Московские Зарисовки

Гарнизон Остафьево и Фабрика 1 Мая

Здания и фотографии в трех поселках

В Новой Москве есть сразу несколько поселений под названием Остафьево - гарнизон, поселок и село (к которому еще приписана одноименная усадьба-музей). Вокруг них - другие сохранившиеся деревни и поля, подходящие для массовой застройки жильем (что и происходит, поверьте, уже сейчас). Когда-то вся эта территория за Щербинским железнодорожным кольцом административно относилась к Подольскому району Московской области, находясь в Рязановском сельском поселении. Затем гарнизон с аэропортом был подчинен городу Щербинке, вошел в ее состав. А в июле 2012 года как город Щербинка, так и поселение Рязановское вместе попали в состав Новомосковского административного округа Новой Москвы, как и расположенный неподалеку поселок Фабрики 1 Мая. Долгое время территория не имела нормального транспортного сообщения, и даже когда появился первый московский автобус, его долгий путь от метро проходил через нехорошие места и постоянные пробки на Варшавском шоссе. Ситуация немного улучшилась с открытием моста над станцией Щербинка. К северу от аэропорта, и довольно близко, лежит московский район Южное Бутово, туда в итоге тоже запустили автобус.

Гарнизон "Остафьево" - самый крупный и старый из одноименных поселков. Первые жилые дома возникли здесь сразу перед войной при аэродроме специального назначения, созданном в 1930-е годы. На нем базировались части дальней авиации и проводились летные испытания. Сейчас он считается международным аэропортом федерального значения, хотя здесь не встретить больших самолетов, улетающих с пассажирами в теплые края - он используется вертолетами бизнес-авиации и частично военными.
Северная часть поселка представляет собой военную часть и авиазавод - туда от Щербинского кольца даже отходит подъездной путь с заброшенной станцией. Гражданская половина поселка - это несколько улиц и малоэтажные дома, выстроенные в середине 1950-х, и далее по списку, как в любом поселке, заканчивая многоэтажками 90-х годов.
Местная школа построена по типовому проекту, открыта в 1957 году как Остафьевская средняя школа, после 1987 г. стала школой №5 города Щербинки. В 1981-м был введен в строй дополнительный трехэтажный кирпичный корпус. После поглощения Москвой получила номер 2122. Школа носит имя Героя Советского Союза, гвардии майора Олега Александровича Юрасова, окончившего ее в 1972 году.

Кирпичный дом №8 по улице Авиаторов построен в 1955 году. И вокруг уже чувствуется тихая обстановка старого военного городка. Местные жители выращивают растения в огородах за деревянными заборчиками. Все друг друга знают, посторонние тут не ходят, кроме пары-тройки фотографов-любителей (а скорее всего, вообще одного).

Некоторые дома в поселке раскрашены, более новая кирпичная трехэтажка оставлена как есть.

Дом №5, выходящий на Остафьевскую улицу, построен в 1956 году.

Дом №3 с угловой рустовкой. При взгляде ощущается более ранняя дата постройки - так и есть, 1952 год.

Военный городок без скульптуры Ленина невозможно представить, а здесь вождей сразу двое! Первый стоит перед домом №1 на старомодном круглом постаменте и смотрит на военный завод.

Самые старые жилые дома числятся по Березовой улице. Такую же планировку (с прямоугольной белой рустовкой) мы видели в городе Электроугли. На последнем фото - местный магазин с тыловой стороны.

Второй памятник Ленину находится перед Домом офицеров, который выстроен на отшибе рядом со стадионом и сверху напоминает прямоугольный самолетик с крылышками.

В клубе проходят культурные (под вывеской "Дворец культуры") и патриотические (под той вывеской, что повыше) мероприятия поселка. Кроме Ленина, слева от входа стоит еще одна скульптура - летчика.


Остафьевская улица, свежепокрашенный дом №11 и доски на доме №12 - напоминание о том, что в гарнизоне еще живут бывшие летчики и их семьи.

Дом №9 - в разных местах фасада установлены еще две доски летчикам Л.В.Шульженко и Н.С.Ижутову.

В центре сквера в 2011 году был открыт памятник героям Великой Отечественной войны.

Он состоит из нескольких скульптур, камушков и мемориальной доски летчикам-героям. Памятник "Труженикам тыла", между прочим, типовой - установлен в Москве на Есенинском бульваре и еще в нескольких городах.



Что касается старых люков в поселке, то в ходе прогулки обнаружился их острый недостаток: практически все пали жертвой грандиозной замены, учиненной после присоединения к Москве (то же самое случилось в городской части Щербинки). Остался лишь один довоенный "телефон НКС" и люк возле мемориала с надписью "МЗ-152". Под таким номером, согласно одному источнику, был известен Алапаевский машиностроительный завод, когда принадлежал Минобороны - до 1957 года.

Поселок Остафьево

Еще один интересный в своем роде жилой массив Рязановского поселения - бывший поселок Подсобного хозяйства Моссовета. Если вы начнете искать это название в интернете, то скорее всего, не найдете ничего. Более правильным названием будет племхоз (или совхоз) "Остафьево". Место находится на отшибе, в стороне от больших дорог, здесь нет культурных центров и сетевых торговых точек, и нет даже нормальной дороги к местному пруду. Но с некоторых пор ходит московский автобус от станции Щербинка. В поселке найдено целых три магазина типа "Сельпо", расположенных в домиках на фото и застрявших в советском ассортименте.

Один из продуктовых на главной улице. Улица названия не имеет.

Старейшие дома в поселке - деревянные, от №2 до №6. Они построены в 1952-53 годах, и к сожалению, встретили нас забитыми и выбитыми стеклами. Дома заброшены и в 2020 году были снесены.

Дом №5, видимо, еще обитаем. Но снесен был вместе с остальными.

На стенах домов - деревянная имитация рустовки по аналогии с их каменными собратьями, а на козырьках устроено резное обрамление и украшения-цветочки. Про кошачью дверцу тоже не забыли, на время съемки кошки - единственные оставшиеся жильцы в этом доме.

Дома №1 и №12 - самые новые, довольно приятные на вид кирпичные кубики высотой в пять этажей, построенные в 1987 году. Трехэтажные хрущевки - здания промежуточных лет.

Сосновая роща с детской площадкой в центре поселка.

Среди оформления есть мостик ("лесная сказка"), стоячий медведь и лежачий волк, странная поза которого вызывает некоторые опасения.

На краю рощи не так давно установлен памятник жителям поселка, погибшим в ВОВ.

К северу от поселка действительно находятся остатки подсобного хозяйства - животноводческой фермы, давшей ему название. Вряд ли там что-то осталось. На окраине построен из кирпича по индивидуальному проекту детский сад, а рядом - нечто, подозрительно напоминающее заброшенный клуб с декорацией в виде квадратиков.


Поселок Фабрики 1 Мая

Наверно, это самое интересное в архитектурном и культурном плане жилое местообитание всего района. Именно сюда был запущен первый московский автобус от станции метро - автобусный круг расположен на левом берегу реки Десны, рядом с фабрикой, и отсюда всего километр до усадьбы Остафьево. Сам поселок полностью на правом берегу - в него ведет старый мост (на фото внизу), когда-то бывший автомобильным, но потом для машин построили другой неподалеку. Даже летом 2018 года речка разливалась настолько, что затапливала мост, попадала в новости и мешала движению автобусов.
Слева на фото за забором видна территория титульной фабрики. Она впервые упоминается в 1853 году, и вместе с деревней Рязаново (или Резаново) принадлежала Дарье Алексеевне Окуловой. В конце 1870-х годов фабрика была приобретена Иваном Баскаковым, который состоял в купечестве с 1881 г. и уже владел другой фабрикой, основанной в 1857 г. при селе Осташкове Московского уезда, она выпускала и красила пряжу в ежегодном объеме 36000 пудов.

Вторая фабрика Баскакова - суконная, основанная при деревне Резаново Подольского уезда Московской губернии, в 1892 году сгорела и долгое время стояла заброшенной. Она была восстановлена к 1912 г., одновременно появились казармы для рабочих на другом берегу реки Десны, а также деревянный дом владельца фабрики (снесен в начале 2000-х). В 1916 году она упоминается в документах как "Английско-камвольная прядильная фабрика", рабочих 382 человека. Выпускала камвольную пряжу для трикотажных изделий и шерстяной материи, объемом до 20000 пудов (около 330 тонн) в год. Более половины рабочих были женщинами, и советские путеводители описывают этот период с обязательным упоминанием об изуверских нравах буржуазных эксплуататоров и рабских условиях труда. На реке была сделана плотина, с некоторыми перестройками дожившая до наших дней. В советское время фабрика получила название "имени 1 Мая", и возле нее на южном берегу реки постепенно вырос одноименный поселок. В советское время она была испорчена пристройками, в том числе построенным в 1967 г. новым производственным корпусом, но еще можно разглядеть историческое здание. Разумеется, никакой продуктивной деятельности на фабрике давно не ведется, и она используется под складские помещения.

До революции адресом фабрики была Дубровицкая волость, она располагалась в трех верстах от Курской железной дороги, построенной в 1870-е годы. Совместными стараниями Баскакова и предпринимателя Сушкина был учрежден остановочный пункт "Щербинка" в версте от одноименной деревни (которая еще существует). Выстроенная в 1910-х годах кирпичная казарма сохранилась до наших дней и использовалась под жилье, а первый этаж со временем был занят административными заведениями и магазинами. Похоже, что третий этаж был надстроен.

Поселок напоминает одностороннюю луковицу: возле моста и фабрики находятся его старейшие постройки - красная фабричная казарма (справедливо носящая номер 1) и магазин (на первом фото его видно слева; он как минимум довоенной постройки, но фасад обезображен сайдингом), далее на запад уходят все более новые жилые дома.

Еще одна старая двухэтажная казарма под номером 2. Датой постройки называется 1935 год.

За ней - бывший жилой дом №3, выселенный, а по состоянию на лето 2018 года также забитый фанерой. Здесь дата постройки предусмотрительно выложена на фасаде - 1927 год. Единственный подъезд выходит на реку, и перед ним начинается второй мост через Десну, проходящий над плотиной.

Плотина - местная достопримечательность, она ремонтировалась в середине XX века, и в 2018 году мост снова был закрыт на ремонт.


Белая кошка посчитала, что выловить из-под моста ничего не получится, и пора возвращаться обратно в поселок.

От первой казармы на запад идет своеобразная аллея - старая дорога, которая заканчивается у ДК и мемориала. На поляне между домами стоят четыре полуразрушенные колонны, из-под которых проглядывает деревянный каркас - все, что осталось от усадебного дома купца Баскакова. В советское время в означенном доме была больница, потом музыкальная школа, а затем его безо всякого повода снесли. Почему не доломали колонны - загадка, на которую у местные жителей имеются оправдания: то ли потомки не разрешают, то ли просто оставили на потом, да забыли...

Среди достаточно стандартных местных люков выделяется один, с буквами "ИБ". Видимо, указаны инициалы самого Ивана Баскакова, и значит, крышке более ста лет.

На берегу сохранилась старая неработающая советская электроподстанция, сложенная из любимого в 1950-х годах светлого кирпича. Рядом на более новой подстанции стенная роспись напоминает о столетнем юбилее поселка.


На манер других московских территорий, здесь тоже решили благоустроить тропинку вдоль берега реки.

В сентябре 2017 года Десна сильно обмелела, не в пример весеннему половодью. Можно было выйти на бывшее дно, покрытое высохшим камышом, и понаблюдать за реконструкцией плотины. А затем подняться по склону наверх, к кирпичным пятиэтажкам 1970-х годов и пройти назад в более старую часть района.


На первой фотографии - дом №39, двухэтажка 1957 года, выстроенная без украшательств. Рядом с ним Дом культуры "Десна" - здание нестандартного вида, построенное в 2011 году. Внутри помещаются зрительный зал на 240 мест, информационный центр, еще зал на 60 мест, пара спортзалов и студий для творческих классов. Предыдущее здание фабричного клуба, откуда местные жители уходили на фронт, было построено в 1934 году.

Кирпичная коробочка дома №39.

Стены соседних зданий 1960-х годов покрыты древнесоветскими письменами, разгадка которых на совести будущих археологов-урбанистов.

Есть и классическая малоэтажная сталинская застройка... правда, состоящая из одного дома 1950 года (№8).

Дорога между сталинской двухэтажкой и ДК, ведущая к мемориалу.

Памятник погибшим воинам-работникам фабрики имени 1 Мая открыт 9 мая 1965 года.

Автостоянка на въезде в поселок. Слева - администрация, впереди четырехэтажный дом 1982 года.

Усадьба Вяземских-Шереметевых в селе Остафьево была построена в конце XVIII века. После советского разорения она много лет восстанавливалась, что видно на старых фотографиях, но теперь можно посмотреть не только на парк, но и на главный дом. Левый флигель был восстановлен к 2002 году, восточный к 2005 году.

Схема территории, где отмечены сохранившиеся до наших дней здания, церковь и памятники.

Один из каменных домов подсобного хозяйства усадьбы, не имеющих даже нормального адреса. Судя по всему, это советская постройка, но по соседству есть и более старые здания. Они образуют небольшой дворик рядом со входом (платным) в саму усадьбу. На карте они отмечены в правом нижнем углу под общим названием "административно-хозяйственный комплекс".



Один из деревянных домов села Остафьево.