Московские Зарисовки

Крышки люков

в Подмосковье и других местах

Подмосковье состоит из небольших городов, но зато их много, в них немало старых районов и интересных находок. Встречаются люки всех времен и разнообразных производителей. Чтобы не смешивать люки с московскими, для них выделена отдельная страница. Здесь же помещаются фотографии люков, которые впервые были найдены или чаще всего попадаются за пределами Москвы (некоторые присоединяются к имеющимся категориям на других страницах).

Единичные крышки из Московской области

1. Дореволюционная крышка Раменской бумагопрядильной мануфактуры "Товарищества П.Малютина сыновья". Фабрика была передовой и прекрасно оборудованной, окружена жилым поселком и оснащена сетью канализации с очистной станцией. В 1928 году фабрика получила название "Красная Знамя", с 1954 г. стала комбинатом, а сейчас в состоянии полного разгрома.
2. Люк "Комбинат треста Стройдеталь" украинского города Карловка Полтавской области. Встречается в Мытищах, Королеве, Люберцах. Производитель, комбинат строительных деталей, в 1952 году упоминался среди работающих предприятий города. Больше о нем ничего не известно, но существуют также люки с названием Карловского КПП - комбината производственных предприятий.
3. Немного заезженная автомобилями крышка Мосторга из Пушкино, да еще и увеличенная.
4. ИЗСТО - Ивантеевский завод специальной технологической оснастки. Где родился, там и пригодился.

1. "Кутаисский машзавод" - под таким фамильярным названием скрывается Кутаисский машиностроительный завод "Горняк" - крупнейшее предприятие Грузии по производству горно-шахтного оборудования, строительство которого началось в годы войны. Люк найден в Ессентуках.
2. Люк Кутаисского машзавода (с немного другим дизайном) в поселке ВУГИ города Люберцы. Интересно, что завод горной направленности, и поселок тоже выстроен при горном институте - люк делали для своих.
3. Титульная крышка из Люберец с названием местной теплосети, которая образована в 1969 году.
4. Неясно, для каких именно коммуникаций предназначен этот люк с аббревиатурой ПНПК, и кем сделан. Места, где он попадался - бывший город Бабушкин, ныне район Москвы, и поныне здравствующий город Мытищи.

1. Поездка в город Видное лишний раз подтвердила известный факт: чем тише место, тем больше находок. На старых улицах кое-где лежит "Канализация дворовая": образцовая крышка для образцового городка. Таких люков много в Донецкой области, в Запорожье - наверняка оттуда и приехали.
2. Единичная крышка со звездой и надписью, похожей на ММП СССР. Сокращение может означать Министерство металлургической промышленности, которое кратко существовало в 1948-1950 и 1953-1954 годах - как раз, когда строился город Видное. Такая же маркировка проскальзывала на телефонных люках в других городах.
3. Люк с небрежным обозначением Московского коксогазового завода (МКГЗ) - главного предприятия г.Видное.
4. Аббревиатура КАЗ - мог быть какой угодно автомобильный или арматурный завод из любого города на букву "К".

Город Климовск

В южной части бывшего города Климовска (который с 2015 года стал просто районом Подольска) встречается много больших крышек люков в крупную клетку. Некоторые содержат на себе буквы КМЗ - проще всего сюда подходит ближайший Климовский механический завод. В северной части города тоже очень много безымянных люков, но с более мелким радиально-концентрическим рисунком - практически 90% старых составляют именно они. Вполне вероятно, что их издалека не везли, а наштамповали прямо на градообразующем штамповочном заводе (сейчас КСПЗ, патронный завод) или где-то по соседству.

1. Тяжелый "КМЗ" из южного района. Большинство не имеют никаких обозначений, но этот - с буквами.
2. Новые лючки газовой сети с надписью "Мособлгаз".
4. Без надписей с пустым центром на Заводской улице - один из множества.
5. Послевоенная крышка "ММП УССР Днепродзержинск". Как ни странно, лежит среди домов 70-х годов. Буквы ГПК в центре означают "Горпромкомбинат", а "ММП" - это министерство местной промышленности Украины. Дизайн унаследован от ранних люков из Верхнеднепровска. Более чем вероятно (хотя и не 100%), что завод-производитель, скрывающийся под именем ГПК - это будущий Днепродзержинский чугунолитейный.

Город Щелково

1. Люк "ЩНЗ" - почти наверняка ответственность за него несет ближайший Щелковский насосный завод. Завод основан в 1932 году, а сейчас называется ОАО "ЭНА" и входит в компанию "МК-Гидро".
2. Звездочка в послевоенном районе конца 40-х. Такую же видели в столице. Предполагаемый родственник люков ВМЗ МВМС, которые лежат вокруг в большом количестве.
3. На бульваре улицы Пушкина несколько люков "М-З №2".
4. Возле платформы Воронок, пустой и непонятный.

Город Подольск

1. Бетонный люк с большой буквой "Т". В Ярославле видели также буквы "С" и "Л", что подозрительно совпадает с маркировками тяжести люков - средний, тяжелый, легкий...
2. Отметина Минского завода отопительного оборудования. Завод основан в 1948 году и назывался "Минский завод отопительного оборудования и канализационных труб" Главного управл. промышленности санитарно-технического оборудования МПСМ СССР, с 1956 года носит современное название.
3. ВЧЗ обнаружен во дворе примечательного дома с большим карнизом на Огородной улице.
4. Невзрачный серенький "Волоколамск ОМЗ", найденный в Подольске. Производитель - обозно-механический завод, основанный в 1929 году (с 1963 года - Волоколамский литейно-механический завод).

1. Пустой, явно послевоенный, на газоне возле ИТР-овского дома на Рабочей улице.
2. Все найденные люки Подольского промторга плохо сохранились и с трудом читаются.
3. Крестик во дворе на улице Барамзиной.
4. "СМТ Канализация". Две крышки найдены во дворе у домов 1939-1940 гг. Но в городе Электроугли такие же, да еще несколько штук, найдены у дома середины 50-х.

Город Красногорск

1. В центре большой выпуклой крышки - небольшое клеймо "СЗ8ОК". Такое сокращение использовал Серпуховский опытный завод кузнечно-прессового оборудования имени 8-летия Октября.
2. Люк-менажница дореволюционной канализации с буквами "Г.К." лежит во дворе одного из довоенных домов.
3, 4. Люки "ЯК" - дореволюционной Ярославской канализации - непонятно каким образом добрались в Красногорск перед войной. Проекты канализации в Ярославле были составлены к 1900 году, но до революции были построены лишь небольшие фрагменты. Крышки "ЯК" использовались и в первые годы советской власти при расширении сети.

1. Люк с номерком и буквами П.Г. - похоже, предназначался для пожарного гидранта, и внизу следовало указывать номер. Но используется для обычного водопровода у домов 1939-49 годов в Брусчатом поселке.
2. ОАО "Нижегородский водоканал". Для справки: водопровод в Нижнем Новгороде, не первый, но полноценный, был запущен 14 декабря 1880 года.
3. С надписью МСТЗ по центру, где средние буквы переплетены (наподобие ТСВ на ярославских люках).
4. Относительно новый, 2003 года, с неизвестным логотипом в виде домика.

1. Цветочный рисунок в Наро-Фоминске, встречается в старых районах.
2. Пустопорожний люк из Наро-Фоминска.

ПАВИАТ (Пермский авиатехникум)

Сильно выпуклые люки с надписью "ПАВИАТ" сделаны в Пермском авиационном техникуме имени А.Д.Швецова (улица Луначарского, 24). В 1873 году в Перми было основано Алексеевское реальное училище, названное в честь Великого князя Алексея Александровича. После революции училище превратилось в политехникум и находилось в ведении Народного комиссариата тяжелой промышленности (НКТП) до марта 1935 года, после чего оно было передано в Наркомат авиационной промышленности (НКАП) и переименовано в авиационный техникум.
Люки редки в Москве, но встречаются нередко в Подмосковье, особенно в образцовых городах вроде Королева, Красногорска, Дубны. Местами попадаются в массе, преимущественно возле довоенных зданий. Диаметр люка 74 см. Иногда посередине крышки есть звездочка.


1. Люк стандартного вида из Дубны.
2. Люк со звездой из Красногорска, причем клетчатый рисунок вылезает за рамки текста (а иногда такого нет).
3. Люк из Химок, лежащий возле довоенных зданий на улице Мира.

Днепродзержинский чугунолитейный завод

Таинственный завод, про который известно очень мало, кроме того, что он существовал и был организован после войны в городе Днепродзержинске (Каменское). Их люки отличаются приятной особенностью - вопреки указаниям ГОСТа снаружи указывалась дата, благодаря чему по нескольким встречам и поискам в сети стало возможным проследить небольшой отрезок истории предприятия: в 1951-1953 г. использовались сокращения КПП МСПТИ (Комбинат промышленных предприятий, Министерство строительства предприятий тяжелой индустрии), в 1953-1955 годах - КПП МС (МСПТИ превратилось в Минстрой, оставив на память удивительно большие пробелы между буквами), а в 1956-1959 годах - уже ЧЛЗ МС. Кстати, лишнее напоминание о том, что одинаковый дизайн часто используется разными заводами - такой же вид использовал Енакиевский КМЗ.

1. Хорошо сохранившийся на газоне в городе Видное "Днепродзержинский КПП Минстроя 1955 г." Более ранние люки редки и в Московском регионе не были замечены.
2. А вот в следующем 1956 году уже Днепродзержинский чугунолитейный завод. Поселок ВУГИ в городе Люберцы.
3. Днепродзержинский ЧЛЗ 1957 года в Щелково. В Москве эти люки никак не желали находиться.
4. И вот, наконец, летом 2017 года несколько люков 1957-58 годов найдено в московском дворе на улице Летчика Бабушкина. Но не все так просто. На момент установки это был еще город Бабушкин, а вовсе не Москва.

Завод "С|З"

Необъяснимый завод с логотипом в виде ромба, внутри которого находится фигурка "Ф", состоящая на самом деле из букв "С и З", разделенных вертикальной чертой. Встречался в Москве - на Затонной улице, в Черемушках - возле домов постройки 1960-61 годов, то есть клали его перед самым новым ГОСТом.

1. На Заводской улице в Климовске.
2. Из мытищинского района Перловка, логотип почти стертый.

Завод "Литейная К"

Неизвестно, какой именно завод скрывается под этим прозвищем, но его люки встречаются во всех городах Подмосковья, проникают даже в Москву, и их история уходит на несколько десятилетий назад. Известно два варианта - первый сделан по ГОСТ 3634-61 (с одинаковой датой 1976 г.), второй более новый - по ГОСТ 3634-79 с волнообразным рисунком (и также с одинаковой датой - 1980 год). Логотип изображает фигурную букву "К" с открытым наподобие воронки верхом.

1. Неопределенная и редкая крышка неподалеку от вокзала в Подольске.
2. На улице Народного Ополчения в Красногорске, инвалид с отпиленными ушами.
3. Впервые этот люк, в его "волнистой" форме, привлек внимание в Балашихе, а позже во многих других городах. Дата вроде бы 1980 год, но прописана криво.

РМЗ №6

Довольно кривая надпись, обозначающая "какой-то ремонтно-механический завод №6". Люки использовались в последние годы действия ГОСТ 3634-47. Они встречались в московском районе Измайлово, в соседних городах северо-восточного направления: Фрязино, Ивантеевке и Щелково, в Ярославле. В далеком Северодвинске были найдены его родственники с совершенно таким же дизайном, но с надписью "СМЗ №6". Возможно, это именно предприятие из Северодвинска? (такой завод действительно существовал).

1. Город Фрязино - во дворе дома постройки 1960 года.
2. Город Щелково - на Пролетарском проспекте.

Андреапольский литейный завод

Завод в городе Андреаполе Тверской области, основанный в 1942 году, относится к тем предприятиям, чья продукция в некоторых местах встречается на каждом шагу. Люки известны с середины 50-х годов, уже тогда на них указывался год производства. В Твери, например, можно найти почти любой год выпуска, а в Москве люки завода практически не встречаются.

1. Ранние крышки с дизайном-паутинкой и маркировкой в ромбике - такой внешний вид использовался примерно с 1958 года вплоть до 1967-го. Несколько есть и в Москве - но лучше искать поближе к Тверской области.
2. Крышка 1965 года из Москвы - во дворе на Моховой улице.
3. С 1967 года Андреапольский завод наконец-то перешел на ГОСТ 3634-61, сменил форму, но качество люков при этом почему-то продолжало ухудшаться до безобразия, буквы стали еще более кривыми, словно самодельными.
4. Люк "Андреаполь" 1968 года из Кисловодска. До Москвы такие не доехали (ну и не надо нам таких страшных).

1. Насколько можно понять из этих каракулей, продукт сделан в 1974 году.
2. Люк из Андреаполя настолько кошмарного качества, что невозможно даже разобрать год - ясно только, что 80-е годы. Его можно смело иностранцам показывать: made in Russia.

Балахнинский литейно-механический завод

Балахнинский литейно-механический завод за свою историю настолько часто менял названия, что может обставить многие другие предприятия. На протяжении лет он назывался вот как:
- в 1945-1953 годах - Балахнинский ремонтно-механический завод (РМЗ).
- в 1953-1957 годах - Балахнинский обозостроительный завод.
- в 1957 году - Балахнинская строительная база строительного управления №6 треста «Горьковоблстрой».
- в 1959 году база превратилась в Балахнинский завод строительных деталей и конструкций (СДК).
- в 1963 году на базе завода СДК организован Балахнинский литейно-механический завод.
- в 1973 году переименован в Балахнинский опытно-экспериментальный механический завод (ОЭМЗ).
- в декабре 1988 года приказом Госснаба РСФСР реорганизован в Балахнинский опытный завод по производству нестандартизированного оборудования (БОЗПНО).
- в 1992 году завод преобразован в АО открытого типа «Росскладоборудование».
- 29 июня 1993 года переименован в АООТ «Механический завод». Производил спецмашины, мусоровозы, арочные склады, стеллажи, металлопродукцию по заказам.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 23 августа 2001 года завод признан банкротом.


1, 2. Надпись "Балахнинский ремонтно-механический завод" - самый ранний, а также самый красивый и наиболее ровный из известных люков этого завода. Найден в городе Железнодорожном.
3. "СДК" (1959-1963) из Ярославля. Прошли времена, когда за некачественное литье могли очень сильно наказать, и вот уже на отливке появляются налипшие комья. Зато поставили серп и молот.

1. Надпись "Балахна ЛМЗ" относится к названию, которое было в ходу с 1963 до 1973 года, тогда завод подчинялся республиканскому тресту "Росметаллотехзапчасть". Качество литья довольно сомнительное, дата не указана.
2. Более поздний люк из Балахны с подписью "ОЭМЗ": опытно-экспериментальный механический завод, созданный приказом Главснабсбыта РСФСР (1973-1988 годы). Также указана дата "1980" и несуществующий ГОСТ.
3. Люк из Балахны "ОЭМЗ" на Курортном бульваре Кисловодска.

Город Сочи

См. также страницу "Сочи".
1. Советская звезда, по виду очень старая, в парке "Ривьера".
2. Ремонтно-механический завод Главсочиспецстроя. У этого завода есть сайт, где прямо сообщается, что основан он в 1963 году в системе Главсочиспецстроя (созданного в 1960 г.) при Министерстве строительства РСФСР. Это значит, что люк создан по ГОСТ 3634-61, хотя тот и не указан.
3. СОРМЗ ГСС - полагаю, тот же самый Сочинский завод, только более поздний.
4. Сочинское СУ Минстроя. Люк выполнен по тому же дизайну, что и МСПТИ ГСМ Харьков/Ленинград, и вероятно, является его более поздней разновидностью из тех лет, когда МСПТИ превратилось в Минстрой (1953-1957).

1. ТМЗ Туапсе - скорее всего, имеется в виду крупный Туапсинский машиностроительный завод им. ХI годовщины Октября, восстановленный после войны в 1947 году. Подчинялся Минмонтажспецстрою, изготавливал башенные, козловые, гусеничные и колесные краны, автоподъёмники, а также телефонные люки для всего Союза. Поставлял продукцию в 23 страны мира. В конце 1990-х развален и закрыт.
2. "СУХ-МЗ 1977" - конечно же, сделал его Сухумский мехзавод (также известный как Сухумский ЛМЗ), продукция которого должна часто встречаться в родной Абхазии, но и сюда тоже добралась, благо расстояние невелико.
3. Прекрасно сохранившаяся "Трудколония Новочеркасск". Все их люки сделаны в довоенный период: в 1938 году колония преобразована в станкостроительный завод.
4. Современный люк от БКМЗ специально для нового благоустройства в Красной Поляне, с отметкой Сочинского Управления механизации и автотранспорта (УМиАТ) №50.

1. Дренажный колодец в Красной Поляне от Сукремльского завода ("Кронтиф").
2. Телефонный люк с редким "нейронным" рисунком, в Москве не попадался. Делает его Сукремльский завод.
3. Австрийская компания PipeLife была создана в 1989 году. В России работает с 2000 года. Полимерные люки их производства - практически единственные, которые были найдены в Олимпийском парке Адлера.
4. Еще один современный люк от Борисоглебского завода.

Луганский литейно-механический завод

Луганский труболитейный завод был запущен в 1933 году. Через несколько лет на нем освоили производство радиаторов, которые до сих пор остаются основной продукцией, хотя по понятным причинам с 2014 года завод пребывает в очень затруднительном положении. В Москве люков завода мало, а вот в Кисловодске и прочих городах Кавминвод - огромное количество. Вместе с люками ОЗТО они составляют основную массу современных именованных люков в Кисловодске.

1. Самый старый из найденных люков (1977 год), тогда город был уже переименован в Ворошиловград, причем уже во второй раз, после смерти Ворошилова (первый раз город носил его имя в 1935-1958 годах).
2. Люк Ворошиловградского литейного завода 1986 года.
3. В 1990 году Луганску возращено историческое название. Крышка 2006 года найдена в Москве.
4. Современный люк. Тех, кто придумал убрать дату с люков текущего ГОСТа, так и хочется придушить.

1. Люк Луганского завода 2008 года в Кисловодске, для водопровода. Год выписан только двумя цифрами.
2. Люк Луганского завода 2005 года в Кисловодске, для канализации.
3. Канализационный люк Луганского завода 2008 года. Но еще по старому ГОСТу.
4. Разновидность с шахматным рисунком и подписью Л30. Вероятно, это уже по текущему стандарту.

ОЗТО

Аббревиатура, судя по всему, означает Орский завод технологического оборудования... но может означать не Орский, а Опытный завод - например, в Запорожье был такой. В Москве люков не обнаружено, но местами они очень часто встречаются. Например, в Кисловодске самый обычный вид позднего советского люка - именно продукция ОЗТО. В середине 1970-х годов для дизайна люков использовались ТУ завода "Водоприбор" - безухая крышка с двумя отверстиями.

1. Самый ранний из найденных люков ОЗТО 1973 года в Вологде.
2. Люк ОЗТО 1974 г.
3. Люк ОЗТО 1977 г.
4. Люк ОЗТО 1980 г.
5. Люк ОЗТО 1981 г.

Керченский труболитейный завод (ТЛЗ)

Основан в 1961 году как передовое предприятие, один из крупнейших производителей труб и люков в советское время. В первые годы принадлежал Министерству местной промышленности, с конца 1980-х - Министерству судостроительной промышленности. Люки завода встречаются во многих городах вплоть до Владивостока, существует множество вариантов их оформления. В настоящее время завод закрыт, превращен в склады и магазины.

1. Ранний и достаточно эффектный ГОСТовский дизайн Керченского завода в Торопце.
2. Ранний люк ТЛЗ в Пятигорске. Подчиняется ГОСТу, но не содержит даты изготовления, хотя должен.
3. Типовой люк "Керчь ТЛЗ" 1980 года в Ессентуках. Такими они и были в большинстве.
4. Керченский люк 1981 года в Кисловодске.

Томский электромеханический завод

Основан в 1920 году на базе мастерских Томского технологического института. С 1927 года назывался завод "Металлист". В июле 1931 г. передан в состав треста "Кузбассуголь" и начал специализироваться на выпуске горно-шахтного оборудования. С 1939 года получил современное название ТЭМЗ, после войны заводу присвоено имя партийного деятеля В.В.Вахрушева. Сразу привлекает внимание овальная форма крышек, которые они изготовляли для телефонной сети - больше так никто не делал, насколько мне известно (хотя и стандартные люки они также выпускают, а также еще более интересный "сплющенный" вариант ГОСТа).

1, 2. "Томск ТЭМЗ ГТС 1998 г." в Кисловодске и Ессентуках.
3. "ТЭМЗ ГТС 2000 г." в Кисловодске.
4. "ТЭМЗ ЛГС 2007 г." в Ессентуках. ЛГС по заводской терминологии означает "люк городской связи", то есть телефон.

Прочие

1. Пустой телефонный люк очертаний конца 50-х годов из Вологды.
2. Люк БМЗ - выбирайте любой город на букву "Б".
3. Телефон с точками, в Москве крайне редко встречался, но в некоторых городах - неоднократно.
4. Череповецкий РМЗ. Завод основан в 1951 г. на базе мастерских, подчинялся тресту "Череповецметаллургстрой", позже переименован в ЧЛМЗ. Люк найден в городе Грязовце Вологодской области.

1. Литейно-механический завод, город Торопец. В сентябре 1956 года артель «Красный металлист», образованная в 1931 году, была передана областному управлению местной промышленности и реорганизована в Торопецкий литейно-механический завод. Один из этих люков был (когда-то) и в Москве.
2. ТЛМЗ 1975 года из Вологды. Возможно, тот же Торопецкий завод. Дизайн весьма характерный и использовался несколькими предприятиями - чаще всего на продукции ЯРМЗ-ЯТТМ.
3. СПРМЗ 1970. Свердловский путевой ремонтно-механический завод "Ремпутьмаш". Завод основан в 1934 году в качестве ремонтных мастерских при железной дороге, занимался ремонтом путевой техники и машин, выпуском узлов и запасных частей, изделий из стального и чугунного литья. Принадлежит "РЖД".
4. Безымянный колодец в Вологде.

1. Неизвестный завод с логотипом в виде крюка (люк встречен в Каргополе).
2. Люк 1972 года, на нем логотип "мзТ". Эти люки чаще встречаются в северных городах, но были замечены и в Пятигорске. Известны варианты с расположением логотипа в центре.
3. Аналогичный люк "мзТ" в Пятигорске.
4. Производство "ЛМЗ" 1979 года (Каргополь).

1. Декоративное обрамление ГТС в городе Тотьма.
2. Крышка гидранта с "птичкой" (Тотьма). В Москва маркировка "Г" не используется.
3. Люк "ЧЧЗ" 1971 года из Москвы (см. такой же из Тотьмы). Скорее всего, аббревиатура указывает на Челябинск. Причем такой вид использовался только до 1974 года, а после этого сменился на логотип "пламя" Кусинского завода (Челябинской области, между прочим). Налицо какая-то преемственность.
4. Люк "ЧЧЗ" 1970 года из Кисловодска.

Город Кисловодск

Крышки, собранные в Кисловодске, а также в Пятигорске и Ессентуках в 2017 году.

1, 2. Дореволюционный люк в Ессентуках: "Чуг. лит. заводъ Новочеркасскъ". В центре находится плашка с более подробной надписью: чугунолитейный завод А.В.Миненкова в Новочеркасске. Аркадий Васильевич Миненков (1849-1910) - горный инженер и промышленник. Занимался геологоразведкой и рудниками, а в 1888 совместно с инженером В.А.Отто приобрел бывший литейный завод Карла Герцберга в Новочеркасске, основанный в 1880 году. В справочнике 1893 г. он назван "завод Герцберга", а в рекламе 1903 года уже "механический и чугунно-литейный завод горных инженеров А.В.Миненкова и В.А.Отто (бывш. К.Ф.Герцберга)", который находится на "Славянской улице, близ вокзала" и изготовляет плуги, рудничные машины, насосы, вагонетки (то есть горное оборудование) и "разного рода чугунное и медное литье". Вскоре после революции завод прекратил свое существование, на его месте был устроен завод элеваторного оборудования, который до наших дней не сохранился. А Славянская улица была переименована в улицу Тренева. Такой же дизайн люка использовали и другие заводы Новочеркасска.
3. Один из самых приятных на взгляд, люк с характерным для начала века "ромбическим" дизайном возле старого корпуса пансионата "Родина" в Кисловодске. Их там несколько. Надпись гласит "Мех-Завод Пятигорск". В архивах упоминается чугунно-литейный механический завод артели "Металлист", который был открыт 24 ноября 1929 года, возможно, это он.
4. Крышка типичной "пятигорской" формы с непонятной надписью УМЗ, рядом с вокзалом Кисловодска.

Фирма "Инженер Ф.И.Платс и Ко" была большой и известной в начале XX века конторой, которая занималась устройством водопроводов, канализации, отопительных систем. В 1904-1905 годах компания размещалась в Одессе и была известна под именем Торговый дом "Джон Платс и Ко", в который входили Джон Платс и Михаил Френкель. Ее адрес - Малый переулок, 8. В 1906-1909 годах фирма выполняла работы по устройству водопровода в городе Екатеринославе, помимо этого занималась строительством и проектированием в южных областях нашей страны, в Крыму (Алупке и Ялте), на Донбассе, в самом Екатеринославе (будущем Днепропетровске), в Мариуполе. В 1913 году Торговый дом упоминался под названием "Платс Ф.И. и Гандер С.В.". В 1909-1913 годах контора размещалась в Екатеринославе на улице Казачьей, 23, а затем на Философской, 46 (дом постройки 1910 года сохранился). Когда-то их люки были даже в Москве, но ни одного не сохранилось до нашего времени.

1. Старый люк с надписью "П.Г.В." (Пятигорский городской водопровод). Снизу надпись: "Санитарно-техническое бюро инж. Ф.И.Платс и Ко, Екатеринослав". В городе есть такие люки в гораздо лучшем виде, мне попался потертый. Обратите внимание на встроенную мини-крышечку: в Восточной Европе нечто похожее используется для телефона и в наши времена (лючок посреди бетонной плиты-крышки).
2. Еще один люк Ф.И.Платса из Пятигорска.
3, 4. Люк от технической фирмы "инж. Ф.И.Платсъ и Ко" в Кисловодске. Надпись по центру "ВЛК. Ж.Д." означает Владикавказскую железную дорогу - скорее всего, люк был сделан для благоустройства ответвления на Кисловодск, построенного в 1894 году. Больше ста лет прошло, а качество по прежнему идеальное.

1. Выдающийся во всех смыслах, сразу обращающий на себя внимание люк 30-х годов с надписью "Нальчик ГТЗ". В 1934 году Нальчикский чугунолитейный завод был переименован в гидротурбинный (ГТЗ) и начал выпускать мелкие турбины, вентиляторы, насосы, принимал участие в строительстве гидростанций. В годы войны - завод №4, с 1948 года - Нальчикский машиностроительный завод.
2. Не менее замечательный образец послевоенного творчества: "ЛМЗ г.Ставрополь". Находится в районе застройки конца 1950-х годов. Создатель люка - Ставропольский литейно-механический завод краевого управления местной промышленности, носивший такое название с 1956 по 1958-й. Затем - Ставропольский машиностроительный завод, а с 1970 года - завод автомобильных кранов.
3. Люк с надписью "СМЗ", может быть, означает предыдущий завод в период после 1958 года.
4. Люк "НЛМЗ ГПК". Некоторые очевидцы утверждали, что там написано "НПМЗ", но в любом случае, можно только гадать, предполагая в качестве рабочей гипотезы Новороссийский или даже Нальчикский завод. Была также версия и о подмосковском Ногинске, но что-то далековато, да и дизайн характерен для южных краев.

1. Бракованный подарок с Украины: клеймо ГПК города Кривой Рог отпечатано не только вдоль, но и поперек.
2. Управление промышленных предприятий (УПП) города Коммунарска. Такое название в 1961-1991 годах носил город Алчевск Луганской области.
3. Люк по ГОСТ 3634-61 с надписью "Батайск" - город находится в Ростовской области.
4. Более современный люк с надписью "Батайск" 1995 год.

1. Люк "ДТРЗ" - по всей вероятности, Днепропетровского тепловозоремонтного завода. Он был основан в 1884 году как главные паровозные мастерские Екатерининской железной дороги, указанное название носит с 1965 года (до этого был паровозоремонтным).
2. Единственный старый люк на территории пансионата "Москва" - к сожалению, сильно погрызенный временем. Можно различить надписи "Главнефтестрой" и "Стройуправление" - такое управление существовало в 1939-1946 годах при Наркомате нефтяной промышленности.
3. Люк 1967 года с надписью "Н-А / ЛМЗ". Новоалександровский завод? Неужели трудно написать город полностью?
4. "СРМЗ" на улице Жуковского. Возможно, Ставропольский мехзавод.

1. "ГЭЗСМ 1976" в пансионате имени Семашко: Горловский экспериментальный завод строительных механизмов, основанный в 1945 г. на базе ремонтных мастерских треста "Сталиншахтострой". Указанное название носил с 1965 года до середины 90-х.
2. Загадочная радиограмма "ЦРММ ПО УПВЧМ" расшифровывается довольно легко: Центральные ремонтно-механические мастерские производственного объединения Укрпромводчермет (которое создано в 1975 году).
3. Что такое "Киев АВС", осталось неизвестным. Ну с Киевом-то все понятно, а что такое АВС?
4. КЗЭК - вероятно, тоже Киев, комбинат экспериментальных конструкций?

1. Новочеркасский завод "Металлист" на люке, изготовленном по традициям крышек Ставропольского края, т.е. с ромбическим рисунком и кружочком в центре - но вероятно, уже после войны.
2. Новочеркасский завод "Гормаш". В газете "Молот" от 31 июля 1946 года написано: "...началось строительство завода горного машиностроения. Он будет выпускать для шахт местной топливной промышленности вагонетки, лебедки, вентиляторы, бурильный инструмент и другое оборудование."
3. СЗПК - Ставропольский завод поршневых колец (скорее всего), который был основан в 1956 году. Сейчас известен как завод "СТАПРИ". Для люка была использована вычищенная основа "Телефона НКС" с удаленными "паучком", звездочками и прочей шелухой.
4. Люк СЗПК без упоминания телефона.

1. ЗИЛ 1992. Интересно, не московский ли завод ЗИЛ?
2. ЦРМЗ (Центральный ремонтно-механический завод) 1957 года с логотипом из переплетенных букв "СГС".
3. Люк "РМЗ - 4". Это Краснодарский ремонтно-механический завод №4 треста "Транстехмонтаж" Минтрансстроя СССР (название в 1954-1979 годах). Известна вариация и с упоминанием самого города.
4. Непонятный логотип "иР" на люке в Ессентуках (и не только), который, если его перевернуть, читается как "Сч". Дизайн в точности такой же, как у люка из Батайска (есть версия, что он родом из Ростова-на-Дону).

1. Люк "ВМЗ-2".
2. Люк "РПК ГОСТ 3634-47".
3. Люк пустой, маленького размера и типичного пятигорского дизайна, лежащий под фонтаном Грязелечебницы имени Семашко в Ессентуках (комплекс построен в 1915 году).
4. Люк перевернутый с надписью АПЗ: наверно, Арзамасский приборостроительный завод.

1. "Завод СИМ трест Севосетингражданстрой г.Орджоникидзе 1985 год". Это нынешний город Владикавказ - трест создан в середине 1960-х годов, в него входили многочисленные дорожные и строительные управления. Вместе с такими производителями-халтурщиками, как ЯТТМ и Балахнинский завод, он помещается на "Доску позора" как создатель самых загаженных и нечитаемых люков.
2. "Завод СИМ трест Севосетингражданстрой", 1986 год, на Велинградской улице. К сожалению, про завод СИМ (литейном, очевидно?) информации в доступных областях интернета мне не удалось найти.
3. ЗОСХТ 1972 г. - расшифровке аббревиатура не поддается.
4. ЗАРЗ-Д - тоже не слишком удачная надпись. Вполне возможно, что это Запорожский авторемонтный завод.

Разные дизайны ГТС-крышек в Кисловодске.

1. Типовая крышка-менажница дореволюционной канализации города Кисловодска.
2. Иностранный люк (литовский) с надписью "VDA".
3. Иностранный люк с надписью "K1". Похоже, финский. Его родственников можно найти в подмосковной Кубинке, в городке, построенном финнами в 90-х годах.
4. Иностранный люк (шведский?) с надписью "SO" на Курортном бульваре.

Челябинск и Екатеринбург (фото присланы в 2017 г.)

1. Люк с надписью "3ГПК Уралспецстрой". Трест с таким названием был образован в 1938 году и вначале назывался "Уралсибспецстрой" - люки той поры мы видели в Москве. Указанное название приобрел в 1946 году.
2, 3. Люки "РМЗ ЧМС" - ремонтно-механического завода треста "Челябметаллургстрой", основанного в 1946 году. Один с названием города, другой без. В дальнейшем на базе литейного цеха РМЗ был образован завод "Стройэкс".
4. Люк с датой "1911". Неужели действительно дореволюционный?

Разные виды уральских телефонных люков:
1. Стандартный Наркомата почт и телеграфов из 1920-х.
2, 3. Телефон Министерства связи, такого в Москве нет.
4. Без надписей.

1. Есть в Челябинске еще вот такой удивительный министерский телефон.
2. Другой вид телефона Минсвязи со стрелами-молниями.
3. Люк с молниями и зубодробительной аббревиатурой-вензелем снизу.
4. Люк "чуг. лит. завод ГМП Челябинск". Челябинский чугунолитейный завод Горместпрома - основан в 1938 году.

1. Люк от загадочного завода "Красный литейщик" из Днепропетровска.
2. Грузинский люк - от РСП-40 из Тбилиси (рельсосварочный поезд?).
3. Люк, подозрительно напоминающий продукцию "Уралсибспецстроя". Но на месте слова "Трест" стоит "НКПСМ" - Наркомат промышленности стройматериалов, а само название треста забито какой-то нашлепкой.
4. Продукция "СПРМЗ" - Свердловского путевого ремонтно-механического завода.

1. Результат современного творческого процесса, которого нам очень не хватает на люках.
2. То же самое. Эта крышка даже приобрела в сети некоторую популярность.
3. Рекламный вариант торгового центра - такие дела и в Москве есть.
4. Что здесь изображено, я понять так и не смог. Остатки рыбьих скелетов?

А вот что бывает, когда с творческим процессом у авторов неполадки.
Но это можно сказать про 98% современных крышек люков.

Более современные телефонные люки (первые два в Челябинске, третий в Екатеринбурге) и нечто с буквой "К".

1. Люк "Касли Артель им. Куйбышева". В 1926 году в селе Касли Челябинской обл. (ныне город) была организована артель имени Куйбышева, занимавшаяся выпуском художественного литья вместе с более известным Каслинским заводом. В 50-х годах артель еще существовала, затем, судя по всему, была расформирована.
2. "Гор. Электросеть" - уральское переосмысление типового дизайна "МКС Мосэнерго".
3. Менажница-колесо с круглым центром.
4. Коммунстрой. Эта московская контора с большим размахом работала по всей стране, поэтому их люки можно увидеть в разных городах бывшего СССР.

1. Овальный водоканал с отметкой ПЗГО, что значит Первоуральский завод горного оборудования. Крышки такой формы в Москве не встречаются, но зато являются обычным зрелищем во Владимире, или вот здесь, на Урале.
2. "РМЗ". Что еще здесь можно сказать?
3. Здесь можно сказать еще меньше. "Дуршлаг-блюз".
4. Образец художественного минимализма - "ШЧ-5 КБШЖД", или шнуровая часть №5 Самарской дистанции связи Куйбышевской железной дороги.

1, 2. Люки "ЧЗМК 1933 г."
3. Логотип неизвестного завода в форме червячка и 1990 год выпуска.
4. Снова "МСТЗ", над которым мы ломали голову в Подмосковье.

1. Квадратный люк с маленьким логотипом липецкого завода "Свободный сокол".
2, 3. Дренажки в Екатеринбурге.
4. Логотип НПО "Механотрон", предприятия в городе Черкассы на Украине.

Париж (несколько старых люков)

1. Люк "Gaz" в стиле французской менажницы от компании Pont-à-Mousson, основанной в 1851 году в одноименном городе - современной Saint-Gobain PAM, одного из крупнейших в Европе производителей люков.
2. Люк "A.Chappée Le Mans" - здесь названа фамилия Арманда Чаппе (1835-1922), который основал свою литейную компанию в 1895 году в Ле Мане, производившую люки в начале XX века, а также радиаторы, котлы и прочее.
3. Люк "CPDI MHT".
4. Люк "Gaz de Paris" от компании "A.Chappée Le Mans".

Безымянные старые лючки из Парижа.

Петербург (несколько люков)

1. Теплосеть ремонтно-механического завода №8 треста «Спецтоннельстрой» Главленинградстроя.
2. Теплосеть от металлообрабатывающего завода компании ООО "Вулкан" 1999 года.
3. Типовая менажница Ленинградской теплосети. Первый теплопровод в Ленинграде запущен от 3-й ГЭС 25 ноября 1924 года. В последующие годы были проложены новые тепловые сети, положившие начало современной системе теплофикации.
4. Логотип, очень напоминающий марку компании "Ленмонтаж".

1. "Городская канализация" - один из кусочков временной цепи, которую можно собрать целиком, если поработать в СПб достаточно долго. Ситуация почти такая же, как в Москве: сначала на люках писали "Канализация Петербурга" или "...СПб", затем "...Петрограда", потом "...Ленинграда", и наконец, вот это.
2. Другой подвид канализации Ленинграда (или скорее, еще Петербурга).
3. "И.И.Стеглау" - один из наиболее часто встречающихся именных люков СПб. Об этом промышленнике, владельце технической конторы и создателе самолетов можно найти много информации в сети.
4. Газовая магистраль "Ленгаз" тоже попадается в виде типовой ленинградской менажницы.

1. Пустой "телефон" с паучком нередко встречается в Петербурге.
2. Некрасивый люк "ГТС".
3. АО "Петербургская телефонная сеть" образовано в 1993 году. Типовая, современная крышка, которая попадается в городе на каждом шагу. В 2011 году компания была присоединена к "Ростелекому".

Новые поступления добавляются в конец страницы или присоединяются к имеющимся категориям.