Московские Зарисовки

Калужско-Рижская линия Московского метрополитена (№6)

Открыта в 1972 году, объединив ранее построенные Рижский радиус (1958) и Калужский радиус (1962).
Последнее обновление произошло в 1990 году (станции Ясенево - Битцевский парк).


Станция Медведково

Самая северная на момент постройки, оформление ее стен и вставок напоминает об арктической природе и полярных широтах.


Станция Бабушкинская

Оформление зала представлено какими-то трубчатыми скульптурными композициями, которые расположены над лестницами и вызывают вернее всего самолетные ассоциации. Станция названа в честь бывшего города Бабушкина, ранее Лосиноостровска, который в свою очередь получил имя в честь летчика Михаила Бабушкина.


Станция Свиблово

Простая, но красивая типовая станция, декорированная металлическим орнаментом. Верхняя часть стен украшена мозаичными изображениями гербов и символов 24-х древних русских городов или исторически значимых поселков, расположенных вокруг Москвы. Над лестницами помещены мозаики - «Женщины в народных одеждах» и «Сказание о полку Игореве».


Станция Ботанический Сад

Вставки пяти различных тем с растительным орнаментом.


Станция ВДНХ

Первая станция короткого участка, который успели выстроить в 1958 году и сдать буквально в начале экономной эпохи. Общая конструкция станций характерна для сталинской классики, но оформление заметно сокращено. На ВДНХ выделяются фигурные вентиляционные решетки и конечно же, составные люстры. В галерее южного выхода находится панно с гжельской росписью, поставленное в 1997 году.



Станция Алексеевская

Вторая станция классического участка. Ее успели упростить еще сильнее окружающих, поскольку зал выглядит странно пустым, и внимание привлекают только решетки вентиляции с лавровыми листьями.


Станция Рижская

Третья на этой линии "сталинская" станция с замечательной яично-желтой облицовкой. На стенах выполнена резьба с видами города Риги. У торцевой стены находится натяжной плакат с видами московских станций, названных в честь городов.



Станция Проспект Мира

Открытая одновременно с предыдущими, она полностью лишена каких-либо украшений. Вестибюль не сохранился - позднее выход был встроен в здание центра метрополитена.


Станция Сухаревская

Построена в поздние советские годы в обычном для того времени слабо-декоративном стиле. Растительный орнамент на вставках напоминает о предыдущем названии - Колхозная.


Станция Тургеневская

Всё те же растения, на этот раз в горшках.


Станция Китай-Город

Двухзальная станция. Колонны залов различаются по форме, как и вставки на стенах. В одном из них присутствует серп с молотом, которые при первом взгляде напоминают якорь (лежащий на песчаном дне в окружении волн и морской звезды), в другом зале - факел, и еще под лестницей притаилось некое геометрическое изображение. В переходе стоит бюст В.П.Ногина, в честь которого раньше называлась площадь и станция.


Станция Третьяковская

Двухзальная станция, залы разных времен постройки и выполнены в разном стиле. Южный 1971 года очень простой. А в северном зале 1986 года на стенах находятся портреты художников, скульпторов и иконописцев в темной бронзе, над эскалаторами - вид Третьяковской галереи и портрет П.Третьякова.



Станция Октябрьская

Зал ничем не интересен, но вестибюль направился по пути упрощения и не дошел до конца. Чего стоит только единственный в своем роде "звездный купол" из равномерно усаженных лампочек!


Станция Шаболовская

Выстроена позже других на готовом участке линии. В торце зала установлен подсвеченный изнутри витраж из цветного стекла, связанный с темой телевидения.



Станция Ленинский Проспект

Любопытная станция, обычно без разговоров причисляемая к соседям-сороконожкам. Несмотря на год постройки, она не является полностью типовой и заслуживает пристального внимания как образец неполного перехода от классической архитектуры к упрощениям. Форма потолка ясно говорит о том, что конструкция зала не до конца упрощена. Раньше там висели уже упоминавшиеся ребристые светильники первых лет хрущевской эпохи, в новые годы их убрали. Северный вестибюль максимально прост (однако сам факт его наличия показателен), а вот южный выглядит более капитально, и кроме того, местный эскалатор оснащен классическими светильниками.



Станция Академическая

Как и две последующие, это сороконожка хрущевского производства. Можно заметить некое любопытное поднятие пола у южного выхода, вроде дополнительной лесенки, созданное при замене эскалатора.



Станция Профсоюзная


Станция Новые Черемушки

Станция Калужская

Вначале станция находилась в здании депо, пока через 12 лет не открыли современный зал. Путевые стены украшены барельефами на тему освоения космоса, ибо рядом со станцией находится институт космических исследований.


Станция Беляево

Барельефы из чеканного алюминия по мотивам русского фольклора. Их всего два. Могли бы вспомнить и побольше.


Станция Коньково

Единственная односводчатая станция на южном отрезке линии, выгодно отличается от своих соседей-сороконожек. Только свет ртутных ламп ничем не прикрыт и мешает. Раньше в комплекс станции входили скульптуры животных перед выходом, но с появлением ярмарки их убрали.


Станция Теплый Стан

Строилась уже в позднее советское время и была вначале конечной станцией с двумя стрелками, расположенными в перегоне перед ней. Эти стрелки существуют и сейчас, хотя едва ли используются. Зал облицован красной керамической плиткой, придающей ей мрачный вид. Такая же была на Коньково, но только в вестибюлях, пока ее не убрали в приступе ремонтного мракобесия.


Станция Ясенево

Можно отметить своеобразную декорацию стен и устройство светильников.


Станция Новоясеневская

На крыше закрытого западного вестибюля находилась скульптурная группа с изображением животных, а также анемометр, крутящийся под действием ветра. Его снесли при строительстве новой станции, на которую зачем-то перенесли старое название Битцевский Парк (скорее всего, по ошибке). Скульптура установлена отдельно возле нового выхода.