Московские Зарисовки

Люберцы

Фотографии и памятники

В народном фольклоре этот город занимает не самое почетное место. По старому поверью Люберцы принято считать одним из непризнанных спальных районов Москвы, настолько тонка граница между ними - и можно сказать, что этот статус оправдан больше, чем у других населенных пунктов столичной агломерации. На самом деле город довольно крупный, с обширной и разносторонней исторической застройкой, хотя конечно, близость к столице ему изрядно вредит. Название происходит от села Люберцы, известного с начала XVII века, рядом с которым в 1862 году открыта станция Московско-Казанской железной дороги, а в 1899-1902 годах построен завод паровых машин - позже завод имени Ухтомского, градообразующее предприятие, о котором написано чуть ниже.

Мимо местной станции проходят три или четыре московских автобуса - по пути в Некрасовку. А вход на саму станцию найти очень непросто как с южной, так и с северной стороны - вначале нужно пробраться через рыночный лабиринт, не утратив здравый рассудок и веру в светлое будущее. Это главная точка города, где скапливается весь транспорт и происходит бесконечная суета. Над станцией проходит пешеходный мост, обязательный к посещению для всех, кто приехал на электричке. Кроме того, рядом имеется подземный переход. Путаница для новичков выходит знатная.

В окрестностях станции проходят улицы, названные в честь местных героев революции: Волковская, Смирновская, Куракинская. Некоторые имена были упразднены с годами, но все равно - удивительно было обнаружить в целости две пояснительные доски, посвященные названиям этих улиц. Они находятся на доме №9 по Волковской улице, который построен в 1964 году. Здесь сохранился уличный указатель-лайтбокс такого же стиля, что и московские.

Смирновская улица, дом 19 (розовый, построен в 1938 году) и дом 21 (полосатый, построен в 1936 году). Во дворике сохранились люки Мосторга.

Элементы оформления в области Смирновской улицы. Улица тянется прямо от вокзала и всегда перегружена. Ближе к Октябрьскому проспекту на ней установлена скульптура "Ребята с нашего двора", посвященная группе "Любэ". А напротив на фасаде дома - советская картинка с изображением светлого будущего.
Доска Спиридону Попову находится на проспекте, на фасаде дома №143.

Октябрьский проспект в Люберцах - огромная, шумная магистраль, пересекающая весь город, на которой никогда не прекращается поток автомобилей. Вдоль Октябрьского проспекта стоит множество зданий разных лет, из которых самые ранние постройки - поликлиника и ремесленное училище в стиле конструктивизма. Люберцы стали городом в 1925 году, и тогда уже делалось все, чтобы этот статус оправдать. Уже в тридцатых годах начали появляться первые многоэтажные жилые дома, на проспекте открылись две школы. Сейчас на красной линии можно встретить здания всех времен и стилей - парадные и хрущевские дома, классический дворец культуры и позднесоветское почтовое отделение, торговые центры и заброшенные цеха завода. В 1939 году в городе проживало уже 46,5 тысяч человек.
В центре проспекта можно увидеть несколько старых декоративных скульптур, среди них есть и памятник Пушкину, которого зачем-то поставили на самом шумном перекрестке возле Красной улицы. ПУШКИНАС - сообщает табличка на постаменте.

По адресу Октябрьский проспект, 211 находится здание АТС и Люберецкого главпочтамта, построенное в 1970 году с мозаикой на боковом фасаде, изображающей главного почтальона страны - товарища Ленина. Со стороны проспекта возле здания установлен памятник жертвам репрессий в виде простой черной стелы, испещренной следами от пуль - по старым свидетельствам известно, что на этом месте стояли здания НКВД. В 1992 году был установлен закладной камень, а 29 октября 2010 года он был включен в состав нового памятника.

Дом №2 по Куракинской улице, изображенный на фотографии, построен в 1964-м и выходит торцом на Октябрьский проспект. Часть Куракинской улицы - бульвар, в начале которого в 2000 году открыт памятник погибшим в локальных конфликтах (скульптор А. Рожников). Кроме камней с привычными надписями "Чечня" и "Афганистан", перечислена целая вереница более экзотических стран - Япония и Китай, Эфиопия и Босния, Венгрия и Египет, Вьетнам и Ангола, Корея и Куба. Кроме Боснии, на камнях нет фамилий, они просто служат напоминаниями о военных авантюрах, в которые ввязывался (а порой и устраивал) по всему миру Советский Союз.

Памятник ликвидаторам Чернобыльской аварии на аллее.

Квартальчик между улицами Куракинской, Смирновской и вокзалом застраивался в основном в конце 1950-х, хотя представляет из себя такую же сборную солянку, как и соседние районы.
Детский сад №101 на Смирновской улице (второе фото) - типовой проект начала 60-х.

Пятиэтажный "желтый дом" - Волковская улица, 43. Построен по индивидуальному проекту в 1956 году с магазинами и почтовым отделением на первом этаже. Рядом в доме №5 по Куракинской улице находится Дом ветеранов, где 12 октября 2016 года была открыта доска его первому директору В.И.Антипову.

Октябрьский проспект, 201 - "Серый дом" - блочная постройка 1953 года с декорацией подъездов, характерной для ранних хрущевок, и неожиданно массивным карнизом.

Во дворах недалеко от станции, в доме №5А на Волковской улице находится Люберецкая районная библиотека. Она была открыта в 1927 году в деревянном здании, а позже переехала в новую пятиэтажку постройки 1966 года. В 1998 году ей было присвоено имя Сергея Есенина, в декабре 2015 года открыта мемориальная доска.

Дворовые фасады соседних домов по Октябрьскому проспекту - №149 и №143, построенные в 1944-45 годах.

Изображение герба города на люке - обычное явление в Европе, но абсолютная редкость в России.
Целую партию этих крышек завезли в Люберецкий район в конце 50-х, они также есть в Томилино и Малаховке.

Дворец культуры (Октябрьский проспект, 200) был открыт весной 1962 года. В сети встречается утверждение (которое все попросту скопировали), что расположенный перед ним памятник В.И.Ленину перенесен от здания Люберецкого исполкома (непонятно зачем снесенного, там сейчас пустое место), где он всегда находился. На самом деле это другой памятник, извлеченный из запасников и поставленный на новом месте.

26 марта 2017 года открыт памятный знак, посвященный храму. Церковь Преображения Господня была расположена примерно на месте ДК и соседнего стадиона, уничтожена в 1936 году.

Городской парк культуры и отдыха выглядит достаточно печально. Неухоженный, территория занята сомнительными заведениями и непонятными аттракционами. Тут и там стояли скульптуры, некоторые настолько ужасные, что могли вызвать моральную травму у детей. Видимо, кто-то понял это в конце концов, потому что в итоге почти все исчезли. В глубине этого как-бы-парка установлена пушка БС-3 и памятник героям войны, перенесенный с территории бывшего Ухтомского завода металлоизделий и открытый на новой площадке 7 мая 2010 года (место установки почти никак не оформлено, пушка выглядит так, словно ее припарковали на время и забыли).
Мэр города, конечно, любит открывать новые памятники и мемориальные доски, но в целом люберчанам с ним не очень повезло, и это чувствуется.

Пешеходная тропа на месте, где когда-то пролегала Новослободская улица (официально название существует до сих пор). Впереди - тыл здания по адресу Октябрьский проспект, 198А.

Тяжелое белое здание администрации построено в 1981 году. Внутри сидит господин Ружицкий, начальник города, отыскивая на карте новые места, которые можно отдать под застройку. Вот, например, недавно нашли вертолетный завод Камова, его быстренько "оптимизировали" и уже строят там жилье.

Вокруг "Белого дома".

Начало улицы Кирова и белые треугольные конструкции - вытяжки подземного пространства под администрацией. Сзади за низким забором видно довоенное здание в два этажа, построенное по образцу детского сада, имеет адрес - Звуковая улица, 4. На карте оно числится как бывший детский дом. Сама улица практически исчезла, особенно в 2019 году, когда прошла волна ремонта.

"Детский дом" до и после реконструкции окружающей территории. Забор исчез вместе с газоном, и бывшая Звуковая улица была выложена очень популярной в наше время плиткой.

На этой же улице под номером 3 числится Люберецкий краеведческий музей, перестроенный из старообрядческой часовни - в 1970-е гг. она была "накрыта" сверху, точно так же, как мрачный новый фасад московского театра Сатиры накрыл собой старое здание цирка. Идущая вперед дорожка - это и есть Звуковая улица, которая уже на карте 1950-х годов превращалась в тупиковый проезд. На переднем плане - пристроенная к музею картинная галерея, которую начали сооружать в 2005 году, но через несколько лет все забросили. Недостроенное здание простаивало, и с него сыпалась облицовка, пока галерею не открыли наконец в 2018 году.
Чуть ранее, 14 ноября 2013 года, была открыта мемориальная доска Михаилу Петровичу Изместьеву - почетному гражданину города, основателю краеведческого музея и картинной галереи.

Гимназия №1 (адрес - Октябрьский проспект, 178) - это бывшая Люберецкая средняя общеобразовательная трудовая политехническая школа №1 с производственным обучением. Основана в 1917 году. Историческая справка о школе была опубликована по случаю ее 50-летия в газете "Люберецкая правда" за 1967 год: "Первое среднее учебное заведение в нашем городе открылось после Октября, и называлось школой второй ступени... ей было присвоено имя рабочего люберецкого завода С.П.Федулова. Школу разместили в двухэтажном здании на углу Октябрьского пр-та и Зубаревской улицы [до нашего времени не сохранилась даже сама улица]. В новую школу пришли ребята из Выхина, Жулебина, Томилина. В 1922 году состоялся выпуск первых учеников... В 1931 году школа была реорганизована в фабрично-заводскую семилетку, затем в десятилетку. Через 4 года Мособлсовет отпустил средства на постройку нового здания по типовому проекту, которое было введено в строй к сентябрю 1936 года, а в старом разместилась семилетняя школа №4" [кроме того, в городе уже работали две начальные школы №2 и №3].
На фасаде - две давно не обновлявшиеся доски о событиях времен войны.

Часовня Всех Святых выстроена в 1995 году перед кинотеатром "Октябрь".

В любом достаточно старом подмосковном городе можно объявлять квест на поиск телефонного люка Наркомата связи с "паучком Белла". В 1930-е годы основная волна телефонизации проходила по всей стране. В Люберцах люк найден на перекрестке улиц Кирова и Смирновской, у бывшего здания почты.

Зеленый дом - Смирновская улица, 5 - построенный в 1954 году. На последней фотографии - торговая пристройка на перекрестке с улицей Кирова.

Люберецкий техникум имени Гагарина (Октябрьский пр-т, 136) - тяжелое на вид прямоугольное здание, построенное в 1930-х годах для ремесленного училища (позже ПТУ). В 1949-1951 годах Юрий Гагарин учился здесь по профессии литейщика-формовщика. С 1993 года - лицей, объединенный в 2015 году с бывшим ЛТСХМ и Красковским ПТУ в один общий техникум. Перед зданием в 1984 году установлен памятник Гагарину (в июле 2011 года в Лондоне установили его копию).
На стенах одна за другой появлялись мемориальные доски. Вначале, конечно, была простая беломраморная доска самому Юрию Гагарину в 1969 г. Потом ее унесли в музей и заменили на металлическую. Уже в наше время повесили памятную доску в честь стрелкового полка, затем - заслуженному учителю В.Г.Менису, в феврале 2016 года - Василию Михайловичу Быкову.

После объединения техникума в здании открыли музей и повесили на фасаде еще две доски, посвященные Гагарину: вытащили из музея самую первую, мраморную, а вторая была перенесена из литейного цеха завода им. Ухтомского, где Юрий Гагарин проходил практику. По-моему, идея хорошая, даже несмотря на то, что теперь на здании целых три доски, посвященных Гагарину, а всего досок шесть. А у подножия здания есть пара старых люков канализации с надписью "Л К-К" - такие же находятся у довоенных зданий в Котельниках, значение надписи непонятно.

Диспансер в стиле конструктивизма - выразительный памятник эпохи (Октябрьский пр-т, 116).

Люберецкий машиностроительный техникум (адрес - Октябрьский пр-т, 114) был основан в 1930 году на базе завода имени Ухтомского. На том месте, где в 1952 году было построено здание техникума, в годы Великой Отечественной войны располагался штаб 108-го гвардейского ордена Суворова летного полка, о чем сообщает мемориальная доска на крыльце и памятник с фамилиями (рядом перечислены фамилии учеников, погибших в Афганистане). С 1948 года стал известен как Люберецкий техникум сельскохозяйственного машиностроения (ЛТСХМ). В 2011 г. переименован в Московский областной техникум отраслевых технологий, а в 2015-м "оптимизирован" путем объединения с бывшим ПТУ имени Гагарина в один Люберецкий техникум.
Здание техникума, особенно его центральный фасад - один из памятников сталинского классицизма в Люберцах.

У пересечения Октябрьского проспекта и улицы Власова находится городской военный мемориал с Вечным огнем, созданный относительно недавно: с 1965 года по 2010 год на этом месте стоял памятник-стела Герою Советского Союза Н.И.Власову, перенесенный к гимназии №5. Военный летчик Николай Иванович Власов совершил 220 боевых вылетов, лично сбил 10 самолётов противника. В июле 1943 года его самолет был подбит, Власов попал в немецкий плен и стал организатором нескольких планов побега из лагерей. Погиб в концлагере Маутхаузен в 1945 году. Улицу в Люберцах назвали, но написать краткую биографию героя на какой-нибудь табличке никто не догадался.


Между елками за памятником установлены четыре пушки, на колесах у которых можно видеть клеймо Ярославского шинного завода, до сих пор работающего.

Вид с тыла на здание Инженерной школы №6 (Октябрьский проспект, 118) и доски на фасаде. Как и первая школа, она построена и открылась до войны, в 1938 году. В годы войны в здании размещались подразделения авиационных частей, о чем и сообщает текст.

Улица Кирова начинается еще в московском районе Жулебино как Саранская улица, затем пересекает границу города и тянется параллельно Октябрьскому проспекту в Люберцах, представляя собой витрину послевоенной и более поздней застройки. В плане автомобильного движения достаточно спокойна. Восточный ее отрезок от Смирновской до Комсомольской улиц застроен небольшими домами в самом начале 1950-х годов, западнее стоит более позднее жилье, и наконец, страшные образцы современной застройки.
На доме №63 находится мемориальная доска Н.М.Туниеву.

21 февраля 2013 года на здании стационара бывшей больницы имени Ухтомского (улица Кирова, 36) была открыта памятная доска, посвященная Анне Фроловне Грамолиной, заслуженному врачу России, Почетному гражданину Люберецкого района и города Люберцы. Более 50 лет она работала главным врачом в этой больнице.

Во дворах на самой улице найдено предостаточно всяких люкокрышек, большая часть которых имеет уже ставшую привычной маркировку МЗ-4 МСПМ. Подробнее об этих люках см. здесь. Также немало крышек с надписью "МЭМЗ", которая может означать Мытищинский электромеханический завод, Московский экспериментальный мехзавод, да мало ли какой еще. Можно здесь найти и такие артефакты прошлого века, как отличные деревянные двери гаражей, старые фонарные кронштейны или подъездные козырьки со звездами (последние находятся во дворе дома №49).

Дом с кирпичным декором (Комсомольская, 15), построенный в 1958 году. Обрамление окон весьма необычно.

Школа №4 основана в 1950 году, ее здание (улица Кирова, 47) открыто 11 января 1957 года. Построено по типовому проекту Ю-1 (№2-02-30), разработанному САКБ и утвержденному исполкомом Моссовета в 1954 году. В 1995 г. школа стала лицеем. На крыльце сохранились старые фонарные столбы (без фонарей). 8 сентября 2014 году здесь открыта мемориальная доска Виктору Магонову - выпускнику школы, погибшему в Афганистане.

В каждом подмосковном городе и даже в маленьких поселках можно найти знак о признании в любви к данному населенному пункту. Можно даже собирать коллекцию. Впрочем, Люберцы действительно нам нравятся, ведь здесь столько интересных домов и крышек люков.

Послания из Тамбова, Запорожья, Ростова-на-Дону.

Менее привлекательные, но тоже редкие чугунные крышки. Исправительно-трудовая колония в Днепропетровске. Купавинский литейно-механический завод. Кировский завод Калужской области. Телефон-затычка.

Возле Люберецкой пожарной части №27 на улице Кирова, 34, установлен памятник старой пожарной машине ГАЗ-63 ПМГ-19, а рядом - ручной пожарный насос на колесах. Недавно возле него повесили пояснительную табличку с датой "1918 год". Само здание пожарного депо новое, интересен на нем только барельеф.

На Октябрьском проспекте, 112, некогда находился процветающий (можно даже сказать, районообразующий) завод торгового машиностроения ("Торгмаш") - выпускал оборудование для ресторанов, кафе, магазинов и кондитерских цехов (в том числе хлебопекарное оборудование, жарочные шкафы). В газетах за 1960-е годы он часто упоминается: работники завода осваивали новые технологии и расширяли ассортимент. Из номера за 1964 г.: коллектив обязуется "досрочно изготовить и внедрить конвейер сборки холодильного прилавка "Пингвин", закончить выполнение заказа "по изготовлению оборудования для птицефабрик". У завода было собственное футбольное поле и команда.
В 2010 году половина территории была назначена под снос и строительство "крупнейшего в Люберецком районе" торгового центра. В 2013 году снос начался (на фотографии видно, как экскаватор выполняет расчистку территории), 4х-этажное административное здание с ёлками (фото №1-2) было сдано под офисы и магазины. А футбольное поле руководство города отдало под жилой комплекс. Вот такая капиталистическая эволюция.

На стенах домов 1970-х годов в городе можно найти не один лозунг относительно того, какой хорошей была жизнь в Советском Союзе под мудрым руководством КПСС, и по поводу того, что Ленин вечно живой. На юге Люберец такие дома находятся в районе "городка А", а на севере есть пара вдоль улиц Митрофанова и Попова.

Юго-запад | Городок А

На бывшей территории военного гарнизона, в "городке А", сохранилось некоторое количество интересных жилых зданий. Первоначально это был военный городок при аэродроме, сооружение которого начато с 1932 года. Первые жилые дома построены до войны - в 1934-36 годах, как и основные строения войсковой части 75360, которую до сих пор занимает институт ЭРАТ (13 ГНИИ МО РФ) - точнее, занимал, пока сюда не сунули нос специалисты по созданию каменных джунглей со своими новыми проектами. В годы Великой Отечественной войны на аэродроме базировался 16-й истребительный авиационный полк. В начале 1990-х он был постепенно застроен: половину аэродрома теперь занимает московский район Жулебино, а другую часть - люберецкий "городок Б" (где сохранился один из ангаров, превращенный в шиномонтаж).

Сейчас "городок А" - это обычный жилой район, хотя и отделенный от улицы Кирова забором с остатками проходных (охрану с КПП сняли еще в начале 90-х годов). Все дома здесь имеют характерный адрес "3-е Почтовое отделение". Сохранились в заброшенном виде бывшая офицерская столовая, дом культуры, медсанчасть. Сама войсковая часть 75350, связанная с комплексом ЭРАТ, в 2018 г. еще работала, но уже была назначена под застройку. Южный конец района сливается со 115-м кварталом Люберец и упирается в Новорязанское шоссе, рядом с городом Котельники и одноименной станцией метро.

Зеленый дом (3-е Почтовое отделение, 23) построен в 1954 году по типовому проекту, часто применявшемуся в военных городках и некрупных поселках. Дом персикового цвета - №10, построен в 1939 году.
Розовый дом №3 - один из первых, датируется 1936 годом и предназначен был явно не для простых смертных.

Столовая.

Еще несколько домов с лозунгами (№38 и 37) и с антенной-шариком в военном городке.

Посреди городка стоит памятник Неизвестному солдату. Старый памятник в 2010 году из-за ветхости был заменен на новый, открытый к 65-летию Победы. Новый памятник оказался внешне очень похож на С.М.Кирова, и это породило спекуляции определенного рода: что где-то просто выкопали статую Кирова и поставили ее под видом солдата.

3-е Почтовое отделение, 13 - во дворе стоит кирпичная труба очень редкой круглой формы, с датой 1957 год.

Памятник "Три Ивана" установлен в 2015 году в центре жилищного образования, известного как "Городок Б" - это более новый квартал-гарнизон, построенный в самом конце 80-х годов между "Городком А" и будущим московским районом Жулебино. Дома здесь также числятся по улице 3-е Почтовое отделение. Памятник посвящен летчикам-истребителям 16-го авиаполка, который базировался в городе Люберцы в годы Великой Отечественной войны – Героям Советского Союза Ивану Голубину, Ивану Заболотному и Ивану Шумилову.

Путешествие через городок "Б" к станции метро Жулебино. Далеко впереди видны дома одноименного московского микрорайона - деревня Жулебино с окружающей территорией вошла в состав Москвы в 1985 году, а восточная часть бывшего аэрополя досталась Люберцам, и вскоре в обеих районах началось массовое строительство. Переход из области в Москву почти незаметен, разве только дизайн домовых знаков указывает на ее пересечение.

Новое здание ЭРАТ, во дворе которого находится памятник В.И.Ленину, а на стене - доска А.М.Тихомирову. Институт происходит от Научно-экспериментальной базы (НЭБ) по ремонту материальной части ВВС, созданной 3 июля 1942 года постановлением СНК СССР. В феврале 1947 года она была перебазирована в Люберцы, а 31 августа 1957 года постановлением Совета Министров СССР преобразована в Научно-исследовательский институт по эксплуатации и ремонту авиационной техники (НИИ ЭРАТ ВВС). Институт занимал обширную территорию войсковой части.

Гимназия №41 в 115-м районе Люберец (улица Авиаторов, 10) основана в 1981 году. Носит имя Главного маршала авиации П.С.Кутахова, бюст которого установлен перед зданием.

На улице Калараш(а) находится гимназия №44 с белой головой-бюстом Ленина. Улица была застроена в 60-х годах как временная южная граница района. На ней установлено целых две доски, сообщающих, что она названа в честь подполковника Дмитрия Леонтьевича Калараша, штурмана 236-й истребительной авиационной дивизии, погибшего 29 октября 1942 года в ходе воздушного боя.
Доска Л.Н.Агееву была открыта неподалеку, на доме №12 по Московской улице в мае 2011 года.

Завод имени Ухтомского

Между железной дорогой и Октябрьским проспектом до сих пор высятся полуразрушенные, с выбитыми окнами, корпуса машиностроительного завода имени Ухтомского, основанного в 1899 году. Германский подданный Карл Вейхельт купил в Люберцах более 14 десятин земли и начал строить завод по выпуску паровых машин. Но в связи начавшимся кризисом он продал его в августе 1901 года американскому бизнесмену Томасу Пурдэ. 16 июня 1902 года (29-го по новому стилю) состоялось открытие завода под названием "Нью-Йорк" ("New York Air-Brake Co."), выпускавшего тормоза для вагонов. В 1901 году и в "Дачном справочнике" 1907 года написано, что возле станции Люберцы Выхинской волости находится тормозной завод Т.Пурдэ, где числится около 830 рабочих. Вырабатывает газовые и керосиновые двигатели, запасные части к вагонам, ремонт.

Этот период отражается в рекламных объявлениях соответствующих лет, а в одном из выпусков газеты "Люберецкая правда" за 1966 год вышла статья об истории завода, заботливо приукрашенная коммунистической идеологией и духом борьбы с проклятыми американскими капиталистами, топчущими люберецкую землю:

В 1902-1903 годах в числе лиц, получивших купеческие свидетельства, называется гражданин "северо-американских соединенных штатов" Томас Пурде, 53 лет, проживающий на Никольской улице в доме Славянского базара. Имеет контору тормозного завода - Мясницкий проезд, в доме Немчинова. В 1904-08 годах Пурде проживал на Сретенском бульваре в знаменитом доме страхового общества "Россия", в 1909-1910 годах жил уже в Люберцах. Контора в доме Строгановского училища на Мясницкой.
Информация об администрации предприятия за 1908 год:

Рабочие завода активно участвовали в революции 1905 года. Боевая дружина машиниста Ухтомского действовала от Москвы до Голутвино. Власти направили на подавление восстания отряд Семеновского полка из Петербурга. Карательный отряд прибыл в Люберцы 17 декабря, были расстреляны рабочие завода Волков, Лядин и другие, помощник начальника станции Смирнов - в их честь позже назвали улицы. Не будь революции, и об этом событии мы скорее всего прочитали бы следующее: "законная власть подавила бунт, и террористы получили заслуженное наказание". Но историю писали победители, и так получилось, что множество объектов назвали в честь машиниста Ухтомского: сам завод, улицы, платформу Подосинки, Ухтомский район. Городская газета называлась "Ухтомский рабочий", потом стала "Люберецкой правдой".
На фото - вид одного из внутренних дворов завода с моста над железной дорогой и станцией. Впереди видна башня 1930-х годов в центре завода. На боковом фасаде розового корпуса со стороны путей еще сохранились облезлые остатки двух надписей, сделанных одна поверх другой: "... завод сельхозмашин...".

После 1910 г. Пурдэ исчез из справочника, не выдержав конкуренции, а место его конторы в доме Строгановского училища заняли новые владельцы. В начале 1910 года Люберецкий завод приобрела "Международная компания жатвенных машин в России" (International Harvester Company in Russia). Годом ранее высшие чины компании прибыли в Россию в поисках господдержки и подходящей площадки. Посетили подольскую фабрику Зингера, затем Люберцы, где продавался завод, потом по Уралу, на юг через Харьков, Екатеринослав, Александровск и Ростов. Было рекомендовано приобрести завод в Люберцах, как имеющий наиболее хорошо организованное производство даже в сравнении с Зингером. Кроме того, на Люберецком заводе производились нефтяные двигатели, что в перспективе покрывало бы убытки завода на время развития основного производства лобогреек и выхода на самоокупаемость.

Согласно отчету компании, в 1910 г. вложения в завод составили $1,250,000. На момент покупки на заводе работало около 800 русских работников и несколько американских и английских руководителей. Вскоре после приобретения завод прекратил изготавливать тормоза, но продолжил выпускать нефтяные двигатели, и началось производство сельскохозяйственной техники. Судя по публикациям в корпоративном издании "The Harvester World", в ноябре 1910 года тут уже выпускались бензиновые двигатели.

В 1908 году - по данным "Справочной книги по московскому городскому общественному управлению" - московская контора Компании жатвенных машин уже находилась в Банковском переулке, 1. После 1910 года отделение и склад были на Мясницкой, д. 24. В 1916 году на заводе трудилось 1768 рабочих. Выпускались сельхозмашины, двигатели газогенераторные и нефтяные, паровые, машинные и электрические. В боях 1917 года погибло трое бойцов завода. Похоронили их в братской могиле на старом кладбище, рядом с А.В.Ухтомским и его боевыми соратниками. А 1 мая 1918 года на месте их захоронения был воздвигнут памятник на народные средства.

Объявления советского времени - за 1926 и 1927 годы, а также справка о заводе к десятилетию советской власти (1927) и отрывок из промышленного справочника 1934 года:

В 1922 году завод продолжал работать под американским управлением, управляющий Николай Круминг был лично знаком с Лениным. Круминг провел в России 11 лет - приехав в Люберцы в 1911 году как представитель Компании жатвенных машин, он работал сначала заведующим оборудованием, а в 1914 году стал руководителем завода. В дом Круминга, сохранившийся до сих пор рядом с территорией завода, Ленин неоднократно приезжал в 1920-21 годах - и судя по всему, вождь оказывал покровительство заводу, поскольку, в отличие от всех других предприятий подобного масштаба, он до поры оставался в частных руках. Историческая заметка в "Люберецкой правде", само собой, обходит Ленина стороной - разве можно допустить, будто светлейший вождь мировой революции мог иметь какие-то дела со злобными капиталистами? Вопрос о заводе разъяснялся в советское время просто: вот такими настырными были эти американцы, цеплялись за народную собственность и никак не желали уходить восвояси.
Но долго это продолжаться не могло. В 1922-23 годах производство на заводе было свернуто, Н.Круминг в 1923 году уехал из России (став управляющим завода в немецком городе Нойс, и умер в 1935-м). Осенью 1924 г. предприятие перешло государству и до последних дней стало называться Государственным заводом сельскохозяйственных машин имени А.В.Ухтомского. Завод награжден орденами Трудового Красного Знамени, Ленина и Октябрьской революции. В 90-х годах все было мгновенно разорено и превращено в скопище складов-офисов, оборудование отправилось в металлолом, производство исчезло.

Справа - здание заводоуправления на Красной улице. Сейчас в нем офисы.

С архитектурно-исторической точки зрения завод представляет из себя жалкое зрелище. С середине 1970-х на заводе проводилась реконструкция, в ходе которой его территория расширилась вдвое, большая часть старых цехов была снесена или перестроена, разобраны многочисленные подъездные пути железной дороги. Почти все, что на карте 1952 года показано слева от Красной улицы - фрагменты ветхой городской застройки - было снесено и вошло в состав предприятия, сама улица расширена, поглотив соседнюю Лядинскую (на ней появилась административная высотка, показанная выше). Западная часть Волковской улицы со зданием заводоуправления (выделено синим контуром на карте) тоже оказалась поглощена главной аллеей завода.

Старая (относительно старая) двухэтажная проходная (фото взято с сайта pastvu.com), также бесследно исчезла при перестройке. Сейчас на этом месте стоят новые цеха бывшего завода. Административный аппарат переехал в новое, высокое административное здание на Красную улицу, а новая проходная сейчас также не функционирует.
В 2012 городские власти заставили рейдеров, прихвативших завод, убрать ворота и сделать свободный проход на территорию - само по себе явление исключительное, связанное с лазейкой в законах. Оказалось, что здания, может быть, и принадлежат частным хозяевам, а земля - все равно городская. Итак, проход открыли, и через завод прошла насквозь новая городская улица 65-летия Победы с асфальтом примерно такого же возраста, по которой наравне с потоком машин ходят люди, посетители многочисленных фирм, уворачиваясь из-под колес и спотыкаясь на кочках. Но в отличие от многих других предприятий, недоступных простому народу, здесь почти не на что глядеть.

Возле бывшего входа на завод сохранился красивый деревянный дом с элементами модерна, принадлежавший в начале XX века директору завода Н.А.Крумингу. При нем существующее здание было перестроено с добавлением второго этажа. В 1923 году Круминг с семьей был вынужден покинуть советскую Россию, а в доме размещались ясли, затем музей завода имени Ухтомского. В последние годы дом пребывал в аварийном состоянии, не отапливался. На стене были установлены доски с портретом Ленина и в память о столетии завода (примерно такие же установлены и на заводоуправлении). Портрет Ленина на доске отличается от московских наличием кепки. В 2015 году после сдачи дома в льготную аренду начался ремонт, завершенный в начале 2018 года.

Во дворе стоял памятник А.В.Ухтомскому - машинисту, расстрелянному на станции Люберцы 17 декабря 1905 года и посмертно давшему свое имя заводу, платформе и улицам в нескольких городах.

Дом летом 2017 года. Открытие свободного доступа к чему-либо - больная тема в нашей стране заборов и запретов. Надеемся, что он все же будет благополучно открыт (обещали в 2018, при проверке было закрыто).

Возле дома был установлен на постаменте памятник-комбайн КТП-1 в память о советско-кубинской дружбе.
Сам Фидель Кастро неоднократно посещал Советский Союз. Первый раз он приехал к нам весной 1963 года с важной миссией - изыскать возможность механизации уборки сахарного тростника, которая до этого выполнялась вручную. Первый прицепной комбайн разработали в 1963-1965 годах специалисты института сельхозмашиностроения (ныне уничтоженный ВИСХОМ), предприятия "Ростсельмаш" и Люберецкого завода. В Люберцах происходила доработка и окончательная комплектация, установка двигателя, электроаппаратуры, сборка комбайна, испытания и отправка его на Кубу. По сообщению в газете "Люберецкая правда" за январь 1964 года: "в декабре прошлого года завод имени Ухтомского отправил на Кубу два комбайна для уборки сахарного тростника. На днях для испытания этих агрегатов на остров... вылетели начальник конструкторской группы и контрольный мастер". За два года - 1967-й и 1968-й - было изготовлено и поставлено около 450 комбайнов.
Летом 1972 года Фидель Кастро снова прибыл в СССР с десятидневным визитом и направился прямиком на завод имени Ухтомского, где произнес речь о необходимости возобновления производства. В итоге было принято решение перейти на выпуск самоходных комбайнов модели КТП-1, а в будущем построить завод по их производству на самой Кубе, в городе Ольгин. Специалисты люберецкого завода справились с этой задачей: сообщали, что первый комбайн местного производства был собран в 1977 году, а табличка на постаменте памятника говорила, что производство в городе Ольгин налажено с 1979 года.
В 2015 году комбайн был распилен на металлолом: жаль, что эта часть истории оказалась не нужна арендатору.

Кирпичное здание заводоуправления раньше стояло на Волковской улице рядом с территорией предприятия (и по соседству с домом Круминга), но при его расширении оказалось внутри вместе с отрезком улицы. Теперь к старой постройке снова можно подойти и увидеть три установленные на стене мемориальные доски, из которых одна опять посвящена Ленину - по всей видимости, на завод вождь приходил уже без головного убора.
На подпорной стенке слева от здания на кирпичиках видны клейма - "ШАВ", вероятно, означает "кирпич шамотный ваграночный", а буква "Б" должна быть кодом производителя - Боровичского комбината огнеупоров.

Начало заводской улицы 65-летия Победы. По ней можно пройти бывший завод насквозь и выйти с другой стороны.

Тротуаров никаких нет. Старая проходная и ворота были на том месте, которое изображено на первой фотографии. Многие корпуса родом из 1960-х и 1970-х годов, более старые перестроены, и имеют почти нетронутый вид, то есть наполовину развалены. За исключением пары подкрашенных фасадов. По пути можно увидеть башню с надписью "1930" - вероятно, остаток довоенного строительства. Похожая есть на комбинате в Куровском.

На некоторых корпусах выложена дата постройки - но это лишь вторая половина 1960-х годов. Они еще кирпичные, но уже малоинтересные. Были кое-какие таблички и плакаты - беречь электроэнергию, не играть со спичками - но к повторному посещению уже почти ни одной не обнаружено.

Один из сохранившихся корпусов старой архитектуры - впрочем, с разных сторон переделанный и окруженный поздними наслоениями. Здесь бы не помешало кое-что снести ради общего блага.

Еще несколько старых построек с хомяком и другими зверями. Высокий кирпичный цех пустует и разрушается. Более новые блочные цеха также пустуют и служат подпоркой для деревьев.



Задвижка с надписью "Сделано в СССР" и логотипом Днепропетровского завода горно-шахтного оборудования.
На последней фотографии - самый простой военный мемориал, который мне приходилось видеть. Стыдно.

Декоративные колосья на бывшем въезде на завод со стороны проспекта.

Поселок имени Калинина

Этот район расположен к западу от завода имени Ухтомского, между Октябрьским проспектом и железной дорогой. В 1926-1928 годах в поселке имени Калинина были выстроены двухэтажные деревянные дома для рабочих завода (дома №2-10), а также несколько кирпичных в стиле конструктивизма (дома №11-16). Сейчас они находятся почти у самого западного выезда, некогда бывшего автомобильным КПП и новой проходной завода.

Деревянные жилые дома. Между ними стоял единственный в Подмосковье деревянный клуб в характерном стиле 1920-х годов, варварски снесенный в 2012 году. На портике раньше была надпись с названием.

В 2016 году вслед за клубом в небытие последовали два из пяти оставшихся деревянных домов - те, что были ближе к проспекту, остальные ждут своей очереди.

Более новые кварталы поселка Калинина тянутся на запад почти до самой платформы Ухтомская. Дома 1950-х годов образуют небольшие группы, между которыми вставлено несколько многоэтажек.

Фасад дома №90 на улице Посёлок Калинина (не слишком оригинальное название, надо признаться). 1953 год.

Последний из кластеров тихой малоэтажной застройки в западной части поселка Калинина, состоящий из домов №8а-8д и №26 по Новой улице, образующих замечательный маленький двор. Эти кирпичные дома не окрашены. К ним можно еще добавить рассыпающиеся двухэтажки на Зеленой улице - №24-26, построенные в 1944 году. Вдоль самой железной дороги еще сохраняются остатки частного сектора деревни Подосинки, вплоть до самой платформы, раньше носившей такое же название.

Рядом с железной дорогой на улице Карла Либкнехта находится маленький пруд. Отсюда всего пять минут ходьбы до платформы Ухтомская. До постройки высотных домов и расчистки территории пруд был вполне нормальным, потом стал голым и вдобавок постоянно высыхает, как видно на фото.

В 2020 году пруд выглядел уже более прилично, однако местом "отдыха" алкогольного быдла быть не перестал.

Водонапорная башня в поселке Калинина.

Жилая застройка в районе Люберецких проездов зависла где-то между Москвой и Люберцами. Административно эта территория принадлежит Москве, но здесь, на самой границе города, доживают свой век деревянные дома. А также есть крохотный квартальчик из трех двухэтажных зданий конца 50-х годов (на фото) на 1-м Люберецком проезде.

За заборами Лермонтовского проспекта - образцы прекрасной деревянной резьбы.

Возле дома №12 сохранилась работающая колонка, хотя частного сектора вокруг уже давно нет.

Возле станции Люберцы

Непосредственно к северу от станции Люберцы-Первые (официально так зовется и объявляется в электричке, потому что существует и станция Люберцы-Вторые, дальше по Казанской ветке) проходит Инициативная улица - вероятно, самое шумное, беспокойное и толкучее место во всей северной половине города. Посреди всеобщего хаоса идут в московскую Некрасовку несколько автобусов Мосгортранса, рассекая чужую для них люберецкую землю. На улице находились заводы "Модуль" и металлоизделий, оба оставшиеся в прошлом, и несколько жилых домов. На первом фото изображена территория завода "Модуль", которая впустую не пропала - вместо нее уже вырос жилой комплекс средней уродливости. Жуткое место, но зато электричка рядом. Чем не элитное жилье?

Цистерна производства завода "Азовмаш" на станции Люберцы-1. Это был крупнейший машиностроительный завод Украины и основной производитель подобной жел-дор-техники, но в 2022 году предприятие превратили в руины, выкуривая засевшие там украинские войска. Похоже, заводу еще долго будет не до производства.

Ухтомский завод металлоизделий находился прямо к северу от станции Люберцы, по адресу Инициативная улица, 1. В 1968 году завод размещал объявления, приглашая на работу слесарей, штамповщиков, швей-мотористок и рабочих по изготовлению ремешков, мастера басонно-галантерейного цеха и механо-штамповочного цеха, полировщиков... После закрытия завода его территория постепенно начала превращаться в рынок. Долгое время там стоял памятник героям войны, где мне удалось его снять в 2010 году. Затем его перенесли и в канун праздника Победы того же года открыли заново в городском парке.
На заднем плане видна перспектива городского развития. Как и в Москве, план несложен: застроить каждый клочок.

С северо-восточной стороны от станции, возле Инициативной улицы, находится мемориальный уголок, посвященный памяти борцов за свободу - два памятника погибшим в Великой Отечественной войне и один борцам революции 1905 года. Давным-давно здесь была старая часть территории городского кладбища.

Непосредственно на самом старом Люберецком кладбище можно обнаружить захоронение летчиков, погибших при исполнении служебных обязанностей 22 декабря 1953 года.

Дальние Люберцы

Собирательное название районов, расположенных вокруг улиц Южной, Мира, Октябрьского проспекта, за грузовой железнодорожной веткой на города Дзержинский и Котельники (пассажирское движение на ней вырезали в 1997 году, оставив два с половиной города без электричек). Один из микрорайонов известен как Хлебозавод - думаю, не стоит объяснять, почему. Историческая застройка представлена замечательным ансамблем под названием "Желтый городок", несколькими парадными многоэтажками вдоль проспекта и прочей мелочью, наподобие декорированных кирпичным орнаментом хрущевок. К югу от проспекта находится Люберецкая больница №2, основанная в 1937 году, с интересным сохранившимся хирургическим корпусом.


В 1962 году в Люберцах открылась школа №5. Позднее ей было присвоено имя Героя Советского Союза Н.М.Власова и открыт посвященный ему музей, поэтому именно сюда в 2010 г. был перенесен из центра города памятник Власову, ранее стоявший у Вечного огня. В марте 2016 года на фасаде школы (гимназии) открыта доска А.Ахмадуллину.
Здание пятой гимназии построено по типовому проекту №2-02-73, разработанному в 1956 году киевским институтом Гипроград. Рассчитана на 920 учеников.

Неподалеку, возле моста через ж.д., находится бывший институт ГИГХС. Его предшественник - центральная научно-исследовательская лаборатория треста Союзмышьяк, созданная в Москве в 1931 году, переведенная в Люберцы в 1937-м. На базе лаборатории 26 мая 1943 года был создан Государственный НИИ горнохимического сырья (ГИГХС) Министерства химической промышленности СССР. Институт занимался изучением минеральных сырьевых ресурсов для химической промышленности, разработкой и внедрением методов добычи, обогащения и переработки горно-химического сырья, проектированием предприятий. По его разработкам освоены бассейны апатитовых, борных, фосфоритовых руд, месторождений в других странах. В состав института входило более 20 лабораторий и три отдела. В 2008 году передан госкорпорации "Ростехнологии". В 2012 году закрыт и ликвидирован вследствие рейдерского захвата. Площади сдаются в аренду, остался только памятник работникам - героям войны рядом со зданием.

"Желтый городок"

Образцовый квартал малоэтажных жилых домов по адресу Октябрьский проспект, 375 (с корпусами). Это один из лучших послевоенных ансамблей в ближнем Подмосковье, частично построенный пленными немцами в 1949-1950 годах (дома вдоль проспекта завершены чуть позже). Более крупные корпуса №1 и №2 сразу привлекают внимание уникальными "коммунальными" балконами. Другие корпуса тоже имели открытые балконы, часть из которых теперь заложена, и отдельные входные двери для квартир на первом этаже, тоже замурованные.




Институт ВИНИТИ

Институт научной информации (ВИНИТИ) основан в 1952 году и размещается в классическом четырехэтажном здании (Октябрьский пр-т, 403). Основной корпус находится в Москве на улице Усиевича, а в Люберцах - производственно-издательский комбинат. На немецкой аэрофотосъемке 1942 году уже виден соседний жилой дом №403к1, на месте же главного здания института находится какой-то огрызок - возможно, здание еще не было достроено. Цивилизация вокруг тогда была в минимальном количестве - комбинат Росрезерва, старая школа да больница - и жилые избушки деревни Панки вдоль провинциальной версии Октябрьского проспекта.
Согласно мемориальной доске на фасаде, во время войны тут располагался Ухтомский истребительный батальон. Часть здания сейчас сдается сторонним организациям.

Институт горного дела им. Скочинского

Объединенный комплекс двух институтов - угольного (ВУГИ) и горного дела (ИГД) построен в монументальном стиле сталинского классицизма, наподобие увеличенной в размерах усадьбы - в середине высится центральный корпус, окруженный "флигелями". Территория огорожена старинным забором и могла бы послужить прекрасным местом для прогулок - но свободного прохода туда нет, хотя половина сдается под офисы. Вплотную можно подойти только к западному главному фасаду, выходящему на Октябрьский проспект (дом №411), где размещается нынешний вход с мемориальными досками.

Угольный институт Донбасса был основан в Харькове постановлением Совета Народных Комиссаров от 10 октября 1927 года. Через два года переименован во Всесоюзный угольный институт (ВУГИ). Во время войны был разрушен немецкими оккупантами, и в октябре 1943 года Государственный Комитет Обороны постановил вновь организовать его в Московском регионе. В апреле 1945 года ГКО одобрил проектирование и строительство нового комплекса ВУГИ в чистом поле к юго-востоку от города Люберцы. В 1950 году был построен экспериментальный завод, куда переехал институт. С 1950 по 1959 год директором ВУГИ был советский ученый А.В.Докукин. Строительство жилого поселка ВУГИ было завершено только в 1956 году, тогда же был построен горный корпус института, в 1957 году - главный и электромеханический корпуса, в 1960 году - второй электромеханический корпус (его достраивали в самый разгар хрущевской "оптимизации", и разумеется, уже безо всяких украшений).

На улицу Гаршина (Егорьевское шоссе) выходят корпуса, строившиеся для ВУГИ. Выдающееся центральное здание можно увидеть только через забор, если, конечно, у вас нет доступа на территорию.

На фото: боковой фасад западного корпуса, с большой аркой дополнительного входа, затем - первый восточный корпус с обильной декорацией, балюстрадой и арочными окнами. Над входом сохранились разбитые часы "Терек" ОЧЗ (Орджоникидзевского часового завода), 1960-е годы. Позже маркировку ОЧЗ сменили на ЗЧО, чтобы не путать с Орловским часовым заводом.

В изгороди можно увидеть старые закрытые калитки. Если идти на восток, можно проследить годы строительства: сталинские корпуса сменяются более поздними, и даже правый "флигель" значительно проще левого, а крайний восточный корпус (третье фото) несет на себе лишь слабые следы классицизма.

Институт горного дела (ИГД) создан по решению АН СССР в 1938 году, его организатором и первым директором был академик Александр Скочинский, специалист по горной и угольной промышленности, основатель научной школы по аэрологии и безопасности шахтных разработок. Он остался на своем посту, когда в 1959 году постановлением Совета Министров СССР два института были объединены в один Институт горного дела. Через два года после его смерти (в 1960 году) имя Скочинского было присвоено институту.
Решение о строительстве зданий в Люберцах принято в 1947 г. ИГД был одним из крупнейших научных учреждений в бывшем Советском Союзе, со множеством филиалов и опытных лабораторий. В 90-е годы его активность сжалась до сдачи площадей в аренду.

Главный вход в институтское здание.

На первой фотографии - первое посещение: остатки фонтана и вид здания в 2011 году, когда часть его сдавалась под мелкие учебные заведения. Остальные фото сделаны в 2016 году. Вид на здание был испорчен торговым центром "Солнечный", построенным прямо перед ним на месте сквера.

На фасаде института установлено шесть мемориальных досок известным (в своих кругах) ученым-геологам.

Мемориальная доска В.И.Шевякову в Люберцах Мемориальная доска А.В.Докукину в Люберцах Мемориальная доска А.М.Терпигореву в Люберцах Мемориальная доска И.Н.Плаксину в Люберцах Мемориальная доска Е.И.Шемякину на здании института горного дела Мемориальная доска Г.И.Маньковскому в Люберцах

Поселок ВУГИ

На Егорьевском шоссе, недалеко от платформы Панки, в 1950-е годы был выстроен образцовый поселок Всесоюзного угольного института - геометрический ансамбль малоэтажных домов с разнообразными конструкциями фасадов. Особенно выделяются парадные дома с башенками, выходящие на красную линию улицы, и более скромные здания вдоль внутреннего проезда, сохранившие замечательные кронштейны балконов. В 1950 году при участии немецких военнопленных были построены школа и первые три жилых дома (они и сейчас носят номера №1-3). С 1952 года поселок продолжали возводить уже отечественные строители. Строительство поселка ВУГИ шло постепенно и было завершено только в 1956 году, так что волна упрощений затронула его не очень сильно. Все делалось в лучшем виде: были открыты магазины, аптека, поликлиника, химчистка, почтовое отделение. В одном из детских садов до наших дней сохранились советские скульптуры.
Без сомнения, это место является архитектурной и исторической жемчужиной не только города Люберцы, но и всего Подмосковья. Хотелось бы, чтобы его всячески берегли, пускай это маловероятно. Ну, хотя бы не сносили.









Детский сад №7 имеет несколько цветов. Сзади он розовый, сбоку белого цвета, передний фасад - желтый. Старая ограда, которую видно на зимних фото, не сохранилась.

Крышки люков сюда съезжались в основном от предприятий горной промышленности, из разных городов - фото по порядку: Днепродзержинск, Кутаиси, Новочеркасск, Горловка и редкий московский телефон.

Детский сад №17 (пос.ВУГИ, дом №26а) со скульптурами. Здание построено в 1957 году.

До поселка ВУГИ можно дойти за 15-20 минут от станции Панки́, если воспользоваться экологически чистым видом транспорта - электричкой.

Улица Электрификации (станция Панки)

Она начинается от Хлебозаводской улицы и проходит вдоль железнодорожных путей мимо станции Панки́, открытой в 1929 году. В 1934 году участок железной дороги от Москвы до станции Панки впервые был электрифицирован, паровозная тяга в пригородном сообщении заменена на моторную. В конце улицы, соприкасаясь с поселком ВУГИ, стоит несколько довоенных зданий, где жили специалисты по электрификации железных дорог. В те времена вокруг было почти чистое поле - никакого горного института и поселка при нем еще не построили.

На большей части улицы Электрификации в основном выстроены кирпичные хрущевки, а сам узкий жилой район отделен от остальной части Люберец обширной и непроницаемой территорией комбината Росрезерва, стоявшего здесь с допотопных времен. В западной части улицы сохранились скромные двухэтажки с небольшим рельефным декором под крышей. В конце концов она поворачивает налево и переходит в Хлебозаводскую улицу, которая идет к Октябрьскому проспекту (да, там есть хлебный магазин при заводе).


К северо-востоку от железной дороги и станции Панки находятся многочисленные предприятия, в том числе заводы оборонного комплекса и знаменитый вертолетный завод имени Миля. Город здесь тесно соприкасается с поселком Томилино бывшего Люберецкого района (теперь городского округа, как везде). Репортаж про музей вертолетного завода можно прочитать в LJ.

Поселок Томилино имел в советское время славу поселка литераторов, тем более, что улицы здесь названы именами писателей и поэтов, а возле станции стоит памятник А.С.Пушкину. К югу от станции большое пространство занимает частный сектор, который граничит на юго-западе с поселком бывшей птицефабрики (административно тоже часть Томилино), а на северо-западе переходит в поселок ВУГИ вдоль Егорьевского шоссе.

Засаленный дом культуры Томилинской птицефабрики - сейчас "Дворец пионеров".

Мемориал Томилинской птицефабрики неподалеку от школы №19.

Северные Люберцы | Красная Горка

Новые северные районы в основном представлены скучными поздне-советскими зданиями (на одном из них есть надпись "ОКТЯБРЬ 1917"), но и здесь есть несколько памятников и Наташинский парк с прудами, который уже много лет является объектом войны местных жителей и жадных коммерсантов, мечтающих порубить и засыпать его ради жилья. Застройщикам активно покровительствует местный мэр. С северо-запада район прилегает в московскому поселку Ухтомский. Рядом находился вертолетный завод Камова, который - когда я создавал первую версию этой страницы - еще только собирались присоединить к заводу имени Миля, а заодно закрыть из-за неприбыльности принадлежащий ему дом культуры "Искра". Возле ДК еще стоит памятник рекордному полету А.М.Черёмухина на вертолете ЦАГИ. А памятник вертолету на территории завода убрали. Следом отправился и сам завод. В 2018 году начался его полный снос - жилой комплекс строится немалый.

Типичные ПИКовские коробки выросли на месте завода - те же бараки, только размер побольше. Рядом от улицы 8-го Марта отходит улица Камова, которая административно находится в Москве. До 1974 г. называлась Совхозной, в 1985 году вошла в состав Москвы вместе с окружающим поселком Ухтомского. Данный поселок сейчас состоит из весьма запущенного частного сектора, в котором есть несколько вкраплений многоквартирных домов. В начале ул. Камова можно увидеть один из таких микро-кварталов - дома №22-28 с корпусами, всего их девять. Выселенный дом №26 (последнее фото) построен в 1940 году, остальные в 1957 году.

Боковая улочка, вдоль которой стоят корпуса домов №22 и 24. Тишина для Москвы непривычная.

Другой маленький островок Москвы находится в начале улицы Камова (дома №1-7). Обслуживается автобусным маршрутом №747, который ходит раз в час. После застройки Кожухова появились и другие автобусы.
Застройка состоит из старого дома 1940 года (на фото сзади), пары двухэтажек 50-х годов (вроде той, что слева), двух хрущевок и трех 16-этажных башенок 1980-х годов. Место приятное для взгляда, пока сюда не пришла реновация.

Дом 1940 года (Камова, 3) и двухэтажки.

Возвращаемся в грязное Подмосковье.
Заброшенный учебный центр МАИ при заводе Камова (Розы Люксембург, 47а) - бывшая школа (проект 1935 года на 400 учеников, арх. А.Полгар, В.Смышляев). И другие дома рядом на улице 8 Марта. В связи с ожидаемым открытием поблизости станции метро Кожуховской линии в области старой малоэтажной застройки ожидаются радикальные перемены. Да и московский Поселок имени Ухтомского тоже весь состоит из частного сектора, так что бетонных монстров можно еще много настроить.


Деревянная церковь Живоначальной Троицы с заброшенным кладбищем вокруг. В советское время не закрывалась.

На улице Льва Толстого. Дома №8 с корпусами. Далее, улица 8 Марта, 18 - деревянный дом 1918 года при жизни и после расселения. Сгоревшие руины прекрасно дополняют депрессивный пейзаж мусорных развалов и точечной застройки, характерных для этой части Люберец.

Во дворах улиц Шевлякова и Урицкого когда-то были остатки старой довоенной застройки, но к 2020 году все снесли ради застройки многоэтажками. Сама улица Шевлякова названа в честь героя войны, но местная памятная табличка не раскрывает даже его полного имени. В 2011 году произошла замена шила на мыло, то есть деньги потратили, а новая табличка осталась такой же бессмысленной.



На улице Льва Толстого.

Микрорайон Красная горка, давший название улице - это историческая часть жилой застройки Люберец к северу от железной дороги. Первые дома были построены в 1958-59 годах - обычные двухэтажки, лишенные всяких намеков на декор. Местами район выглядит довольно запущенно. На восток он продолжается к улице Митрофанова и плавно переходит в более позднюю застройку северных Люберец.



Верхний Наташинский пруд



Нижний Наташинский пруд



Памятник М.Н.Митрофанову возле прудов, в начале улицы его имени. На фото 2010 года он без таблички. В 2015 году уже с табличкой. Подробности были опубликованы в газетном выпуске за январь 1966 года.
На улицах Митрофанова и Попова, как и на юге города, в начале 70-х годов появились кирпичные "дома Спецстроя", и здесь тоже не обошлось без лозунгов на стенах. Например, отметили 50-летие СССР (Митрофанова, 16).

"Старые новые Люберцы" вдоль нечетной стороны Комсомольского проспекта. "Новые" - потому что эта часть города (микрорайон Побратимов и часть нынешнего 6-го мкр.) была застроена во времена развитого социализма, начиная с конца 70-х годов. А "старые", потому что в девяностые и последующие годы было подчистую застроено все вокруг. С севера Люберцы накрылись огромным медным тазом, т.е. московским районом Люберецкие Поля, куда теперь и ведет Комсомольский проспект.

Камушек на территории Таможенной академии и памятник "Добрый ангел мира" на проспекте.
В Люберцах охотно делали мозаичные панно на школьных зданиях. Очередную картинку с изображениями рабочих профессий и подписью СМУ-1 "Мособлгражданстрой" можно увидеть на стене лицея №12 - улица Побратимов, 19.

Памятник воинам-интернационалистам на одноименной улице: вертолет Ми-24.



Поселок Октябрьский

Бывший рабочий поселок на трассе М5 "Урал" в Люберецком городском округе. Образован при бумагопрядильной фабрике, которая теперь не работает и сдается под склады и магазины. Сохранилось несколько рабочих казарм.

Первое суконное производство возникло в этих местах в 1734 году. Перед революцией прядильно-ткацкая фабрика принадлежала Товариществу Горкинской мануфактуры промышленников Шорыгиных. В 1920-е была переименована в фабрику имени Октябрьской Революции, проложена грузовая железнодорожная ветка от станции Быково. В 2002 году производство прекращено.

Памятник жителям поселка Октябрьский.

Церковь возле военного мемориала в Октябрьском и новый памятник жителям соседней деревни Островцы (открыт 25 февраля 2017 года).

Мозаика на школе №53.