Московские Зарисовки

Бутово

Старые дома среди домов новых

Историческая территория поселка Бутово располагается вокруг одноименной станции Курского направления, построенной в 1865 году и превращенной в обычную платформу в 2010 году. Местный вокзал закрыт и благодаря заботам РЖД постепенно разрушается. Планировка привокзальной площади к востоку от станции характерна для небольшого подмосковного населенного пункта, которым и являлся поселок до 1984 года, когда он вошел в состав Москвы. Ведь тогда о линии метро никто не мечтал, и центром культурно-магазинной жизни, точкой притяжения было пространство возле железной дороги.
Улицы носят имена в честь южных городков - Богучарская, Джанкойская, Изюмская.

На отрезке карты 1960-х годов можно разглядеть поселковую планировку. На более темном оранжевом фоне показаны каменные здания.
Посмотрите на западную часть: сразу от станции на запад идет горизонтальная Мценская улица, которая сохранилась до настоящего времени, но все, что было западнее прудов на речке Гвоздянке, пало в неравном бою с застройщиками. Теперь обратите внимание на четыре дома чуть ниже, выделенные оранжевым фоном в знак того, что они были каменными. Стояли эти дома на Миргородском проезде и были снесены в начале 2015 года. Слева от них здание в форме скобки, это детский сад при радиоцентре. Проезжая дорога теперь проходит к югу от него. Эта половина Бутова получила известность в середине 2000-х, когда большая ее часть была снесена по приказу тогдашнего мэра Лужкова и вопреки желанию местных жителей. Вместо зеленых улиц дачного поселка выросли дома-высотки, окруженные неуютными пустыми дворами, и даже названия старых улиц никто не удосужился перенести (например, исчезла улица Папанина). Сохранились лишь фрагменты старого фонда, непосредственно к западу от станции и на северном краю Изюмской улицы.
На северо-восток от станции, соединяя его с Варшавским шоссе, проходит широкая Большая Бутовская улица. Выше нее частично сохранились деревянные избы, а южнее практически все они снесены, но остались отдельные среднеэтажные дома советского времени. Здесь же находятся администрация и военный мемориал.

Станция Бутово долгое время счастливо не ведала турникетов и связанных с ними проблем. На переднем плане видны два законсервированных грузовых пути, за ними пассажирские платформы и павильоны.


Привокзальная площадь, старые магазинчики и автобусные остановки. Вперед и налево уходит Большая Бутовская улица, на горизонте видна ужасающая панорама бесконечного города, который все строят и строят без конца и края. Развитие Москвы, кажется так это зовется? В центре композиции - желтоватое здание библиотеки.


Вокзал стоит с грузовой стороны и физически не соединяется с платформами, но его можно было бы использовать в качестве зала ожидания или хотя бы кассы. Жадность мешает.


Типичное здание бытовых служб на площади (Синельниковская, 49). Планируется к сносу ради никому не нужного пересадочного узла...


Показанный ранее старый дом (Вокзальная пл. 2), где проживает не только продуктовый магазин, но и библиотека.




Управа района Южное Бутово - бывшее здание библиотеки и почты.


Рядом в сквере - мемориал.


Самый красивый жилой дом на Синельниковской улице (№51) постройки 1951 года.


Проходная Бутовского кирпичного завода (2-я Мелитопольская, 4). Завод открыт в 1876 году.


Панельный дом на 1-й Мелитопольской улице, 28.


Джанкойский проезд, 5. Кирпичный дом 1967 года.


Джанкойский проезд, 3. Еще более старый дом 1953 года в форме скобки, упрощенная форма сталинского периода.


И сразу видна атмосфера старины.


А вот это, наверно, самая старая из капитальных построек в районе по адресу Джанкойская улица, 8. Построен дом в 1946 году и сейчас заколочен, ждет сноса. Было бы преступлением не снять его со всех сторон.




В стороне от соседей ближе к Варшавскому шоссе, среди откровенных высоток, спрятался такой небольшой дом 1962 года (1-я Мелитопольская, 8а). Массовой застройки вокруг тогда еще не наблюдалось.




Школа №1163, бывшая №1 поселка Бутово. На ее территории находится мемориал разрушенной деревни Ново-никольское. Здание школы построено по обычному для городов Подмосковья проекту 2Р-02-2 (Гипропрос).




Из школьного сада можно выйти через калитку на Большую Бутовскую улицу.


После небольшой прогулки в сторону станции на четной стороне видны развалины кирпичного здания, некогда дома №8.


Остатки аллеи, ведущей к главному входу. Говорят, что раньше здесь была поликлиника, а потом военкомат.


Руины другого кирпичного дома. Еще рядом сгорела пара деревянных домов, и всё на виду - печально.


Главный дом усадьбы Москвиных (Большая Бутовская улица, 3). С 1936 года в здании размещалась старая Бутовская школа, пока совсем рядом не построили для нее новый корпус, уже рассмотренный чуть раньше. С 1966 года - общежитие.


Один из двух прудов при даче-усадьбе Москвиных, отремонтированных в 2014 году.


На западной стороне поселка. Это 1-й Миргородский проезд, проложенный почти на ровном месте и ставший после застройки Южного Бутова основной магистралью для проезда к станции Бутово. Впрочем, машин здесь очень мало. Впереди справа видны очертания четырех двухэтажных домов №4 и 4а, 6 и 6а, построенных в 1941 году и снесенных в 2015-м.


Более поздняя фотография 2014 года, на которой виден дом уже с разрушенной пристройкой. Чуть дальше вдоль дороги спрятался другой домик, и еще пара на второй линии. Рядом с арочным проходом теплотрассы находится колонка, откуда человек берет воду.


А вот так это место выглядело в феврале 2015 года.


Колонка осталась жива.


Обратная сторона домов, стоявших на красной линии проезда. Все они были сложены из кирпича по одинаковым проектам с выступающими подъездами.


Дом №6а.




Детский сад за рекой имеет адрес Краснолиманская улица, 21а. Выходит он фасадом совсем в другую сторону - к жилым домам на Краснолиманской, поскольку здесь, разумеется, дороги раньше не было.




Детский сад, проект которого мне определить пока не удалось, построен, вероятно, в 50-х годах вместе с соседними жилыми домами - как довесок к комплексу Радиоцентра, существовавшему с довоенных времен. Скорее всего, он будет снесен в достаточно обозримом будущем.


Дом №27 на Краснолиманской улице, стоящий торцом к дороге. Построен в 1973 году.


Краснолиманская улица и три дома на ее южной стороне (№21-25), из которых боковые одинаковые, кирпичные, а центральный имеет форму скобки. Планируются к сносу. С северной стороны улицы теперь только новые районы.


Дворовый фасад дома №25. После унылых многоэтажек и голых дворов смена атмосферы благоприятна.


Дом №23 постройки 1960 года.


Электростанция во дворе и дом №21. За спиной - детский сад. Сколько еще проживет этот тихий уголок, пока не исчезнет под натиском застройщиков?


Болото на Гвоздянке летом, слева забор детского сада. Чуть выше находится пруд, по плотине которого можно пройти на Миргородский проезд и далее к станции.


Табличка со старым названием Миргородского проезда, сохранившегося от поселка почти в оригинальном виде.






Заброшенный клуб Радиоцентра стоит на Веневской улице, продолжающей Миргородский переулок. Но раньше этого отрезка вообще не было, а подъездная дорога шла поперек (на фото - справа от здания, там сейчас ворота), и поэтому клуб имеет адрес Краснолиманская улица, 19а строение 12.


Котельная Радиоцентра на другой стороне улицы, спрятанная от шпионов за уродливым забором. Излишне говорить, что ее расположение на красной линии новопроложенной улицы - чистая случайность.




Недавно заброшенное здание, а теперь восстановленное на краю новой застройки: вероятно, бывшая баня. Адрес - Краснолиманская, 25г. Хотя стоит, разумеется, на Веневской улице.


Фронт жилой застройки района Южное Бутово - там искать нечего.