Московские Зарисовки

Поселок Заря (Балашиха)

Фотографии и памятники

Поселок Заря - это бывший военный городок ПВО (ВВС), находящийся возле одноименной платформы Горьковского направления железной дороги. Официально датой возникновения поселка считается 23 мая 1962 года, однако тогда было положено начало лишь его "гражданской" части, а история первой стройки началась на десятилетие раньше.
В августе 1950 года Правительство СССР приняло решение о создании ракетного пояса вокруг Москвы. Недалеко от существовавшей платформы Черное было запланировано строительство 6 жилых домов и двух 12-квартирных домов для начальства. Появившийся поселок обозначили кодом "Ж-1". В 1955 году был создан радиолокационный центр и еще три жилых дома, дополнивших группу самых старых зданий в Заре. Первые дома поселка Ж-1 строили рабочие-заключенные ближайшего авиаремонтного завода (в Федурново), затем - подразделения Главспецстроя.

В 1962 г. маршал авиации В.А.Судец, главнокомандующий войсками ПВО, подписал приказ о назначении комиссии по строительству жилого городка объекта "190-Б" рядом с существующим военным городком (Ж-1) 6-го корпуса 1-й армии Московского округа ПВО. Первый дом "второй очереди" по улице Ленина был построен в 1961 году, и с тех пор Главспецстрой возвел здесь множество жилых домов самых разных годов, а также школы, детские сады и все необходимые социальные объекты. В 1972 г. открылся Дом офицеров и устроен пруд на месте карьера, а в 1978 году создан ныне существующий музей войск ПВО. К северу от поселка в лесу размещались Главный штаб, Центральный командный пункт и узел связи ПВО СССР.

4 ноября 2006 года военный городок Заря (официально "посёлок Заря 190-Б" Балашихинского района) был исключён из перечня закрытых военных городков Вооружённых Сил РФ, а через год превратился в микрорайон необъятного города Балашихи. В январе 2007 года был открыт свободный проход через КПП (здания проходных сохранились до сих пор). Сейчас он представляет собой приятный на вид поселок средних размеров, достаточно чистый и уютный. Его можно разделить на западную - старую и восточную - новую части (по местной терминологии, Ж-1 и Ж-3).

Платформа Заря

Ближайшей точкой на железной дороге вначале был остановочный пункт Черное (создан в 1929 г.), откуда ведет до сих пор прямая дорога (Восточное шоссе) к главному КПП №9. Только в 1988 году было удовлетворено ходатайство перед Московской железной дорогой о создании новой остановки, которую должны были построить за счет войск ПВО. В связи с долгим получением необходимых согласований, многочисленными трудностями как местного, так и общероссийского характера, работы по строительству платформы Заря затянулись и были начаты только в 1993 году, в условиях полной нехватки денег. Платформа была открыта 1 апреля 1995 года. Официально она называлась "30-й км", и даже после переименования в Зарю в проездных документах добавляется в скобках старое название. Теперь основной поток пешеходов идет в поселок отсюда через бывший автомобильный КПП №6.

"Восточная" половина (Ж-3)

От платформы в поселок ведет прямой автомобильный проезд, заканчивающийся у старой автобусной остановки на западной стороне местной площади. Но пешеходы обычно используют широкую тропинку, выводящую сквозь лес немного восточнее. Лесной массив между станцией и жилой застройкой невелик, но довольно хорошо сохранился, не заброшен и слабо замусорен - по сравнению с другими похожими местами, где привыкаешь видеть землю у обочины покрытой толстым слоем отходов. Чувствуется запах леса, а не свалки. На входе в район - в конце тропинки - гостей ожидает цветная барельефная стела с изображением защитников Родины.

Три секции стелы:

Культурно-досуговый центр "Заря" - бывший Гарнизонный Дом офицеров, сейчас имеет адрес №6 по улице Ленина. В северной пристройке и вокруг нее располагается экспозиция музея ПВО, перед зданием - памятник летчику.

В 2002 году возле Дома офицеров был установлен небольшой памятник Маршалу Советского Союза П.Ф.Батицкому - начальнику Главного штаба, с 1954 года - командующему войсками Московского округа ПВО, а с 1966 года - Главнокомандующему войсками ПВО страны.

Центральная площадь на улице Гагарина, плавно переходящая в площадку перед Культурным центром - в 1995 году здесь была установлена памятная стела "Защитникам воздушных рубежей Отечества". В 2005 году в честь 60-летия Победы вместо нее открыт памятник авиаторам-героям Великой Отечественной войны - официально он называется "Защитникам неба".

В 2000 году рядом с западной площадью среди сосен началось строительство храма в честь преподобного Саввы Сторожевского. 27 апреля 2003 года в праздник Воскресения Христова в нем прошла первая пасхальная служба. В том же году рядом, на краю площади у автобусного круга установлен первый и единственный в России памятник офицерским жёнам.

В Заре находится замечательный музей ПВО - он представляет собой экспозицию под открытым небом вокруг здания Дома офицеров. За вход в здание, где находится остальная часть музея, нужно платить - за исключением нескольких праздничных дней. А открытая площадка доступна для бесплатного посещения всегда, что очень приятно. Сайт музея с информацией о режиме работы и ценах - www.mvpvo.ru.

В 2020 году панно подверглось капитальному ремонту, правда, при этом пожертвовали деревьями.

Рядом установили памятник "Герои Отечества" с фамилиями жителей микрорайона Заря.

Открытая площадка заворачивает за угол и продолжается рядом с восточным фасадом здания.
Во время моего первого посещения экспонаты сильно облупились и поржавели, но вскоре они были выкрашены заново, и заодно заменили таблички.

У каждого экспоната, как и положено, есть табличка с краткой информацией. На фотографии - прибор управления артиллерийским зенитным огнем с визирной колонкой (ПУАЗО) образца 1955 года.

Огромные машины слева, похожие на гигантских роботов, представляют собой антенные посты наведения ракет. На втором фото - пост станции наведения ракет ЗРК С-125. На третьем - зенитная пулемётная установка ЗПУ-2 образца 1949 года.

Самый старый экспонат - трехдюймовая горная пушка на деревянных колесах.

Здесь у нас выставлены двухкоординатная РЛС П-35 «Сатурн» (первое фото) и подвижный радиовысотомер ПРВ-10 «Конус» (второе фото). Возле входа в здание стоит зенитный прожектор З-15-4Б образца 1939 года.

Есть даже самолет МиГ-19П - модификация 1955 года (всепогодный перехватчик) первого серийного сверхзвукового истребителя МиГ-19. Он "взлетает" на постаменте перед входом во внутреннюю часть музея.

На шинах некоторых экспонатов можно увидеть ностальгические имена старых производителей - Ярославский шинный завод, или как здесь, Московский. Он был основан в 1945 году и окончательно накрылся медным тазом в 2012 году, хотя производство на площадке у метро "Дубровка" прекратилось значительно раньше. Теперь на шинах встречаются одни только иностранные бренды.

Изображение клейма Московского шинного завода и продукция Волжского шинного завода (на втором фото).

Отечественные крылатые ракеты по-прежнему нацелены в небо. Слева - ЗРК С-25 «Беркут» возле самого входа на экспозицию, справа выглядывает ЗРК С-75 «Двина», из которой 1 мая 1960 года был сбит самолет-шпион U-2 над Свердловском.

Самые ранние дома напоминают уменьшенные до трех этажей хрущевки. Более поздние - обычные пятиэтажки, окруженные большим количеством зелени. Затем строились высотные здания - характерные для Подмосковья серии. В серенькую погоду и сам поселок кажется серым, а сбитый асфальт лишь усиливает впечатление. Зато в солнечный день даже неказистые советские районы смотрятся приятно.

Впрочем, обилие зелени скрашивает впечатление от застройки.

Коты и кошки среди местного населения преобладают. Лес рядом - ходи за птичками сколько угодно.

В конце Московской улицы - на самом юго-восточном краю поселка в 2001 году вычистили кусочек леса и построили два двухэтажных дома - №28 и 30. Они относятся к редкой серии 1Р-10, и в каждом по 10 квартир.

Зеленый массив здесь близок к естественному состоянию, и попытки выстроить жилые дома как можно ближе к его границам были предприняты в середине 1970-х. Результатом стали три шестиэтажных кирпичных дома, числящиеся по Лесной улице. Действительно, лес начинается буквально за окнами, большая часть поселка - где-то в стороне. Эти здания заняли ту же экологическую нишу, что и спецдома для партийной номенклатуры в Москве, хотя построены по другим проектам. Судя по мемориальным доскам, сюда заселяли не самый простой народ.

Дом №6 построен первым в 1970 году, и именно на нем висят три доски Героям Советского Союза. Дом №4 - на два года позже, а дом №2 выстроен в 1978 году.

Справа от зданий - лес, слева они отделяются от основной части поселка территориями первой, старой школы (1965 года), новой школы (открыта в 1971 году) и детского сада. Между двумя последними есть узкая тропка (на фото).

Местное озеро образовалось в 1960-х годах на месте песчаного карьера, из которого брали материал для постройки новых домов. Частично питается родниками. После развала Союза его перестали чистить - последняя большая чистка была в 1989 году. С открытием городка число отдыхающих увеличилось, как и количество оставляемого ими мусора. Пляж начал зарастать и превратился в элемент потерянного советского прошлого с грибками-навесами на берегу.

Но место все равно остается красивым, даже после того, как в 2021 году здесь прошел большой ремонт.

Если идти через лес на восток (примерно двадцать минут), то можно выйти к настоящему Бисерову озеру.

Рядом с прудом проходит улица Ленина и находится почта. Современное здание почтового отделения и телеграфа построено в 1981 году. В нем также разместились филиал Сбербанка, переговорный пункт и радиоузел. А в новейшее время сюда перенесли памятник Ленину, ранее стоявший в центре поселка.

Поздняя советская застройка Зари.

Теперь нужно пройти сквозь новые многоэтажки немного к западу. Дома №5 (с большим деревянным козырьком) и №7 по Молодежной улице - образцы жилья не первого класса в поселке Заря. Фактически это бараки, построенные (как утверждается) в 1959-60 годах.

Старые дома 1955 года находятся на улицах Маршала Батицкого и Маршала Говорова. Четыре дома на первой, пять на второй. Все построены по типовому проекту (на 12 квартир), который довольно часто встречается в Подмосковье, особенно в военных городках (один из таких домов сохранился в Москве у станции Бутово).

Вид со двора.

Двухцветная краска пошла зданиям на пользу.

К сожалению, с тротуарами здесь плохо - не для туристов место строилось, а для обороны страны.

Во дворах этих двухэтажек попадаются МОПовские люки, сделанные предприятием "п/я 41" в один из тех периодов, когда оно подчинялось Министерству оборонной промышленности СССР. Предположительно, это московский завод "Авангард", который совершенно точно был известен в послевоенное время как "завод №41". По другой версии, это Каменск-Уральский завод п/я 41. В СССР часто разные предприятия носили одинаковые номера, и правда остается невыясненной. Да и нужно ли?
Еще один набор местных люков канализации изготовлен Черновицким заводом (на втором фото старый дизайн, на третьем - новый, с логотипом).

Старый Дом офицеров - фактически то же самое, что Дом культуры в обычном поселке, но здесь он построен для военного гарнизона по соответствующему типовому проекту, имеющему мелкие отличия от проектов гражданских клубов (например, барельеф с вазами и цветами на фасаде). После открытия границ поселка здесь располагался какой-то непонятный кафе-бар с вывеской, а сбоку - библиотека.

В 2017 году никакой вывески уже не было, экстерьер выглядел пустым. В 2021 году архитектура поселка понесла тяжелую утрату - здание ДК было снесено. Видимо, за ненадобностью. Теперь там просто голое место.

Еще два барака на улице Маршала Говорова (дома №17 и №18), южнее церкви, вряд ли являющихся образцами комфортного проживания. На третьей фотографии изображено административное здание, в котором после выезда старых хозяев и небольшого простоя расположился миграционный пункт Балашихинского отделения МВД.

Здание старого детского сада, переделанное в 60-е годы под военторг и продуктовый магазин, в 2014 году закрытый.
Лучший выбор, ничего не скажешь.

Как я уже говорил, в поселке живет очень много кошек - здесь их встретилось больше за один приезд, чем в любом из полноценных городов Подмосковья. Сравниться в этом смысле с Зарей может только новомосковский поселок Ватутинки. А большие города отстают. Места с новыми домами и широкими дорогами - враги кошачьей популяции.

Кошка на втором фото, если что, очень даже живая. Просто ей захотелось почесаться на солнышке.

Главный кот выглядит именно так, как положено.

Здание гостиницы (Советская улица, 11).

Более старые постройки военной части доживают свой век в западной части нынешнего пос. Заря. Здание бывшего штаба и узла связи в/ч 41107 - дом 1954 года недалеко от бывшего западного КПП. Даже с двумя неравнобокими туями возле входа и лепной датой на фасаде.

Сюда тоже добралось моровое поветрие брошенных военных городков. Историческая, западная часть поселка пребывает в заброшенном состоянии, так как почти не осталось военной инфраструктуры, чтобы за ней следить.

Напротив штаба - сгоревшая и полуразрушенная офицерская столовая. Сквозь окна еще видны остатки богатого декора, закопченных росписей и барельефов - для офицеров красоты не жалели. Разумеется, солдатская столовая (лежащая в руинах неподалеку) выглядела гораздо скромнее.

На случай, если вы мне не верите, здесь специально написано "Столовая".

Внутри - печальное зрелище разрушенного великолепия.

Южный и западный фасады бывшей столовой. За ними сохранились земляные горки, скрывающие старые погреба.

Домик с крыльцом к югу от столовой. Кто здесь живет, осталось тайной.

Скелеты в поселковом шкафу: в пяти шагах от благоустроенной муниципальной территории за сломанным забором начинаются вот такие зрелища. Горелые, разрушенные здания (в данном случае - баня) и океан "чужого" мусора, который некому убирать.

Если мусорные задворки и горелые руины вас не привлекают, приезжайте в местный музей ПВО, пока он работает (и надеюсь, будет еще долго). Приезжайте девятого мая. Наверняка вам понравится. Лично я возвращался сюда только для того, чтобы прогуляться по зеленой части поселка Заря (и посчитать котов).

Спасибо всем за внимание, и до встречи!