Московские Зарисовки

Щербинка

Городская и провинциальная

За новые районы Москва борется самым активным образом, буквально вырывая их из рук конкурента - Московской области. В Южном Бутове после кровопролитных боев в 2007 году кусок города Щербинки восточнее Варшавского шоссе отошел к столице и стал самым южным ее аванпостом: сейчас он включает в себя 1-й - 4-й микрорайоны Щербинки и напоминает по форме рыбку. Сюда постепенно наладили маршруты автобусов от станции метро, а город Щербинка довольно ироничным образом сам оказался в лапах Москвы с 2012-го года. Туда нормальные автобусы провели только через два года и в недостаточном количестве, и понадобилось еще несколько лет, чтобы добавить новые маршруты и хоть немного побороть страшную пробку на главной местной улице 40-лет Октября и на Варшавском шоссе.

Центр Щербинки застроен наиболее унылыми из существующих образцов многоэтажного жилья, но по северной и южной окраине можно найти кое-что интересное. Например, на юге вдоль Театральной улицы были выстроены в начале-середине 50-х годов трехэтажные жилые дома небольшого поселка при огнеупорном заводе, своеобразный исторический центр. Они представляют собой упрощенный вариант среднеэтажной застройки тех времен. Их декор минимален и проявляется выступами-окнами в области подъездов, либо небольшим аттиком и слуховым окном.

Центр поселка - дворец культуры - намного обгоняет по торжественности окружающее жилье и не уступает лучшим своим родственникам в подмосковных городах. Он выстроен по типовому проекту 2-06-04 ("Клуб со зрительным залом на 300/320 мест", 1947 год, архитектор К.Барташевич) - такие же находятся московском районе Раменки, в городах Видное, Пушкино и многих других по всему бывшему Советскому Союзу. Перед ним находился мемориал в честь работников завода, в 2015 году слегка перемещенный на пару десятков метров.
Как ни странно, Ленина в Щербинке нет: настолько забыт этот город.



Так было в 2014 году.




Здания "развертываются" фасадами на квадратную площадь перед ДК. В середине между ними уходит на север Театральная улица, вдоль которой стоят остальные дома.


Дома на площади, в число которых затесалась кирпичная хрущевка с картиной.

Мемориал после переоборудования - к нему добавили доски с фамилиями и зенитные орудия.



Дом №1, угловой - здесь расщедрились даже на лепную дату.

Этот же дом в 2018 году.

Типовой дом вдоль Театральной улицы (№6) с минимальными декорациями.

Улица в 2014 году. С тех пор в Щербинке прошло масштабное благоустройство, приуроченное к открытию эстакады через железную дорогу, затронувшее центральные улицы и выполненное спустя рукава.


Ленинградский люк конца 1940-х - начала 50-х годов, вполне согласующийся с датами постройки района.
При последней волне благоустройства многие старые люки были заменены на современные ужастики. Это даже не считая совершенно повальной их замены, последовавшей за присоединением к Москве - удивительно, что осталось хоть что-то. Трава на разгромленных газонах может еще вырасти, а люки уже нет.


На фото - установленное нынче повсюду признание в любви к населенному пункту, в окружении духовных скреп нашей страны: забора и колючей проволоки, т.е. аллегории разнообразных гражданских прав и свобод. Не хватает только третьего кита: наваленных куч мусора. В общем, непростое это дело - Родину любить.

Отдельно стоящий дом №37 по Железнодорожной улице и цветом, и внешним видом выделяется в "огнеупорном" поселке. Впрочем, он к нему и не совсем относится.


Дома на Железнодорожной улице, где находится администрация Щербинки и полиция, а раньше была и фабрика декоративных промыслов, снесенная под жилье. Которое так и не было построено.
Довоенный люк "Коммунстрой" говорит о том, что некоторая застройка тут существовала еще раньше.


Торговое здание в начале улицы 40-лет Октября и храм в сквере рядом со станцией. Строительство церкви в честь иконы Божией Матери "Всецарица" началось в 2011 году и завершилось в ноябре 2018 года.

Улица 40-лет Октября, вид с середины в сторону станции. Вдали виднеется крыша изображенного выше торгового центра, а под ногами - совершенно ненужная здесь плитка. Раньше улица стояла в крепкой пробке, удерживаемая светофором на Варшавском шоссе, а в обратную сторону - очередями на переезде. Сейчас эти проблемы большей частью решены.


Здание школы №1 на улице 40-лет Октября, 5/1. Бывшая средняя школа №67, построенная по типовому проекту в 1951 году. В начале осени 2018 года здание неожиданно было снесено. На его месте строится новая школа.

Прямо напротив нее стоит невзрачная школа №4 (теперь №2120).

Желтоголовая трясогузка в увеличенном размере.

Детская поликлиника. Единственное здание на Вокзальной улице (№8).

Советская застройка Щербинки.


Водонапорная башня на территории лифтостроительного завода. Завод создан в 1943 году и до сих пор является одним из немногих успешных (читай: не разваленных) предприятий, сохранившихся с советских времен.

Довольно значительное количество малоэтажной застройки сохранилось в исторической северной части Щербинки, вдоль улиц Почтовой, Садовой, Котовского и Вишневой. В основе своей это ветхие кирпичные или оштукатуренные двухэтажки, мало чем отличающиеся от своих родственников вдоль Театральной, разве что стены здесь облуплены значительно сильнее. Есть пара трех- и четырехэтажных зданий, и буквально единицы могут похвастаться такими изысками, как эркеры или рельефная рустовка углов.






Почтовая, 13. Подобную фотографию можно поместить на обложку путеводителя по Щербинке.
Впечатление о местном хозяйстве будет почти полным.


Но при этом здесь устроили массовую замену люков, что оказалось важнее, чем ремонт фасадов или асфальта.
Улица Котовского, 6.


Юго-западный край массива, дом с эркерами (Котовского, 7).


Дом с балконами (Котовского, 5) - нечто очень похожее есть возле станции Бутово на Синельниковской улице.


Разноцветный дом. Улица Котовского, 3.


Во дворах на улице Котовского. 2018 год.


Почтовая улица, 1.


Почтовая улица, 5.









Почтовая, 6 - дом с помещением под магазины, построен в 1957 году.



Улица Чапаева, дом 6.


Вдоль улицы Мостотреста, параллельной Варшавскому шоссе, протянулась еще одна линия двуэтажных домов.
Некоторые построены в начале 50-х годов, другие в 1939 году.




Дом №4 по улице Мостотреста.

Дом №4 по улице Мостотреста и соседние люки - 2018 год.






Улица 40 лет Октября, 13 - старый дом в окружении новых. Рядом водонапорная башня, которую предлагается не сносить, а переделать - посмотрим, что из этого выйдет.

Улица Мичурина. Частный сектор - правда, в основном некрасивые городские коттеджи.

Административная постройка на Рабочей улице - элемент района 1980-х годов.

К западу от станции Щербинка находится экспериментальное кольцо ВНИИЖТ, созданное до войны, где обкатывают новые поезда. Восьмиэтажное административное здание (Бутовский тупик, 1а) построено в 1987 году, в нем также расположены служба управления движением и корпоративный университет РЖД.

Паровоз Л-3348 был установлен в качестве памятника у здания ВНИИЖТ в августе 2012 года. Когда-то он проживал в депо Подмосковная и работал на ретро-поездах.

Верхний шильдик имеет несовпадающий номер и дату, и видимо, взят с другого паровоза. А есть еще нижний шильдик на раме с надписью "Азовсталь".

Корпус кольца постройки 1971 года и устройства на многочисленных подъездных путях - звуковая сигнализация с логотипом Арзамасского приборостроительного завода и светофоры на переезде с клеймами его предшественника - "ДЭЗ", выпущенные не ранее 1970-х годов. Вероятно, это промежуточный логотип днепропетровского завода "Светофор" - на станциях метро тех лет продукция "ДЭЗ" тоже активно используется. Правда, есть источники, где утверждается со всей определенностью, будто это клеймо какого-то другого электротехнического завода.

Группа подъездных путей рядом со станцией, обходящих комплекс ВНИИЖТ с юга - одно из ответвлений уходит на техническую ветку в поселок гарнизона Остафьево. Впереди сохранился в рабочем состоянии мачтовый светофор - конструкция, заслуженно любимая всеми поклонниками железных дорог - есть в нем что-то привлекательное и старинное, широкие рамки и длинные козырьки, добротный советский корпус с клеймом завода "Светофор" позади - не то что современные голые железки, которые даже собрать как положено не могут.

На рельсах принято ставить клейма - как в случае в кирпичом, когда-то были хорошие полные клейма, отражающие названия заводов (а их было довольно много). Сейчас же невзрачные клейма делаются по ГОСТу.
По правилам, маркировка на шейке рельса указывает завод-изготовитель, месяц и год проката, и тип рельса. Сейчас рельсы выпускает почти исключительно Кузнецкий металлургический комбинат, которому и принадлежит первая буква "К". На советских рельсах можно увидеть еще "Т" - Нижний Тагил, и "А" - Азовсталь. Далее, "Х 86" говорит о дате выпуска: октябрь 1986 года - не очень давно. Стандартный тип рельса Р65 означает, что метр его весит 65 кг.

После сеанса занимательного рельсоведения пора идти на станцию - и по пути у здания служб обнаруживается синенький люк "РСП 40" самой что ни на есть железнодорожной направленности - привезенный из Тбилиси от рельсосварочного поезда №40. На платформе представляется шанс к занимательному цистерноведению. На тележке одной из цистерн имеется шильдик с надписью "Украина" и клеймом завода "Азовмаш".

Поселок Милицейский - небольшой район к северу от Щербинки, состоящий из семи домов по Дачной улице и шести по Типографской (административно в составе поселка Липки). Самые старые из них построены в начале 60-х годов. Раньше на этом месте находилась колония НКВД, от которой сохранилось кирпичное здание Щербинской типографии.
В Милицейском заканчиваются маршруты нескольких автобусов, в том числе самых старых, исторически ходящих до станции метро "Южная" (№249 - с 1995 года) и в Северное Бутово (№108 - с 2002 года).

Липкинский дом, стоящий отдельно от других (Типографская, 24). Построен в 1983 году. Дорожка, недавно оснащенная фонарями, ведет из Московской Щербинки (от улицы Савицкого).


Внутренний двор, ограниченный жилыми домами по Типографской улице. Справа видны кирпичные здания разных годов, от 1969-го до 1977-го. Это приятное место, пока власти не решат вставить на поле какую-нибудь высотку.


Дома №2 (справа) и №17.


"Милицейская" часть поселка. Дом №4 на Дачной улице. Построен в 1960 году, его соседи ненамного старше.


Дачная улица, 2.


Самый новый дом в Милицейском, панельная пятиэтажка с магазином 1987 года рождения.




Если идти на восток по направлению к типографии, можно увидеть совершенно невзрачное здание бани.


Заброшенные склады и остатки забора на Типографской улице.


Щербинская типография основана в 1947 году, хотя ее главное здание, судя по внешнему виду, построено значительно позже. Рядом на Молодцовском проезде находится автобусная остановка "Клубничные поля". Проезд тоже очень стар и ведет на Щербинское кладбище, а с некоторых пор и в 4-й мкр. Щербинки. Поначалу именно здесь проходили все тамошние автобусы.


Водонапорная башня на территории местного водоканала.

Поперек "московской Щербинки", в направлении от улицы Савицкого до улицы Брусилова проходит небольшой овражек реки Лопенки, которая начинается недалеко, внутри Щербинского кольца. При застройке пойма была сильно подсыпана, сужена и заброшена - по сути, она выглядит как "планируемая к благоустройству" канава с мусором и редкими лужами, образующимися при стоке воды. Постоянного течения здесь не было и нет, однако делать нечего - московская река, надо было осмотреть. Обзор вышел таким же маленьким и жалким, как и само русло (фото 2008 года).

Вот и начало великой русской реки. Зрелище нехитрое.


Оборачиваемся против течения и видим вдали улицу Савицкого. Что это за сваи на берегу? Не попытка ли сделать мост?


Чуть ниже, против несуществующего течения. Угловой дом смотрит на север, где обустроенная местность заканчивается. Оттуда должна бы течь Лопенка, если бы в ней была вода.


Вниз по течению.


Похоже на попытку сделать очередной мостик.


На пути придется пересечь внутриквартальную улицу. Перед ней по привычке скапливается вода. Самый дальний угловой дом на севере (улица Савицкого, 12) уже был упомянут. Вот такое короткое расстояние.


В южной части "реки" есть непонятного назначения пруд-отстойник. И каменистая канава, по которой в теории должна течь вода. Далее Лопенка проходит через деревню Захарьино, и наверное, уже обретает настоящее течение. А мы с ней закончили.