Московские Зарисовки

Крышки люков

Послевоенное время

После окончания войны произошли два события, ставшие знаковыми в том числе для производства люков. Во-первых, народные комиссариаты в 1946 г. переименовались в министерства, что привело к изменению аббревиатур на крышках телефонных люков и других, где они указывались. Во-вторых, в апреле 1947 года был принят ГОСТ 3634-47 "Люки чугунные для смотровых колодцев" - первый документ, приводивший внешний вид люков к определенному стандарту. На наружной стороне крышки следовало поместить знак завода-изготовителя и название ГОСТа. В центре крышки - так хорошо знакомые нам буквенные обозначения: ГВ (городской водопровод), ГК (городская канализация), ВД (водосток), ПГ (пожарный гидрант). ГОСТ устанавливал требования только на форму и размеры, дизайн пока оставался на усмотрение производителя.
Так как разница составляет всего два года, определения "довоенный" и "догостовский" для люков можно считать синонимами.


Обратите внимание, что для пожарного гидранта указан собственный, более строго оформленный внешний вид.

Телефонные сети пока не были затронуты (для них через десять лет создали отдельный ГОСТ 8591-57), но люки-менажницы и выпуклые ушли в историю, стали плоскими. Тем не менее, следуя основным положениям стандарта, многие производители продолжали вольно обходиться с дизайном своих люков, а в некоторых случаях вообще игнорировали даже имевшиеся нехитрые правила (чему доказательством вполне определенные примеры) вплоть до появления нового, более строгого ГОСТ 3634-61, который постепенно свел на нет все следы самодеятельности.

В Москве для всех видов коммуникаций - люков канализации, водопровода, водостока, а также электросети, были введены собственные стандарты внешнего вида, не полностью совпадающие с нормами ГОСТа, применявшимися на остальной территории страны. Самое главное отличие заключается в том, что на московских люках той эпохи не указан производитель. Лишь иногда к нам прорывались подарки из "большого мира", помеченные именами иногородних производителей (пусть даже в виде аббревиатур), но московский безымянный стандарт значительно превосходит всех. Особенно в поздние годы.

МОСКОВСКАЯ КАНАЛИЗАЦИЯ 1950-х

Как мы знаем, дизайн в виде менажницы был визитной карточкой люков столичной канализации с момента создания самого первого проекта в 1898 году. Но в один прекрасный день 1947 года на просторах нашей страны появился ГОСТ, все крышки канализационной сети потеряли свои выемки и получили плоскую форму, которую надо было чем-то заполнить. В Москве для канализации использовался унифицированный дизайн с радиально-кольцевым ("паутинным") рисунком, в центре которого остались неизменные буквы "ГК". Его можно разделить на множество подвидов, отличающихся мелкими деталями оформления (т.е. сделанных разными заводами?). Но эти микроскопические подвиды - максимум, на что следует рассчитывать.
Главный минус такого подхода - подавляющее однообразие. Люки канализации после войны, как и в начале XX в., остались самыми распространенными в городе и встречаются очень часто. А если они все одинаковые?

Можно предположить, что за самую частую разновидность данного люка отвечал завод "Водоприбор", ведь не с пустого же места они бросились заполнять Москву тоннами люков в 60-х годах? Косвенным доказательством служит явное увеличение концентрации этого дизайна с течением лет. Возле подъездов жилых домов начала 1950-х есть большой шанс увидеть "обычные" люки, а вот у выстроенных ближе к концу 1950-х в подавляющем большинстве случаев встречается "паутинистое" семейство, вплоть до пятиэтажек постройки 1963 года. С 1964 произошел окончательный переход на новый ГОСТ ("Водоприбор" явно запаздывал). Иногда люки разных стандартов лежат даже у соседних подъездов.


1. Так выглядели коммунальные радости домов хрущевского периода. Если хотите увидеть его, пройдитесь мимо подъездов кирпичных пятиэтажек 1956-59 годов или первых панельных хрущевок вплоть до 1963 г., которые сейчас ждут сноса, и увидите люк обязательно. Подозреваю, что именно это и есть выпуск "Водоприбора".
2. Халтурный люк ГК из Черемушек, с перекошенной кромкой, но в целом аналогичный предыдущему.
3. Образец с уменьшенными буквами (редкость).
4. Интересное сооружение в Крутицком подворье, состоящее из квадратного гнезда в обычном довоенном стиле, которое легко представить в обществе старой доброй менажницы. Для послевоенных крышек канализации такая обойма практически никогда не использовалась. Остается предположить, что конструкция сделана в первые годы после введения ГОСТа, тем более, что в 1947 году здесь началась реставрация. А может, просто крышку заменили.

1. Добавочная буква "В" ставит нас в тупик. Канализация, совмещенная с водопроводом, или что это?
2. Готический шрифт возле домов поселка Узкое (построены в 1954-55 годах). Также здесь шире ободок.
3. С частыми кругами и пробуравленной по надписи дыркой. Попадается кое-где наряду с предыдущими.
4. Тоже с частыми кругами. Был замечен возле МГУ на Воробьевых горах. Но отличается от предыдущего, это можно понять хотя бы по ушам.

1. Другой вариант с горизонтальными линиями, найден возле гостиницы "Турист".
2. На Автозаводской среди домов конца 40-х, с выступающими толстыми буквами в круге.
3. Еще более крупные буквы. Во дворе на улице Кржижановского.

МОСКОВСКИЙ ВОДОПРОВОД 1950-х

Городской водопровод 50-х годов также отличался стандартным рисунком, но в отличие от канализации, здесь изображали не паутину, а крупную клетку. По сути, это творческая переработка обычного дизайна ГОСТ-47, характерного для множества люков, иногда укладывающаяся в рамки стандарта почти полностью. Конечно, отсутствует название производителя и любая информация, кроме маркировки.

1, 2. Стандартные люки ГВ из тех времен. Сейчас этот вид снабжения маркируется буквой "В".
3. Люк ГВ на Сокольническом валу заключен в квадратную обойму и повернут боком.
4. Сюрприз! Здесь внизу тоже есть буква "В", как и на одной канализации строчкой выше. Что же это такое?
5. Перед высотным корпусом МГУ.

ГОРОДСКОЙ ВОДОСТОК 1950-х

Послевоенные крышки уличной дренажной сети Москвы сохранили детали старого оформления - происходящий еще из царских времен рисунок "пропеллера". Вначале (видимо, еще до войны) надпись по контуру сменилась на повторенное дважды слово "ВОДОСТОК", но крышки еще оставались менажницами, как все предшественники. Вряд ли этот период продлился долго, так как примеры встречаются очень редко: в связи с введением ГОСТ в 1947 году люки стали плоскими. Вместо углублений по центру был сделан нехитрый рисунок, и этот дизайн уже протянул до самого введения нового ГОСТа в 1962 году, когда ему на смену пришло сокращение "ВД". Таким образом, основная масса водосточных люков укладывается в период между концом 1940-х и началом 60-х годов, встречаясь чаще всего среди застройки этих лет. Ради примера: такие крышки были найдены у станции метро Профсоюзная (открыта в 1962), на улице Миклухо-Маклая у общежитий РУДН (строились в 1962) и даже улице Академика Волгина (прокладывалась в 1964 году, возможно, из старых запасов?).

1. Обычный плоский водосток нередко попадается на старых улицах Москвы, обычно возле перекрестков, вдоль проспектов, на трамвайных путях. Изредка проникал в Подмосковье, был найден в Мытищах и Подольске.
2. Аналогичный "водосток-водосток" на ВДНХ, освещенный солнцем.
3. Одиночный "водосток" на территории МГУ, сильно отличающийся от собратьев.
3. Одиночный "водосток" на Нагорной улице во дворе дома 50-х годов постройки.

Более новые крышки водостока укладываются в рамки ГОСТ 3634-61 и имеют маркировку "ВД", а затем по ГОСТ-79 и более поздним - большую букву "Д".

ТЕЛЕФОН 1950-60-х

С наступлением хрущевской эпохи старый дизайн телефонных люков был отправлен на все четыре стороны. Очевидно, рисунок с молниями сочли излишеством. Как и с остальными типами люков, сначала в 1958 году был выпущен ГОСТ 8591-57 ("Люки для кабельных колодцев телефонной канализации"), проложивший дорожку новому стандарту, а затем ГОСТ 8591-76 (введен с 1 января 1978 года), требующий обязательного наличия букв ГТС в центре крышки. Соответственно, советские телефонные люки 60-х и более новых лет сделаны по нескольким довольно непривлекательным шаблонам и отличаются разве что мельчайшими деталями оформления. Дату и названия заводов штамповали изнутри - никакой посторонней информации снаружи не предусмотрено. Весьма печально, ведь стандарт ГТС до сих пор исполняется зверски неукоснительно, и ровные ряды одинаковых минималистичных крышек не дают ни морального удовлетворения, ни представления о том, кто их выпустил в свет. А переворачивать их в городской среде как-то неудобно.

1. Обычный типовой дизайн: буквы ГТС разнесены по дуге вокруг центра крышки, оформленной концентрическими кругами и солнышком. Это один из самых распространенных видов люка на территории бывшего СССР, его можно увидеть где угодно, в любом городе и почти на каждой старой улице. Активно использовался начиная уже с 1950-х и далее в 60-70-х, иногда с небольшими изменениями.
2. В ранние годы существовала вот такая вариация с более крупным рисунком звезды, немного напоминающим упраздненный дизайн "Телефона МС". Крышка помещается в старомодной ребристой обойме и встречалась возле дома 1958 года. Хотя ни то ни другое не может служить полноценным доказательством ее возраста.
3. Редкая крышка с надписью Т-МЭС обнаружена на Большой Семеновской улице, возле зоопарка, на территории Лосиноостровского района и в других местах. Буква "Т" может означать "телефон", а "МЭС" может иметь отношение к электричеству (например, Московская Электросеть или Мосэнергосбыт, или даже Министерство Электростанций). Эта любопытная крышка, без сомнений, является одним из первых наследников "палочки Белла", родом из конца 1950-х или начала 60-х, что подтверждают ребристая обойма и "толстый" солнечный рисунок, весьма характерные именно для ранних люков ГТС.
4. Несколько крышек "Т-МЭС" также было обнаружено на бывшем Московском приборостроительном заводе №1 (который вот-вот будет снесен под застройку), возле новых корпусов начала 60-х годов. Дизайн здесь несколько иной: солнечная рамка чуть поуже, а внутри нее пять кругов вместо четырех, и даже штриховка обоймы другая.

1. Дизайн в виде снайперского прицела с обрезанным солнечным контуром. Можно разглядеть ребристую обойму, что указывает с большой долей вероятности на ранние годы. После введения ГОСТа многие люки ГТС унаследовали такую подложку от телефона НКС/МС, используя ее в 60-х годах, потом обоймы стали делать гладкими.
2. Среди солнечных лучей на крышке этого люка запрятаны буквы СРМЗ. С первого взгляда можно и не увидеть. Встретился на проезде Черепановых. Возможно, Сызранский ремонтно-механический завод.
3. В парке Сокольники много крышек с надписью ЗСД ЮЭС (южные электрические сети?), которые встречаются в Киеве, Одессе. Скорее всего, сделано где-то там и привезено к нам отрядом энтузиастов. Известны также крышки канализации с отметкой ЗМИ ЮЭС и даже КЗЭК ЮЭС, что нисколько не помогает в расшифровке.
4. С изображением электрической молнии на мосту у Белорусского вокзала. Вполне может быть и кабель, либо междугородный телефон, согласно маркировке.

Расположение надписи "ГТС" по дуге было характерно для люков телефона, выпущенных в 50-60-х годах. Позже, особенно когда вступил в действие ГОСТ 1976 года, буквы стали писать в одну линию в центре крышки. Такой расклад дожил до наших дней, а вот солнечный контур - последнее скромное напоминание о ШДРАО - потеряли по дороге...

1. Симбиоз орнамента и плоской надписи возле станции метро Новогиреево.
2. "Подсолнух", аналогичный предыдущему и лежавший возле него, но со свободным основанием лучистого контура: редкое переходное явление, к тому же выглядит красиво.
3. Другой вариант "периода поиска" на улица Льва Толстого. В сети была информация, что на изнанке одного такого люка написано ЧЛМЗ 1973 г. Допустим, этот вышел из той же печки.
4. Вариация с Грузинского вала, лежащая неподалеку от церкви Георгия Победоносца.

1. Эта крышечка, найденная возле автобусной остановки "АЗЛК", без труда перебивает даже самые лаконичные телефонные люки Москвы: здесь нет вообще никаких надписей. Чистое симметричное искусство!

Вариант "очень большая пельменница" или сотовый рисунок от знаменитого московского завода "Водоприбор" (изредка встречается в далеких от Москвы городах, где мог применяться местными заводами независимо). Этот вид люка - один из самых обычных для столицы и ее окрестностей, встречающийся во всех районах без разбора, от 1960-х до 90-х. Дословно известно, что завод выпускал люки такого дизайна в промышленных масштабах как минимум до середины 90-х. А когда он появился? Интересно, что возле подъездов хрущевских домов конца 1950-х годов люки с сотовым рисунком почти никогда не встречаются. Может быть, он не использовался сразу же после введения первого ГОСТа, а был введен через некоторое время? Однако с середины 1960-х "соты" уже широко применяются. На улице Миклухо-Маклая (1965 год) лежат почти исключительно сотовые крышки, а на соседней улице Волгина (1964-65 годы) они чередуются с типовыми "солнечными".

1, 2. "Сотовой связи" под нашими ногами так же много, как воробьев.
3. Парадная форма: в квадратном контуре на Комсомольском проспекте.
4. Очень редкий вариант с выпуклыми (инвертированными) сотами в Сокольниках.

Несколько раз в Москве встречались телефонные люки с неопознанной маркировкой 3М в центре крышки, что может означать как "Завод металлоизделий", так и завод "Металлист", либо "Москва", а может, это вообще цифра (допустим, 3-й механический завод, такой был в Москве)... В некоторых случаях производитель еще сильнее нарушал традицию безымянности ГТС-крышек и указывал дату производства - 1963 год (других годов не встречалось).

1. Люк с разновидностью типового солнечного рисунка из семи колец, выпущенный "ЗМ" в 1963 году.
2. Люк "ЗМ" без даты. Рисунок на нем выглядит заметно мягче и тоньше, чем на основной массе люков ГТС.
3. Вариант от "ЗМ" с кольчатым рисунком, но без солнечного контура. Год не указан, но вероятно, это более ранняя версия, поскольку люк обнаружен на улице Трофимова возле застройки 1959-1960-х годов, и позже найден на Артековской улице, которая застраивалась в то же самое время.

ЭЛЕКТРОСЕТЬ МОСЭНЕРГО

Первая станция переменного тока (сейчас ГЭС-1) была построена в Москве в 1897 г. Массовая электрификация страны началась уже при советской власти - все помнят ленинский план ГОЭЛРО, разработанный в 1920 году. Было создано управление МОГЭС, с 1932 года получившее название Мосэнерго. Электрические кабели в столице, конечно, имели свои крышки люков, на которых присутствует надпись "МКС (либо УМКС) Мосэнерго".

Определить значение этих двух аббревиатур помогла информация из Путеводителя по фондам Центральных архивов Москвы. Там указаны следующие даты: Московская кабельная сеть (МКС) (1930-1951), затем Управление Московской кабельной сети (УМКС) (1952-1955). Вот еще одна историческая выдержка: "Совет Министров СССР постановлением от 12.05.1951 года отметил, что Московская кабельная сеть отстает в своем развитии... В целях улучшения снабжения электроэнергией реорганизовать М.К.С. в Управление Московской кабельной сети и создать в его составе 10 производственных районов..." (через год был проведен аналогичный трюк: приказом Министерства электростанций СССР от 22 ноября 1952 года организация "Москабельстрой" реорганизована в Управление по строительству и монтажу кабельных сетей УСМКС РЭУ Мосэнерго). С 1956 года УМКС было переподчинено Моссовету, и его название превратилось обратно в МКС, в том числе на крышках.

Люки Мосэнерго изменчивы, существует множество вариантов написания и оформления текста, изображения молнии, декорации и даже самого размера. Они встречаются регулярно в центре Москвы, местами в группах, вдоль крупных улиц, перекрестков и территорий, оформлявшихся в 50-е годы, например, в большом количестве возле факультетов МГУ на Воробьевых горах (комплекс построен в 1949-1953 годах). Дата начала укладки этих люков неизвестна, а исчезновение их связано с введением ГОСТ 3634-61.


1. Ранние люки МКС Мосэнерго имеют небольшой размер и характерны для улиц исторического центра Москвы. Но вариант на фото (слова в индивидуальных рамках, молния вырезная) встречается редко.
2. Вариант №2: рамки вокруг надписи не выделены.
3. Вариант №3: слегка покусанный люк на Бауманской улице. Без точек.
4. Вариант №4: единственный, на котором радиально-кольцевой рисунок инвертирован.

1. Вариант №5: среди деревьев на территории МГУ. В этом месте можно довольно точно датировать укладку люка - скорее всего, между 1949-52 годами. Точки в аббревиатуре отсутствуют (так и должно быть), молния сплюснутая и более тонкая, слова не разграничены.
2. Вариант №6: полузасыпанный люк возле того же высотного здания МГУ. Родственник предыдущего по времени, но дизайн отличается сильно: слова выполнены не рельефными буквами, а вырезаны на выпуклой плашке, точек снова нет, молния перевернута. Эти два варианта и формируют группу люков Мосэнерго возле МГУ.

Вариант УМКС, если верить архивам, использовался недолго, с 1952 по 1955 год. Поэтому встречается заметно реже. Один из люков, по которому можно подтвердить датировку, был обнаружен в спорткомплексе Лужники, территория которого застроена в 1955-56 годах. Сразу же бросается в глаза, что люк увеличился в размерах за счет расширения внутренней плоскости (ширина паутинного рисунка осталась неизменной).

1. Встреча с энергетическим прошлым Москвы на Мытной улице.
2. Разновидность без молнии, со странными разрывами в слове "Мосэнерго".
3. УМКС из Лужников, где слова написаны в едином направлении против часовой стрелки.

Дальше получается, что надпись "МКС" вернулась на крышки люков Мосэнерго в конце 1950-х, но определить люки этого периода куда сложнее. Проще всего обнаружить их вдоль крупных улиц, проложенных в те годы, таких, как Ленинский проспект, Профсоюзная или проспект Маршала Жукова. Почти все крышки унаследовали большой размер от своего четырехбуквенного предшественника: по этому признаку их можно бы отличить от "первой волны", но сбивает с толку наличие точек в аббревиатуре, которые в общем-то были отменены еще в 1930-х (и действительно исчезли с люков; на тех, что лежат возле МГУ, никаких точек нет). Конечно, они могут быть прихотью производителя - но также весьма вероятно, что большие крышки с точками использовались до УМКС, а не после. Вопрос остается открытым. Если удастся его прояснить со временем, я об этом напишу.

1. Тот самый люк с неуместными точками. Встречен в центре Москвы - дату определить невозможно. То ли размер использовался до войны, то ли точки - после нее.
2. Люк с точками и другой формой молнии. Находится на Красноказарменной улице, а рядом с ним спокойно лежат маленькие крышки МКС, что выглядит подозрительно.
3. На улице Трофимова, современная застройка которой сформировалась в конце 1950-х. Крайне маловероятно, чтобы крышка МКС могла лежать на тихой улочке, проходившей здесь до войны. Но опять точки. Такой вид люка встретился мне только один раз.

Существует еще такая разновидность энерголюка, как кабель ВКС. Крышка идентична поздним образцам мосэнерговской по размеру и обрамлению, а в центре выписана изогнутая аббревиатура В.К.С. - скорее всего, высоковольтных кабельных сетей - под которой изображена молния. Найдены они в местах, которые можно смутно объединить под названием "узловые точки" - в том числе на крупных вылетных магистралях.
Наконец, на территории МГУ также попадается огромных размеров крышка с надписью "Кабели".


1. Люк ВКС на Комсомольской площади.
2. Люк на улице Ремизова - один из последних. Улица проложена только в начале 60-х.
3. Вид сбоку на Большой Грузинской.
4. Удивительно, но встречаются и современные люки с таким же внешним видом. Приятно видеть, что дело живет.

Наконец, на территории Московского университета (МГУ) на Воробьевых горах также попадаются крышки с надписью "КАБЕЛИ", установленные в начале 1950-х, когда осваивалась территория. Размеры действительно гигантские, и фотографии с трудом передают масштаб: это самая большая крышка люка из когда-либо найденных. Судя по контексту, она выполняет ту же роль, что "МКС Мосэнерго", но прикрывает более крупные скопления кабелей. Она также была найдена на Красноказарменной улице возле МЭИ.

1. Королевский кабельный люк МГУ на газоне возле автобусной остановки.
2. Кабельный люк, таящийся незаметно в земле у корпуса «А».
3. На самом деле они встречаются по всей территории в большом количестве, на земле и асфальте.

МОСКОВСКИЙ ГАЗОПРОВОД

История газового хозяйства Москвы начинается с 29 января 1865 года, когда был заключен контракт с с англо-голландскими предпринимателями, получившими монопольное право на освещение Москвы светильным газом в течение 30 лет, а также беспошлинный ввоз оборудования и материалов, необходимых для строительства завода по производству искусственного газа из каменного угля (который ввозился из Англии) и сопутствующего хозяйства. Строительство завода в Сусальном переулке завершено через год (в начале 2000-х он окончательно прекратил работу, но к счастью, этот памятник промышленной архитектуры был не снесен, а превращен с небольшими потерями и реконструкцией ветхих зданий в культурный квартал "Арма").

Вторая важнейшая дата - запуск в 1946 году первого в стране магистрального газопровода Саратов-Москва. В пятидесятых годах были введены в строй новые газопроводы из Ставрополя и Брянска, и в связи с улучшением снабжения в 1957 году исполком Моссовета принял решение о прекращении заводского производства газа и переходе Московского газового завода на выпуск сопутствующего оборудования - бытовых плит, счетчиков и прочего. Началась массовая газификация столицы, а вместе с ней прокладка специальных инженерных сетей. И конечно, люков для проверки содержимого этих сетей.

Для манипуляций на узловых точках в начале 1960-х годов была предназначена крышка "МГ", сходная по дизайну с тогдашними люками водопровода и канализации, но меньше размером. Уже с конца 70-х (а именно, с момента введения ГОСТ 3634-79) она уступила место большим крышкам "МГ", которые до нынешнего времени делаются по общему стандарту, ничем не отличаясь от всех остальных люков. Но они встречаются не на каждом шагу. Гораздо более распространены маленькие смотровые лючки (коверы).


1. Средний люк для газопровода нередко (но и не часто) встречается в тех же районах, что и паутинистый ГВ/ГК. Радиус - 3 клетки. Этот был снят на перекрестке улиц Миклухо-Маклая и Академика Волгина.
2. Большой люк найден в самом подходящем месте: на территории бывшего газового завода "Арма". Он слегка напоминает стандартные крышки конца 50-х и по размеру равен им (радиус - 4 клетки). Больше нигде я такого размера не видел.

Смотровые люки (ко́веры) магистральной газовой сети - по сути, являются просто защитными устройствами, откидными крышками на шарнирах; они прикрывают маленькую полость, где находится контрольно-измерительный клапан, трубка отвода конденсата, задвижка или вентиль. Если газопровод прокладывается в стороне от дороги, крышка ковера должна находиться на высоте не менее полуметра над уровнем земли. Коверы для газопровода делаются по своим собственным техническим стандартам. Чаще всего на них встречаются только буквы "МГ" и желтая краска - результат неуместного усердия коммунальных служб. Но иногда попадаются и ТУ 1975/1985 г. и значки производителей: на современных распространен "трилистник" Геопрома. В последние годы в Москве появился новый тип люка: круглый без шарнира с выемками для захвата по центру, изготавливаемый пока эксклюзивно НПП "Геопром".

1. Типичный лючок с логотипом опытного завода треста "Мосстроймеханизация" (завод "Арма"), напоминающим о флагах арабских государств. Использовался в советское время и поэтому сохранился только на старых коверах.
2. ЗРБК - завод по ремонту башенных кранов, старое название подразделения московского Магистрального завода (ММСЗ), выпускавшего под таким именем как газовые, так и обычные люки в конце 1980-х. Подробнее о других люках см. на третьей странице.
3. Более новый люк с названием ММСЗ, которое стало использоваться примерно с 1994 года.
4. Вертикально ориентированный газовый люк вездесущего Геопрома.

1. Приятно было узнать, что и Сукремльский завод тоже делает газовые крышечки.
2. Мособлгаз, что ты делаешь на чужой территории? Твое место - на просторах Подмосковья.
3. Современный лючок, покрашенный в жизнерадостный желтый цвет, с логотипом "Мосгаза".
4. Новое изобретение с расплывшейся кляксой - логотипом Геопрома. Встречается все более часто.


Заводы, выпускавшие люки по ГОСТ 3634-47

ЯРМЗ (ЯРОСЛАВСКИЙ ЗАВОД)

В разных местах среди застройки пятидесятых годов встречаются выпуклые клетчатые люки с маркировкой ЯРМЗ. Принято считать, что это Ярославский ремонтно-механический завод, тем более, что их полно в самом Ярославле и окружающих городах, включая Москву. Но несмотря на то, что ярославское сообщество по люкам - одно из самых организованных, стопроцентных доказательств ярославского происхождения люков до сих пор никто не обнаружил (предлагался вариант с Ялуторовским заводом Тюменской области). Люки выпускались обычного и увеличенного размера. Рядом с названием на них всегда присутствует непонятный знак-вензель "ТСВ", который никому не удалось достоверно расшифровать.
Крышки ЯРМЗ - одни из тех, которые не следуют ГОСТу 47 года, хотя производились в период его действия.


1. Крышка обычного размера, довольно пухлая на вид, радиусом в 6 квадратов и диаметром 54 см, лежит прямо в арке первого дома на Ленинградском проспекте (построен в 1953 году). Логотип помещается в выемке размером 4х4 клетки. По всем признакам, маленький размер использовался заводом в самом начале 1950-х годов, а где-то в 1953-54 годах сменился на большой.
2. Крышка на Вересковой улице принесена волной застройки городка Института Пути. Лежит возле дома 1950 года. А рядом, у домов более поздней постройки, лежат ее крупные родственники.
3. Увеличенная разновидность с радиусом 8 квадратов, диаметр 74 см, посередине вместо углубления - выпуклость. Встречается заметно чаще обычного размера, возле зданий середины и конца 1950-х, это одна из самых частых "иногородних" крышек того времени в Москве (по сравнению с другими "приезжими").
4. Увеличенный люк ЯРМЗ в Люберцах.
5. Возле жилых домов в Очаково.

Иногда попадаются люки, на которых присутствует радиально-круговой рисунок и одинокий значок "ТСВ". Поскольку знак встречается только совместно с логотипом ЯРМЗ и нигде больше, было решено и в этом сомнительном случае ссылаться на авторство того же предприятия, хотя это исключительно водянистое предположение, не подкрепленное фактами. Диаметр люков - также 74 см.

1. Красивый гладкий люк из подмосковного города Люблино, тогда еще не вошедшего в состав Москвы.
2. Аналогичная встреча в Богородском возле домов конца 50-х.
3. Переходный и самый редкий вариант с последовательным изображением двух маркировок, выпускавшийся короткое время в самом начале 1960-х. В Москве найден лишь один. В городе Домодедово несколько обнаружено возле дома 1962 года.

С появлением ГОСТ в 1962 году завод ЯРМЗ без промедления перевел свою продукцию на новый стандарт. В первое десятилетие форма центральной плашки с маркировкой изменялась, уменьшилась сначала на 1 клетку, а с 1970 г. из квадратной стала прямоугольной, и сам вид люка сильно поменялся. Последние крышки от ЯРМЗ датируются 1973 годом. Потом он исчез со сцены, а его место занял некий ЯТТМ ("Яртранстехмонтаж") с точно таким же внешним видом (первые крышки - 1974 год). Простым совпадением это быть не может, но и прямой связи между двумя предприятиями никто не обнаружил.

1. В конце концов знаменитый дизайн пал жертвой унификации, осталось только название на кривом люке. Первый год укладки - люк "ЯРМЗ 1962".
2. Авторы были настолько опечалены необходимостью соблюдать ГОСТ, что отразили зеркально маркировку.
3. Водосточный (точнее, бытовой канализационный) люк 1969 года в районе Богородское.

ЯТТМ

Люки с маркировкой этого ярославского (?) предприятия заменили продукцию ЯРМЗ с 1974 года. Внешний вид поначалу оставался прежним, затем поменялся в связи с выходом ГОСТ 3634-79. Известно про ЯТТМ очень мало: завод существовал в каком-то виде еще до войны и выполнял работы для Министерства путей сообщения. Также заслужил известность безобразным качеством литья: трудно найти крышку, на которой не были бы кривыми надписи или пропущенными важные буквы с цифрами.

1. Характерный вид 70-х, при котором произошло переключение с ЯРМЗ на ЯТТМ. Обратите внимание, насколько качественно пропечатана дата 1977.
2. Люк ЯТТМ 1987 года, сделанный по ГОСТ 3634-79. Конечно же, здесь не обошлось без ляпов и ошибок: дату почти невозможно различить.
3. Один из последних люков ЯТТМ 1995 года, вскоре после этого производство исчезло.

Завод имени Ворошилова (Ростов-на-Дону)

До революции носил название "Товарищество чугунолитейного и механического завода Ф.В.Нитнер с сыном". Завод был одним из крупнейших в своей отрасли - единичные артефакты чугунного литья с клеймом той эпохи, в том числе люки, можно до сих пор обнаружить в некоторых уголках Ростова. В советское время превратился в Литейно-механический завод, примерно с 1930-х годов носивший имя К.Е.Ворошилова. В 1957 году завод был переименован в механический з-д №5, очевидно, в связи с тем, что товарищ Ворошилов попал в немилость, и под таким названием дожил до нашего времени, когда и был ликвидирован. Его бывшая территория на улице Суворова (до революции Малая Садовая) застроена многоэтажными домами.

1. Стандартный дизайн завода по ГОСТ-47. В целом это довольно обычный люк. Изредка попадается в Москве, а особенно в Подмосковье, возле построек 50-х годов.
2. После переименования в "завод №5" внешний вид мало изменился. Правда, квадрат с маркировкой увеличился на одну клетку. Единственная на данный момент крышка найдена в Москве возле домов постройки 1960 года.

ВМЗ-4 МСПМ (МЗ-4 МВМС)

Семейство непонятного происхождения, получившее широкое распространение в Московском регионе и многих других городах, особенно в конце 1940-х годов. Представлено тремя вариантами люков, отражающими смену подчинения некоего "секретного" завода. Расшифровка аббревиатур министерств, очень кстати указанных на крышках, позволяет проследить времена укладки.

1. Первый вариант (1946-1949) - "ВМЗ-4 МВМС", что означает, скорее всего, Министерство строительства военных и военно-морских предприятий СССР, он же Минвоенморстрой. Вначале я находил их в Подмосковье - возле домов, построенных в первые же годы после войны. Для примера можно назвать Щелково (улица Иванова) и Люберцы (улица Кирова). Потом один нашелся и в столице на Новоостаповской улице.
2, 3. Второй, более поздний вариант (1949-1953) - "МЗ-4 МСПМ", что означает ликвидацию МВМС с предыдущего люка и включение неизвестного нам завода "ВМЗ-4" в состав нового Министерства строительства предприятий машиностроения (МСПМ), которое просуществовало до 1953 г. При этом завод потерял первую букву названия, что и было отражено на крышках люков, укладываемых в этот период. Их встречается довольно много в Москве.
Следующий вариант, отражающий очередную перемену, с подписью "СМЗ Минстрой" (1953-1957), в столице и области (пока) не найден.
4. Люк со звездой посередине не имеет названия, но внешний вид подозрительно напоминает дизайн крышек ВМЗ, да и встречался он вместе с ними.

Завод №3 МАП

"Завод №3 ГСТ №41 МАП" - часто встречается в Измайлово и в некоторых других районах, обычно по нескольку штук в одном дворе. Сокращение "ГСТ" означает Государственный союзный трест №41, сформированный при НКАП - Народном комиссариате авиационной промышленности СССР (основан в 1939 году, с 1946 г. превратился в МАП - Министерство авиационной промышленности, которое упразднено в 1957 г.). Трест имел в подчинении и другие номерные заводы (например, №2 - будущий Московский з-д электромеханизмов), а наше предприятие, выпускавшее люки - это Лианозовский завод №3, и находился он в поселке Лианозово Краснополянского района Московской области, с 1960 года ставшем частью Москвы. Жилые дома, возле которых размещены люки его производства, строились при участии и/или для сотрудников авиационной отрасли. С 1954 года он сменил направление деятельности, стал кирпичным, затем керамическим заводом и назывался "Лианозовский з-д керамзитного гравия" (современный адрес - Вагоноремонтная улица, 10а).

Завод п/я-41 МАП

Люк "МАП з-д п/я 41" - еще один из авиационного семейства. Здесь простой разгадки не нашлось. Возможно, имеется в виду московский завод №41, сейчас ММЗ "Авангард", но с другой стороны, номер завода - это не то же самое, что и номер "почтового ящика". И совпадение цифр с предыдущим люком не дает покоя. Другой вариант - Каменск-Уральский завод "Серп и Молот", тоже известный некоторое время под таким номером. Из-за советской мании секретности точно мы знаем только одно - завод подчинялся Министерству авиационной промышленности, а 15 марта 1953 года оно было преобразовано в Министерство оборонной промышленности СССР (МОП), и завод п/я 41 тоже перешел под новое управление. Но уже 24 августа авиационное министерство было выделено обратно. Вернулся ли вместе с ним наш завод? Весьма вероятно, что да.

1. Первый вариант люка обнаружен возле дома 1957 года на улице Бориса Жигуленкова.
2. Люк с маркировкой МОП найден у дома постройки 1955 года в поселке Заря (Балашиха). Вполне вероятно, что партию этих люков успели сделать с 15 марта по 24 августа 1953 года, когда завод пребывал в ведении МОП.
3. Серпуховский люк того же завода - п/я №41 МАП. Но с совсем другим дизайном.

Механический завод №2

Первый раз люк с надписью "Мех. з-д №2 п/я 863" я снял в подмосковном городе Фрязино, но потом их оказалось немало в самой Москве - в разнообразных формах. По запросу на этот "почтовый ящик 863" интернет скромно предлагает Долгопрудненский комбинат (ДОКСИ) из системы Главспецстроя, созданный в 1955 году. В системе Спецстроя действительно был механический завод №2, который находился на улице Адмирала Макарова в Москве. Сам производитель не простой, и его люки встречаются возле стратегических и военных предприятий. В центре - непривычная маркировка "ГК-Т" или "ГВ-Т". Что означают первые две буквы, понятно, а "Т" должна иметь отношение к весу люка ("тяжелый"). Почему ее не поставили на ободок, как следует, это другой вопрос.

Люки завода сделаны по ГОСТ 3634-61. Ранний вариант сообщает о подчинении завода п/я 863. На поздних этот "почтовый ящик" больше не указывается (по косвенным данным, он был переименован в середине 1960-х).


1. Крышка с полным названием рядом с вокзалом в городе Фрязино.
2. На бывшем заводе МПЗ-1 имени Казакова. Рядом с корпусами постройки 60-х годов.
3. Люков мехзавода №2 очень много на территории бывшего завода "Новь", являвшегося в свое время закрытым "почтовым ящиком" и занимавшегося созданием электронной аппаратуры для систем вооружения в подчинении НПО "Астрофизика". Завод в итоге растащили по кусочкам, но его люковое хозяйство оказалось доступно для всех. На этом экземпляре ссылки на "п/я" уже нет - видно пустое место там, где она была.
4. Водопроводный люк ("ГВ-Т") с пустой строкой в Брусчатом поселке Красногорска.

1. Два люка ГВ-Т на Восточной улице находятся у дома 1973 года постройки.
2. Предположительно, более новая или просто другая вариация люка от "мех.завода №2", тоже на заводе "Новь", но гораздо реже предыдущего. Эта крышка больше напоминает общепринятый стандарт данного ГОСТа. Но и здесь завод проявил норов, не желая полностью влезать в рамки - посмотрите, как интересно вписана буква "Т".
3. И последний известный вариант - здесь буква "Т" наконец поставлена как надо.

КМЗ-МПС

Вторая часть названия, скорее всего, означает Министерство путей сообщения, а первая - его "местный" завод. Самой вероятной кандидатурой является Камбарский машзавод, так как он находился под крылом МПС. С 1933 года назывался Камбарским литейно-механическим заводом (известны люки той поры), с 1944 года - Камбарский машиностроительный завод (КМЗ).

1. Крышка из Леснорядских переулков с заводской маркировкой и ГОСТом друг напротив друга.
2. Несколько крышек КМЗ окружают лабораторный корпус Института пути (ЦНИИС) в Свиблово, построенный в 1953 году. Вполне логично, если железнодорожный институт снабжало люками именно предприятие МПС.
3. И они найдены в нескольких окрестных дворах. В отличие от первого варианта, ГОСТ указан рядом с названием.

БСРЗ

Одна из многозначных аббревиатур, над разгадкой которой безуспешно ломают головы краеведы всей страны. Наиболее предпочтительные варианты: Балтийский или Балаковский судоремонтный завод. Или Бердичевский станкоремонтный завод? Крышки широко распространены во многих городах бывшего СССР, видели их даже в Хабаровске. Есть несколько вариантов текста и оформления.

1. Чаще всего встречается сжатая форма написания. Например, у дома №3 на Нижней улице - рисунок в клетку без маркировки.
2. В Наро-Фоминске на Туннельном проезде. С маркировкой "ГВ".
3. В Люблино (а потом на Лосиноостровской, откуда фото получше) была найдена очень сходная крышка, только надпись БСРЗ - во весь размах.

Ремонтно-прокатная база, Кишинев

Ремонтно-прокатная база ОСВУ - Одесского строительно-восстановительного управления Главжелдорстроя. Территория Молдавии после присоединения к СССР в 1940 году входила в состав Одесского военного округа и во многих других аспектах имела связи с Одессой еще до революции. ОСВУ существовало до 1955 года, после чего оно было переименовано в строительно-монтажный трест "Одестрансстрой" Минтрансстроя по Одесско-Кишиневской железной дороге. После этого и трест, и РПБ продолжали выпускать люки по отдельности.

1. Люк, выпущенный до переименования ОСВУ, обнаружен в Перово (бывшем городе, вошедшем в состав Москвы). Иногда упоминание ГОСТа бывает пропущено, остается только цифра -47, и кроме того, в этом случае нет ушей.
2. Запыленный люк из города Электроугли с сокращенным вариантом названия РПБ Кишинева, выпускавшийся после 1955 года, и очевидно, до введения ГОСТ в 1962 году.
3. Люк "РПБ Кишинев" найден в Москве возле домов 1959 и 1960 годов постройки (в бывших городах Кунцево и Бабушкин), что подтверждает дату его производства.

Заводы МПСМ

Министерство промышленности строительных материалов (МПСМ) создано в 1946 г. из соответствующего наркомата. В его подчинении находилось несколько управлений, которым подчинялись многочисленные заводы. В 1957 году ликвидировано, и полномочия распределены между Минстроем и совнархозами.

1. "МПСМ СССР, Любохна" на улице С.Эйзенштейна. Завод в поселке Любохна Брянской области основан в 1755 году и существует до сих пор под названием "Сантехлит", а люк явно не ГОСТовский. Неужели сделан в 1946-47 годах?
2. Плоский аналог с Садовой-Триумфальной улицы, сделанный уже по ГОСТу 1947 года. Подпись внизу сообщает: "МПСМ СССР, Главсантехпром, Любохонский завод". Объединение Главсантехпром известно под таким названием с того же 1947 года до 1956-го.
3. Типовой дизайн люка МПСМ, использованный несколькими заводами. Здесь слева от названия видны буквы "СЗ" - код некоего предприятия. Найден в поселке Узкое ("картонные" дома 1958 года).
4. Типовой дизайн люка МПСМ с другим логотипом, похожим на букву "З" в кружочке (см. поближе). Найден у подножия гостиницы "Ленинградская".

Заводы Главстроймеханизации МСПТИ

Главное управление механизации строительных работ (Главстроймеханизация, или ГСМ) - это общее название нескольких управлений, созданных при наркоматах, позже министерствах СССР, имевших отношение к строительству. На люках попадается упоминание Министерства строительства предприятий тяжёлой индустрии (МСПТИ, или Минтяжстрой), которое существовало в 1946-1953 годах. Известно два завода ГСМ МСПТИ - в Харькове и Ленинграде - использующих одинаковый дизайн люка.

1. МСПТИ ГСМ г. Харьков. В этом городе очень много заводов, и определить нужный не удалось.
2. МСПТИ ГСМ г. Ленинград (или, согласно надписи, "Ленин рад"), из старой Щербинки. Предприятие основано в 1930-х годах и многократно меняло название. С 1948 года - Государственный Союзный Ленинградский литейно-механический завод Главстроймеханизации МСПТИ. С этого момента мог быть выпущен наш люк. В 1957 году Министерство упразднено, и завод сменил имя.
3. Люк с надписью "ЛРМЗ МС РСФСР" найден только в Щербинке и сделан тем же заводом после 1957 года, когда он был переименован в Ленинградский ремонтно-механический завод, уже в составе заново образованного Минстроя РСФСР, и производил коленчатые гидроподъемники.

Украинские заводы ("Днепролит")

А здесь у нас подборка литейной продукции из Украины - бывшей кузницы и житницы Советского Союза.
1. Люк от завода "Днепролит", город Днепропетровск, с Профсоюзной улицы (дом середины 1950-х). Таких люков полно в наукоградах Дубне и Обнинске (встречаются и со звездочками), где они тоже лежат в районах середины 1950-х. История завода очень темна, но известны более ранние (довоенные) люки с надписью "Артель Днепролит".
2. "Завод Днепролит, Дн-ск" из Новодевичьего монастыря.
3. Дубнинский люк Днепролита от московского отличается сокращением слова "завод" и наличием звездочек.
4. Хорошо сохранившийся запорожский люк от Вагоноремонтного завода (ЗВРЗ) из Обнинска, конец 50-х. Дизайн характерен для нескольких местных предприятий: Днепрострой использовал нечто похожее еще до войны, а также гораздо позже, когда стал называться ЗЭМЗ, также известна продукция завода "Ударник" и артели "Труд" из села Речное Запорожское области еще известна продукция РМЗ Укрводремтреста

Другие люки Москвы периода 1940-50-х годов (предположительно, сделанные до введения ГОСТ 1962 г.)
с обозначениями

1. Водопровод города Ейска каким-то образом оказался в Москве (крышка не сохранилась). Ейский водопровод был проложен в 1930 году.
2. Механический завод имени В.И.Ленина, Уральск. Крышка была на улице Воронцово Поле, утрачена.
3. Завод №2 НКВД СССР создан 2 июня 1940 года в поселке Новоховрино, с 1954 года и до нынешнего времени носит название «Моссельмаш». В советское время производил оборудование для сельхозтехники. Люк найден в первую очередь на территории самого завода, а также рядом с ближайшими домами.
4. Микроскопический смотровой лючок Мосгоргеотреста, скрывающий внутри полигонометрический знак. Найден на улице Радио возле МГОУ, на Ольховской улице, существуют и другие, но встречаются редко.

1. Подарок на ВДНХ от "завода №5" города Каменск-Уральский Свердловской области. Он был основан в 1935 году как горпромкомбинат, в 1946 году переименован в "завод №5", а в 1950 году преобразован в Каменск-Уральский электромеханический завод (КУЭМЗ), ныне "Уралэлектромаш".
2. Единственный в своем роде образец "Главстрой МПП 1949", также попорченный краской.
3. Квадратная теплосеть ВСХВ начинается в здании местной котельной и обслуживает всю территорию выставки.
4. Квадратная крышка теплосети во дворах Покровки, аналогичная тем, что на ВДНХ (только без подписи "ВСХВ").

1. ИТК Днепропетровск (исправительно-трудовая колония) впервые найден в городе Орехово-Зуево (улица Кирова). На фото - аналогичный люк с Раушской набережной.
2. Подчищенный люк на украинском языке с надписью "Днiпропетров." и пустыми местами, где следовало находиться срезанным аббревиатурам ПТУ и ДВК (Дніпропетровська виправна колонія).
3. Люк с непонятной надписью Д.З.М. на Мантулинской улице и во дворе дома в 1-м Красногвардейском проезде.

1. Воронежский завод сантехизделий МКХ РСФСР. Основан в 1944 году, существует до сих пор под названием «Водмашоборудование». Нередкая находка, например, в Щербинке, Подольске или на ВДНХ.
2. "Мехзавод №2 Киев" на Космодамианской набережной. Использовался в середине-конце 50-х.
3. Люк с надписью "УМТ" возле трамвайного кольца на Первомайской улице. Район застраивался в 50-е, но улица существовала еще до войны.
4. С территории метеозавода на Бауманской улице, явно перевернутый, но с пометкой "М".

1. Ржевский литейно-механический завод и Министерство жилищно-гражданского строительства (1946-1954). Завод основан в 1946 году, но быстро перешел на краностроение в 1950 году и с тех пор занимается в этой области. С 1962 года переименован в "Ржевский завод краностроения", известны редкие люки той поры (в Москве нет).
2. Люк "СВ. СНХ Машзавод г.Алапаевск" с территории погибшего лакокрасочного завода на Пресне. Свердловский совнархоз, скрывающийся за буквами, существовал недолго, в 1957-1962 годах. Завод был организован в 1941 году на базе предприятия, эвакуированного из подмосковного Нахабино. Сейчас он называется "Стройдормаш".
3. Люк Кировского завода из города Киров Калужской области. Не нужно гадать, кто производитель, все написано на крышке (на более поздних люках присутствует логотип). Завод основан в 1745 году и участвовал в разработке нынешнего ГОСТа для люков и колодцев.
4. Второй вариант от Кировского завода - с логотипом. Двор жилого дома 1957 года.
5. Типовой люк пожарного гидранта 40-50-х годов в Кунцево (сравните с рисунком документации ГОСТ-47 на самом верху страницы). Местами встречается массово, особенно в Подмосковье или бывших городах, ставших частью Москвы, но совершенно необязательно под ним будет гидрант. Более современные люки с маркировкой "ПГ" или "Г" встретить в Москве нереально, вместо них всегда лежат обычные водопроводные.

1. Урюпинский литейно-механический завод им. Ленина лежал не где-нибудь, а прямо возле посольства США. Завод основан в 1910 году, указанное на крышке название носил с 1946 года. С 1963 года занимается краностроением. Единственная их крышка в Москве не пережила реконструкции Садового кольца и в 2016 году уничтожена.
2. Зеркальная маркировка чудесным образом превращает люк в английский - "LK". Встречался неоднократно, даже в шумных местах у трех вокзалов, а в одном случае - возле дома 50-х годов.
3. Вольный шрифт "ГВ" напоминает английские буквы JB. Этот прихотливый люк был найден на ВДНХ и у старого корпуса бывшего завода "Станколит", так что может быть довоенным.
4. КРМЗ из Измайлово. Может быть Копейский завод, но городов на эту букву много.

1. Люк завода КМЗ ДЭС. Встречался в разных видах, часто в Киеве. Возможно, первая буква относится к этому городу или Краматорску. См. название поближе.
2, 3. Торжество сокращений: СМЗ ГУКО МКХ РСФСР. Завод СМЗ Главного управления коммунального оборудования (ГУКО) Министерства коммунального хозяйства (МКХ) РСФСР. Обнаруживался сначала в Подмосковье, однократно найден и в Москве. ГУКО существовало в 1945-1954 годах, затем в 1954-1957 годах называлось ГУПП (люки также сообщают об этом), после чего упразднено.
4. Свердловский завод коммунального машиностроения (ЗКМ), на котором пропущены сразу две важные буквы. Правильно делаете, товарищи, весь брак и неликвид - везите к нам в Москву. Вполне вероятно, что это тот же самый завод, что и на предыдущем люке - бывший СМЗ, только уже после 1957 года. Дизайн одинаков.

1. Странный мутант со двора на 5-й Кожуховской улице. Основа - стандартный телефонный люк НКС/МС, но буквы "ГК". Похоже, что термин "телефонная канализация" приобрел здесь другой, более привычный нам смысл.
2. Более потрепанный вид гибрида с Фрунзенской набережной. Вместо рисунка - грязные наслоения и одинокая буква "Г". Вторая буква куда-то подевалась.
3. Надпись "ЛЗ" на крышке с Энергетической улицы. Такие же найдены в Очаково (середина 50-х годов).
4. Люк, получивший название "Динамо" благодаря странному и неестественному логотипу в нижнем углу. Рядом есть пара крышек, не заслуживших подобной щедрости, с цельным ромбом.

1. Непонятное обозначение СТЗ-5, что может означать цех №5 Сталинградского тракторного завода (для примера) или множество других вещей. И целых четыре звезды по периметру.
2. Люк "Тамбов" со звездой встречается в Подмосковье и других местах, приближенных к самому Тамбову, причем в нескольких вариациях двух основных дизайнов: радиально-кольцевого (часто с указанием ГОСТ) и клетчатого вида. В исторической Москве не найден, но лежит возле дома 1948 г. в Черемушках, тогда еще не ставших частью города.
3. Люк с самой большой на данный момент надписью "ГК" у подножия бывшего ДК ЦНИИС на Ивовой улице.

1. Подарок нам от западных рубежей бывшего Советского Союза. Город Лентварис Литовской ССР, где находится основанный в 1870 году и сейчас закрытый Лентварисский завод санитарно-технических изделий "Кайтра".
2. Люк с крупнокалиберной надписью ЖЛМЗ всем видом сообщает, что не хочет подчиняться новому ГОСТу, хотя уже наступил 1965 год. Он вполне заслуживает места в этом списке, среди своих ранних собратьев. Производитель - Жадовский литейно-механический завод, поселок Жадовка Ульяновской области.
3. "МСМ Лозовая 1958". Редкая находка - известны только единичные люки. Что такое МСМ, непонятно - в голову приходит только Министерство среднего машиностроения, которое едва ли здесь замешано, ведь оно занималось атомной энергией. А вот станция Лозовая и одноименный город находятся в Харьковской области. Точно такой же дизайн использовала артель "Красный металлист" из Кривого Рога в 1953 году.
4. Исчезнувший в 2016 году люк с Чистопрудного бульвара, сделанный КЛМЗ. Такую аббревиатуру мы уже видели. Вероятный кандидат - Кусинский завод, чьи более новые крышки встречаются в Москве и регионе.

1. Красить люки проще, чем заниматься по-настоящему полезными делами. Всего-то нужно - ведерко с краской и отсутствие элементарных мозгов. Данная жертва коммунального буйства содержит в центре уже трудноразличимые буквы СЧПЗ - Саткинский чугуноплавильный завод.
2. Люк водопровода со стильным логотипом-шестеренкой. В поселке ВУГИ мы видели похожий, но здесь качество получше, и можно прочитать буквы "гМз". Подходящий кандидат - Гурьевский металлургический завод.
3. Люк "ИЛМЗ". Под такой аббревиатурой скрываются Ижевский литейно-механический завод или Ивановский.
4. Знаменитый завод имени Никольского в Новочеркасске - один из крупнейших в советское время. До революции - завод Фаслера, основанный в 1887 году. Вариант в клетку - а есть еще с солнечным рисунком.

1. Здесь нужно быть внимательным, чтобы заметить снизу сильно стершийся логотип с названием города - Гатчина. К сожалению, люк очень редкий и встречается только в одном месте, хотя и в трех экземплярах (один другого хуже).
2. Люк, найденный в Тушино, с надписью "Завод 54".
3. Продукт от Чистопольского судоремонтного завода (ЧССЗ). В тушинских дворах на Подмосковной улице. Завод основан до революции и существует до сих пор.

Другие люки Москвы периода 1940-50-х годов (предположительно, сделанные до введения ГОСТ 1962 г.)
без обозначений

1. Чуть выпуклая крышка без опознавательных знаков, но все равно хорошенькая. Не могу сказать за всю Москву, но именно таких полно в районе домов постройки конца 1950-х на Болотниковской улице.
2. Сирота без родословной, найден во дворах на Верхней Красносельской. Частично выпуклый, но с плоским краем.
3. На проезжей части одной из номерных Сокольнических улиц находится люк в обойме, красоте которого колеса автомобилей не повредили, а даже пошли во благо.
4. Большие буквы "ГК" не очень помогают установить личность данной находки с Краснопрудной улицы.

1. Давно перевернутая и заросшая зеленью крышка в квартале на Авиамоторной.
2. Обратная сторона чугунной Луны. Бросается в глаза маленький размер.
3. Безымянный кольчатый люк возле Института нефтехимического синтеза РАН. Встречался еще несколько раз возле Курчатовского института и домов рубежа 50-60 годов.
4. Кольчатый люк с улицы Петра Романова, идейный родственник предыдущего.

1. Люк на территории бывшего завода метеорологической аппаратуры (Бауманская улица, 11) предпочел остаться неизвестным, но уши старого ГОСТа торчат - целых четыре штуки.
2. Вообще безо всяких надписей, классической формы ГОСТ-47. Лежит во дворах на Краснопрудной улице.
3. Источенный жучками экземпляр на территории бывшего завода "Динамо".
4. Пустоватый люк, встречающийся возле зданий Ветакадемии.

1. На Волочаевской улице. Внешний вид обычен для ГОСТ-47, но никаких надписей по этому поводу не видно.
2. Очередной пустопорожний объект - на 5-й Кожуховской улице. Непорядок, господа производители.
3. Люк водоканала. Даже слишком обычный. Похоже, какой-то сторонний производитель решил сделать версию для стандартного московского водопровода, и сделал ее по-своему.
4. Простая клетка - во дворе общежитий в Очаково, конец 50-х.

ЛЮКИ ПО ГОСТ 3634-61

17 апреля 1961 года был утверждён ГОСТ 3634-61 "Люки чугунные для смотровых колодцев", который вводился в действие с 1 января 1962 года взамен ГОСТ 3634-47. Маркировка инженерных сетей осталась прежней: ГВ, ГК, ВД, ПГ. Кроме того, рядом должны быть отлиты буквы «Т» (тяжелый) или «Л» (легкий). Буквы на крышках должны быть рельефными и иметь высоту не менее 45 мм. В центральной части крышки требовалось проделать отверстие диаметром 12-15 мм для проверки загазованности колодцев инженерных сетей, расположенных вблизи подземных газопроводов. На наружной стороне крышки указывали марку предприятия-изготовителя, название стандарта и год выпуска. В связи с началом массовой застройки люки, сделанные по этому ГОСТу, встречаются часто и повсеместно, и абсолютное большинство в Москве и Подмосковье сделано заводом "Водоприбор".

ЗАВОД "ВОДОПРИБОР"

Московский завод "Водоприбор" происходит от Алексеевской насосной станции Мытищинского водопровода, открытой в 1892 году с ремонтными мастерскими. Текущее название с 1938 года. Здесь впервые в стране было начато производство приборов учета воды. Сейчас завод почти исчез, будучи выгнан в Малоярославец, а еще недавно он был крупнейшим в России производителем крышек люков, о чем прямо написано на их сайте. Но необязательно читать, достаточно просто посмотреть под ноги. Массовое производство крышек на "Водоприборе" началось вместе с эпохой хрущевского строительства, и среди всех отметок производителей, встречающихся на люках в Москве, первое место с большим отрывом занимают их старый логотип ("МЗВ" 1963-1978) и слоник (с 1979 года). А если добавить безымянные телефонные люки с сотовым рисунком? Чтобы монополизировать индустрию люков активно растущего города, нужны были действительно огромные литейные мощности.

Самая ранняя дата, которая встречалась мне на люках "Водоприбора" - 1964 год. До этого, вполне вероятно, они тоже штамповали люки, но еще использовали стандартные виды канализации и водопровода, описанные выше (это мое предположение, но правдоподобное), и хотя ГОСТ 3634-61 уже два года как действовал, очевидно, литейные формы завода сразу не перестроились на новый стандарт и/или накопились обширные старые запасы, да и вообще не принято в нашей стране быстро реагировать на административные изменения. Поэтому у пятиэтажки-хрущевки 1963 года вы обнаружите еще старый люк-паутинку. И этот год будет последним без ГОСТа.


1. Люк от МЗВ с самой ранней датой из известных - 1964 год, и соответственно, самый первый из сделанных по ГОСТ-61. Интересно, что буква "Т", обозначающая тяжесть люка, написана в двух экземплярах, но уже в следующем году это поправили, и напротив буквы стали ставить логотип.
1. Люк городского водопровода МЗВ (ГВ) 1965 года. Заменил стандартную послевоенную крышку "ГВ".
2. Люк городского водопровода МЗВ (ГВ) 1967 года.
3. Люк городской канализации МЗВ (ГК) 1967 года. Заменил стандартную послевоенную крышку "ГК".

1. Люк дренажного водостока МЗВ (ВД) 1967 года. Заменил типовую послевоенную крышку "Водосток". Находится возле здания школы, и кстати, числится на ближайшей координатной табличке как бытовая канализация.
2. Редкостная (для той эпохи) квадратная обойма вокруг люка "ГК" 1971 года, лежащего во дворе центра Москвы. Возможно, предполагалось сильное давление тяжелой техники?
3. В 1969 и 1971 годах на заводе проводился некий Эксперимент, о чем прямо писали на крышках. Провалится ли наступивший на крышку прохожий, или нет?
4. Последний год, когда основная доля люков МЗВ производилась по старому ГОСТу - 1972-й. Лежит возле станции метро Калужская, рядом с ним - люк следующего года, когда МЗВ уже перескочил на новые Технические условия (см. следующую полосу). Однако известны единичные, редкие экземпляры, сохранявшие старый дизайн.

На новых крышках "Водоприбора", сделаны ли они по ГОСТу или по ТУ, строжайшим образом поддерживался одинаковый внешний вид. Но менялись сами стандарты. Примерно в 1970-х годах, когда количество ушек на люках стали сокращать с четырех до двух, МЗВ пошел еще дальше и вообще избавился от ушей. Начиная с 1972 года почти все их люки делались по соответствующему ТУ 400-9-61-72ТМ (при первом взгляде так и кажется, что чего-то не хватает), и продолжалось это до 1977 года. На фото - люки той пятилетней поры.

Такой же дизайн использовался некоторыми другими заводами, например, ОЗТО (Орский з-д технологического оборудования), продукция которого очень часто встречается в южных городах.


С 1977 года на заводе использовался новый ТУ 400-9-61-77. Он представил серьезные изменения, которые были опробованы и перенесены в ГОСТ 1979 года, основные из них - возвращение ушек (но уже только двух) и смена стандартного плиточного рисунка тяжелых (ТМ) люков на волновой, благодаря чему они (и без того не образцы красоты) стали еще более скучными и остаются такими до сих пор. Логотип "МЗВ" стали делать выпуклым, но всего через год, в 1979 году, он сменился на фигурку слоника. А сверху появился знак качества СССР в пятиугольнике, его продолжали штамповать до середины 80-х на очень многих, но не всех люках.

1. Люки 1978-1979 годов представляют краткое время, когда дизайн был новым, а логотип еще оставался старым, но выпуклым. С 1979 года он сменился на "слоника". Но благодаря огромной выходной мощности завода эти короткоживущие люки нельзя назвать совсем уж редкостными.
2. Водосток "ВД", 1980 год. Маркировка состоит из двух букв - тоже недолгое явление. С 1983 года первая буква будет удалена, а на основной массе люков, сделанных по ГОСТ-79 - еще раньше.
3. Газопровод "МГ", 1981 год. Нетрудно заметить, что это новый гость в семействе.

В 1983 году приняты новые условия: ТУ 400-9-61-82. Для внешнего наблюдателя это выражается только в том, что знак качества исчез (не везде), маркировка водостока сменилась с "ВД" на "Д", остальное, если было, нам не заметно. Разумеется, это касается только люков МЗВ, вся остальная страна работала по ГОСТу.

1. Канализация "К", 1983 год.
2. Водопровод "В", 1985 год, в квадратной обойме. Здесь знак качества остался.
3. Водопровод "В", 1988 год.
4. Люк водосточный 1990 года, тип ТММ. В апреле предыдущего года принят ГОСТ 3634-89, но завод как ни в чем ни бывало продолжал использовать свой любимый ТУ до начала 90-х, после чего наконец спохватился.

1. Этот люк канализации из смутных девяностых сделан как надо: заводу надоело играть со своими Техусловиями, и он перешел-таки на ГОСТ.
2. Крышка "В" 2001 года в Лаврушинском переулке окружена многочисленными соседями, сделанными в широком диапазоне лет (многие имеют зеркально отображенную маркировку). В начале 2001 года был принят действующий поныне ГОСТ 3634-99 по крышкам, разработанный Кировским заводом с учетом евростандарта EN124. Но история его взаимоотношений с "Водоприбором" не слишком проста. Люки начала 2000-х выпускались часто без указания стандарта и/или даты (позже завод принял ГОСТ и сменил рисунок люков на черепаховый).
3. Теплосеть, середина 2000-х. Дата не указана: по ГОСТ 3634-99 это не обязательно (сей факт доставляет нам много неудобств). См. отдельную крышку из общего скопления.

1. Странный люк-мутант, где логотип повернут относительно буквы "В", сама буква зеркально отражена, а контур взят вообще от телефона.
2. Мутант оказался не единственным. На Арбате и возле Третьяковской галереи полно его товарищей, некоторые с зеркально отраженными буквами, другие нормальные.
3. Сильно стертый люк зеркального водопровода в Большом Толмачевском переулке.

Теплосети Москвы

История тепловых сетей Москвы началась в 1928 году, когда был проложен паропровод от экспериментальной ТЭЦ ВТИ к заводу "Динамо" и другим (впервые отопление включено в одном из домов Ленинграда 25 ноября 1924 года). В 1931 г. от ГЭС-1 был проложен первый в Москве водяной трубопровод 250 мм к зданию ВСНХ на площади Ногина (Китай-город). Для проведения работ по проектированию и строительству тепловых сетей в январе того же года было создано предприятие "Теплосеть" МОГЭС-Мосэнерго. К 1941 году в Москве работало шесть ТЭЦ, имелось 63 км водяных и 17 км паровых сетей с 445 подключенными жилыми зданиями и десятками предприятий. После войны многие дома продолжали строиться с печным отоплением и собственными котельными (чему свидетельством торчащие трубы), но теплосети активно развивались, строились новые ТЭЦ, и массовая застройка получала системы централизованной теплофикации.

Следует добавить, что люки ТС раньше отличались от остальных увеличенным диаметром и делались по стандартам, согласованным с камерами тепловых сетей (в которых размещается оборудование, задвижки и разные ответвления теплотрасс). Первым документом был СНиП II-Г.10-62, принятый в 1963 году. По правилам тех и последующих десятилетий "число люков для камер предусматривают не менее двух при внутренней площади камер до 6 кв.м. и не менее четырех при внутренней площади камер 6 кв.м. и более. Диаметры входных и аварийных люков принимаются не менее 63 см." Поэтому ТС-люки почти всегда встречаются группами по 2, 4 и больше, сразу выдавая расположение тепловой камеры под землей, и обычный их диаметр был равен 80 см. Но с начала 2000-х люки теплосети делаются по общему ГОСТ 3634-99 и имеют стандартный размер.


1. Люк с надписью №ТС, его диаметр в полтора раза больше обычного, снятый в районе станции метро Сокольники. Использовался для теплосетей, странный значок "N" встречается на других советских ТС-люках. Дата производства непонятна, скорее всего, в районе 70-х.
2. На Верхней улице - крышка такого же размера с единственной буквой-номером N, напомнившая о монограмме капитана Немо из известной книги. Рядом оставлены незаполненные пробелы (но они никогда не заполняются).
3. Вытяжка с исчерпывающей надписью "Теплосеть Мосэнерго". В отличие от обычных крышек ТС, на которых Мосэнерго не упоминается, такая встретилась только единожды.

ЦРМЗ

Заводы с таким названием можно найти в разных городах, но поскольку мы живем в Москве, логично будет выбрать местный вариант. Центральный ремонтно-механический завод (ЦРМЗ) был создан 8 июля 1948 года, является "карманным" предприятием Мосэнерго и занимается ремонтом энергетического оборудования, деталей электростанций, генераторов. В советское время он выпускал люки, которые использовались только для теплосетей (возможно, еще для телефона, доказательств пока нет). Диаметр - 80 см. А теплосети, как мы знаем, находились в ведении бывшего Мосэнерго.

1, 2. ЦРМЗ производил типовые люки с надписью "№ТС" в 1970-х.
3. Более растрепанный люк ЦРМЗ 1983 года.
4. А такой люк они выпустили в 1987 году.

Другие люки Москвы, сделанные после введения ГОСТ 3634-61 (от 1962 года)

55 МЕХ. ЗАВОД

Типичная для военных предприятий постановка номера перед названием выдает нам 55 Механический завод Минобороны, основанный в 1950 году в поселке Стрельна под Ленинградом, впоследствии переименованный в металообрабатывающий, а в 2012 году закрытый и проданный при печально знаменитом министре обороны Сердюкове. Известны люки с середины 60-х годов, несколько раз менявшие дизайн.

1. Скромный люк брежневских времен из Красногорска с типовым гостовским дизайном, использовался в 1960-е.
2. Более новый вид, со специфической отливкой клеток. На фото люк 1971 г. из балашихинского поселка Заря, тогда еще бывшего закрытым военным городком.
3. Еще более современный вид, сделанный по ГОСТ 3634-79. Так же неряшливо, как отливал клетки, теперь завод нанес кривоватую маркировку с буквами "55 м.з.", и года выпуска не различить. Судя по ГОСТу, это 80-е.

1. Завод "Красный Путь", основанный в 1862 году господами Перенудом и Перле, производил оборудование для отечественных железных дорог и на протяжении всего советского времени не менял специализацию. В последнее время принадлежал РЖД. На заводе "Перенудъ" в 1901 г. отливались первые телефонные люки Москвы. Традиция не была забыта, и в 1972 году появился вот этот аккуратный люк. Интересно, что рядом с Краснопрудной улицей, где он лежит, проходит автобус маршрута №40 - и следует как раз до этого завода. Может, на нем и привезли?
2. Стандартный люк ПК московского метро 70-х, обычно встречается на станциях, иногда снаружи у вестибюлей.
3. Неизвестная науке, довольно небрежно исполненная надпись ЗСД: что бы это значило? Два люка найдены у Садовнического моста и на Зацепе, еще один во дворе на Верхней улице, но ни в одном случае нельзя установить датировку люка - он может быть сделан когда угодно.

1. Литовские производители притащили к нам на ВДНХ явный брак с косым лицом и надписью "Лит.ССР".
2. Люк 1963 года из Советской Белоруссии с надписью "МЗ-1 МС БССР" - имеется в виду Минский механический завод №1 Министерства строительства БССР. Это название завод носил с 1959 года, а в 1978 году был переименован в "Строймаш" и до сих пор делает люки, встречающиеся даже в Москве. Этот снят на ВДНХ.
3. Совершенно пустая штуковина, выполненная по образцу ГОСТ 3634-61, на Артековской улице.
4. Люк 1964 года прячется на задворках главного здания РУДН на улице Миклухо-Маклая. Отметка производителя присутствует, но прочитать ее под слоем краски не удалось - и неудивительно. Потому что никакое это не название города. Когда в сети нашлось фото аналогичного люка, стало ясно, что значит таинственная надпись: СУЗКВОТ 1964 - Среднеуральский завод котельно-вспомогательного оборудования.

1. Крышка 1962 года с неизвестным науке логотипом "П/Я" в кружочке.
2. Люки ПЭМЗ 1978 найдены на улице Академика Зельдовича возле корпусов Дворца труда профсоюзов. С тремя ушами. В первую очередь в голову приходит Подольский электромеханический завод, но может быть и другой.
3. Люк "КМЗ". Вариантов множество, но стоит учитывать, что по предыдущему ГОСТу в столице уже встречалось немало продукции КМЗ-МПС (Камбарского завода?). Мне кажется, что это самый подходящий вариант. Люки найдены на трамвайном кольце на Ивантеевской улице и в депо Русакова.

Новые поступления распределяются по категориям.