Московские Зарисовки

Щербинка

Историческая застройка и полигон ВНИИЖТ

За новые районы Москва борется самым активным образом, буквально вырывая их из рук конкурента - Московской области. Поначалу борьба шла партизанскими темпами. Еще в 1988 году небольшая часть города Щербинки отошла к Москве. Но после кровопролитных боев в 2007 году столица утвердила свои права на кусок Щербинки восточнее Варшавского шоссе, эти земли вошли в состав района Южное Бутово и стали крайней южной точкой Москвы. Без промедления началась их застройка, появились 1-й - 4-й микрорайоны Щербинки, напоминающие по форме рыбку. Жителям наобещали метро и золотые горы, но наладили лишь маршруты автобусов от станции метро - и то не сразу. Кроме того, наличие на карте сразу нескольких территорий под названием "Щербинка" (примерно трех!) вызвало большую путаницу.
Затем в 2012 году произошло волшебное расширение столицы, и "немосковская" Щербинка довольно ироничным образом была проглочена Москвой с потрохами. Туда нормальные автобусные маршруты провели только через два года и в недостаточном количестве: понадобилось еще несколько лет, чтобы добавить новые автобусы, запустить МЦД и хоть немного побороть страшную пробку на главной местной улице 40-летия Октября и на Варшавском шоссе.

Центр Щербинки застроен наиболее унылыми из существующих образцов многоэтажного жилья, но по северной и южной окраинам можно найти кое-что интересное. Например, на юге вдоль Театральной улицы были выстроены в начале-середине 50-х годов трехэтажные жилые дома небольшого поселка при огнеупорном заводе, своеобразный исторический центр города. Они представляют собой упрощенный вариант среднеэтажной застройки тех времен. Их декор минимален и проявляется выступами-окнами в области подъездов, либо небольшим аттиком и слуховым окном.

Центр поселка - дворец культуры - намного обгоняет по торжественности окружающее жилье и не уступает лучшим своим родственникам в подмосковных городах. Выстроен по типовому проекту 2-06-04 ("Клуб со зрительным залом на 300/320 мест", 1947 год, архитектор К.Барташевич) - такие же находятся московском районе Раменки, в городах Видное, Пушкино и многих других по всему бывшему Советскому Союзу. Перед ним установлен мемориал в честь работников завода, в 2015 году слегка перемещенный на пару десятков метров.
Как ни странно, Ленина в Щербинке нет: настолько забыт этот город.



Так было в 2014 году.



Здания "раскрываются" фасадами на квадратную площадь перед Домом культуры. В середине между ними уходит на север Театральная улица, вдоль которой стоят остальные дома.


Дома на площади, в число которых затесалась кирпичная хрущевка с картиной.

Мемориал после переоборудования - к нему добавили доски с фамилиями и зенитные орудия.



Дом №1, угловой - здесь расщедрились даже на лепную дату.

Этот же дом в 2018 году. Был желтым, а стал какого-то болотистого цвета.

Типовой дом вдоль Театральной улицы (№6) с минимальными декорациями.

Улица в 2014 году. С тех пор в Щербинке прошло масштабное благоустройство, приуроченное к открытию эстакады через железную дорогу, затронувшее центральные улицы и выполненное спустя рукава.

Ленинградский люк конца 1940-х - начала 50-х годов, вполне согласующийся с датами постройки района.
При последней волне благоустройства многие старые люки были заменены на современные ужастики. Это даже не считая совершенно повальной их замены, последовавшей за присоединением к Москве - удивительно, что осталось хоть что-то. Трава на разгромленных газонах может еще вырасти, а люки уже нет.

На Театральной улице.

На фото - установленное нынче повсюду признание в любви к населенному пункту, в окружении духовных скреп нашей страны: забора и колючей проволоки, т.е. аллегории разнообразных гражданских прав и свобод. Не хватает только третьего кита: наваленных куч мусора. В общем, непростое это дело - Родину любить.

Отдельно стоящий дом №37 по Железнодорожной улице и цветом, и внешним видом выделяется в "огнеупорном" поселке. Впрочем, он к нему и не совсем относится.

Дома на Железнодорожной улице, где находится администрация Щербинки и полиция, а раньше была и фабрика декоративных промыслов, снесенная под жилье. Которое так и не было построено. Причем сносили её так поспешно, что разбили доску с фамилиями работников фабрики, погибших на войне.
Довоенный люк "Коммунстрой" говорит о том, что цивилизация сюда пришла еще раньше.


Театральная улица сменила название и стала Пушкинской.

В советской застройке центра Щербинки преобладают некрасивые дома из серого кирпича, часть которых хотя бы разбавлена изображениями даты на фасаде, а вокруг них расположены еще менее привлекательные пятиэтажные хрущевки и совершенно безобразные панельные дома.

Дом №4 на Советской улице (серия 164-80-2 - на втором фото) отличается размером в меньшую сторону. Дома серии строили по всему СССР, в московском регионе они весьма редки.

Водонапорная башня на территории лифтостроительного завода. Завод создан в 1943 году и до сих пор является одним из немногих успешных (читай: не разваленных) предприятий, сохранившихся с советских времен. Хотя если судить по отзывам, качество лифтов у завода так себе.

Детская поликлиника. Единственное здание на Вокзальной улице (№8).

Желтоголовая трясогузка в увеличенном размере.

Еще одна картина есть на боковом фасаде бывшего детсада (Пушкинская улица, 3А). И не только она одна.

Здание детского сада строилось в 1993 году. Сейчас в нем расположился детско-юношеский центр.

Зайдя на территорию, можно рассмотреть замечательную мозаику с изображением ладьи. А плывущих под крышей цветных рыб хорошо видно и снаружи.

Торговое здание в начале улицы 40-летия Октября и храм в сквере рядом со станцией. Строительство церкви в честь иконы Божией Матери "Всецарица" началось в 2011 году и завершилось в ноябре 2018 года.
На Пушкинской улице в доме №4 сохранилась вывеска "КБО" - комбинат бытового обслуживания.

Улица 40 лет Октября (именно такая неуклюжая форма считается правильным написанием), вид от школы в сторону станции. Вдали виднеется крыша изображенного выше торгового центра, а под ногами - совершенно ненужная здесь плитка. Раньше улица стояла в крепкой пробке, удерживаемая чудовищным светофором на Варшавском шоссе, а в обратную сторону - очередями на переезде. Сейчас эти проблемы большей частью решены.

Здание школы №1 на улице 40-летия Октября, 5/1. Бывшая средняя школа №67, построенная по типовому проекту в 1951 году. В начале осени 2018 года здание неожиданно было снесено. На его месте построили новую школу.

Прямо напротив нее стоит невзрачная школа №4 (теперь №2120).

Довольно значительное количество малоэтажной застройки сохранилось в исторической северной части Щербинки, вдоль улиц Почтовой, Садовой, Котовского и Вишневой. В основе своей это ветхие кирпичные или оштукатуренные двухэтажки, мало чем отличающиеся от своих родственников вдоль Театральной, разве что стены здесь облуплены значительно сильнее. Есть пара трех- и четырехэтажных зданий, и буквально единицы могут похвастаться такими изысками, как эркеры или рельефная рустовка углов.

Домики в северной части города.




Почтовая, 13. Подобную фотографию можно поместить на обложку путеводителя по Щербинке.
Впечатление о местном хозяйстве будет почти полным.

Но при этом здесь устроили массовую замену люков, что оказалось важнее, чем ремонт фасадов или асфальта.
Улица Котовского, 6.

Юго-западный край массива, дом с эркерами (Котовского, 7).

Дом с балконами (Котовского, 5) - типовой проект. Ближайшее здание той же серии есть возле станции Бутово на Синельниковской улице.

Разноцветный дом. Улица Котовского, 3.

Во дворах на улице Котовского. 2018 год.

Почтовая улица, 1.

Почтовая улица, 5.







Почтовая, 6 - дом с помещением под магазины, построен в 1957 году.



Улица Чапаева, дом 6.

Вдоль улицы Мостотреста, параллельной Варшавскому шоссе, протянулась еще одна линия двухэтажных домов.
Некоторые построены в начале 50-х годов, другие в 1939 году.


Дом №4 по улице Мостотреста.

Дом №4 по улице Мостотреста и соседние люки - 2018 год.

Дом №6 по улице Мостотреста.






Улица 40-летия Октября, 13 - старый дом в окружении новых. Рядом водонапорная башня, которую предлагается не сносить, а переделать - посмотрим, что из этого выйдет. Скорее всего, обманут и снесут.

Улица Мичурина. Частный сектор - правда, в основном некрасивые городские коттеджи.

Административная постройка на Рабочей улице - элемент района 1980-х годов.

К западу от станции Щербинка находится экспериментальное кольцо ВНИИЖТ, созданное до войны, где обкатывают новые поезда. Восьмиэтажное административное здание (Бутовский тупик, 1а) построено в 1987 году, в нем также расположены служба управления движением и корпоративный университет РЖД.

Паровоз Л-3348 был установлен в качестве памятника у здания ВНИИЖТ в августе 2012 года. Когда-то он проживал в депо Подмосковная и работал на ретро-поездах.

Верхний шильдик паровоза имеет номер и дату, не совпадающие с нижней табличкой, которая установлена на раме с надписью "Азовсталь". Возможно, он взят с другого паровоза, а может, так и должно быть.

Корпус ВНИИЖТ постройки 1971 года и устройства на многочисленных подъездных путях - звуковая сигнализация с логотипом Арзамасского приборостроительного завода и светофоры на переезде с клеймами его предшественника - Днепропетровского электротехнического завода "Светофор", чья продукция в советское время была повсеместной на железных дорогах и в метро. В середине 1960-х годов на смену текстовому клейму "Светофор" пришло новое клеймо "ДЭЗ" (на третьей фотографии) - самые ранние его варианты имели пометку с датой "1965" (в дальнейшем дата на них не указывалась). Правда, в некоторых источниках утверждается с полной уверенностью, будто "ДЭЗ" - клеймо какого-то другого электротехнического завода - но это бессмысленно и маловероятно.

Группа подъездных путей рядом со станцией, обходящих комплекс ВНИИЖТ с юга - одно из ответвлений уходит на техническую ветку в поселок гарнизона Остафьево. Впереди сохранился в рабочем состоянии мачтовый светофор - конструкция, заслуженно любимая всеми поклонниками железной дороги - есть в нем что-то привлекательное и старинное, широкие рамки и длинные козырьки, добротный советский корпус с клеймом завода "Светофор" позади - не то что современные голые железки (или пластик!), которые даже собрать как положено не могут.

На рельсах принято ставить клейма - как в случае с кирпичом, когда-то были хорошие полные клейма, отражающие названия заводов (а их было довольно много). Сейчас же - невзрачные, однобуквенные, и делаются по ГОСТу.
По правилам, маркировка на шейке рельса указывает завод-изготовитель, месяц и год проката, и тип рельса. Нынче рельсы выпускает пара-тройка заводов на Урале, самый крупный и известный - (Ново)Кузнецкий металлургический комбинат, которому и принадлежит первая буква "К". На советских рельсах можно увидеть еще "Т" - Нижний Тагил, и "А" - Азовсталь. Далее, "Х 86" говорит о дате выпуска: октябрь 1986 года - не очень давно.
Стандартный тип рельса "Р65" означает, что метр его весит 65 кг.

После сеанса занимательного рельсоведения пора идти на станцию - и по дороге, у здания служб, обнаруживается синенький люк "РСП 40" самой что ни на есть железнодорожной направленности - привезенный из города Тбилиси от рельсосварочного поезда №40. На платформе представляется еще шанс к занимательному цистерноведению. На тележке одной из цистерн имеется шильдик с надписью "Украина" и клеймом завода "Азовмаш".

Раз в два года на кольце в Щербинке проводится выставка "Экспо 1520". В 2019 году она проходила немного под другим названием, но суть осталась прежней: в будни выставка работала для представителей бизнеса, и входные билеты стоили немалую сумму, а в субботу всех желающих пускали бесплатно. Помимо самой территории бывшего полигона ВНИИЖТ и издавна находящихся на ней объектов, можно было увидеть и потрогать множество новейших выставочных экспонатов - образцов грузовой техники и подвижного состава.

Экспериментальное кольцо было построено в 1932 году, и с тех пор комплекс несколько раз расширялся. В 1950-х годах построили локомотивный корпус, на фасаде которого выложена дата со звездой. Большая часть современной территории, со стороны станции Щербинка и главного входа, обустроена уже в 1970-е - 1980-е годы. На пересечении центральных аллей установлен памятник воинам-работникам кольца.

Возле локомотивного и вагонного корпусов на подъездных путях отстаивается "внесезонная экспозиция" - старые неиспользуемые вагоны и локомотивы Советских железных дорог.

Разнообразные клейма на тележках. "КВЗ-ЦНИИ" - это первая типовая тележка пассажирского вагона, разработанная Калининским вагоностроительном заводом и Институтом пути (ЦНИИ) МПС.

Ближе к самому кольцу сохранились более старые постройки, среди них - первое довоенное здание депо. Рядом на заросших путях потихоньку ржавеют экспонаты служебно-путевой направленности. Но некоторые из них находятся в эксплуатации - например, снегоуборочная машина СМ-5 завода "Трансмаш" работает на кольце.

Заправочная колонка для паровозов. На первой фотографии за забором виден участок кольца, и сзади клубы дыма: в качестве развлечения для посетителей там растапливали паровоз (тот самый, который памятник), а через некоторое время выпустили старые паровозы и локомотивы на прогулку по кольцу.

Мозаичный портрет высшего разума коммунистической науки.

Несмотря на почтенный возраст, светофор все так же смотрит на посетителей подозрительными глазками-линзами: замечательный образец старой сигнализации на переезде.

Два таких светофора охраняют переезд на дороге, ведущей к вокзалу. Клеймо на задней крышке сообщает, что они сделаны на заводе "Светофор" в 1961 году. К подножию стойки прикреплена маленькая коробочка, предназначения которой я не знаю, с новым логотипом завода "Светофор" из 80-х годов.

Вокзал и нулевая точка отсчета на кольце. Первый этаж занимает пост централизации. Несколько раз использовался в съемках фильмов - на стенах развешивались старомодные таблички с названием той или иной станции.

Люк ЯРМЗ середины 50-х годов под вокзалом. Будучи поселком железнодорожников, Щербинка содержит немало соответствующих крышек люков, выпущенных заводами Министерства путей сообщения или Минтрансстроя (в том числе и этот - от Ярославского ремонтно-механического завода №3 треста Трансводстрой). Комплекс ВНИИЖТ почти только ими и выложен.

В ожидании прохождения поездов. Большинство непрофессиональных пассажиров, не зная о существовании этой точки, столпились на помостах в другом месте - возле здания администрации.

"ЭР22-49", выпущенный на Рижском заводе в 1968 году, нашел покой на задворках Щербинки.

Экспозиция непосредственно самой выставки на путях в новой части полигона. Интересно было увидеть не только пассажирские поезда, но и спецтехнику с цистернами.

Есть даже модель внедорожника "УАЗ-Патриот", предназначенная для катания по рельсам. Его можно использовать как передвижную лабораторию, дефектоскоп, или просто чтобы возить важных персон.

Цистерны с сопряженной тележкой, модель 15-9541-01, производства завода "Тихвинхиммаш".

Путеремонтная летучка (ПРЛ): состав для перевозки рельсов, шпал и других элементов пути.

Шильдики отечественных производителей железнодорожной техники.

На дальнем западе.

Экспонаты калужских заводов заслуженно вызывали самый большой интерес детей, которых здесь было едва ли не больше, чем взрослых.

Новейший уральский локомотив - ближний родственник "Ласточки".

Еще пара новых табличек, и с этим выставку можно считать законченной.
На последней фотографии - путевая коробка с клеймом Волгоградского литейно-механического завода, до сих пор выпускающего чугунное литье и электрооборудование для железных дорог.

Поселок Милицейский - небольшой район к северу от Щербинки, состоящий из семи домов по Дачной улице и шести по Типографской (административно в составе поселка Липки). Самые старые из них построены в начале 1960-х годов. Раньше на этом месте находилась колония НКВД, от которой сохранилось кирпичное здание Щербинской типографии.
В Милицейском заканчиваются маршруты нескольких автобусов, в том числе самых старых, исторически ходящих до станции метро "Южная" (№249 - с 1995 года) и в Северное Бутово (№108 - с 2002 года).

Липкинский дом, стоящий отдельно от других (улица Типографская, 24). Построен в 1983 году. Дорожка, недавно оснащенная фонарями, ведет из Московской Щербинки (от улицы Савицкого).


Внутренний двор, ограниченный жилыми домами по Типографской улице. Справа видны кирпичные здания разных годов, от 1969-го до 1977-го. Это приятное место, пока власти не решат вставить на поле какую-нибудь высотку.
Впрочем, и без этого почти все местные дома попали в программу реновации, а значит, в ближайшие годы поселок Милицейский и Липки будут снесены чуть менее чем полностью.


Дома №2 (справа) и №17.


"Милицейская" часть поселка. Дом №4 на Дачной улице. Построен в 1960 году, его соседи ненамного старше.


Дачная улица, 2.


Самый новый дом в Милицейском, панельная пятиэтажка с магазином 1987 года рождения.




Если идти на восток по направлению к типографии, можно увидеть совершенно невзрачное здание бани.


Заброшенные склады и остатки забора на Типографской улице.


Щербинская типография основана в 1947 г., хотя ее главное здание, судя по внешнему виду, построено значительно позже. Рядом на Молодцовском проезде находится автобусная остановка "Клубничные поля". Проезд тоже очень стар и вел вначале на Щербинское кладбище, а с некоторых пор и в 4-й микрорайон Щербинки. Поначалу именно здесь проходили все тамошние автобусы.


Водонапорная башня на территории местного водоканала.

Поперек "московской Щербинки", в направлении от улицы Савицкого до улицы Брусилова проходит небольшой овражек реки Лопенки, которая начинается недалеко, внутри Щербинского кольца. При застройке пойма была сильно подсыпана, сужена и заброшена - по сути, она выглядит как "планируемая к благоустройству" канава с мусором и редкими лужами, образующимися при стоке воды. Постоянного течения здесь не было и нет, однако делать нечего - московская река, надо было осмотреть. Обзор вышел таким же маленьким и жалким, как и само русло (фото 2008 года).

Вот и начало великой русской реки. Зрелище нехитрое.


Оборачиваемся против течения и видим вдали улицу Савицкого. Что это за сваи на берегу? Не попытка ли сделать мост?


Чуть ниже, против несуществующего течения. Угловой дом смотрит на север, где обустроенная местность заканчивается. Оттуда должна бы течь Лопенка, если бы в ней была вода.


Вниз по течению.


Похоже на попытку сделать очередной мостик.


На пути придется пересечь внутриквартальную улицу. Перед ней по привычке скапливается вода. Самый дальний угловой дом на севере (улица Савицкого, 12) уже был упомянут. Вот такое короткое расстояние.


В южной части "реки" есть непонятного назначения пруд-отстойник. И каменистая канава, по которой в теории должна течь вода. Далее Лопенка проходит через деревню Захарьино, и наверное, уже обретает настоящее течение. А мы с ней закончили.