Московские Зарисовки

Щербинка

Городская и провинциальная

За новые районы Москва борется самым активным образом, буквально вырывая их из рук конкурента - Московской области. В Южном Бутове после кровопролитных боев в 2007 году кусок города Щербинки восточнее Варшавского шоссе отошел к столице и стал самым южным ее аванпостом: сейчас он включает в себя 1-4 микрорайоны Щербинки и напоминает по форме рыбку. Автобусы от метро сюда постепенно наладили, а город Щербинка довольно ироничным образом сам оказался в лапах Москвы с 2012 года. Почему-то туда нормальные автобусы провели только через два года и в недостаточном количестве, но наш Мосгортранс хорошо известен еще и не таким пренебрежением - некоторые московские деревни вообще сидят и без транспорта, и без дорог.

Центр Щербинки застроен наиболее унылыми из существующих образцов многоэтажного жилья, но по краям можно найти кое-что интересное. Например, на юге вдоль Театральной улицы находится небольшой поселок огнеупорного завода, своеобразный исторический центр. Местные дома представляют собой сильно упрощенный вариант мелкой сталинской застройки начала 50-х годов. Их декор минимален и проявляется выступами-окнами в области подъездов, либо небольшим аттиком и слуховым окном. Центр поселка - дворец культуры - намного обгоняет по торжественности окружающее его жилье и не уступает лучшим своим родственникам в подмосковных городах. Он выстроен по проекту 2-06-04 (архитектор К.Барташевич) - такие же находятся в Видном и московском районе Раменки. Перед ним находился мемориал в честь работников завода, в 2015 году слегка перемещенный (как ни странно, Ленина в Щербинке нет: настолько забыт этот город).






Театральная улица, вдоль которой стоят дома, уходит на север.


Дом №1, угловой - здесь расщедрились даже на лепную дату.


Типовой дом вдоль Театральной улицы (№5).




Ленинградский люк конца 1940-х - начала 50-х годов, вполне согласующийся с датами постройки района.


Отдельно стоящий дом №37 по Железнодорожной улице и цветом, и внешним видом выделяется в огнеупорном поселке. Впрочем, он к нему и не совсем относится.


Здание школы №1 на улице 40-летия Октября. Прямо напротив нее стоит невзрачная школа №2.


Водонапорная башня на территории лифтостроительного завода. Завод создан в 1943 году и до сих пор является одним из немногих успешных предприятий, сохранившихся с советских времен.

Довольно значительное количество малоэтажной застройки сохранилось в исторической северной части Щербинки, вдоль улиц Почтовой, Садовой, Котовского и Вишневой. В основе своей это ветхие кирпичные или оштукатуренные двухэтажки, мало чем отличающиеся от своих родственников вдоль Театральной, разве что стены здесь облуплены значительно сильнее. Есть пара трех- и четырехэтажных зданий, и буквально единицы могут похвастаться такими изысками, как эркеры или рельефная рустовка углов.



Почтовая, 13. Подобную фотографию можно поместить на обложку путеводителя по Щербинке.
Впечатление о местном хозяйстве будет почти полным.


Улица Котовского, 6.


Юго-западный край массива, дом с эркерами (Котовского, 7).


Дом с балконами (Котовского, 5) - нечто очень похожее есть возле станции Бутово на Синельниковской улице.


Разноцветный дом. Улица Котовского, 3.


Во дворах на улице Котовского. 2018 год.


Почтовая улица, 1.


Почтовая улица, 5.









Почтовая, 6 - дом с помещением под магазины, построен в 1957 году.



Улица Чапаева, дом 6.


Вдоль улицы Мостотреста, параллельной Варшавскому шоссе, протянулась еще одна линия двуэтажных домов.
Некоторые построены в начале 50-х годов, другие в 1939 году.




Дом №4 по улице Мостотреста.

Дом №4 по улице Мостотреста и соседние люки - 2018 год.






Улица 40 лет Октября, 13 - старый дом в окружении новых. Рядом водонапорная башня, которую предлагается не сносить, а переделать - посмотрим, что из этого выйдет.

Улица Мичурина. Частный сектор - правда, в основном некрасивые городские коттеджи.

Административная постройка на Рабочей улице - элемент района 1980-х годов.

К западу от станции Щербинка находится экспериментальное кольцо ВНИИЖТ, созданное до войны, где обкатывают новые поезда. Восьмиэтажное административное здание (Бутовский тупик, 1а) построено в 1987 году, в нем также расположены служба управления движением и корпоративный университет РЖД.

Паровоз Л-3348 был установлен в качестве памятника у здания ВНИИЖТ в августе 2012 года. Когда-то он проживал в депо Подмосковная и работал на ретро-поездах.

Верхний шильдик имеет несовпадающий номер и дату, и видимо, взят с другого паровоза. А есть еще нижний шильдик на раме с надписью "Азовсталь".

Корпус кольца постройки 1971 года и устройства на многочисленных подъездных путях - звуковая сигнализация с логотипом Арзамасского приборостроительного завода и светофоры на переезде с клеймами его предшественника - "ДЭЗ", выпущенные не ранее 1970-х годов. Возможно, это новый логотип днепропетровского завода "Светофор", но кое-где утверждается со всей определенностью, будто это клеймо днепродзержинского электротехнического завода. На станциях метро тех лет можно найти такие же клейма.

Группа подъездных путей рядом со станцией, обходящих комплекс ВНИИЖТ с юга - одно из ответвлений уходит на техническую ветку в поселок гарнизона Остафьево. Впереди сохранился в рабочем состоянии мачтовый светофор - конструкция, заслуженно любимая всеми поклонниками железных дорог - есть в нем что-то привлекательное и старинное, широкие рамки и длинные козырьки, добротный советский корпус с клеймом завода "Светофор" позади - не то что современные голые железки, которые даже собрать как положено не могут.

На рельсах принято ставить клейма - как в случае в кирпичом, когда-то были хорошие полные клейма, отражающие названия заводов (а их было довольно много). Сейчас же невзрачные клейма делаются по ГОСТу.
По правилам, маркировка на шейке рельса указывает завод-изготовитель, месяц и год проката, и тип рельса. Сейчас рельсы выпускает почти исключительно Кузнецкий металлургический комбинат, которому и принадлежит первая буква "К". На советских рельсах можно увидеть еще "Т" - Нижний Тагил, и "А" - Азовсталь. Далее, "Х 86" говорит о дате выпуска: октябрь 1986 года - не очень давно. Стандартный тип рельса Р65 означает, что метр его весит 65 кг.

После сеанса занимательного рельсоведения пора идти на станцию - и по пути у здания служб обнаруживается синенький люк "РСП 40" самой что ни на есть железнодорожной направленности - привезенный из Тбилиси от рельсосварочного поезда №40. На платформе представляется шанс к занимательному цистерноведению. На тележке одной из цистерн имеется шильдик с надписью "Украина" и клеймом завода "Азовмаш".

Поселок Милицейский - небольшой район к северу от Щербинки, состоящий из семи домов по Дачной улице и шести по Типографской (административно в составе поселка Липки). Самые старые из них построены в начале 60-х годов. Раньше на этом месте находилась колония НКВД, от которой сохранилось кирпичное здание Щербинской типографии.
В Милицейском заканчиваются маршруты нескольких автобусов, в том числе самых старых, исторически ходящих до станции метро "Южная" (№249 - с 1995 года) и в Северное Бутово (№108 - с 2002 года).

Липкинский дом, стоящий отдельно от других (Типографская, 24). Построен в 1983 году. Дорожка, недавно оснащенная фонарями, ведет из Московской Щербинки (от улицы Савицкого).


Внутренний двор, ограниченный жилыми домами по Типографской улице. Справа видны кирпичные здания разных годов, от 1969-го до 1977-го. Это приятное место, пока власти не решат вставить на поле какую-нибудь высотку.


Дома №2 (справа) и №17.


"Милицейская" часть поселка. Дом №4 на Дачной улице. Построен в 1960 году, его соседи ненамного старше.


Дачная улица, 2.


Самый новый дом в Милицейском, панельная пятиэтажка с магазином 1987 года рождения.




Если идти на восток по направлению к типографии, можно увидеть совершенно невзрачное здание бани.


Заброшенные склады и остатки забора на Типографской улице.


Щербинская типография основана в 1947 году, хотя ее главное здание, судя по внешнему виду, построено значительно позже. Рядом на Молодцовском проезде находится автобусная остановка "Клубничные поля". Проезд тоже очень стар и ведет на Щербинское кладбище, а с некоторых пор и в 4-й мкр. Щербинки. Поначалу именно здесь проходили все тамошние автобусы.


Водонапорная башня на территории местного водоканала.

Поперек "московской Щербинки", в направлении от улицы Савицкого до улицы Брусилова проходит небольшой овражек реки Лопенки, которая начинается недалеко, внутри Щербинского кольца. При застройке пойма была сильно подсыпана, сужена и заброшена - по сути, она выглядит как "планируемая к благоустройству" канава с мусором и редкими лужами, образующимися при стоке воды. Постоянного течения здесь не было и нет, однако делать нечего - московская река, надо было осмотреть. Обзор вышел таким же маленьким и жалким, как и само русло (фото 2008 года).

Вот и начало великой русской реки. Зрелище нехитрое.


Оборачиваемся против течения и видим вдали улицу Савицкого. Что это за сваи на берегу? Не попытка ли сделать мост?


Чуть ниже, против несуществующего течения. Угловой дом смотрит на север, где обустроенная местность заканчивается. Оттуда должна бы течь Лопенка, если бы в ней была вода.


Вниз по течению.


Похоже на попытку сделать очередной мостик.


На пути придется пересечь внутриквартальную улицу. Перед ней по привычке скапливается вода. Самый дальний угловой дом на севере (улица Савицкого, 12) уже был упомянут. Вот такое короткое расстояние.


В южной части "реки" есть непонятного назначения пруд-отстойник. И каменистая канава, по которой в теории должна течь вода. Далее Лопенка проходит через деревню Захарьино, и наверное, уже обретает настоящее течение. А мы с ней закончили.