Московские Зарисовки

Город Шатура

Фотографии и памятники

Шатура - город на Казанском направлении Московской железной дороги, благодаря удаленному расположению от столицы не слишком шумный. Шатура находится в районе торфяных болот, разработка которых планировалась еще до революции. В декабре 1917 года по указанию Ленина началась подготовка проекта строительства электростанции, в мае следующего года под руководством ученого-энергетика А.В.Винтера выбрали место для постройки будущей ГРЭС на берегу Черного озера. Сначала построили временную электростанцию, в 1925 году пустили в строй основную очередь Шатурской ГРЭС. Рядом появился рабочий поселок с замечательными образцами деревянной и кирпичной жилой архитектуры, представляющими собой памятники истории, многие сохранились до наших дней. В 1936 году Шатура получила статус города. В послевоенное время она прирастала новыми районами на запад, в направлении станции ж-д., а историческая область осталась в значительной степени целой. В 1961 году была открыта Шатурская мебельная фабрика, которая в итоге стала даже более известной, чем сам город.

Станция железной дороги Казанского направления также находится в новой, западной части города. Время в пути от Казанского вокзала Москвы на большинстве обычных электричек превышает два с половиной часа. В летнее время по субботам ходит единственный экспресс, на котором можно доехать менее чем за два часа. На фото как раз виден он, прибывший на конечную станцию, и поток пассажиров на единственной местной платформе.

Станция Шатура открыта в 1926 году, но вокзал рядом с ней - поздний новодел 1985 года.

Табличка на вокзале с указанием авторов.

Скульптура - памятник воинам-интернационалистам, открытый в 2008 году - возле строящегося храма на проспекте Ильича, в пяти минутах от станции.

К северо-востоку от станции находится автовокзал, откуда отправляются автобусы в населенные пункты Шатурского округа, включая Керву - отдельный микрорайон Шатуры, и город Рошаль, еще больше удаленный от Москвы.

Краснокирпичный дом №23 на проспекте Ильича, который считается главной улицей, соединяющей старую и новую части Шатуры, и застроен всеми разновидностями жилых и нежилых зданий.

Два соединенных дома №32/1 и 32/2 на проспекте украшены картинками на тему советской пропаганды - на первом юбилей плана ГОЭЛРО, на втором, очевидно, столетие со дня рождения величайшего гения человечества. Примерно в этом же месте находятся памятники - ликвидаторам радиационных катастроф и жертвам репрессий, а немного дальше по проспекту - городской военный мемориал (на третьем фото).

Памятники ликвидаторам радиационных катастроф и жертвам репрессий.

Проспект Ильича, 26/7 - вид со двора.

Забор вокруг школы №1, которая в тот момент была на капремонте.

Магазин "Канцтовары" не работает, так как представляет собой заброшенную ржавую палатку во дворах.

Люк "ЗМИ ЮЭС" по рабочей версии, выпущен в 1960-е годы заводом металлоизделий треста "Южэнергострой" из города Киева (это будущий завод экспериментальных конструкций - "КЗЭК", выпускавший опалубку для саркофага Чернобыльской АЭС).

Здание служб быта - проспект Ильича, 21/9.

Картинка на старом здании средней школы №2.

Задняя часть школы №2 и скромные деревянные дома на Советской улице (№20, 24, 26).

Полузаброшенное здание чего-то с верандой, похожего на ресторан (проспект Ильича, 15), осваивается инвазивными видами магазинов.

Шатурская ткацко-швейная фабрика и ее скромная проходная. Фабрика входила в состав управления промышленных предприятий, применяющих труд инвалидов (УПППТИ) Мособлисполкома.

Проспект Ильича, дом 5. Построен в 1953 году.

Дом №7 на проспекте Ильича и построенный в похожем стиле дом №3 с лоджиями. Оба довоенные - 1935 и 1937 года. Дальше на восток жилая застройка завершается выходом на Комсомольскую площадь, где находятся контора торфопредприятия, энергетический техникум и пожарная часть (на последнем фото).

Проспект Ильича, дом 1 - 1954 года постройки.

Здание бывшей конторы треста "Шатурторф" на Комсомольской площади, построенное до войны в тридцатые годы, с 2008 года - краеведческий музей. На переднем плане виден памятник героям войны.

Слева перед зданием конторы в мае 1989 г. был открыт памятник трудовому подвигу женщин-торфяниц, созданный на средства ПО "Шатурторф," скульптура выполнена на Химкинском комбинате художественных работ.
С правой стороны - мемориал сотрудникам Шатурского торфопредприятия (позже - производственного объединения "Шатурторф"), погибшим на фронтах ВОВ.

Здание первой (малой) Шатурской электростанции на аллее Ударников - одна из главных достопримечательностей исторической Шатуры. Оно было построено еще при жизни Ленина в ходе исполнения плана ГОЭЛРО, 25 июля 1920 года под руководством инженера Александра Васильевича Винтера в здании была открыта первая электростанция. Затем начали строительство полноценной ГРЭС (ее проходная дальше по аллее), а здесь долгое время располагался музей. К сожалению, в отличие от крупных городов, вокруг не видно туристов, а историческое сооружение выглядит заброшенным, но мемориальная доска еще цела.

Небольшое здание подстанции на Черноозерском проезде, где еще видна, несмотря на посторонние добавления, оригинальная надпись "Городская подстанция".

Памятник ударникам в заросшем сквере на аллее Ударников.

Сама аллея Ударников заканчивается воротами действующей Шатурской ГРЭС им. В.И.Ленина. В 1980-х годах станция была переведена с торфа на газ и продолжает использоваться по назначению, вырабатывая электроэнергию.

Улица 1 Мая, дом 10.

Улица 1 Мая, дом 10 - со стороны ул. Винтера.

Одно из зданий коттеджей на улице Винтера - дома 1926-27 годов в иностранном стиле для специалистов ГРЭС.

Так это выглядело на фотографии 1927 года.

Дом-скобка №3 на улице Винтера - самый большой в первой очереди застройки (1927 год).

Центральная площадь старого города, конечно же, носит имя Ленина - это кольцевой сквер, в середине которого возвышается монументальный памятник с текстом на тему электрификации. Установленный в 1937 году, он старше многочисленных копий вождя, заполнивших площади советских городов в шестидесятые и последующие годы.

Дом культуры им. Нариманова (пл. Ленина, 1) выстроен в 1929 году по проекту архитекторов братьев Александра и Леонида Весниных в стиле конструктивизма.

Здание на северном краю площади - бывшая администрация Шатурского района.

Дом 1954 года - улица Савушкина, 8/11.

Интернациональная улица, 27/3 - дом 1924 года из ансамбля деревянной застройки, которая в основном занимает Московскую и Красноармейскую улицы.

Главный корпус Шатурской областной больницы архитектурно тоже относится к комплексу старого города.

Дома №6-8 и мемориал "Зенитка" на Больничном проезде.

Дворец спорта "Олимпийский" (ул. Клары Цеткин, 31).

Доска Заслуженному мастеру спорта В.К.Бессонову открыта на фасаде Дворца спорта в конце 2019 года.

Сохранившаяся символика Олимпиады-80 на воротах стадиона "Шатура".

В 2006 году в городском парке Шатуры был установлен тепловоз-памятник ТУ7-1178 с вагоном ТСВ. На борту вагона сохранилась табличка Демиховского машзавода, который его выпустил в 1980-е годы (в настоящее время этот завод переключился в основном на производство электричек).
Подобно другим торфоразработкам, вокруг Шатуры существовала обширная сеть узкоколейных дорог. Некоторые связывали город с небольшими поселками при разработках, которые позже были заброшены, за исключением более крупных поселков Керва (ставшего районом города) и затерянного в болотах поселка Северная Грива. На 2007 год протяженность сети УЖД достигала 70 км. В пос. Керва и Бакшеево имелись локомотивные депо, от которых остались только едва заметные руины. В связи с прекращением использования торфа на ГРЭС узкоколейка не использовалась с 2008 года и через несколько лет была разобрана - о ее существовании напоминают только памятники тепловозу в парке и паровозику в западном районе города, и возможно, зарастающие следы в болотах.

В парке имеется вездесущая конструкция с сердечком "для фотографирования".

Довоенный дом №22 по улице Клары Цеткин.

Улица Жарова.

Доска о названии улицы Жарова и памятная доска П.А.Мурашову (улица Жарова, 39). Фото №3 - панельное здание Дома бытовых услуг в западной части улицы (на крыше еще сохранилась надпись).

Проспект Маршала Борзова в Шатуре. Для такого маленького городка "проспект" - весьма громкое название, но в семидесятые годы XX века здесь сооружена соответствующая многоэтажная застройка. К западу от этой магистрали находятся самые новые советские кварталы, некоторые дома уже девяностых годов. В 2007 году на пересечении с улицей Жарова установлен памятник уроженцу Шатуры, маршалу морской авиации И.И.Борзову. Дом №4, на фоне которого он стоит, построен позже остальных - в 1987 году.

Маленький пруд на Академической улице, рядом в 2009 году был установлен памятник - узкоколейный паровоз ВП4-1442. Летом 2023 года паровоз не дождался съемки и куда-то уехал, хорошо если на время.

Паровоз-памятник возле "озера" (фото из сети).

В области крышек люков, в отличие от Каширской ГРЭС, здесь пока не найдено ничего исторически ценного. "КМЗ ДЭС" - вероятно, предприятие из Киева или Донбасса - по моей личной версии, Кураховский котельно-механический завод треста "Донбассэнергострой". ООО "Кирти" 2021 года - подарок из Краснодара, и последний люк - Гомельский завод сантехоборудования, он же завод эмальпосуды - один из двух крупнейших производителей эмалированной посуды в советской Белоруссии (вторым был Борисовский завод "Красный металлист").