Московские Зарисовки

Домодедово

Историческая застройка и фотографии

Город Домодедово расположился западнее одноименной станции Павелецкого направления. Через него проходит старое Каширское шоссе, стянувшее к себе часть исторической застройки сталинского периода, но парадных домов с украшениями здесь почти нет. Домодедово развилось в начале XX века из пристанционного поселка, который в 1938 году стал рабочим поселком, а в 1947 году городом. В его северной части работает несколько послевоенных заводов. К концу 50-х годов малоэтажная застройка не образовала цельного ансамбля и существовала в виде обособленных кварталов довольно далеко от станции или вдоль Каширского шоссе. Остальное занимал большой частный сектор, дальняя половина которого сохранилась до сих пор.

Сохранилось типовое здание вокзала Павелецкой железной дороги - не столь эффектно выраженное, как далее по дороге, в поселках Михнево или Жилево. Привокзальная площадь - центр городской активности. Многочисленные автобусы и маршрутки развозят пассажиров по дальним районам города и сельским поселениям городского округа Домодедово. В 2015 году на вокзале открыта доска в память о бронепоездах, действовавших на этом участке в годы войны.

Аэроэкспресс проезжает занятую вагонами станцию Домодедово.

Вокруг Каширского шоссе и возле станции немало жилых домов рубежа 50-х и 60-х годов. Некоторые стилистически можно отнести к "сталинским", соседние выглядят как хрущевки.

Одно из маленьких скоплений старой застройки на Кутузовском проезде.



Здание лицея №3 было построено на месте старой школы №3, оборвав тупиком Школьную улицу.

Между улицами Восточной и Корнеева находится один из кварталов двухэтажной застройки 1950-х.



Одна из местных достопримечательностей - отдельно стоящая труба бывшей котельной.



Улица Талалихина - одна из южных границ городской застройки, и одновременно - граница еще одного скопления малоэтажных зданий вдоль Каширского шоссе.

Квартал на Каширском и Западной улице - представители мелкоэтажного жилья (со старым детским садом) стоят вокруг ДК "Мир". Их всё планируют пустить под снос, но до сих пор не взялись.



Дом культуры "Мир" построен значительно позже окружающей застройки, в 1986 году. К сожалению, старого облика здания мы больше не увидим - в 2019 году ДК был закрыт на реконструкцию по-московски, то есть уложенная под ногами плитка почти сразу начала разваливаться, а вместо самого здания всплыло нечто облицованное желто-белой чепухой.

Квартал на Каширском и Западной улице, 2019 год. Слева направо - тыловая часть ДК, выходящий на площадь дом №100 и детский сад №5 с сохранившимися скульптурами мальчика и девочки во дворе.

Одно из сохранившихся старых зданий школы. Зелёная улица, 72а.

В квартале на Зеленой улице роль канализации исполняют крышки кабельной сети Мосэнерго.



Несколько жилых домов прошлого века уже снесено, и на их месте построены высотки.

Районный узел связи (почта, телефон) на пересечении Каширского шоссе и улицы Коломийца - в 1997 на площади перед зданием был установлен памятник в честь 50-летия города Домодедово.

Частный сектор города содержит интересные люки. Здесь впервые удалось найти редкую крышку СУЗМК 1976 года - Среднеуральского завода металлоконструкций, и современную "менажницу" Кировского завода.

Заново покрашенный дом №52 на Каширском шоссе у перекрестка с Кутузовским проездом - он самый парадный в городе, и здесь находится исторический музей.

На другой стороне перекрестка - большая пустая площадь 30-летия Победы, оформленная в типичной для середины 1970-х манере перед свежепостроенным зданием горкома, а лет через десять решили добавить статую вождя.

Здесь же находится бывший кинотеатр "Победа", а немного к северу - городской военный мемориал.



Мемориал открыт в 1973 году, в 2014-2015 годах капитально отремонтирован.

Памятный камень жертвам политических репрессий был установлен в апреле 2013 года у дома №10 на Советской ул.

Дома №23-27 на Каширском шоссе, возможно, строились для Домодедовского завода кондиционеров.

Снова дом №4 на Советской улице. Совсем рядом - вокзал и станция.

Улица Советская - один из путей, позволяющих добраться в северные районы города, в поселок КШФ (теперь район города) и госплемзавод "Константиново". Застройка вдоль улицы - не столько высотные дома, столько обширный частный сектор. В районе домов 46-48 в 2017 году установлен памятник ликвидаторам Чернобыльской аварии. На западном отрезке устроена "Аллея Победы", ведущая к территории собора Всех святых.

Собор Всех святых на западном краю городской части Домодедово был построен в 1997 году. В 2019 году на аллее у входа был открыт памятник архимандриту Алипию (Ивану Михайловичу Воронову), родившемуся на домодедовской земле. Он участвовал в Великой Отечественной войне, был наместником Псково-Печерского монастыря, не допустив его закрытия при советской власти.

От собора Советская улица резко поворачивает на юг и вниз к швейной фабрике. Здесь с высокого правого берега реки Рожайки открывается вид на противоположный берег. Есть даже маленький горнолыжный склон.

Поселок КШФ - довольно интересный образец разноплановой застройки с большой тягой к частному сектору. Сквозь него проходит улица Текстильщиков (продолжение Советской). Константиновская бумагопрядильная фабрика была основана в 1825 году, с 1901 года принадлежала Р.А.Келеру, объявления которого можно найти в справочниках того времени (торговля сукном, пожарными рукавами). С того времени сохранился спальный корпус, а исторические корпуса фабрики, к сожалению, полностью застроены советскими (что видно на фото). В 90-е годы фабрика закрылась.

Самая ценная часть местной застройки - дома 1920-х годов, и не какие-нибудь деревянные развалины, а кирпичные двухэтажки. Они плотно соседствуют с более поздней застройкой 1950-60 годов.

Застройка на маленьком, почти деревенском проезде, параллельном улице Текстильщиков. Вдали видны двухэтажки 1924 года - №8а и №10б.

Местное люковое хозяйство.

Поселок на улице Текстильщиков. Как видно, здесь есть и деревянные дома - а именно, №17а, построенный в 1959 году. В южной части поселка стоят многоэтажки - 1978 года и далее.

В частном секторе городской части Домодедово (ул. Ленинская, Рабочая и т.д.) попадаются крышки люков, которых нет больше нигде. Например, вышеупомянутый Среднеуральский завод (СУЗМК), "водосток" - вероятно, их же рук дело, и Нижнетагильский котельно-механический завод 1998 года.

мкр. Авиационный (Авиагородок)

Станция Авиационная на тупиковом ответвлении к аэропорту Домодедово была открыта в 1963 году. Примерно в то же время возникли первые дома одноименного микрорайона, бывшего поселка Востряково-1, в котором проживают работники аэропорта. В 2004 году он вошел в состав города Домодедово.
На станции сохранилась старая касса с вывеской, на которой указаны направления "к Москве" и "от Москвы". Теперь это уже ничего не значит, потому что старая платформа была снесена, а новая создана немного в стороне.

На станции постоянно отстаиваются грузовые поезда с топливом для аэропорта. От нее также отходит подъездной путь на Раменский горно-обогатительный комбинат.

Как обычно, рассматривать грузовой поезд - все равно что читать географический атлас бывшего СССР. Вагоны новые и не совсем, станции приписки - Даугавпилс, Падозеро (в Карелии), Черногорские Копи, Кошурниково (Красноярский край) и даже Стальной Конь (Орловская область), и это только в одном составе.

Самые старые постройки - группа из восьми одноэтажных домиков возле станции, но они все заброшены и обычно даже не обозначаются на картах. Окружающая территория завалена мусором и служит позорным пятном как для РЖД, так и для местной администрации. Сам поселок выглядит гораздо лучше. В его центральную часть от станции ведет улица Королева, застроенная позже остальных. На доме №36, построенном в 1985 году, имеются мозаики. На четвертом фото - дом №7 - общежитие.

Улица Королева в сторону станции. Эта часть поселка начала застраиваться в конце 70-х.

Застройка на улице Королева и проспекте Туполева (транзитная дорога, ведущая в аэропорт). На пересечении этих улиц находится торговый центр - кирпичное здание советского времени.

Обращая внимание на поселковые люки, нетрудно заметить, что преобладает здесь с большим отрывом продукция ЯТТМ - Ярославского завода "Яртранстехмонтаж", который подчинялся Минтрансстрою и снабжал люками объекты транспортного строительства. Поселок при аэропорте как раз попадает в эту категорию.

Историческая застройка Авиагородка состоит из обычных хрущевок, в основном не выше четырех этажей (или даже двух). Самые ранние построены в 1960 году и находятся на улицах Чкалова и Ильюшина. Здесь довольно чисто, как во многих профильных поселках. Можно зайти в лес, подходящий с востока и за железной дорогой.

Панельная хрущевка на улице Ильюшина.

Кирпичная хрущевка в Авиационном.

Мемориальная доска Н.П.Рябинину - площадь Гагарина, дом 3.

Старый лицей №1 выстроен по панельному проекту и не представляет интереса. Дворец культуры, стоящий в центре поселка, тоже не относится к памятникам архитектуры. Раньше на нем хотя бы имелись алюминиевые декорации, но после того как здание "благоустроили" (или изуродовали, кому как нравится) цветными панелями, его уже не узнать.
Школа №3 (на втором фото) тоже не избежала ремонта и стала черной.

Дом культуры "Авиатор" построен в 1970 году. На выступающем фасаде до ремонта были размещены барельефы из металла с абстрактными рисунками. Сначала здание попортили сайдингом, потом уже переделали капитально.

Площадь с фонтаном. Открыт в 2016 году. Позади виден дом №6 на другой стороне пр. Туполева (1985 год).

Памятник погибшим в Великой Отечественной войне был открыт в мае 2020 года на площади перед ДК.

Стела основателям аэропорта и поселка открыта еще раньше, 25 мая 2002 года, в день рождения аэропорта. На ее вершине изображена модель реактивного пассажирского самолета Ил-62.

В западной части поселка возле железной дороги есть пруд, прилегающий к обширному садовому товариществу. Он не благоустроен и мало отличается от обычного карьера, кроме того, проток воды слабый, и она довольно грязная. Но благодаря отсутствию рядом Москвы с ее ядовитыми выделениями эти прегрешения можно простить.