Московские Зарисовки

Одинцово

Фотографии и памятники

Одинцово - город, ближайший западный сосед Москвы, состоящий почти полностью из новых (с начала 60-х годов) многоэтажных зданий. С 1939 года был рабочим поселком при одноименной станции железной дороги, но война помешала строительству жилья, и городской статус присвоен только в 1957 году. Здания дохрущевской эпохи здесь большая редкость - пышная застройка сталинских времен отсутствует, а непарадная, сосредоточенная в нескольких рабочих островках, почти вся невыразительна и по объему проигрывает многим городам Подмосковья. Немногие дореволюционные и довоенные постройки располагаются рядом со станцией - обычным центром притяжения. Это сам вокзал, краеведческий музей и купеческий дом на Можайке, рядом - здание бывшей школы, возле которого был открыт первый военный мемориал. Главная площадь (советский центр города) находится в отдалении от станции, и к ней можно пройти через бывший частный сектор, где еще осталось несколько деревянных избушек.

Вокзал станции Одинцово построен по проекту архитектора Кекушева в 1900 году. На фото №3-4 - старая школа №15, одно немногих исторических (т.е. довоенных) зданий города (адрес - Можайское шоссе, 18), благодаря чему в годы войны она использовалась как госпиталь.

Новое здание Одинцовского суда и храм Георгия Победоносца, построенный в 2004-2007 годах на Можайском шоссе.

Одинцовский историко-краеведческий музей (Коммунальный пр., 1) открыт в 1989 году в здании бывшей конторы завода Василия Ивановича Якунчикова - самого крупного из окрестных кирпичных заводов, основанного в 1887 году, который после революции стал кирпичным заводом №6. В 1933 году он преобразован в комбинат "Стройиндустрия", существующий в настоящее время.
Внутри здания находится экспозиция по истории одинцовского края. Снаружи первоначально установили несколько экспонатов времен войны - пулеметный колпак, небольшую ракету, переделанный "Виллис". Позже добавились другие образцы военной техники - танки, самолет, вертолет, и наконец в 2014 году, единственный в Московской области ракетный комплекс-памятник "Тополь-М".




Главный городской мемориал героям Великой Отечественной войны находится рядом с музеем и старой школой, в небольшом парке возле Можайского шоссе. Вначале здесь был установлен простой памятник над братской могилой, после нескольких переделок получивший современный вид. На противоположной стороне дороги в 2007 году был выстроен заметный издалека большой храм Георгия Победоносца.


Другие мемориалы есть на старых довоенных заводах Одинцова - в их числе, например, мебельная фабрика, два кирпичных завода (позже - завод "Стройиндустрия" и Внуковский завод огнеупорных изделий), Баковский завод резиновых изделий в бывшем поселке Баковка, и там же - кладбище с двумя памятниками на братских могилах.


Землистый герб города на улице Маршала Неделина. Впереди - парк, совмещенный с главной площадью, зданием администрации (видно справа) и спортивными сооружениями.

Центральная парковая площадь города отмечена высокой колонной - стелой в честь 2000-летия Рождества Христова. Рядом находится множество объектов спортивного характера, которыми не могут похвастаться другие подмосковные города. В том числе ледовый дворец, рядом со входом в который установлен памятник мастерам фигурного катания Л.А.Пахомовой и А.Г.Горшкову. А также спортивный центр с волейбольным манежем, футбольное поле, теннисные корты и неплохой крытый торговый ряд.



Спортивная школа и детский центр фигурного катания с памятником.

Футбольное поле и длинный дом на бульваре Любы Новоселовой. Напротив дома - торговые ряды, где на лавочках сидят две городские скульптуры. Человек с кошкой и дама с собачкой.

Главные улицы в Одинцове названы в честь военачальников и участников Великой Отечественной войны. Изначально были установлены только две доски с барельефами в честь маршала Неделина (на доме №13) и на бульваре Любы Новоселовой. В 2011 году они зачем-то были заменены на новые, с некрасивым шрифтом, но старыми портретами, и тогда же начали появляться пояснительные таблички на других улицах.

Экспозиция, которая выставлялась к 70-летию Победы в парке у центральной площади.


Самое главное место в послевоенном городе - Ленин, стоящий обычно возле администрации (бывшего горкома). В Одинцове администрация расположена на улице Маршала Жукова (дом №28), на северном краю парковой площади рядом с Домом офицеров. Рядом есть пруд, заросший растениями и населенный множеством уток, в зависимости от сезона. А также установлен памятник самому маршалу Жукову.

Дом культуры и творчества (улица Жукова, 26) - бывший гарнизонный дом офицеров 1974 года с мозаикой.

На островке посреди пруда установлены скульптуры оленей - символов города, изображенных на его гербе, и другие металлические животные рассеяны по берегу.

К северо-востоку от Ленина и пруда сохранилось еще одно старое здание (ул. Маршала Жукова, 30) с простенькими досками, посвященными событиям войны. И наконец, тут же - шесть бюстов почетных граждан Одинцова вместе с памятником его "основателю". Село Одинцово известно с 1470 года, считается, что его название пошло от прозвища боярина великого князя Дмитрия Донского, Андрея Одинца.

Дом типовой серии "башня Вулыха", которая считалась одной из лучших в Союзе и предназначалась для высшего общества. Дома строились с 1963 года. В Одинцове представитель проекта украшен датой постройки - 1977 год.

Одинцово - вполне приятный для прогулок город (для любителей широких улиц и пространств). На первом фото - Красногорское шоссе.

В восточной части города среди новых домов можно найти несколько интересных фонтанов, а возле гимназии - памятник Пушкину. На самом Можайском шоссе сохранилась старая церковь Гребнёвской иконы Божией Матери, построенная в конце XVIII века в селе Одинцово. Закрытая в советское время, она долгое время была единственной в городе, до открытия нового храма Георгия Победоносца.



Гребнёвская церковь.

В 2011 году были установлены две пояснительные доски на улицах Чикина и Толубко. Через некоторое время подтянулись таблички на улицах Говорова и Бирюзова.

Среди памятников и досок, посвященных героям войны, выделяется целый мемориальный комплекс возле школы №9 имени Неделина. Здесь есть и пушка, и бетонная стела, и боевой путь до Берлина. Множество накладных букв отвалилось без должного ухода.


"Сталинская" застройка в северной половине города представлена двумя небольшими районами, один из которых - бывший поселок при станции Одинцово, на 1-й Вокзальной улице. Большей частью он построен в 1954-1955 годах, и полностью назначен под снос ради многоэтажной застройки. Но процесс шел не быстро, и хотя некоторые дома уже были снесены к осени 2021 года, другие еще стояли.

Железнодорожный статус поселка подчеркивают люки Кишиневской ремонтно-прокатной базы и Ярославского РМЗ - обычные спутники подобной застройки.

Краснокирпичные дома №43 и №45 с треугольной крышей, наверно, самые прочные и красивые на 1-й Вокзальной улице. Датой постройки назван 1940 год. В таком случае, они еще и самые старые здесь.

Второй малоэтажный квартал, затерянный между станциями Одинцово и Баковка - это поселок Баковского завода резиновых изделий (БЗРИ). Самое старое здание поселка относится к 1949 году (весьма романтичный адрес - улица Бзри, дом 1), но основная масса добавилась к 1958 и 1963 годам. Тогда же в начале 1960-х построена современная проходная, возле которой установлен памятник работникам предприятия. Баковский завод выпускал противогазы, резиновые шапочки, но прежде всего, он был первым и крупнейшим производителем (шепотом) презервативов в СССР. Сейчас от завода осталось одно название и советский товарный знак, производства больше нет.

В сетевых ресурсах поселок БЗРИ заслуженно называется "позором Одинцова". Для иллюстрации распада в квартале имеется даже собственный остов полуразрушенного дома. В самую глубину поселка пробираться я не рискнул из-за невероятных размеров свинства, поэтому наличие легендарного дома №1, скрытого в самой глубине этого грязевого лабиринта, остается пока в области слухов. Нормальные дороги, в том числе пешеходные, здесь в явном недостатке - зачем, если все равно снесут. "Он наступит скоро, надо только подождать" ©.

В поселке БЗРИ есть и пара миниатюрных кирпичных хрущевок.

Дома на южной стороне Можайского шоссе - застройка начала 1960-х (и водоем возле платформы Баковка). В те же годы были построены первые хрущевки в западной части Одинцово, тоже на Можайском шоссе, и с этого момента началась постепенное превращение Одинцово из номинального в полноценный город.

Южная половина Одинцова (в общем смысле - это всё, что находится ниже железной дороги) - обычный советский конгломерат, смесь старой и новой застройки на улицах Солнечная, Верхне-Пролетарская, Союзная и Глазынинская. Центральной точкой условно можно назвать бывший Дом культуры Внуковского завода огнеупорных изделий (ВЗОИ), с залом на 500 мест, построенный к 1979 году (​Солнечная улица, 20) и перекресток чуть южнее с памятником Ленину. Потому что Ленин - это центр всего.

Старые и ветхие кварталы, на которые не хватило краски (Глазынинская улица). Вероятно, жалкое состояние зданий связано с их возрастом - самые ранние построены в 1938 году (включая дом №22 и его соседей на фото). С того же времени сохранилось здание ПТУ.

Более приличная часть квартала (Глазынинская улица, 2 - 14) датируется серединой 1950-х годов.

На первом фото - двор наиболее солидного из местных малоэтажных домов (Верхне-Пролетарская улица, 27) - 1961 года. Его фасад выходит на перекресток со скульптурой Ленина, и дому не хватает пары шагов до парадной застройки.
Еще один маленький кластер 1960-1961 годов состоит из шести двухэтажек под номерами 2-12 на Солнечной улице (фото №3-4). Дома хоть и многоквартирные, но по виду скорее частный сектор - палисадники, заборы и огороженная территория под окнами. Подъезды не только спереди, но и с задней стороны домов.

Искусственный пруд на Комсомольской улице. Благоустройство в виде настила с изгородью присутствует только на восточном берегу (отсюда и сделано фото).

Дом №8 по Союзной улице и техническое здание №8а в его тылу (1984 год).

Станция Усово - конечная на Усовском ответвлении Белорусского направления железной дороги, в Одинцовском городском округе. Открыта в 1923-1926 годах. В 90-х годах она вполне могла последовать примеру других ближних тупиковых веток (Павловская Слобода, Дзержинский, Пирогово - все они "ради экономии" были пущены под нож), но каким-то чудом сохранилась. В 2017 году платформы Усовской ветки были реконструированы до неузнаваемости, запущены поезда "Иволга" (на фото) с интервалом хождения раз в час. Кассы на всем участке отсутствуют, работают разъездные кассиры-контролеры.

На некоторых станциях Усовской линии до середины 2000-х годов сохранялись деревянные здания дачных вокзалов. Стараниями РЖД все они были снесены. Роль вокзала на платформе Усово выполняет небольшое обшитое строение. За несколько минут отсюда можно дойти до поселка Усово-тупик.

Памятник жителям Усово и окружающих деревень на Рублево-Успенском шоссе.

Храмовый комплекс Спаса Нерукотворного Образа в Усово построен в 2010 году.





Тропинка от станции в поселок: второй дубль при более подходящей погоде.

На резиновом настиле у въезда в поселок можно разглядеть клейма бывших гигантов советской промышленности - Ярославского шинного завода и Тушинского машзавода. Первый еще работает, а второй уже "осваивается" жильём.

Поселок Усово-Тупик состоит всего из двенадцати домов всевозможных лет постройки. Самый старый - деревянный дом 1940-х годов, а самый новый построен в 2011 году.

Кирпичная девятиэтажка на фото - дом №1, построен в 1994 году.

Деревянный дом №4 построен в 1946 году, желтый дом №5 - в 1951 году.

Самый красивый дом №4 выстроен в 1940 году и недавно был заново покрашен.

Между станцией и поселком можно найти старые куски рельсов, на одном из которых различимо клеймо: "КМЗ им СТАЛИНА VI 1947" - Кузнецкий металлургический завод, и сейчас крупнейший производитель рельсов.
Легко доступные вблизи железных дорог, рельсы пенсионного возраста часто служили подпорками для телеграфных столбов, в том числе и здесь, на Усовской ветке. В Москве они (по понятным причинам) почти все исчезли.

Из поселка Усово-Тупик ведет пешеходная дорога и на восток - вдоль путей (на фото поезд "Иволга" уже не первой, а второй версии). По ней можно добраться до платформы Ильинское или еще дальше в Барвиху. Свернуть в сторону невозможно - сплошные многометровые заборы, за которым скрываются особняки разных звезд и знаменитостей. Хотя в районе Барвихи есть и доступный для народа участок хорошего леса.

Платформа Ильинское.