа. На фото видно, как здание выглядело несколько лет назад.

Внешний вид здания испортили еще в 1990-е, а потом окончательно изуродовали отделкой, и в 2015 году южный фасад дома уже выглядел так (фото 2018 года):

Ничто не привносит столько уродства в облик старых зданий, как сайдинг - атрибут дешевого ремонта и главный враг исторической застройки. Его следовало бы запретить везде, кроме частных коттеджей.

Гораздо более интересные строения находятся на нечетной стороне Вятской улицы. На фото - розовое строение №27к5 с легким декором на перекрестке с Квесисской улицей, относящееся к комплексу бывшей шелкопрядильной фабрики. После реконструкции в нем разместились офисы.

Строительство шелкопрядильной фабрики Французского Анонимного общества на Вятской улице в Бутырках было начато в 1899 году. Названная после революции "Пролетарский труд", она работала до падения Союза, после чего была переименована в АО "Полишелк". Однако это не спасло фабрику - сырьевая база стала недоступной, и она быстро накрылась медным тазом, как и большая часть легкой промышленности в нашей стране. В недавнее время корпуса были отреставрированы, и к счастью, на территорию можно свободно зайти-посмотреть.

Происхождение фабрики и ее владельцев можно проследить в "Алфавитном указателе к собранию узаконений и распоряжений правительства за первое полугодие 1889 года":
"Вследствие ходатайства французского анонимного общества под наименованием "анонимное общество прядилен коконного отброса" (Societe anonyme de filatures de schappe) о разрешении ему производить операции в России... Государь Император в 31 день марта 1889 года Высочайше повелеть соизволил: дозволить названному обществу производить работы по обработке коконного отброса и шелковых оческов на предполагаемых ими к устройству в Москве прядильнях и продажу им своих произведений в России".

В 1892 году "Справочная книга о лицах, получивших купеческие и промысловые свидетельства по Москве" называет Общество в списке купцов 1-й гильдии. Фабрика тогда находилась в Басманной части у Салтыкова моста, в доме Свешникова, представитель Э.Купфер в Новом Гостином дворе. А "Перечень фабрик и заводов" 1897 года сообщает, что Обществу принадлежит часть владений по улице Ново-Благословенная, 2. Адрес тот же самый - только теперь эта улица называется Самокатной. На Всероссийской выставке 1896 года Общество получило золотую медаль.

Затем компания была реорганизована, и ее название чуть удлинилось: 16 декабря 1898 года были утверждены условия деятельности "Анонимного общества прядилен коконного отброса в России" (с капиталом в пять миллионов франков в Лионе). Устав издан в 1902 году. В мае того же года "старое" общество прекратило свои действия, а на Вятской улице, в третьем участке Сущевской части, были построены корпуса новой шелкопрядильной фабрики. В адресных книгах этот адрес начинает упоминаться с 1902 года, в разные годы фабрика занимала дома от 27-го до 39-го.

Справочник за 1914 г. "Фабрично-заводские предприятия Российской империи" сообщает об Анонимном обществе следующее: год основания - 1899-й, основной капитал - 5 млн. франков. Адрес - Москва, Бутырки, Вятская улица, 27, собственный дом. Телефон 160-41. Двигатель паровой - 700 л.с., рабочих - 800 человек. Изделия - пряжа шелковая. Годовое производство - 2.600.000 руб.

После революции, видимо, предприятие простаивало. В 1923 году по адресу Вятская, 33 упомянута некая "фабрика вальцевой массы". В следующие несколько лет она вошла в состав Шелкотреста и в 1927-1929 годах уже называется "Пролетарский труд". Под этим названием она работала все советское время, пока в 1990-е годы скоропостижно не скончалась и не превратилась в бизнес-центр.

Здесь и сейчас хорошо просматривается перспектива фабричного проезда. Справа центральное строение номер 15, вокруг которого расположились парные краснокирпичные корпуса. Темный пилон, видный справа - это давно не ремонтированный памятник рабочим фабрики, погибшим в боях Великой Отечественной войны. При повторном посещении фамилии все-таки немного подкрасили.

Корпус №7 - южный из двух симметричных цехов - его представительная парадная часть выполнена из красного кирпича, под крышей выложен год закладки фабричного комплекса - 1899.

Длинная часть здания уходит во двор, из нее выступают три оштукатуренных ризалита, между которыми - также участки кирпичной стены. В 2018 году бежевый цвет краски сменился на серый, и еще зачем-то покрасили столбик, на котором выложена дата. Из-за этого она стала хуже видна.

Парный северный корпус, сильно похожий на уже виденный при входе южный, но без даты.

Один из подъездных ризалитов северного корпуса. Слева пристроен советский "кубик".

На северном корпусе сохранилось несколько потрепанных клейм "Мазовъ". Небольшой кирпичный завод Ивана Андреевича Мазова действовал в 1910-х годах и находился вблизи исчезнувшей деревни Слободка Ростокинской волости (и одноименной платформы) на современном Алтуфьевском шоссе. Датой основания указывается 1910 год. Выходит, что корпус построен не раньше этого времени?
На последнем фото - фасад одного из зданий, выходящий на Вятскую улицу, после ремонта.

Старый внутренний цех, обладая минимальным декором, все-таки выгодно отличается от страшноватой советской заводской архитектуры.

Так выглядела фабрика со стороны Вятской улицы в 2015 году; сейчас здание слева уже очищено от штукатурки, а забор совершенно заслуженно снесен.

После пересечения с Писцовой улицей слева видно неплохое на вид желтое здание (Вятская, 25). Во время первого осмотра там стоял батальон ДПС, а в 2015 году все было уже заброшено.

Исторически здесь было домовладение №735 6-го квартала Сущёвской части. Территория много раз меняла хозяев, пока ее не приобрел в 1908 году германский подданный Густав Келлер, начавший новое строительство. В 1909-1911 годах по проекту архитектора М.М.Черкасова были выстроены главный дом и флигели с мастерскими. В советское время в здании находился райком комсомола Тимирязевского района, а до последнего времени 1-й батальон полка ДПС ГИБДД УВД по ЦАО города Москвы.

В июле 2017 года дом включён в перечень выявленных объектов культурного наследия, но по прежнему оставался заброшенным и огороженным.

В начале 2019 года дом был присоединен к территории соседнего бизнес-центра, и через открытые ворота стало возможным пройти к его тыловой части, которая, в отличие от фасада, не покрыта какой-то монтажной пеной.

Здесь всего лишь желтая краска, через которую видны кирпичи с клеймами завода Елены Юдиной. Заодно во дворе можно увидеть небольшой двухэтажный домик за забором.

Еще одно старое здание - сразу за бывшим особняком гаишников - это трехэтажная кирпичная постройка в форме буквы "Г", в которой находился художественный колледж. Датируется 1890-ми годами. Адрес - Вятская улица, 37с19, короткий фасад смотрит в сторону улицы. Здесь даже есть что-то напоминающее орнамент на лестничной клетке.

Дальше на север - вход в парк "Автомобилист", являющийся частью территории при одноименном стадионе.

Тропинка ведет через запущенные остатки парка к стадиону "Автомобилист" и в сторону Башиловской улицы.

Вятская улица, 41. Дом культуры фабрики "Свобода", построенный в 1929 году по проекту Константина Мельникова. В 1947 году здание было передано профсоюзу работников советской торговли, после чего здесь находился Дворец культуры имени Горького. В 1950-х годах было заложено остекление фасада и разрушены внешние лестницы, на месте которых была установлена глухая стена с барельефом М.Горького. В таком состоянии ДК дожил до распада Советского Союза. В 1990 году клуб был включен в список объектов культурного наследия регионального значения.

В 2004-2006 годах здание клуба было отреставрировано с восстановлением оригинальных лестниц и фасадных окон, но при этом была утрачена его внутренняя планировка и пострадал интерьер. Сейчас ДК стоит без дела.

Далее, за перекрестком с 4-м Вятским переулком, начинается квартал, занятый корпусами известной, можно даже сказать легендарной, фабрики "Свобода". Она была открыта выходцем из Франции, Альфонсом Ралле в 1843 году и стала фактически первой парфюмерной фабрикой в стране. Тогда на ней работало 40 человек и имелась лишь одна паровая машина. В 1855 г. Торговый дом Ралле получил звание поставщика Двора Его Императорского Величества. А в 1899 году фабрика (тогда уже широко известная и владевшая многочисленными наградами) была переведена из Теплого переулка (улица Тимура Фрунзе) на окраину Москвы, в новые, хорошо оснащенные корпуса на Вятской улице. Бутырки активно развивались и осваивались промышленниками: как мы помним, в том же году неподалеку началось сооружение шелковой фабрики Анонимного общества.

После установления советской власти, в 1923 году, производство стало называться Государственный Бутырский мыльно-парфюмерный завод №4 "Свобода" (б.Ралле), а в 1926 году называется просто фабрикой "Свобода" треста "Жиркость" (более известного как "ТЭЖЭ", в 1931 году объединенного в более крупный трест "Мосхим"). Фабрика успешно работала в советские времена и продолжает работать сейчас, как и её родственники, бывшие конкуренты "Новая Заря" (ф-ка Брокара, основанная в 1893 г.), что весьма удивительно для времен монетаристской разрухи. На красную линию улицы выходит бежевый корпус, в котором расположен фирменный магазин.

Глухая стена цеха оформлена картинкой на тему истории фабрики - очень правильный ход.

Фирменный магазин при фабрике всегда активно посещается народом, и не зря - ведь прежде всего, это настоящий фирменный магазин при фабрике. Здесь можно купить мыло, зубную пасту (и зубной порошок), крема и прочее косметическое разнообразие производства "Свободы", а также несколько приветов из прошлого, вроде кремов в алюминиевых тубах, почти исчезнувших с лица земли.

Проходная фабрики находится сразу за магазином, в маленьком строении с абстрактной мозаикой.

Интерьеры магазина:

Несколько старых плакатов и проспектов висит на потолке магазина. На одном из них упоминается факт получения Grand Prix в 1900 году. А рядом на полке - современные награды компании.





Проходная с мозаикой, а за ней старый корпус фабрики.

Вятская улица, вид на север. На проходной фабрики видна мемориальная доска по поводу того, что здесь в 1905 г. располагался Совет рабочих депутатов Бутырского района. Трудно ждать от коммунистов, что они могли бы описать богатую историю предприятия - "мы старый мир разрушим до основания", вот и вся логика.


Советские производственные цеха фабрики чуть дальше по ходу движения.


Информация о правлении и капитале Товарищества высшей парфюмерии за 1903 год.


Рекламные объявления Товарищества А.Ралле обильно встречаются во всех адресных книгах и путеводителях. На фото представлены объявления, соответственно, за 1891 (из "Иллюстрированного путеводителя по Москве"), 1892 ("Альманах-путеводитель по Петербургу") и 1985 годы.

Рекламное объявление за 1894 год и два за 1909 год.

Объявления и странички из Путеводителя по Нижегородской выставке 1896 года. На фото изображены павильон-витрина Товарищества и один из цехов фабрики в Москве.

На фотографии образцы застройки правой стороны Вятской улицы. Это дома пятидесятых годов.
Фактически их фасады выходят на Бутырскую улицу, а здесь только бока.


Надпись на трубе избавляет нас от выяснения даты постройки в справочниках.

На Бутырской улице во владении №75 прячется еще одна косметическая фабрика "Рассвет". Тоже с магазинчиком. Фабрика происходит от мастерской Эмиля Степановича Бодло, основанной в 1876 году. В советское время она стала Московской парфюмерной фабрикой №1, а с 1976 года входила в производственное объединение "Свобода", но к сожалению, в настоящее время почти забыта.

Бутырскую улицу, которая вскоре превращается в Дмитровское шоссе, переходим на светофоре (уже подвиг). Короткий отрезок Новодмитровской улицы тянется до переезда железной дороги Савеловского направления, слева находится территория бывшего хлебозавода №9 имени XVII партсъезда. Круглые хлебозаводы этой системы были спроектированы и оснащены специальным оборудованием по проекту инженера Георгия Марсакова (этот построен в 1934 году). В административном здании, выходящем на красную линию, был хлебный магазин, правда, не совсем фирменный. А в 2015 году завод продали, остановили и закрыли.

Так здания завода выглядели в 2013 году.

К счастью, завод не снесли под строительство жилья, а переделали под культурный квартал. Здание с полукруглым лестничным выступом очистили от нездорового цвета краски, и в нем, как и во внутренних корпусах, разместились магазинчики. Сохранили дымовую трубу с надписью "МСПО" - аббревиатурой Московского союза потребительских обществ и датой постройки 1933.

Облик главного здания завода осенью 2018 года.

Территория культурного кластера. На заднем плане виден объединенный дом №84-86 на Бутырской улице, часть которого построена до войны, а корпуса 86 и 86а окончательно завершены уже после нее.

На задворках хлебозавода даже сохранилась шеренга старых резервуаров с трубами, манометрами 1996 года, старыми клапанами и вентилями. Интересная конструкция даже для тех, кто не интересуется подобной арматурой. На одном из кранов буквы "ГЗ" - клеймо арматурного завода "Красный Профинтерн" в городе Гусь-Хрустальном.

Северный фасад круглого цеха.

Портрет Маяковского в технике сграффито выполнил португальский мастер Vhils в 2018 году.

Довоенная школа №600 (сейчас - колледж) напротив дизайн-завода "Флакон" - Большая Новодмитровская ул., 63. Здание построено в 1937 г. Здесь училась партизанка-радистка Ида Рудольфовна Лауда, погибшая при выполнении боевого задания на Украине в 1944 году.

В начале Новодмитровской улицы по адресу №36 находится дизайн-завод "Флакон" - пример превращения старого предприятия в культурный квартал. В советское время здесь работал хрустальный завод имени Калинина, который до революции был заводом Дютфуа (подробнее о нём можно прочитать здесь). Жозеф Фредерик Дютфуа приехал в Россию в 1841 году в возрасте 19 лет, вместе со своим соратником А.Ралле, основателем парфюмерной фабрики. В 1865 году сам он открыл свой хрустальный завод за Бутырской заставой, который с 1897 года принадлежал его сыну Арману Дютфуа.

Адрес-календарь Нижегородской ярмарки на 1890 год сообщает следующие имена: Дютфуа Арманъ Фридриховичъ и Дютфуа Фридрихъ Францевичъ (временно моск. купцы), торг. под фирмою "Альфонсъ Ралле и Ко. Парфюмерный товар." Они выпускали флакончики для духов, произведенных компанией Ралле, помимо прочего.
Во второй половине 1900-х годов это был уже хрустальный завод "А.Ф.Дютфуа наследники".


Их магазин располагался на Маросейке в доме Хвощинского (вывеска с названием фирмы частично была утрачена, но сейчас восстановлена в приближении). Вот так все это выглядит:


Мозаичная вывеска служит дополнительной рекламой для косметического магазина, расположенного здесь сейчас, и владельцы наверняка это понимают.




Объявление Торгового дома за 1909 год.


Объявления: за 1893 год (из справочника "Весь Петербург"), 1904 год (справочник "Вся Москва") и 1909 год ("Иллюстрированный путеводитель по Москве").

Кусок зеленого стекла - отброс производства - многие годы служит почетным экспонатом завода "Флакон". А на заднем дворе валяется еще целая куча фрагментов поменьше, часть которых приспособили под декоративную стенку с подсветкой.


В 1926 году завод подчинялся тресту "Жиркость" ("ТЭЖЭ"). Заводу удалось избежать обязательного превращения в высотный жилой квартал, и сейчас на его месте располагается арт-центр "Флакон", родственник Artplay, Арма и Винзавода, также занимающих убитые предприятия.

Основные корпуса новые, построенные в конце 50-х и начале 60-х годов, но каждый уголок территории наполнен разными интересными артефактами, объектами, картинами и дизайнерскими решениями. Например, задняя часть троллейбуса "приехала" с территории соседнего ремонтного завода МТрЗ, закрытого "Мосгортрансом" в 2014 году в ходе "оптимизации расходов".

Старый корпус 36с5 с выложенной на южном фасаде датой - 1929 год. Служил заводской котельной. Вероятно, это самое старое здание на территории - и как минимум, часть его старше советской власти, так как в кладке найдены клейма "ИФ".

Швейные машинки "Зингер" и ее советский потомок от Подольского механического завода. А рядом стоит финская машинка "Tikka", которая очень похожа на подольскую, отличаясь от нее светлой окраской корпуса.

На бывшей проходной установлена доска погибшим на войне работникам завода, причем не внутри, как обычно бывает, а снаружи.

Большая Новодмитровская улица (до 1951 года - Панская). Стеклоблоки "с пузырьком" и знак на въезде в бывший МТрЗ. А керамический забор установлен возле бывшего завода "Знамя" со стороны Бутырской улицы.

В тупике Новодмитровской улицы, уже рядом с путями Савеловского направления, спряталась и сохранялась старая заправочная станция, пока ее не снесли и выстроили новую.

Переход через пути в 2011 году. На той стороне стоит высотное здание, принадлежащее известному в прошлом, а сейчас почти загнувшемуся полиграфическому комбинату "Молодая Гвардия". Хвост электрички с надписью ИКША, следующей в область.

В 2018 году логотип немецкой торговой сети убрали с крыши здания - после того, как они быстренько свернули свои магазины в России. Теперь там рекламируются другие жильцы.

Несмотря на предупреждающие знаки и горящий красным светофор, отдельные дубоголовые граждане стараются во что бы то ни стало проскочить буквально в нескольких метрах от носа спешащей электрички.

Кроме основного хода Савеловского направления, нужно перейти еще пару-тройку заброшенных путей в сторону неработающего грузового двора и складов станции Москва-Бутырская. Вниманию переходящих предлагается набор безобидных железяк и стрелочных переводов. Загорается красный сигнал, и вот из-за поворота выскакивает белая электричка "стандарт-плюс", оснащенная кондиционером, Wi-Fi и мягкими сидениями - то есть, теми признаками, которые давно уже являются стандартом де-факто в пригородном сообщении развитых стран.

Связь времен - деловой центр и старые ангары. В 2011 году здесь еще находилось представительство гипермаркета, чей логотип болтается на крыше. Это перестроенное здание склада той же самой "Молодой Гвардии", но даже в новом виде оно не вызывает отторжения. Может быть потому, что не разрывает историческую застройку города.



Как и годы назад, в 2018-м ангары продолжают стоять открытые нараспашку. Странное зрелище для Москвы.

Улица Новодмитровская резко поворачивает на север, проходя мимо типичного для своих лет здания "Молодой гвардии" (1967 год). Впереди мост другой железной дороги - Рижского направления.

Дом №5а строение 4, перед самым мостом, построен в конце 50-х.

За мостом видны желтые, обшитые сайдингом здания, принадлежащие ФСБ, и далее, красные постройки бывшего таможенного поста, выстроенные в начале 50-х.

Административно мы все еще в Бутырском районе, но по сути это другое место - южная часть застройки бывшего Бутырского хутора. Улица теперь называется переулком Добролюбова, и фото сделано рядом с домом номер 5. Впереди проезжая часть поворачивает с севера на восток, огибая красное таможенное здание.

Электрическая подстанция №46 "Бутырки" была открыта в 1936 году и содержит в своем составе старое, довоенное здание в стиле промышленного конструктивизма. Лучше всего его наблюдать из электрички, но восточный фасад можно увидеть из-за забора со стороны жилых домов по улице Руставели.

Логично, что рядом с электростанцией встречается обилие электролюков Мосэнерго, всех видов и размеров.

Между улицей Руставели и переулком Добролюбова в глубине квартала сохранились два двухэтажных здания одинаковой архитектуры (№12а, стр. 1-2), постройки рубежа 50-60-х годов, в которых сейчас помещаются разные службы. Северное здание выкрашено в розовый цвет, южное стоит голым. Рядом - высокие, мрачные корпуса №10, возведенные в 1951-52 годах, образцы непарадной жилой застройки.

Перед нами улица Руставели - Бутырский хутор. Парадный квартал трехэтажных домов (№1, 3К2 и 3К3) является одним из лучших образцов послевоенной архитектуры в Москве. Построены в конце сороковых годов. Местные власти страдают очевидными дефектами зрения, поскольку неспособны разглядеть ценность этих домов. Они, к сожалению, назначены под снос и уже разваливаются сами.

Эти дома были выстроены в 1947 году для рабочих завода "Станколит". Они образовали небольшой ансамбль с огороженным внутренним двором на Правом Проезде Бутырского Хутора, как до 1958 года называлась улица Руставели. Несмотря на замечательный внешний вид, качество постройки оказалось не на высоте. Один из боковых корпусов пострадал и частично выгорел от взрыва газа в 2005 году, после чего его быстро снесли, не ожидая самопроизвольного разрушения. На его месте сейчас пустая площадка, а оставшиеся дома ожидают своей судьбы под катком реновации.



Фото 2018 года:




Бывшая подстанция во дворе дома №1/2 на углу улиц Руставели и Яблочкова, служащего парадным юго-западным углом района. Теперь в этом строении склад техники.


Трансформаторный домик в 2018 году.




В старом заброшенному яблоневом саду между ул. Яблочкова и железной дорогой был устроен сквер с настоящим травяным газоном - состоящим из дикорастущих растений, например, шалфея и лука. Не знаю, какие героические усилия потребовались местным коммунальным службам, чтобы удержаться от скашивания всей этой красоты, но такой газон - намного лучше голой почвы, которую нам пытаются выдать за идеал.

Улица Руставели, дом 3, и его идейный родственник с аналогичным оформлением фасада.

На востоке от красных домов находится парк, называемый утилитарно Гончаровским по ближней улице.
Сохранился пилон с текстом об испытании первого электроплуга в присутствии В.И.Ленина. Предписания о запрете выгула собак повсюду активно нарушаются.


Конечно же, был и полноценный памятник Ленину, который в 90-е годы убрали. Никто уже и не помнит.



Первый раз я посетил этот парк десять лет назад, в июне 2008 года. За это время он заметно изменился, и даже в лучшую сторону. Новые дорожки, лавочки, маленький памятник героям войны. Поставили нечто вроде эстрады. Даже унылый бетонный пруд ухитрились немного подретушировать, добавив в него фонтан.



Отвесные берега препятствуют вылезанию из воды утиных птенцов, но для них поставлены плавучие домики.

Другой старинный дом находится восточнее парка и построен в 1947 году по проекту Я.Лихтенберга. Как ни странно, он включен в список памятников архитектуры, хотя ранее рассмотренные красные дома из данного списка были втихую выведены. У нас странно избирательная система культурного наследия. Во дворе находится двухъярусный вазон, переделанный из фонтана, и трансформаторная будка с выложенным годом постройки.







Дома в районе улиц Добролюбова и Гончарова построены в основном в конце 1950-х годов. Среди них можно найти достаточно интересные экземпляры, даже если и не такие выразительные, как "красные дома".




Красивая гаражно-настенная роспись во дворах на Огородном проезде.


Здесь можно найти еще несколько картинок. Эта - во дворе на улице Гончарова.


Здание старого детского сада между улицей Добролюбова и Огородным проездом.


Огорожено старомодной изгородью.


Более простенький дом на улице Руставели за пересечением с улицей Добролюбова.


Кое-что интересное появляется и на четной стороне улицы Руставели. Первым идет Останкинский молочный завод, основанный в 1955 году, с фирменным магазином. Перед входом - старая ограда с вазами.





Следующий и последний на улице - завод плавленых сыров "Карат", опять же с фирменным магазином. Памятник на фото стоял перед входом в магазин, откуда его переставили к проходной из-за раскопок под линию метро. Потом завод был захвачен неизвестными лицами, и новое руководство уничтожило памятник. Вероятно, вскоре закроют и сам завод - ибо место у новой станции метро очень прибыльное для бизнес-центра.


Картинка на стене заводского магазина.


На этом обзор нашего магазинного путешествия можно и закончить. Рядом на Огородном проезде есть еще несколько старых заводов - мясной, бараночный, плюс производство мороженого "Баскин-Роббинс", известного своего совершенно неадекватной дороговизной. Есть повод порадоваться, что если не одежду или станки, то хотя бы часть еды мы еще производим сами!