Московские Зарисовки

Посёлок Бутово

Старые дома среди домов новых

Историческая территория поселка Бутово располагается вокруг одноименной станции Курского направления МЖД, построенной в 1865 году и превращенной в обычную платформу в 2010 году. Местный вокзал закрыт и отстранен от участия в работе железной дороги, благодаря заботам РЖД он постепенно разрушается. Планировка привокзальной площади к востоку от станции характерна для небольшого подмосковного населенного пункта, которым и являлся поселок до 1984 года, когда он вошел в состав Москвы. Ведь тогда о линии метро никто не мечтал, и центром культурно-магазинной жизни, точкой притяжения было пространство возле железной дороги.
Бутовские улицы носят имена в честь южных городков - Богучарская, Синельниковская, Джанкойская, Изюмская.

На отрезке карты 1960-х годов можно разглядеть поселковую планировку со многими существующими до сих пор улицами. На более темном оранжевом фоне показаны каменные здания.
Посмотрите на западную часть: сразу от станции на запад отходит горизонтально Мценская улица, которая сохранилась до настоящего времени, но все, что было западнее прудов на речке Гвоздянке, пало в неравном бою с застройщиками. Теперь обратите внимание на четыре дома чуть ниже, выделенные оранжевым фоном в знак того, что они были каменными. Стояли эти дома на Миргородском проезде и были снесены в начале 2015 года. Слева от них здание в форме скобки, это детский сад при радиоцентре. Проезжая дорога теперь проходит к югу от него.
Западная половина Бутова получила известность в середине 2000-х, когда большая ее часть была принудительно снесена по приказу тогдашнего мэра Лужкова, ненавистника малоэтажной застройки, и вопреки желанию местных жителей. Вместо зеленых улиц дачного поселка выросли дома-высотки, окруженные неуютными пустыми дворами, и даже названия старых улиц никто не удосужился перенести (например, исчезла улица Папанина). Сохранились лишь фрагменты старой застройки, непосредственно к западу от станции и на северном краю Изюмской улицы.
На северо-восток от станции, соединяя ее с Варшавским шоссе, проходит широкая (на самом деле - довольно узкая) Большая Бутовская улица с двумя прудами. Выше нее частично сохранились деревянные избы частного сектора, сформировавшегося в 1930-е годы, а южнее практически все они снесены, но остались отдельные среднеэтажные дома советского времени. Здесь же находятся администрация и военный мемориал.

В 2010 году станция Бутово была официально закрыта для грузовой работы, три неиспользуемых пути (на переднем плане) законсервированы; подъездной путь, отходивший в совхоз "Коммунарка", разобран еще в 90-е годы. Долгое время станция счастливо не ведала турникетов и связанных с ними проблем. Их появление несколько усложнило процесс перехода по мосту. В 2019 году станция Бутово стала частью МДЦ "Нахабино - Подольск".

Пассажиры на платформе в область - ждут электрички на Серпухов, которая приедет уже без сидячих мест. На этом направлении одно из самых неудобных расписаний, дальше Подольска поездов явно не хватает. У одного из путей внизу тоже не хватает кое-чего - рельсы потихоньку растаскивают...

После запуска МДЦ "Нахабино - Подольск" здесь появились электрички в фирменной расцветке. Но за Подольском все остается по-старому. Сзади видны высотки на Изюмской улице в Северном Бутово - бывший частный сектор.

Корпус старого светофора с клеймом "ДЭЗ", вероятно, днепропетровского завода "Светофор" (точно не известно, есть косвенные доказательства как за, так и против). Клеймо использовалось в конце 60-х и 1970-х годах.

Вокзал стоит с грузовой стороны и физически не соединяется с платформами, но его можно было бы использовать в качестве зала ожидания или хотя бы кассы. Жадность мешает? После появления турникетов и строительства забора вокруг станции вокзал оказался практически оттеснен в сторону, окна забиты фанерой и металлом.


Фото 2018 года. Благоустройство прошло - здание покрасили в серый цвет. Кроме мусора, общественного туалета и наскальной росписи, в стене вокзала можно увидеть выхлоп трубы, которая, вероятно, служила для сброса золы.


Есть на вокзале и нивелирная марка Корпуса военных топографов, установленная уже после переименования их в Военно-топографическое управление. Согласно архивным сведениям, нивелировка участка проводилась в 1920-21 годах, высота марки - 183,076 метров над Кронштадским футштоком.

Вокзальная площадь еще сохраняет большую часть своего советского облика. Сюда заезжают пять-шесть маршрутов автобусов, проходящих между Северным Бутово и Щербинкой, в советских зданиях работают магазинчики. Вперед и налево уходит Большая Бутовская улица, на горизонте видна ужасающая панорама бесконечного города, который все строят и строят без конца и края. Развитие Москвы, кажется так это зовется? В центре фото - желтоватое здание библиотеки и краеведческого музея, слева - торговый центр постройки 1980 года.

Взгляд с обратной стороны на торговое здание на северной стороне площади.

Желтый дом (Вокзальная пл. 2 строение 2), где проживают библиотека №248 и музей истории Бутова (вход справа), а на первом этаже - продуктовый магазин, который то и дело закрывается.

С обратной стороны: облезлая дымовая труба грозит свалиться на головы пешеходам.


С южной стороны площади еще стоит типичное здание бытовых служб (Синельниковская улица, 49), тоже не первой свежести, занимаемое сменяющими друг друга мелкими лавочками.

Обязательного памятника Ленину поселок по размеру не заслужил, но есть стела, посвященная вождю.

Управа района Южное Бутово (Большая Бутовская ул., 13) - бывшее здание библиотеки и почты. В 2019 году управа переехала в новое здание.

Рядом в сквере - мемориал.

В 2017 году скверу было присвоено имя советского конструктора стрелкового оружия Сергея Симонова.

Самый красивый жилой дом на Синельниковской улице (№51) постройки 1951 года - типовой проект.


Проходная Бутовского кирпичного завода (2-я Мелитопольская, 4). Завод открыт в 1876 году.


Панельный дом на 1-й Мелитопольской улице, 28. Построен в 1971 году.


Джанкойский проезд, 5. Кирпичный дом 1967 года.


Джанкойский проезд, 3. Еще более старый дом 1953 года в форме скобки, упрощенная форма сталинского периода.


И сразу видна атмосфера старины.


Это, наверно, самая старая из капитальных построек в районе (не считая вокзала) по адресу Джанкойская улица, 8. Построен дом в 1946 году и сейчас заколочен, ждет сноса. Было бы преступлением не снять его со всех сторон.




В стороне от соседей ближе к Варшавскому шоссе, среди откровенных высоток, спрятался такой небольшой дом 1962 года (1-я Мелитопольская, 8а). Массовой застройки вокруг тогда еще не наблюдалось.




Школа №1163, бывшая №1 поселка Бутово (Большая Бутовская ул., 9). Здание школы построено по обычному для городов Подмосковья проекту 2Р-02-2 (Гипропрос). На ее территории находится мемориал от разрушенной деревни Ново-никольское.




Из школьного сада можно выйти через калитку на Большую Бутовскую улицу.


После небольшой прогулки в сторону станции на четной стороне улицы можно еще увидеть развалины кирпичного здания, некогда дома №8, где находилась бутовская поликлиника.

Остатки аллеи перед входом в здание.


Руины другого кирпичного дома. Еще рядом сгорела пара деревянных домов, и всё на виду - печально.


Главный дом усадьбы Москвиных (Большая Бутовская улица, 3). С 1936 года в здании размещалась старая Бутовская школа, пока совсем рядом не построили для нее новый корпус, уже рассмотренный чуть выше. С 1966 года здесь было фабричное общежитие. Здание назначено под снос.


Один из двух прудов при даче-усадьбе Москвиных, отремонтированных в 2014 году.


Большая Бутовская улица, владение 11 - сторожка при въезде на заброшенную базу отдыха.

Территория выглядит заброшенной, хотя несколько лет назад здесь было замечено человеческое присутствие, а на въезде сидела охрана.

Остановка на Варшавском шоссе раньше называлась "Химзавод". Комплекс Бутовского химического завода теперь представляет собой заросшие руины невзрачных корпусов на окраине унылого частного сектора, но рядом с ним еще сохранился двухэтажный жилой дом 50-х годов (остальные снесли). Задолго до расширения Москвы здесь был Бутовский москательный завод, выпускавший красители. Затем он производил ассортимент изделий из пластмасс, вееры, заколки, игрушки, и входил в ПО "Химстеклопласт". Старый адрес завода - Кооперативная улица, 4. После вхождения в состав Москвы ее переименовали во 2-ю Горловскую улицу.
Сам жилой дом сейчас числится по адресу Варшавское шоссе, 190к2. Рядом с ним - техническое строение, а на месте снесенного соседнего дома - пустое место.

Жилой дом при Бутовском химзаводе.


На западной стороне поселка. Это 1-й Миргородский проезд, проложенный почти на ровном месте и ставший после застройки Южного Бутова основной магистралью для проезда к станции Бутово. Впрочем, машин здесь очень мало. Впереди справа видны очертания четырех двухэтажных домов №4 и 4а, 6 и 6а, построенных в 1939-1941 годах и снесенных в 2015-м.


Более поздняя фотография 2014 года, на которой виден дом уже с разрушенной пристройкой. Чуть дальше вдоль дороги спрятался другой домик, и еще пара на второй линии. Рядом с арочным проходом теплотрассы находится колонка, откуда человек берет воду.


А вот так это место выглядело в феврале 2015 года.


Колонка осталась жива.


Обратная сторона домов, стоявших на красной линии проезда. Все они были сложены из кирпича по одинаковым проектам с выступающими подъездами.


Дом №6а.



Место, где стояли дома, в 2019 году. На эту дорожку выходили фасады двух южных домов.

Площадка, где стоял дом №4. Впереди - Миргородский проезд, где еще сохранился частный сектор.

Старая табличка на Мценской улице, ведущей от станции на запад. До 1986 года она была Октябрьской улицей.

Детский сад за рекой имеет адрес Краснолиманская улица, 21а. Выходит он фасадом совсем в другую сторону - к бывшим жилым домам на Краснолиманской, поскольку здесь, разумеется, дороги раньше не было.




Детский сад, проект которого мне определить пока не удалось, построен, вероятно, в 50-х годах вместе с соседними жилыми домами - как довесок к комплексу Радиоцентра, существовавшему с довоенных времен. Скорее всего, он будет снесен в достаточно обозримом будущем.


Краснолиманская улица и три дома на ее южной стороне (№21-25), из которых боковые одинаковые, кирпичные, а центральный имел форму скобки. Все они снесены в 2019 году после того, как довольные жители были переселены в новый дом неподалеку. С северной стороны улицы теперь только новые районы.


Дворовый фасад дома №25. После унылых многоэтажек и голых дворов смена атмосферы благоприятна.


Дом №23 постройки 1960 года.


Электростанция во дворе и дом №21. За спиной - детский сад. Этот тихий уголок исчез под натиском застройщиков в 2019 году, остался только один, самый поздний дом-пятиэтажка.

Дом №27 на Краснолиманской улице, стоящий торцом к дороге. Построен в 1973 году и единственный остался.


Болото на Гвоздянке летом, слева забор детского сада. Чуть выше находится пруд, по плотине которого можно пройти на Миргородский проезд и далее к станции.


Табличка со старым названием Миргородского проезда, сохранившегося от поселка почти в оригинальном виде.






Заброшенный клуб Радиоцентра стоит на Веневской улице, продолжающей Миргородский переулок. Но раньше этого отрезка вообще не было, а подъездная дорога шла поперек (на фото - справа от здания, там сейчас ворота), и поэтому клуб имеет адрес Краснолиманская улица, 19а строение 12.


Котельная Радиоцентра на другой стороне улицы, спрятанная от шпионов за уродливым забором. Излишне говорить, что ее расположение на красной линии новопроложенной улицы - чистая случайность.




Недавно заброшенное, а позже восстановленное здание на краю новой застройки: вероятно, бывшая баня. Адрес - Краснолиманская, 25г. Хотя стоит, разумеется, на Веневской улице.

Перемены не прижились. В 2019 году это здание снова оказалось заброшено, двери и окна выломаны.

Фронт жилой застройки района Южное Бутово - там искать нечего. Удивительная высота передних домов (1996-97 годы) связана с подвижными грунтами - тогда на это еще обращали внимание.