Московские Зарисовки

Долгопрудный

Историческая застройка и фотографии

Долгопрудный находится к северу от столицы, рядом с каналом имени Москвы. Он был основан в качестве рабочего поселка Дирижаблестрой в 1931 году при одноименном предприятии (ныне "ДНПП") и получил свое нынешнее имя через семь лет по названию платформы Савеловской железной дороги. В городе находится широко известный как в нашей стране, так и за рубежом Физтех (МФТИ), а еще Центральная аэрологическая обсерватория (ЦАО), основанная в 1941 году - институт при Росгидромете, занимающийся различными отраслями метеорологии, аэрологии и физики атмосферы (к сожалению, у него нет доступной территории). В 1957-м году Долгопрудному присвоен статус города, началось активное жилое строительство. Из-за небогатой истории достаточно интересных зданий, сохранившихся от довоенной эпохи и сталинской архитектуры, в городе мало, в основном здесь преобладают обычные дома позднего советского времени. Помимо центрального скопления малоэтажной застройки возле станции и Физтеха, существует небольшой сгусток домов при камнеобрабатывающем комбинате на западном конце города, а также вошедшие в состав города районы Водники, Хлебниково и др.

Администрация города и Дом культуры "Вперед" занимают общее здание постройки 1938 года на площади Собина. Входы у них с разных сторон, на фото - южный фасад со стороны площади.

Площадь Собина - главная в городе, хотя до центрального статуса не дотягивает. Раньше она была проезжей, но в середине 2000-х стала пешеходной: елки, брусчатка, динамический фонтан, и в целом неплохой вид.






Тыловой фасад Долгопрудненского авиационного техникума, здания 1963 года, выходящего северным фасадом на площадь (фото сверху). В нем также располагаются отделения и медсанчасть ДНПП - Долгопрудненского научно-производственного предприятия, одного из преемников Дирижаблестроя, производящего зенитные управляемые ракеты и авиационное вооружение. В советское время это был Долгопрудненский машиностроительный завод.

Проходная ДНПП находится в двух шагах от площади. В 2012 году рядом открыт памятник-макет ракеты 9М38М1 из состава ЗРК "Бук".


Дом пионеров 1955 года - одно из немногих парадных зданий города с четырьмя классическими колоннами. Стоит прямо напротив администрации.

Центр города - Первомайская улица - мемориальные доски







В южной части исторического города расположен комплекс Московского физико-технического института, состоящий из нескольких старых и новых корпусов. Главный корпус, на котором установлена доска академикам Н.Семенову и П.Капице, построен в 1967 году. Рядом с ним стоит лабораторный корпус МФТИ, возведенный, как и пара соседних, еще до войны (в 1940 году) для дирижаблестроительного учебного комбината. Позднее он был надстроен, и не так давно подвергался масштабному ремонту. Институт основан в 1946 году как факультет МГУ, но на фасаде корпуса написана дата обретения независимости - 1951.



Заброшенная пожарная часть на Лихачевском проезде, возле бывшего завода тонкого органического синтеза и платформы Новодачная.



Мемориал Хлебниковского машиностроительно-судоремонтного завода (теперь не работает) и памятник с братской могилой на городском кладбище.

Платформа Водники - ближайший остановочный пункт Савеловской ж.д., от которого можно дойти до микрорайона Водники на собственном острове посреди канала имени Москвы. Восточная часть острова, отделенная железной дорогой, выходит в Хлебниковский затон, занятый пирсами бывшего судоремонтного завода, многочисленных яхт-клубов и водно-спортивных баз. Западная часть острова занята, хотя и не целиком, небольшим жилым районом, в который ведет единственный пешеходный мост и одна автодорога.
Платформа Водники открыта в 1951 году и имеет типовой павильон со стороны направления на Москву.

Мост железной дороги через залив. За ним виден мост автомобильный, ведущий на остров.

Виды через Котовский залив.

Жилищный состав поселка не отличается от любого другого. Присутствуют и хрущевки конца 50-х - начала 60-х годов с декоративным краснокирпичным оформлением, и пара многоэтажек.

Дом культуры "Водник", мягко говоря, не отличается красотой. Это просто уродливый панельный куб, построенный в 1987 году на месте старого деревянного клуба Хлебниковского судоремонтно-механического завода.
Куда более привлекательны на вид старые дома-двухэтажки 1955-56 годов. Их четыре - на Якорной улице, напротив сохранилась кирпичная баня 1957 года.

Старые дома поселка Водники.

Школа №2 на Речной улице построена в 1961 году.

Бывшее село Котово, располагавшееся западнее современной платформы Водники, стало районом города с 1957 г. Сохранились пруды, церковь и последние остатки частного сектора. Близ платформы установлен мемориал.



Храм Спаса Нерукотворного Образа в Котове, восстановленный после советской власти.

Машины на фото составляют хвост пробки на бывшем переезде у платформы Водники. До постройки путепровода это было одно из самых болезненных "стоячих" мест в Подмосковье.



Вид на остров, где выделяются два высотных дома серий П-43 (слева) и П-44, и труба местной котельной.

В центральной части Долгопрудного, к северу от старых районов, расположен городской парк.

В парке есть несколько скульптур, еще пара стоит на городских улицах.


Ленин возле ОВД (ул. Циолковского, 30) и дома на Северной улице - по моему мнению, самая приятная застройка в городе с большим количеством зелени.

Подъездной путь на Московский камнеобрабатывающий комбинат - это бывшая железная дорога, чье присутствие в городе Долгопрудном ощущалось еще сильнее, чем у "настоящего" Савеловского направления. Путь начинается от станции Марк еще в Москве, долго идет вдоль полотна, от него отходят ответвления на местные предприятия - завод ТОС, машиностроительный и базу Спецстроя. Эта часть еще сохранилась. Дальше путь продолжался мимо станции Долгопрудная - пассажиры должны были в буквальном смысле переступать через рельсы - а затем уходил на запад, пересекая жилые кварталы и приходя мимо городского парка. Он был старше окружающих его районов; на одном из переездов сохранялся аппаратный ящик завода "Светофор" с датой 1956 год.
В 2019 году городская часть пути перестала вести куда-либо: комбинат полностью снесли под жилую застройку, и к следующему году рельсы были разобраны.

Военный городок (июнь 2018 года)

Был известен как военный городок №20, "Долгопрудный-5" или в/ч 52116. Основан в 1953 году рядом со станцией Долгопрудная, здесь размещалась 4-я бригада противовоздушной обороны. Состоит из трех десятков жилых домов, самые ранние из которых построены в середине 1950-х годов, типового здания Дома офицеров (такой же есть в поселке Заря), бывшей одноэтажной типовой школы и Ленина. До 2010 году принадлежал Министерству обороны, затем в числе прочих подмосковных городков передан на баланс города. Сохранилась недействующая проходная. Штаб военной части работает до сих пор и отгорожен забором от основного поселка.
На последнем фото - типовое здание школы для военных городков (Восточная улица, 1А), теперь - магазин.

Как обычно бывает, в городке присутствуют разные волны застройки - от типовых зданий 50-х к серым хрущевкам и далее к многоэтажкам 1980-х, роль которых здесь исполняют пятиэтажки.

Заросшее травой футбольное поле на юго-западной окраине поселка. Сквозь дыры в заборе можно выйти наружу, на неиспользуемое поле между городком и железной дорогой, где у дороги стоит брошенное здание со старым гербом Долгопрудного.

Хлебниково (декабрь 2019 года)

Поселок Хлебниково, ставший частью Долгопрудного с 2003 года, происходит от одноименной деревни возле старого Дмитровского тракта. При создании канала имени Москвы часть деревни была затоплена. В 1953 году к востоку от платформы Хлебниково был организован военный госпиталь (на месте военного училища) и началось строительство жилых домов для его персонала, которые теперь и составляют основу микрорайона на Станционной улице. Рядом работала фабрика театральных принадлежностей, а самым старым предприятием в Хлебниково был кирпичный завод (ХКЗ). Жилые дома для его работников строились к западу от платформы; некоторые уже снесены.
У южного схода с платформы можно было увидеть насыпь и кирпичные опоры мостика старой однопутной трассы Савеловского направления, проложенной в 1901 году. На кирпичах можно было увидеть клейма "И.Герасимовъ". В феврале 2020 года они были снесены.

Мемориал жителям поселка Хлебниково.

Памятный знак в поселке перед военным госпиталем. Виден розовый дом №5 из числа первых домов, построенных в 1951 году. На нем установлена мемориальная доска С.В.Киселеву.

Некоторые типы люков, как лакмусовые бумажки, подтверждают участие Министерства обороны в постройке домов и поселков. Прежде всего, продукция Черновицкого завода. Кроме нее, в Хлебниково был найден более редкий люк "Стройкомбината 212", изображенный на фото.


Хлебниковский кирпичный завод (до революции - завод Гаша) давно не работает. Такая же судьба постигла фабрику театральных принадлежностей, открытую в 1964 году - единственное в своем роде предприятие, изготовлявшее костюмы и парики.
В поселке Хлебниково в начале 30-х годов жил известный летчик Н.Ф.Гастелло, его имя носит школа №3 - бывшая восьмилетная школа, современное здание которой открылось в 1959 году. Рядом ему установлен памятник.




Дополнительные фотографии есть на нескольких сайтах, посвященных городу, например dolgopa.org и dolcity.ru.
Например, объекты, находящиеся на закрытой для посторонних территории Центральной аэрологической обсерватории (ЦАО): Доска В.И.Пацаеву | Доска в память покорителей Антарктиды | Памятник сотрудникам ЦАО.

А также современный вид памятного знака на улице Глазунова.