Московские Зарисовки

Сокольническая линия Московского метрополитена (№1)

Открыта в 1935 году в составе первой очереди строительства.
Последнее обновление произошло в 2024 году (станция Потапово).


Станция Бульвар Рокоссовского

До 2014 г. носила название "Улица Подбельского". Путевые стены и торцы в кассовых залах украшены загадочными геометрическими объектами.


Станция Черкизовская

Однозальная станция с металлическими навесами.
Над лестничными галереями расположены витражи на спортивную тему, в основном древних Олимпийских игр.


Станция Преображенская Площадь

Единственная в этой части линии непритязательная "сороконожка".


Станция Сокольники

Отсюда начинался первый участок столичного метрополитена, открытый 15 мая 1935 года. На стене у выхода можно видеть одну из оригинальных беломраморных закладных досок, характерных для первой очереди. К сожалению, их только четыре - на станциях, сохранивших свои названия в 1990-е годы. И даже на них видны следы правок: в конце пятидесятых годов попал в немилость Лазарь Каганович, чьё имя носил метрополитен, и соответственно, его имя было вымарано с табличек и довольно грубо заменено на Ленина. Оригинальные шарообразные светильники на станции Сокольники также были заменены на упрощенные в 1960-е годы.
Вестибюль построен в виде двухсекционного павильона с небольшим барельефным фризом под крышей (автор Н.Митковицер). На постаментах со стороны Русаковской улицы первоначально имелись скульптуры спортсменов, позже обветшавшие и замененные светильниками, а в потолке - полупрозрачный плафон с изображением звезды. Их восстановили при ремонте вестибюля.


Станция Красносельская

На стенах все та же глянцевая глазурованная плитка, характерная для ранних станций первой очереди. Пол вначале был покрыт асфальтом. Интересны старые деревянные перила на лестницах и одиночный ряд колонн. На потолке станционного зала заметны круглые углубления (на которых когда-то сидели круглые лампы), через каждые пять прерывающиеся одним квадратным (для группы светильников-цилиндров). После Великой Отечественной войны старые лампы были заменены люстрами, а в хрущевскую эпоху их вообще убрали, как и на Сокольниках, повесив взамен простенькие люминесцентные трубки между колоннами.
В наземном вестибюле есть мозаика с изображением красного барабанщика. Там же 15 мая 2006 года была установлена доска участнице строительства метрополитена Т.В.Федоровой. Надпись "МЕТРО" на крыше вестибюля сохранилась только сбоку, также были замурованы окна и утрачены световые колонны с лестничного спуска в вестибюле.



Станция Комсомольская

Станция с боковыми галереями для распределения пассажиров. На стене одного из аванзалов есть первое в метро майоликовое панно "Проходка шахты" на тему труда комсомольцев-метростроевцев (автор - художник Е.Лансере). На потолке - шаровидные светильники; изначально потолочные лампы были трубчатыми, как и бра на балконах. На капителях колонн видна аббревиатура Коммунистического интернационала молодежи (КИМ) с колосьями. Долгое время на путевых стенах сохранялись старые таблички - место остановки головного вагона и призыв к пассажирам проходить в средние вагоны. К сожалению, они сохранились только на фото.
Северный вестибюль был выстроен между Ярославским и Ленинградским вокзалом. Он имел кубическую форму, внутри помещались торшеры с чашевидными навершиями, на потолке была роспись-сграффито, разделявшаяся на квадраты (автор В.Фаворский), а на стене - фреска с изображением рабочих и спортсменов. В конце 1940-х годов вестибюль был разобран, и на его месте в 1950-52 г. выстроен более массивный новый комплекс, совмещенный с Кольцевой линией, через который, по идее, прибывающие в Москву на поезде люди могут быстро и удобно попасть в метро. К сожалению, из-за чьего-то идиотского решения этот вариант стал невозможен: люди вынуждены делать обходные маневры по подземным переходам и лестницам с чемоданами ради того, чтобы попасть в этот же самый вестибюль, при этом волоча чемоданы на себе, поскольку никаких пандусов по дороге и в помине нет.
Южный выход станции (на первом фото) встроен в здание Казанского вокзала.



Станция Красные Ворота

Трехзальная станция, одна из самых темных в московском метро. Пилоны облицованы мраморным известняком, который от сырости за многие годы подвергся заметному разрушению - по одной из версий, освещение намеренно сделано тусклым, чтобы не слишком бросались в глаза замазанные дефекты. В стенах устроены полукруглые ниши-кессоны, облицованные серым мрамором.
Южный вестибюль построен в оригинальной форме совмещенных арок-раковин (архитектор Николай Ладовский). Северный открыт в 1954 году и встроен в здание сталинской высотки. В этом выходе эскалаторный ход двойной с дополнительным аванзалом.



Станция Чистые Пруды

Первоначально центральный зал не был сооружен, вместо него существовали два маленьких аванзала. В одном из них установили бюст С.М.Кирова, имя которого тогда носила станция. Путевые залы освещались из-за карниза, а также несохранившимися трубчатыми светильниками. Во время войны здесь находился Генштаб армии. Незадолго до открытия соседней станции Тургеневской был создан центральный зал с переходом, завершенный в 1971 году. Бюст Кирова поставили у глухого торца, а в 2008 года из-за открытия пересадки на станцию Сретенский Бульвар он был перемещен на Тургеневскую, к стене нового перехода.
Конструктивный вестибюль имеет два противоположно направленных остекленных выхода. По краю стен сделаны круглые кессоны, между ними планировали поместить рельефы на тему метростроя. На углах лестниц находились торшеры. В кассовый зал из вестибюля ведет изогнутый переход с оригинальными лампами-иллюминаторами. Потолок кассового зала изначально был облицован стеклом и разделен на клетки, а позднее демонтирован при совмещении с выходом станции Тургеневская.


Станция Лубянка

Как и на других ранних станциях, здесь не сохранились многие оригинальные элементы. Центральный зал из-за сложных условий проходки не построили. Боковые залы были оформлены по проекту Н.Ладовского в круглом сечении, напоминающем тоннель: освещение шло с карниза и двусоставных настенных бра. Через несколько лет светильники заменили на подвесные люстры. В начале 1970-х были проложены второй выход и центральный зал, в процессе создания которого изначальный облик станции был почти полностью утрачен. Вместо круглых стен появились тяжелые скошенные пилоны (как на Тверской), необходимые для удерживания конструкций станции, но имеющие некрасивый, подавляющий вид. Лампы также заменили на обычные для того времени трубки. Только часть старого оформления уцелела в конце одной из платформ. Бюст Дзержинского был убран при развале СССР. У подножия одного из эскалаторов нового выхода еще можно увидеть напольную плитку с клеймом изготовителя (Ленинградского завода им. Котлякова) - одну из двух подобных табличек в московском метро.
Наружный (южный) вестибюль, встроенный в старое здание, декорирован снаружи барельефами, а его потолок когда-то был расписан на тему авиации с технике сграффито (авторство художника А.Максимова). Долгое время этот вестибюль был закрыт, после открытия в подземных коридорах появились настенные картины.




Станция Охотный Ряд

Центральный зал станции до постройки перехода освещался линией торшеров (как на Новокузнецкой), также характерные для первой волны торшеры находились в эскалаторном зале, позднее все они были демонтированы и заменены на люстры-шары. В 2008 году желтую плитку путевых стен заменили на мраморную облицовку, оставив маленький исторический фрагмент. До 1938 года существовало вилочное движение: половина поездов уходила к станции Александровский Сад (тогда звавшейся Коминтерн).
Северный вестибюль расположился на первом этаже дома в начале Большой Дмитровки. В нишах на его наружной стороне находились статуи спортсменов. В аванзале сохранился барельефный портрет Маркса, установленный в 1964 году. Южный вестибюль встроили в гостиницу "Москва", позднее он был заброшен при устройстве нового совмещенного вестибюля, а в 2004 году окончательно утрачен при сносе гостиницы.


Станция Библиотека имени Ленина

Станция односводчатая, освещенная шаровидными лампами, большей частью сохранила свой оригинальный вид. На путевых стенах видны черные рамки из мрамора, где когда-то располагалась схема станций. В восточном торце станции находится мозаичный портрет Ленина.
Юго-западный вестибюль был перестроен в 1984 году для совмещения с новой станцией Боровицкая; лестничный наклон, ведущий на улицу, превратился в отдельно стоящую конструкцию в центре увеличенного аванзала. На стене пассажиров встречает еще один майоликовый Ленин в кепке и на фоне Царской башни Кремля. Рядом - последняя из мраморных досок первой очереди. Официально этот вестибюль относится к станции Боровицкая и оформлен в соответствующей манере.
Северо-восточный вестибюль располагался перед зданием библиотеки, но был снесен; вместо него в 1946 году сделали новый переход с выходами, встроенными в здания на обеих сторонах Моховой улицы. Позднее сюда же вывели эскалаторы со станции Арбатская.


Станция Кропоткинская

Станция планировалась как подземный вестибюль грандиозного Дворца Советов, поэтому отличается необычайной шириной для пропуска больших потоков пассажиров. Освещается светильниками, скрытыми над облицовкой двух рядов колонн. Колонны расходятся на потолок в форме звезд и имеют десятигранную форму, но среди них имеется восемь квадратных, отмечающих местоположение строительных швов. Путевые стены ранее были облицованы шестигранной плиткой, а свет был менее ярким.
Западный вестибюль, выходящий на Гоголевский бульвар, выстроен на месте снесенной церкви Сошествия Святого Духа и выполнен в виде изогнутой двусоставной арки с остекленными кессонами, которые были позднее закрыты.


Станция Парк Культуры

Когда-то конечная станция первой очереди, довольно тесная, оформлена массивными квадратными колоннами с ионическими капителями. Отдельный северный вестибюль - небольшой павильон округлой формы. На лестничном спуске можно увидеть мозаичный портрет Максима Горького, поставленный значительно позже, в 1960-е годы.
Южный вестибюль был выстроен в характерных кубических чертах, с центральной лестницей, восьмигранными и круглыми колоннами, торшерами и кессонами на потолке; он был снесен в сороковые годы ради строительства совмещенного вестибюля с Кольцевой линией. Остались старые раздельные проходы для пассажиров и бывший кассовый зал, который теперь не узнать: кассы были замурованы и превращены в технические помещения. До 5 февраля 2011 года здесь же сохранялись старые эскалаторы, под которыми были помещены памятные таблички Перовского машиностроительного завода с датой 1948 год.



Станция Фрунзенская

Участок пятой очереди, построенный уже после начала борьбы с излишествами. Заметно некоторое упрощение в оформлении станции и вестибюля. На стенах - литые вставки-решетки с датой открытия. Светильники напоминают огромные шипастые ошейники. Сталинские люстры имеют уникальный дизайн на каждой станции, но везде очень красивы и являются важнейшими элементами оформления. В торце зала установлен бюст М.В.Фрунзе. В 2016 году подверглась капитальному ремонту.
Вестибюль станции в 1980-е годы был поглощен зданием Дворца молодежи.



Станция Спортивная

Станция еще больше упрощена в ходе борьбы с излишествами, стены частично облицованы плиткой, вместо люстр - настенные светильники. В качестве декораций использован рельефный рисунок свода. На путевых стенах такие же настенные вставки с датой "1957", как и на Фрунзенской.




Северный вестибюль



Южный вестибюль

Станция Воробьевы Горы

Расположена на мосту над Москвой-рекой. Открыта в 1959 году под названием "Ленинские Горы", но из-за спешки и желания удешевить строительство были допущены нарушения, в бетон зимой добавляли соли, препятствующие его застыванию, из-за чего конструкции моста начали разрушаться и протекать уже в первый год. В 1983 году из-за аварийного состояния станцию закрыли на много лет, а поезда пустили по обходным временным путям. Она была заново открыта в 2002 году после капитальной реконструкции. Позже в зале установили стеклянные витрины, в которых периодически размещают выставки и экспонаты.


Станция Университет

Последняя станция, которую еще можно отнести к "классической" сталинской эпохе. Открыта в 1959 году. Рядом находится МГУ, и можно только гадать, какие украшения или рельефы на тему науки могли бы тут появиться. Но хрущевская эпоха упрощений была уже в разгаре, и от планируемого внутреннего убранства сохранились только общие очертания - в том числе два больших круглых вестибюля. В следующие годы станции в подобных формах уже не строились, им на смену пришли "сороконожки".


Станция Проспект Вернадского

Сама станция - обычная "сороконожка", но в северном вестибюле за балюстрадой находится бюст В.И.Вернадского.


Станция Юго-Западная

Ничем не примечательна, кроме огромного количества народу ежедневно. Более 50-ти лет была конечной.


Станция Тропарево

Открыта в 2014 году с оформлением в стиле "новой волны": колонны-деревья, металл, вестибюли в форме нор.


Станция Румянцево

Открыта в 2016 году.


Станция Саларьево

Открыта в 2016 году в самом подходящем месте - возле деревни и свалки.


Станция Филатов Луг

Открыта в 2019 году.


Станция Прокшино

Открыта в 2019 году.


Станция Ольховая

Открыта в 2019 году.


Станция Новомосковская

Открыта в 2019 году под названием "Коммунарка" (до 2024 года).


Станция Потапово

Крытая наземная станция, открыта в 2024 году.