Московские Зарисовки

Люберцы

Фотографии и памятники

По старому поверью Люберцы принято считать одним из нагроможденных, унылых и непризнанных районов Москвы, настолько тонка граница между ними. На самом деле это довольно крупный город с обширной и разносторонней исторической застройкой, хотя близость к столице ему изрядно вредит. Название происходит от села Люберцы, рядом с которым в 1862 году проложена железная дорога. В 1899 году был построен завод паровых машин - позже завод имени Ухтомского, градообразующее предприятие, о котором написано чуть ниже.

Мимо местной станции проходят три или четыре московских автобуса - по пути в Некрасовку. А вход на саму станцию найти очень непросто - вначале нужно пробраться через рыночный лабиринт, сохранив здравый рассудок. Это главная точка города, где скапливаются все автобусы и происходит бесконечная суета. К северо-западу отсюда - относительно новые районы (в основном хрущевки и так далее, вплоть до хаотичных скоплений текущих лет), а к югу - первоначальные, более интересные в архитектурном отношении здания.

Старые Люберцы: Октябрьский проспект и другие улицы

Люберцы стали городом в 1925 году, и уже тогда делалось все, чтобы этот статус был оправдан. Вдоль Октябрьского проспекта стоит множество зданий разных лет, из которых самые ранние постройки - поликлиника и ремесленное училище в стиле конструктивизма. Уже в тридцатых годах начали появляться первые многоэтажные жилые дома, на проспекте открылись две школы. Сам Октябрьский проспект - огромная, шумная магистраль, пересекающая весь город, на которой никогда не прекращается поток автомобилей.



Люберецкий машиностроительный техникум был основан в 1930 году на базе завода имени Ухтомского (адрес - Октябрьский пр-т, 114). В годы Великой Отечественной войны на этом месте располагался штаб 108-го гвардейского ордена Суворова летного полка, о чем сообщает мемориальная доска на здании и памятник с фамилиями (рядом также перечислены фамилии учеников, погибших в Афганистане). С 1948 года носил название Люберецкий техникум сельскохозяйственного машиностроения (ЛТСХМ). В 2011 году переименован в Московский областной техникум отраслевых технологий, а в 2015 году "оптимизирован" путем объединения с бывшим ПТУ имени Гагарина в один Люберецкий техникум.
Выразительное здание техникума построено в середине 1950-х годов.

Училище имени Гагарина (Октябрьский пр-т, 136) - тяжелое на вид прямоугольное здание, построенное в 30-х годах для ремесленного училища (позже ПТУ). В 1949-1951 годах Юрий Гагарин учился здесь по профессии литейщика-формовщика. С 1993 года - лицей, а в 2015 году он был объединен с бывшим ЛТСХМ и Красковским ПТУ в один Люберецкий техникум. Перед зданием в 1984 году установлен памятник Гагарину (в июле 2011 года в Лондоне установили копию). На стенах одна за другой появлялись мемориальные доски - стрелковому полку, заслуженному учителю В.Г.Менису, а самому Гагарину посвящены целых три. Одна из них - самая первая, после замены долгое время пребывавшая в помещении музея, а теперь снова вынесенная наружу. Другую перенесли из литейного цеха завода Ухтомского, где Гагарин проходил практику. По-моему, хорошая мысль.

У пересечения проспекта и улицы Власова находится городской военный мемориал, которого раньше не было: на этом месте с 1965 года стоял памятник летчику Н.И.Власову, перенесенный к гимназии №5 в 2010 году.

Старые Люберцы (запад): улица Кирова

Улица Кирова тянется параллельно проспекту. Восточная часть застроена небольшими домами в самом начале 50-х годов, западнее стоит более позднее жилье.

Старые Люберцы (запад): поселок Калинина

В 1926-28 годах в поселке имени Калинина были выстроены двухэтажные деревянные дома для рабочих завода (дома №2-10), а также несколько кирпичных в стиле конструктивизма (дома №11-16). Между ними был единственный в Подмосковье деревянный клуб в характерном стиле 1920-х годов, варварски снесенный в 2012 году. В 2016 году за ним последовали два из пяти оставшихся деревянных домов.

Старые Люберцы (восток): Октябрьский проспект, Дом культуры

Возле станции проходят улицы, названные в честь местных героев революции: Волковская, Смирновская, Куракинская. Некоторые имена были упразднены с годами, но все равно - удивительно было обнаружить в целости две пояснительные доски, посвященные названиям этих улиц.
В этой части города находится дворец культуры и стоящий перед ним вождь, а также городской парк, памятники жертвам репрессий и воинам-интернационалистам.

Завод имени Ухтомского

Между железной дорогой и Октябрьским проспектом видны полуразрушенные, с выбитыми окнами, корпуса машиностроительного завода имени Ухтомского, созданного в 1899 году. Немецкий подданный К.Вейхельт начал строить здесь предприятие по выпуску паровых машин, но вскоре разорился, и владельцем завода стал американец Томас Пурдэ. Началось производство сельскохозяйственной техники. В 1920-е годы предприятие стало называться Государственным заводом сельскохозяйственных машин имени А.В.Ухтомского.

В 1970-80-х на заводе проводилась реконструкция, большая часть старых цехов была снесена или перестроена, добавились новые. Сделали новую проходную и возвели высокое административное здание на Красной улице, расширив территорию за счет сноса нескольких ветхих домов, а старое заводоуправление оказалось на территории завода. В 1978 году коллективом завода была создана самоходная косилка КПС-5Г. Завод был награжден орденами Трудового Красного Знамени, Ленина и Октябрьской революции.

В 90-х годах все было мгновенно разорено и превращено в скопище складов-офисов, оборудование отправилось в металлолом. В 2012 городские власти заставили рейдеров, захвативших завод, убрать ворота и сделать свободный проход на территорию (само по себе явление исключительное). Так и произошло, и через завод теперь проходит насквозь городская улица 65-летия Победы с асфальтом примерно такого же возраста, по которой наравне с потоком машин, уворачиваясь из-под колес, ходят люди, посетители многочисленных фирм. Но в отличие от многих других предприятий, доступных народу, здесь почти нет интересных зданий. Многие корпуса родом из 70-х, более старые перестроены, и все имеют первозданный вид, то есть наполовину развалены.

Возле входа сохранился красивый деревянный дом, снабженный табличками - с портретом Ленина и о столетии завода (примерно такие же установлены и на заводоуправлении). К дому подойти вплотную нельзя, он огорожен бетонным забором. Рядом с ним стоял комбайн-памятник на постаменте, пока не разделил судьбу многих исторических памятников и не исчез в начале 2015 года, когда начался ремонт дома. Заводоуправление раньше стояло на Волковской улице рядом с территорией завода, но при его расширении оказалось внутри вместе с частью улицы.

Заводоуправление раньше стояло на Волковской улице рядом с территорией завода, но при его расширении оказалось внутри вместе с частью улицы. На нем установлено три доски, и одна опять же посвящена Ленину - но по всей видимости, на завод вождь приходил уже без головного убора.

Старые Люберцы (север): Станция, Инициативная улица

С северо-восточной стороны от станции находится мемориальный уголок, посвященный памяти борцов за свободу - два памятника погибшим в Великой Отечественной войне и один борцам революции 1905 года. Давным-давно здесь была часть территории городского кладбища. Памятник Ухтомского завода металлоизделий, видный на первой фотографии, некоторое время стоял на территории бывшего завода прямо на север от станции Люберцы, где и был снят. Затем его перенесли и в канун праздника Победы 2010 года открыли заново в городском парке.

Юго-запад | Городок А и городок Б

Фотографии с вылазки в юго-западную часть города. На бывшей территории военного гарнизона, в "Городке А" сохранилось некоторое количество интересных жилых зданий. Сейчас это обычный жилой район, хотя и отделенный от улицы Кирова забором с остатками проходных. Дома имеют характерный адрес по улице 3-е Почтовое отделение. Непосредственно на этой улице находится пока еще работающая войсковая часть 75350, связанная с комплексом ЭРАТ, института эксплуатации и ремонта авиатехники. Здесь занимались черными ящиками самолетов. Конец района упирается в Новорязанское шоссе, рядом с городом Котельники и одноименной станцией метро, недалеко от московского района Жулебино.

Дальние Люберцы

Собирательное название районов, расположенных за грузовой железнодорожной веткой на города Дзержинский и Котельники (пассажирское движение вырезали в 90-х), вокруг улиц Южной, Мира, Октябрьского проспекта. Один из микрорайонов известен как Хлебозавод - думаю, не стоит объяснять, почему. Историческая застройка представлена замечательным ансамблем под названием "Желтый городок", несколькими парадными многоэтажками и прочей мелочью, вроде декорированных кирпичным оранментом хрущевок. К югу от проспекта - Люберецкая больница №2, основанная в 1937 году, с интересным хирургическим корпусом, сохранившимся от сталинских времен.

Неподалеку, возле моста через ж.д., находится бывший институт ГИГХС. Его предшественник - центральная научно-исследовательская лаборатория треста по добыче и переработке мышьяка (Союзмышьяк), созданная в Москве в 1931 г., переведенная в Люберцы в 1937 году. На базе лаборатории 26 мая 1943 г. был создан Государственный НИИ горнохимического сырья (ГИГХС) Министерства химической промышленности СССР. Институт занимался изучением минеральных сырьевых ресурсов для химической промышленности, разработкой и внедрением методов добычи, обогащения и переработки горно-химического сырья, проектированием предприятий. По его разработкам освоены бассейны апатитовых, фосфоритовых, борных руд, месторождений в других странах. В состав института входило более 20 лабораторий и три отдела. В 2008 году передан госкорпорации "Ростехнологии". В 2012 году закрыт и ликвидирован вследствие рейдерского захвата. Площади сдаются в аренду, остался только памятник работникам - героям войны рядом со зданием.

"Желтый городок"

Образцовый квартал малоэтажных жилых домов по адресу Октябрьский проспект, 375 (с корпусами). Один из лучших ансамблей в ближнем Подмосковье, построенный пленными немцами. Более крупные корпуса №1-2 сразу привлекают внимание уникальными "коммунальными" балконами. Другие корпуса тоже имели открытые балконы, часть из которых теперь заложена, и отдельные входные двери для квартир на первом этаже, тоже замурованные.

Институт ВИНИТИ

Институт научной информации (ВИНИТИ) основан в 1952 году и размещается в классическом четырехэтажном здании (Октябрьский пр-т, 403). Сейчас здесь находится производственно-издательский комбинат, а в Москве на улице Усиевича - основной корпус. Согласно мемориальной доске на фасаде, во время войны тут располагался Ухтомский батальон - возможно, существовавший тогда дом был позднее перестроен.

Мемориальная доска Ухтомскому батальону на здании ВИНИТИ Мемориальная доска основателю ВИНИТИ А.И.Михайлову Мемориальная доска М.И.Левштейну на здании ВИНИТИ в Люберцах

Институт горного дела им. Скочинского

Комплекс угольного института (ВУГИ) построен в монументальном стиле сталинского классицизма, наподобие увеличенной в размерах усадьбы - в середине центральный корпус, окруженный "флигелями". Территория огорожена старинным забором и для свободного осмотра труднодоступна - половина сдается под офисы. Вплотную можно подойти только к западному фасаду, выходящему на Октябрьский проспект, который официально считается главным, и где размещается вход с мемориальными досками. Институт был основан на Донбассе, а в 1947 году было принято решение о создании нового комплекса в Люберцах. Если главный и западный корпуса успели завершить в 1957 году, то восточный (электромеханический) достроили уже в 1960 году, в разгар хрущевской "оптимизации", и разумеется, безо всяких украшений. ИГД был одним из крупнейших научных учреждений в бывшем Советском Союзе, со множеством филиалов и опытных лабораторий.

Мемориальная доска В.И.Шевякову на здании института горного дела (ВУГИ) в Люберцах Мемориальная доска А.В.Докукину в Люберцах Мемориальная доска А.М.Терпигореву на здании института горного дела (ВУГИ) в Люберцах Мемориальная доска И.Н.Плаксину на здании института горного дела (ВУГИ) в Люберцах Мемориальная доска Е.И.Шемякину на здании института горного дела Мемориальная доска Г.И.Маньковскому на здании ВУГИ в Люберцах

Поселок ВУГИ

На Егорьевском шоссе, недалеко от платформы Панки, в 1950-е годы был выстроен поселок Всесоюзного угольного института - геометрический ансамбль малоэтажных домов с разнообразными конструкциями фасадов. Особенно выделяются парадные дома с башенками, выходящие на красную линию улицы, и более скромные здания вдоль внутреннего проезда, сохранившие замечательные кронштейны балконов. Также есть школа и детские сады, в одном из которых сохранились совесткие скульптуры.

Улица Электрификации (станция Панки)

Она начинается от Хлебозаводской улицы и проходит вдоль железнодорожных путей мимо станции Панки́, открытой в 1929 году. В 1934 году участок железной дороги от Москвы до станции Панки впервые был электрифицирован, паровозная тяга в пригородном сообщении заменена на моторную.
Здесь в основном выстроены кирпичные хрущевки, а сам узкий жилой район отделен от остальной части Люберец обширным комбинатом Росрезерва. Но в конце улицы, соприкасаясь с поселком ВУГИ, стоит несколько довоенных зданий, где жили специалисты по электрификации железных дорог. А в западной части улицы есть скромные двухэтажки с небольшим рельефным декором под крышей.

К северо-востоку от железной дороги и станции Панки находятся многочисленные предприятия, в том числе заводы оборонного комплекса и знаменитый вертолетный завод имени Миля. Город здесь тесно соприкасается с поселком Томилино. Репортаж про музей вертолетного завода можно прочитать в LJ.

Северные Люберцы | Красная Горка

Новые северные районы в основном представлены скучными поздне-советскими зданиями (на одном из них есть надпись "ОКТЯБРЬ 1917"), но и здесь есть несколько памятников и Наташинский парк с прудами, который уже много лет является объектом войны местных жителей и жадных коммерсантов, мечтающих порубить и засыпать его ради жилья. Застройщикам активно покровительствует местный мэр. Кроме того, рядом проходит одна улица, названная в честь героя войны Н.Шевлякова, на которой висит мало что говорящая памятная табличка. В 2011 году произошла замена шила на мыло, то есть на другую такую же ничего не говорящую табличку. С северо-запада район прилегает в московскому поселку Ухтомский. Рядом находится и пока еще работает вертолетный завод Камова, который собираются присоединить к заводу Миля и закрыть из-за неприбыльности принадлежащий ему дом культуры "Искра". Памятник вертолету на территории завода уже убрали.

Наташинские пруды

Верхний:

Нижний: