Московские Зарисовки

Щёлково

Фотографии и памятники

Щёлково - город средних размеров к северо-востоку от Москвы, кажущийся больше из-за своей размашистости. Название происходит от деревни Щёлково, известной с начала XVI в., которая в итоге стала центром роста будущего рабочего поселка. На берегах реки Клязьмы открылись несколько текстильных фабрик, крупнейшей из которых стало заведение Людвига Рабенека - но все они теперь не действуют. Правда, еще работают предприятия, открытые в советское время - огромный агрохимический завод, витаминный, насосный, завод соков, хлебокомбинат.
В 1919 году деревня стала центром Щелковской волости, а с 1925 г. получила статус города. Началось его активное развитие, продолжившееся после войны. Уже в последние советские годы был проложен Пролетарский проспект, некоторые улицы утратили значение, благодаря чему современный город Щелково можно разделить на несколько частей, состоящих из перемешанных стилей. Историческая область города находится между Клязьмой и железной дорогой Монинского ответвления, открытой в 1894 году (продлена до Монино в 1929 году).

Троицкий собор, Пролетарский проспект

Пролетарский проспект - самая большая улица в городе, широкая и шумная, ведущая от Щелковского шоссе дальше в город Фрязино и другие места. В самом конце 1980-х годов он был пробит через старую деревенскую застройку, примерно по трассе Малопролетарской улицы, изменив баланс прежних городских улиц и в значительной степени сформировав облик всего прилегающего района. Рядом с проспектом выстроены дома-многоэтажки, некоторые - уже после распада СССР, но есть и несколько старых, унаследованных от прежней уличной сети.
Здесь же находится Троицкий собор, построенный в начале XX века по проекту С.М.Гончарова, знаменитый своей необычной готической архитектурой и редчайшим фарфоровым иконостасом. Освящение состоялось 13 ноября 1916 года (по старому стилю). При советской власти в 1929 году храм лишился колокольни и использовался под склады, был доведен до состояния развалины, пока в 1998 году не началось восстановление. В 2005 году рядом был открыт общегородской военный мемориал.

Последние фотографии сделаны с одного из пешеходных мостков, фланкирующих мост Пролетарского проспекта через Клязьму. Он был построен в 1980 году на месте старой трассы.

Угловой дом №12 на перекрестке с 1-м Советским переулком - на правой стороне проспекта. На другой стороне есть странное, будто стиснутое, здание психдиспансера (Трудовая ул. 2, или за домом №9к2 по Пролетарскому пр-ту). Это единственное здание на Трудовой улице, павшей в неравной борьбе с новым проспектом.

Набережная Серафима Саровского

На левом берегу Клязьмы между двумя мостами в 2007 году была обустроена набережная Серафима Саровского с часовней и разнообразными механизмами, связанными с измерениями времени. Все описано и подписано, и на каждой табличке перечислены имена квази-меценатов, которых мы должны благодарить за эту красоту.
Лет через десять был благоустроен еще один отрезок набережной, соединенный с предыдущим - к востоку от Пролетарского проспекта, под Заречной улицей. Поставлены боевые машины - к сожалению, без табличек. На фоне танков видна большая оранжевая башня гостиницы "Аструм" на другой стороне проспекта, строившейся со времен царя Гороха и непонятно кому нужной в таких размерах... разве что поотмывать немножко денег?
Дата на люках производства Бежецкого завода совпадает с годом официального открытия пешеходной зоны.

Вид на реку Клязьму с моста у Пролетарского проспекта зимой 2010-го и летом 2016-го годов. Справа - набережная Серафима Саровского, благоустроенный участок, который тянется до следующего моста (виден на заднем плане), известного как "старый мост". Также справа видна оранжевая гостиница и Щелковская радиобашня высотой 104 м.

С востока пешеходная набережная открывается шаровидной конструкцией - экваториальными солнечными часами. На основании укреплены таблички, перечисляющие не только фамилии местных чиновников и бизнесменов, но и содержимое Парка Солнечных часов.

Часовня со звонницей и скульптура "Человек-часы" за авторством Михаила Шемякина, 2014 год.
Храм-часовня Серафима Саровского заложен в 2006 году и открыт в 2009 году. На южной стене имеются солнечные часы. Каждый день в полдень колокола на звоннице отбивают мелодию "Город золотой".

На набережной много разных часовых механизмов. Например, под ногами выложены из камня аналемматические часы с подвижным гномоном, в роли которого выступает сам человек - встав на астрономически правильное место, можно определить время и дату восхода солнца. Еще одни солнечные часы, показывающие время по щелковскому меридиану, укреплены на фасаде гостиницы-долгостроя. И еще одни - на другом фасаде гостиницы. А на одном из домов по Талсинской улице можно увидеть старый герб города, утвержденный в 1975 году. Стилизованный челнок - символ ткацких фабрик - обвивает реторту и шестерню.

Завершает обустроенную набережную скульптурная композиция "Время" с горизонтальными часами, на которых указаны отметки полудня во множестве городов России и мира, начиная с Щелково. В общем-то, на фото видно, что полдень почти наступил.
По пешеходному мосту можно перейти на правый берег, вернувшись в основную часть города - на центральную площадь. Когда-то здесь был старый автомобильный мост, работавший до постройки Пролетарского проспекта - продолжение Советской улицы, также сильно пострадавшей от смены дорожной сети. Мост очень долго пытались отремонтировать, потом закрыли, рядом построили новый... Ошметки вялой реконструкции видны до сих пор. В выходные на мосту работает небольшой базар.

Площадь Ленина, улица Комарова

Советский центр города, площадь Ленина окружена преимущественно неуютными поздне-советскими зданиями из кирпича, в числе которых администрация (горком). На ее фоне куда-то вышагивает вождь коммунизма - вероятно, его больше привлекает перекресток с Парковой улицей, потому что там все самое интересное.

С южной стороны перекрестка - эффектный образец конструктивизма (телефонная станция 1920-х годов). На углу стоит столб с указателями направлений на города-побратимы, в числе которых Талсинский район Латвии - в его честь названа улица. На фоне столба виден некрасивый кирпичный дом-высотка 1985 года. В окружающих районах много таких зданий, но еще больше разных хрущевских пятиэтажек. Как раз здесь дорожная сеть больше всего пострадала. Некоторые улицы остались оборванными (Советская, Пустовская), другие были поглощены. Последние деревянные избы на площади Ленина были снесены в 90-х годах.

А с другой стороны перекрестка 1-го Советского переулка и улицы Комарова одиноко стоит дореволюционный дом XIX века - первое каменное здание в Щелково, принадлежавшее обществу Щёлковской мануфактуры "А.Синицын с сыновьями". До революции в нем размещался лазарет для воинов Первой Мировой войны (в напоминание об этом через сто лет повесили мемориальную доску), затем разные учреждения и магазины, перед зданием стоял старый памятник Ленину. С 1999 года здесь проживает Щелковский историко-краеведческий музей (а на внешней стене - типовая табличка геодезического пункта с серпом и молотом). Современный адрес - Советская ул. 54/1.

Улица Комарова и памятник космонавту В.М.Комарову возле дома №4А. Есть и треснувшая пояснительная доска, висящая на здании почтамта. Потом ее немного отремонтировали, убрав трещину.

Речка Поныри (фото зимы 2010 года) также подверглась небольшим изменениям при застройке города. Местами ее русло спрямлено или забрано в коллектор, но часть осталась на поверхности. Когда-то давно речка называлась Воронок, но почему-то сменила название, хотя в Клязьму она впадает до сих пор.
На улице Комарова также находится памятник Покорителям космоса - на круговом перекрестке среди новых домов.

Послевоенная застройка: улицы Парковая, Иванова

Западная часть города, соседствующая с улицами Пушкина, Парковой и платформой Воронок, более пригодна для спокойных прогулок, так как содержит в себе большое количество послевоенного малоэтажного жилья, пусть и не в идеальном состоянии. Здания с арочными окнами и легкими украшениями фасада стоят на красной линии улиц, более скромные прячутся во дворах. Массовая застройка началась здесь сразу после войны - первые кварталы датируются концом 1940-х гг., затем небольшими группами стали появляться другие дома, заполняя пространство вплоть до самого крайнего запада у платформы Соколовская - там они датируются уже концом 50-х. Хотя все эти здания образуют единую массу застройки, различия в них видны невооруженным глазом даже на главных улицах.

В 2017 году на Парковой улице проводились работы по благоустройству, и она была превращена в пешеходный бульвар. Проложили дорожки, поставили лавочки, на стене дома нарисовали портрет Алексея Леонова. Но какие-то очень умные головы решили добавить ложку сверху и сделали так, чтобы из динамиков весь день без перерыва звучали старые песни - старые детские песни. Мне, как обычному пешеходу, захотелось убраться подальше от звукового терроризма уже через несколько минут; местные жители, наверно, просто вешаются.

В глубине квартала южнее Парковой улицы сохранилось несколько двухэтажных деревянных домов, окруженных зеленью и числящихся по Коммунистической улице под номерами 5, 6, 7, 8 (а также по соседним 1-му и 2-му Центральным проездам). Они выглядят (снаружи) приличнее, чем многие другие экземпляры деревянного жилья Подмосковья, но возраст не скроешь - дома построены в период с 1928 по 1931 годы. Даже сама Коммунистическая улица фактически исчезла за все эти годы.

Дома, ближайшие к новому бульвару на Парковой, были покрашены - даже с обеих сторон.

В глубине тихо ждут своей очереди на снос шлакоблочные двухэтажные дома, построенные в середине-конце 40-х годов, когда страна еще оправлялась от последствий войны. Местами дворы выглядят так, будто война закончилась недавно - но видимо, на самом деле "закончились" деньги.

На улице имени летчика Ивана Ивановича Иванова находится две пояснительные доски.

Мемориал героям Великой Отечественной войны в центре микрорайона, рядом с территорией второй Щелковской больницы. На барельефе изображены летчик, моряк и пехотинец, и пять барельефов с символами родов войск. Посетив ранее поселки Чкаловский и Монино, я обнаружил здесь множество знакомых фамилий, совпадающих с местными мемориальными досками - это были герои-летчики, проживавшие в Щелковском районе.


Улица Пушкина

Широкий бульвар, ведущий от платформы Воронок почти до самой Клязьмы. Район застраивался в 50-е, и характер зданий здесь различается в широких пределах. У пересечения с Парковой улицей стоит Дом культуры - странная конструкция, состоящая из плосковатого фасада, спрятанного за толстенной и грузной колоннадой. Впрочем, для 1959 года, когда открыли ДК, такая архитектура почти шикарная. Перед ним устроен фонтан и памятник Пушкину. Вокруг - жилые здания, часть которых выстроена уже в хрущевские времена - например, голая крупноблочная пятиэтажка на Парковой, дом 33, торец которой выглядывает на первой фотографии.

Дом культуры с одной стороны упрощенный, а с другой - буквально выпирающий, и за ложным фасадом из колонн скрывается настоящий. Это типовой проект арх. К.К.Барташевича на 500 мест, один из последних с классическими формами, и встречается он во множестве других городов.

Западнее ДК сохранился средних размеров парк и лодочная пристань, а дальше - обширные районы малоэтажной застройки, вплоть до станции Соколовская на самой западной окраине Щелково. Есть и типовая баня.

Здание средней школы (Центральная, 55) и прекрасный низкий заборчик вокруг.

Жилые дома строились по разным проектам и с различным числом этажей. Одни шлакоблочные, другие, вероятно, из материалов попрочнее. Расцветка тоже весьма разнообразна. Платформу Воронок (открыта в 1932 г.) и начало улицы Пушкина фланкируют два здания с центральной частью в четыре этажа, которые можно считать самыми представительными. Однако во дворе у них полный разгром, нет даже асфальта.

Крышки люков разных лет.

Типовой детский сад на Первомайской улице прекрасно смотрится в освещенном виде.
Если взглянуть на немецкую аэрофотосъемку местности возле платформы Воронок, то будет видна небольшая застройка - и действительно, эти деревянные дома сохранились до наших дней, хотя их трудно выделить в смеси с послевоенными зданиями, возведенными позже. Некоторые уже снесены, и на их месте высятся новостройки. Один из таких деревянных домов (улица Кооперативная, 19/5) - на последнем фото. Где-то среди них нашелся и солидный люк с надписью "ЛРЗ", сделанный Мичуринским локомотиворемонтным заводом.

Станция Щелково, Фабричная улица

Несмотря на своё название, станция Щелково не является самым важным остановочным пунктом города Щелково. Она окружена промышленными предприятиями, куда расходятся подъездные пути - к югу на металлургический завод, на восток по Заводской улице находится громадный комбинат удобрений - "Щелково-Агрохим", а к жилым кварталам исторической северо-восточной части города можно попасть, если идти на север по Фабричной улице, мимо зданий витаминного завода (ныне "Валента"). В начале пути можно увидеть мрачную водонапорную башню, построенную в 1927 году местным отделением треста "Водосвет" с целью содействия водоснабжению города. Она выстроена в стиле голого бетонного конструктивизма, слегка напоминая немецкий "флактурм" (на окраине Вены оставлена парочка в качестве напоминания). На северной стороне постройки выложена дата.
Начинаясь возле станции Щелково, где можно сесть на электричку (или выйти из нее), Фабричная улица тянется на север до самой фабрики "Славия" (Щёлковский хлопчатобумажный комбинат).

От станции Щелково вдоль Фабричной улицы тянется подъездной путь Щелковского рудоуправления, ведущий на карьеры - самый длинный из всех (его длина почти 4,5 км) и в настоящее время слабо используемый, но доступный для близкого знакомства. Проходя сквозь маленькое хоздепо, заполненное цветными маневровыми тепловозами, рельсы некоторое время идут параллельно забору Витаминного завода и пешеходной тропинке. Завод основан в 1934 году как небольшое опытное предприятие по выработке концентрата витамина С из еловой хвои. С тех пор он заметно разросся, и в настоящее время, под названием "Валента Фармацевтика", продолжает выпускать лекарства.
По пути можно увидеть администрацию с проходной завода, старые заброшенные ворота с лепными шарами и белого Ленина, спрятавшегося среди елок внутри (но смотрящего в нашу сторону). Кроме того, от подъездного пути на завод отходит ответвление с действующей охраной и сигнализацией.

Щёлковское рудоуправление было создано приказом НКТП от 16.09.1937 года и обеспечивало доломитом заводы Электросталь, Выскунский, "Серп и Молот" и др. До 1956 года предприятие находилось в подчинении Министерства черной металлургии СССР, отрабатывая только необводненные запасы доломита мощностью 3-5 метров. С 1957 г. - в ведении Мособлсовнархоза, началась разработка карьеров и построен подъездной путь от станции Щёлково. Позже была построена дробильно-обогатительная фабрика и участок по выпуску доломитовой муки. В 2002 году добыча сырья прекратилась, и два карьера - Амеревский и Кожинский - были затоплены, образовав большие озера. Судя по всему, теперь железная дорога используется только парой бетонных заводов, находящихся на полпути.

Подъездной путь поворачивает направо, пересекает Фабричную улицу, а затем реку Клязьму, и идет дальше - к рудоуправлению. Пост дежурного заброшен, но на переезде имеется рабочий светофор в оригинальном корпусе, на котором видно клеймо днепропетровского завода "Светофор" 1955 г. - что подтверждает дату постройки дороги. Этот завод был монополистом по выпуску сигнализации для ж/д и метро, сейчас он уже не существует. В качестве косвенного доказательства вдоль пути встречается несколько люков Карловского завода, выпускавшихся в 1950-х годах (в городе Карловка Полтавской области) - очевидно, их установили вместе с рельсами.
После ухода подъездного пути пешеходная дорожка продолжает идти на север, пересекает небезызвестную речку Поныри и практически упирается в бывший хлопчатобумажный комбинат. Дорожка устроена не просто так, а по трассе бывшего узкоколейного ответвления ж-д., созданного еще до революции для снабжения фабрик Рабенека.

Театральный центр (Фабричная, 1) построен на месте бывшего клуба фабрики Рабенека - одноэтажного кирпичного здания 1905 г. При советской власти его назвали клубом Октябрьской революции (КОР) и проводили здесь все мероприятия фабрики - будущего хлопчатобумажного комбината. Старое здание не сохранилось, на его месте было выстроено новое непримечательное сооружение. С 1995 года это городской дом культуры "Славия", с 2015 г. сюда переехал театр. В сквере перед клубом стоит памятник жителям города, погибшим в Чечне и Афганистане.

Город Щелково был известен благодаря своим текстильным производствам. Фабрика "Славия" - одна из старейших, вела историю с 1833 года, когда прусский подданный Людвиг Рабенек купил участок земли на Клязьме, в Соболеве, и основал первое в России пряжекрасильное предприятие, позже перешедшее к его сыновьям и внукам. В 1879 г. было организовано "Товарищество мануфактур Людвиг Рабенек в Москве" (не путать с фабрикой неподалеку в Болшево, которой владел его брат Франц Рабенек - оба приехали из Германии в 1820-х). В 1874 году Рабенеки запустили первый в России завод по производству ализарина - нового в то время красителя. На основе этого химического завода в советское время выросло крупное предприятие.

Ниже представлены сведения о торговом доме за 1905 год и объявление Товарищества за 1909 год.

Текстильная фабрика получала высшие награды за свою продукцию и продолжала разрастаться. В 1890 году на берегу Клязьмы были построены корпуса Новой фабрики и казармы (теперь 1-й Советский пер.). В начале XX века построены клуб, школа, больница, казармы, проложена узкоколейная железная дорога. Окружающая ф-ку территория стала главным из всех культурно-промышленных центров будущего города Щелково.

После революции фабрика Рабенека вошла в трест Богородско-Щелковских хлопчато-бумажных фабрик (вместе с Глуховской, Балашихинской, Реутовской и другими), а после войны превратилась в Щелковский хлопчатобумажный комбинат имени М.И.Калинина (см. фото советской обертки) - крупнейшее предприятие легкой промышленности в городе. Дореволюционное наследие было практически забыто, а с 2004 года и сама фабрика официально не работает и заброшена. На территории еще сохранился старый корпус (частично доступный для осмотра, но в основном задвинутый где-то между новыми наслоениями), казармы и дома для служащих (одна на 1-м Советском переулке, другие в трущобном поселке Новая Фабрика) и мемориал в маленьком сквере.

Фамилии на памятнике: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8

1-й Советский переулок

Местность справа от Пролетарского проспекта благодаря бывшей фабрике (Рабенека) и прочим заводам считается фабричным районом. Главные магистрали, проходящие через нее - Краснознаменская улица с первой больницей и стадионом, а на севере - 1-й Советский переулок, на самом деле никакой не переулок, а полноценная улица. Он продолжает Фабричную улицу под прямым углом. Здесь можно увидеть (не)признанные памятники архитектуры Щелково - политехникум в стиле парадного классицизма и стоящую следом за ним кирпичную казарму, где долгое время размещались коммунальные квартиры.

Внешний стиль казармы прекрасен, техническое состояние - ужасно, а судьба туманна и непредсказуема. Местное население потихоньку переселяется в новые квартиры, часть здания уже заброшена, и скорее всего, казарму снесут.
Хотя в нормальном мире ее обязательно следовало бы сохранить.

Благодаря облетающей старой краске казарма имеет любопытные переходы цвета в стиле осеннего листопада: между желтым и красным. В глубине подъездов даже в самые жаркие дни прохладно, как в подземелье (правда, видны следы деятельности местного алконаселения). На кирпичах присутствуют клейма мытищинского заводчика Ивана Павловича Воронина, одного из крупнейших поставщиков Московского региона и владельца трех заводов перед революцией. А на соседнем доме №21, внешне ничем не примечательном, есть запачканная нивелирная марка (репер) "Калинин-Облпроект" - организации, которая действовала в Тверской (Калининской) области, но уже была к моменту постройки дома (в 1970 году) ликвидирована. Что она делала в городе Щелково?

В глубинах района скрывается Щелковский хлебокомбинат (ЗАО "ЩелковоХлеб"), никак себя не проявляя внешне, кроме как периодическим запахом готовой продукции. Крупнейший из подмосковных хлебных заводов, наравне с Дедовским он загружен на полную мощность - хлеб штампуют в таких количествах, что его хватает на продажу в каждом московском магазине. А для местных жителей у хлебозавода расставлены в стратегических точках палатки с более интересным и вкусным ассортиментом - разными пирожками и булочками - видимо, для внутреннего применения, которых жители столицы не получают.
Рядом с фабричной казармой есть проход к задворкам хлебозавода, где кусочек его территории был выделен под постройку церкви, логично посвященной иконе Божией Матери "Спорительница хлебов". Открыта в 2010 году. Рядом установлена скульптура преподобных Спиридона и Никодима, просфорников Киево-Печерских.
На хлебозаводе есть мемориальная доска героям войны, но съемка ее вызвала большие трудности даже у местных облеченных властью краеведов.

1-й Советский переулок, 17 - Щелковский химико-механический техникум основан в 1931 году, но современное здание построено в 1957 году. Дата постройки указана на потолке крыльца.

На крыльце техникума висят доски, посвященные павшим в ВОВ и Афганистане. Последнюю в итоге заменили на четыре отдельные доски с портретами.

Детский плавательный центр «Нептун» и пара старых жилых домов на 1-м Советском проезде.

Стадион на Краснознаменской улице (д.24) назван в честь Н.Озерова, по этому поводу на кассах установлена доска. На территории сохранилось несколько старых скульптур спортсменов.
На последних фотографиях изображен памятник бывшей деревни Хотово, южнее станции Щелково, вошедшей в состав города.



Район Чкаловский (бывший городок Щелково-3)

Находится возле одноименного военного аэродрома. Сейчас самый восточный из районов города. Здесь жили летчики-испытатели и космонавты, дома отмечены большим количеством мемориальных досок в их честь. Несколько зданий в историческом центре выстроены в позднее сталинское время и имеют некоторое количество украшений, хотя и уступают многим своим собратьям. Есть несколько старых зданий школ, остальные жилые дома ничего интересного не представляют.



Мемориальные доски Героям Советского Союза (и России) в Чкаловском


Андреев В.М. (Ленина, 2)
Антипов Ю.А. (Ленина, 7)
Антонов С.М. (Институтская, 28)
Бахчиванджи Г.Я. (Циолковского, 1)
Бельцов Г.С. (Ленина, 6)
Белясник П.Н. (Ленина, 6)
Береговой Г.Т. (Институтская, 28)
Благовещенский А.С. (Ленина, 1)
Богданов Ф.Д. (Жуковского, 2)
Бровцев С.Г. (Институтская, 27)
Бряндинский А.М. (Ленина, 5)
Виноградов Л.В. (Циолковского, 2)
Гагарин Ю.А. (Циолковского, 4)
Глинка Б.Б. (Ленина, 9)
Дзюба И.М. (Ленина, 7)
Долгов П.И. (Ленина, 2)
Елисеев В.С. (Ленина, 4)
Зайцев В.В. (Ленина, 1)
Зенцов В.В. (Гагарина, 12)
Иванов В.А. (Циолковского, 1)
Иванов В.Г. (Ленина, 3)
Козуля В.Д. (Циолковского, 1)
Комаров В.М. (Ленина, 9)
Коробкин В.И. (Ленина, 6)
Коровин Н.А. (Ленина, 3)
Костылев А.Н. (Циолковского, 1)
Кравченко Г.П. (Ленина, 5)
Кувшинов Л.М. (Циолковского, 1)
Кузнецов В.И. (Ленина, 12)
Мазурин Ф.М. (Ленина, 6)
Макаренко Н.Ф. (Институтская, 28)
Малашенков Г.С. (Жуковского, 7)
Махринов Г.Ф. (Жуковского, 8)
Мостовой Н.А. (Гагарина, 14)
Мошин А.Ф. (Циолковского, 1)
Неволин Н.С. (Жуковского, 6)
Нюхтиков М.А. (Ленина, 7)
Панков И.М. (Жуковского, 2)
Романюк В.Г. (Институтская, 28)
Русакова Н.И. (Циолковского, 4)
Сарыгин А.В. (Институтская, 27)
Серов А.К. (Ленина, 7)
Стефановский П.М. (Ленина, 7)
Супрун С.П. (Ленина, 7)
Сухов Ю.В (Стефановского, 2)
Твеленев М.С. (Ленина, 4)
Тимофеенко И.В. (Ленина, 12)
Юмашев А.Б. (Циолковского, 2)

Мемориальное кладбище в Чкаловском

Создано в 1942 году при военном аэродроме в поселке Чкаловский, который сейчас административно относится к городу Щелково. Находится возле стадиона на улице Беляева, в 500 м от ж-д. станции. До середины 1960-х годов на нем были похоронены герои войны, заслуженные летчики и испытатели - люди, чья работа была связана с местным аэродромом. Кладбище принадлежит Министерству обороны, которое совершенно не заботится о памяти предков - погост практически заброшен, не охраняется, могилы пребывают в запустении.


Летчики, погибшие 12 октября 1942 года при катастрофе самолета Ю-25 с отказавшим двигателем:

Мигаль М.А., Папава А.Д., Демин Ю.М., Патравнов П.Ф., Ласица П.Д.

Летчики, погибшие в ночь 30 сентября 1942 года при катастрофе самолёта в районе аэродрома ст. Чкаловская.

Николаев М.Н. и Игнатов Н.А. | Общий вид | Текст
Безменов Г.П. и Датиев Д.И. | Текст

Ридный С.Г. | Текст | Выдающийся лётчик-истребитель, командир звена 126-го ИАП, погиб 17.02.1942.
Морозов А.А. | Текст | Лётчик-истребитель, командир звена 4-го ИАП, погиб 18.06.1944.
Синельников А.В. | Текст | Лётчик-испытатель, ведущий инженер 3 отдела НИИ ВВС, погиб 27.09.1944.
Стадник И.С. | Текст | Командир эскадрильи опытно-испытательного полигона ВДВ, погиб 22.09.1942.
Иванов Ф.И. | Пилот 96-го АП 6-го истребительного авиакорпуса ПВО, погиб при авиакатастрофе 11.02.1942.
Папава А.Д. | Текст | Штурман, погиб 12.10.1942 при катастрофе самолёта Ю-25.
Овчинников К.И. | Текст | Погиб 27.04.1944 при испытании самолёта "Аэрокобра".
Автономов А.А. | Текст | Погиб 03.01.1944 при испытании самолёта "Аэрокобра".
Гриднев Я.А. | Лётчик-испытатель 3 отдела НИИ ВВС, погиб 29.05.1944 при испытании самолёта Ла-5.
Шашков П.С. | Штурман-испытатель НИИ ВВС, умер от болезни в военном госпитале 01.04.1945.
Журавлёв В.Е. | Погиб 22.01.1945 при испытании радиолокатора на самолёте Ме-110.
Лебедева Н.С. | Текст | Фотолаборант 98 Гвардейского отдельного АП дальних разведчиков, погибла 28.08.1943.
Белоусов Е.Ф.
Кохановский К.М.

Рыбальченко В.А., Шахов А.И. и Павловский К.С. | Общий вид
Забило В.П. и Баланин Н.Д. | Общий вид
Кожевников К.Ф. | Общий вид
Кирсанов В.С. | Общий вид
Журавлев В.С.
Коханкин К.М.
Доброславский А.И.
Назаров А.В.
Кухарев И.Ф. и Смирнов А.П.
Зиновьев Ю.В.
Григорьев В.П.
Андреев Б.П.
Аркаев Н.С.
Заболотных Ф.Н.
Житов П.И.
Ляшенко Е.М.
Наумов Н.Е.

Погибшие и умершие в послевоенное время:

Живописцев А.А. | Погиб 03.12.1945 в испытательном полёте на самолёте Ли-2 с мотором АШ-82фн.
Дугин М.Д. | Лейтенант, радист; погиб 03.12.1945 в составе экипажа А.Живописцева.
Агафонов И.Д. | Лейтенант, бортовой техник; погиб 03.12.1945 в составе экипажа А.Живописцева.
Литвинчук Г.С. | Капитан, штурман-испытатель; погиб 03.12.1945 в составе экипажа А.Живописцева.
Андриенко А.С. | Текст | Лётчик-испытатель, погиб 8.06.1962 при испытании самолёта Як-18ПС.
Коровин Н.А. | Погиб 08.08.1957 при испытании самолёта МиГ-17.
Масич В.Г. | Погиб 19.08.1947 при испытании самолёта-истребителя МиГ-9.
Киселёв В.А. | Майор, погиб 17.06.1950 в испытательном полёте на бомбардировщике Ту-2.
Лихов А.И. | Текст | Техник-лейтенант, погиб 17.06.1950 в составе экипажа майора Киселёва.
Зюскевич Е.В. | Текст | Инженер-подполковник, погиб 19.05.1953 при испытательном полёте на самолёте МиГ-15.
Бровцев С.Г. | Текст | Лётчик-испытатель, погиб 16.07.1964 во время испытательного полёта на винтокрыле Ка-22.
Долгов П.И. | Текст | Парашютист-испытатель, погиб 01.11.1962 при испытании космического скафандра.
Андреев В.М. | Текст | Лётчик-испытатель, погиб 31.10.1962 в Новосибирске, уводя самолёт Су-11 от авиазавода.
Никитин Н.К. | Заслуженный мастер спорта СССР, тренер по испытанию парашютов.
Сергиенко И.Ф. | Текст | Майор, лётчик-испытатель, погиб 31.08.1946 при испытаниях самолёта "Бостон".
Каченовский С.П. | Текст
Паузер И.Х. | Текст
Колосов И.И. | Текст
Демида Ф.Ф. | Текст
Сергеев В.С. | Текст
Черницын | Текст
Новиков В.А. | Текст
Ткаченко Г.
Кузнецов Н.К.
Ветерков Г.Д.
Авакимян С.А.
Зобков А.Н.
Ботиков Д.И.
Гришин И.С.
Граменицкий М.А.
Сахаров В.С.
Руденко Д.Т.

Мемориал летчикам, погибшим при столкновении самолёта Ил-12 с вертолётом (29 мая 1953 года).

Фото всего комплекса | Справа

Бутяшин В.М. | Текст
Германов В.Н. | Текст
Емельянов И.Ф. | Текст
Ковалёв А.Т. | Текст
Кокотчиков К.А. | Текст
Филоненко К.В. | Текст
Яшин С.Е. | Текст

Мемориал летчикам, погибшим при испытании самолёта Ту-154 (14 января 1966 года).

Фото всего комплекса

Данилов Е.Ф.
Евсеев В.М.
Малыгин В.Л.
Паутов А.П.
Рогачев Ю.И.
Рытванов П.П.
Соков А.П.
Хитров С.С.

Мемориальное кладбище в Леонихе (Щелковский р-н)

Первый комплекс (8 шт.) | Второй комплекс (7 шт.) (+ фрагмент) | Третий комплекс (10 шт.)

Баторин А.А. | Текст
Датнев Д.И. | Текст
Григорьев В.П. | Текст
Зиновьев Ю.В. | Текст
Забило В.П. | Текст
Колесников Г.А. | Текст
Патронов П.Ф. | Текст
Панава А.Д. | Текст
Андреев Б.П. | Текст
Малищеев Ф.Я. | Текст
Николаев М.Н. | Текст
Демин Ю.М. | Текст
Игнатов Н.А. | Текст
Красников Н.В. | Текст
Лапица П.Д. | Текст
Соннов И.Д. | Текст
Лещенко Е.М. | Текст
Архаев Н.Г. | Текст
Кожевников К.Ф. | Текст
Архицкий Г.С. | Текст
Свистунов Н.И. | Текст
Безменов Г.П. | Текст
Колесов Е.М. | Текст
Берендант А.Г. | Текст
Кохановский К.М. | Текст