Московские Зарисовки

Сокольническая линия Московского метрополитена (№1)

Открыта в 1935 году в составе первой очереди строительства.
Последнее обновление произошло в 2016 году (станция Саларьево).


Станция Бульвар Рокоссовского

До 2014 г. носила название "Улица Подбельского". Путевые стены и торцы в кассовых залах украшены загадочными геометрическими объектами.


Станция Черкизовская

Однозальная станция с металлическими навесами. Над лестничными галереями расположены витражи на спортивную тему, в основном древних Олимпийских игр.


Станция Преображенская Площадь

Единственная в этой части линии непритязательная "сороконожка".


Станция Сокольники

Отсюда начинался первый участок столичного метрополитена, открытый 15 мая 1935 года. На стене у выхода можно видеть одну из оригинальных белых досок, характерных для первой очереди метро. К сожалению, их только четыре - на станциях, сохранивших свои названия в 1990-е годы. Оригинальные шарообразные светильники заменены на упрощенные в 60-х.
Вестибюль построен в виде двухсекционного павильона с небольшим продольным барельефом под крышей (автор Н.Митковицер). На постаментах возле стен первоначально стояли скульптуры спортсменов, позже обветшавшие и замененные светильниками. Их восстановили при ремонте вестибюля.


Станция Красносельская

На стенах все та же глянцевая глазурованная плитка, характерная для ранних станций первой очереди. Пол вначале был покрыт асфальтом. Интересны старые деревянные перила на лестницах и одиночный ряд колонн. На потолке станционного зала заметны круглые углубления (на которых сидели круглые лампы), через каждые пять прерывающиеся одним квадратным (для группы светильников-цилиндров). После войны старые лампы были заменены люстрами, а в хрущевскую эпоху их вообще убрали, как и на Сокольниках, повесив взамен жалкие люминесцентные трубки между колонн. До сих пор на потолочных кессонах заметены следы от исчезнувших ламп. Возле лестницы на путевых стенах остались мраморные рамки от нереализованного проекта панно.
В наземном вестибюле есть мозаика с изображением красного барабанщика. Там же 15 мая 2006 г. была установлена доска участнице строительства метрополитена Т.В.Федоровой. Надпись "МЕТРО" на крыше вестибюля сохранилась только сбоку, также были замурованы окна и утрачены световые колонны с лестничного спуска в вестибюле.



Станция Комсомольская

Станция с боковыми галереями для распределения пассажиров. На стене одного из аванзалов есть первое в метро майоликовое панно "Проходка шахты" на тему труда комсомольцев-метростроевцев (автор Е.Лансере). Шаровидные светильники и оформление колонн, хорошо видные с балконов, тоже заслуживают внимания: на капителях колонн видна аббревиатура Коммунистического интернационала молодежи (КИМ) в окружении колосьев. Изначально лампы на потолке, как и бра на балконах, были трубчатыми. До недавнего времени сохранялись старые таблички возле путей, призывающие пассажиров проходить в средние вагоны. Благодаря наличию трех вокзалов на станции постоянно ошиваются огромные количества приезжих.
Южный выход станции встроен в здание Казанского вокзала. Северный вестибюль был выстроен между Ярославским и Ленинградским вокзалом. Он имел кубическую форму, внутри помещались торшеры с чашевидными навершиями, на потолке находилась роспись-сграффито, разделявшаяся на квадраты (автор В.Фаворский), а на стене - фреска с изображением рабочих и спортсменов. Вестибюль был разобран в конце 1940-х годов, и на его месте в 1950-52 г. выстроен более массивный новый комплекс, совмещенный с Кольцевой линией.



Станция Красные Ворота

Трехзальная станция выглядит темной и мрачной из-за плохого освещения (шаровидные люстры) и грубо замазанных повреждений облицовки. В стенах сделаны полукруглые ниши-кессоны, облицованные серым мрамором.
Южный вестибюль построен в оригинальной форме совмещенных арок-раковин (арх. Н.Ладовский). Северный открыт в 1954 году и встроен в здание сталинской высотки. Эскалатор этого выхода - двойной с дополнительным аванзалом и декорацией потолка.



Станция Чистые Пруды

Первоначально центральный зал не был сооружен, вместо него существовали два маленьких аванзала с обеих сторон станции. В одном из них поставили бюст С.М.Кирова. Путевые залы освещались из-за карниза, а также несохранившимися трубчатыми светильниками. Во время войны здесь находился Генштаб армии. Незадолго до открытия соседней станции Тургеневской был создан центральный зал, завершенный в 1971 году. Бюст Кирова поставили у глухогго торца, а с 2008 года он перемещен еще выше, к стене нового перехода.
Конструктивный вестибюль имеет два противоположных остекленных выхода. По краю стен сделаны круглые кессоны, между ними планировали поместить рельефы на тему метростроя. На углах лестниц находились торшеры. Из вестибюля тянется изогнутый переход с оригинальными лампами-иллюминаторами, ведущий в кассовый зал. Потолок его изначально был облицован стеклом и разделен на клетки, позднее демонтирован при совмещении аванзала с выходом станции Тургеневская.


Станция Лубянка

Как и на других ранних станциях, здесь не осталось многих оригинальных элементов. Центральный зал из-за сложных условий проходки не построили. Боковые залы были оформлены по проекту Н.Ладовского в круглом сечении, напоминающем тоннель: освещение шло с карниза и двусоставных настенных бра. Через несколько лет светильники заменили на подвесные люстры. В начале 70-х были проложены второй выход и центральный зал, в процессе создания которого изначальный облик станции был почти полностью утрачен. Вместо круглых стен появились тяжелые скошенные пилоны (см. также Тверскую), лампы заменили на обычные для того времени трубки. Только часть старого оформления уцелела в конце одной из платформ. Бюст Дзержинского был убран при развале СССР. У подножия одного из эскалаторов нового выхода можно найти фирменную плитку завода-изготовителя, но без названия.
Наружный (южный) вестибюль, встроенный в старое здание, декорирован снаружи барельефами, а его потолок когда-то был расписан на тему авиации с технике сграффито (авторство художника А.Максимова). Долгое время этот вестибюль был закрыт, после открытия в подземных коридорах появились настенные картины.




Станция Охотный Ряд

Центральный зал станции до постройки перехода освещался линией торшеров (как на Новокузнецкой), характерные для первой волны торшеры также находились в эскалаторном зале, позднее все они демонтированы и заменены на люстры-шары. До 1938 года существовало вилочное движение: половина поездов уходила к станции Александровский Сад (тогда звавшейся Коминтерн).
Северный вестибюль расположился на первом этаже дома в начале Большой Дмитровки. В нишах на его наружной стороне находились статуи спортсменов. В аванзале сохранился барельефный портрет Маркса, установленный в 1964 году. Южный вестибюль встроили в гостиницу "Москва", позднее он был заброшен при устройстве нового совмещенного вестибюля, а в 2004 году окончательно утрачен при сносе гостиницы.


Станция Библиотека имени Ленина

Станция односводчатая и освещена шаровидными лампами, практически сохранив свой изначальный вид. На путевых стенах видны черные рамки из мрамора, где когда-то располагалась схема станций. В восточном торце станции находится мозаичный портрет Ленина.
Юго-западный вестибюль снаружи декорирован стеклянными плоскостями с кругом, в который вписана буква "М" из алюминия. В 1984 году его перестроили для совмещения с выходом станции Боровицкая, в результате чего лестничный наклон теперь поднимается отдельной массой из центра увеличенного аванзала, а сбоку от него идут переходы. На стене пассажиров встречает еще один майоликовый Ленин в кепке и на фоне Царской башни Кремля. Рядом - последняя из мраморных досок первой очереди.
Северо-восточный вестибюль располагался перед зданием библиотеки, но был снесен; вместо него в 1946 году сделали новый переход с выходами, встроенными в здания на обеих сторонах Моховой улицы. Позднее сюда же вывели эскалаторы со станции Арбатская.


Станция Кропоткинская

Широкий зал станции украшен двумя рядами десятигранных колонн, расходящихся звездой на потолок, а их облицовка расширяется в светоносный бордюр. Среди этих колонн затесались восемь квадратных, отмечающих местоположение строительных швов. Путевые стены ранее были облицованы шестигранной плиткой, свет был менее ярким.
На внешнем вестибюле, где раньше стояла церковь, установлены памятные таблички. Сам он построен в виде изогнутой двусоставной арки с остекленными кессонами, которые были позднее закрыты.


Станция Парк Культуры

Когда-то конечная станция первой очереди метро, довольно тесная, оформлена массивными квадратными колоннами с ионическими капителями.
Отдельный северный вестибюль - небольшой, округлой формы. На лестничном спуске можно увидеть мозаичный портрет Максима Горького, поставленный значительно позже, в 1960-х. Южный вестибюль был выстроен в характерных кубических чертах, с центральной лестницей, круглыми и восьмигранными колоннами, торшерами и кессонами на потолке; он был снесен в 1940-х ради строительства совмещенного вестибюля с Кольцевой линией. Остались старые раздельные проходы для пассажиров с заброшенным кассовым залом, который теперь не узнать. До 5 февраля 2011 года там же сохранялись старые эскалаторы, под которыми были помещены памятные таблички Перовского машиностроительного завода с датой 1948 год.



Станция Фрунзенская

Участок пятой очереди, построенный уже после начала борьбы с излишествами. Заметно некоторое упрощение в оформлении станции и вестибюля. На стенах - литые вставки-решетки с датой открытия. Светильники напоминают огромные шипастые ошейники. Сталинские люстры имеют уникальный дизайн на каждой станции, но везде очень красивы и являются важнейшим элементом оформления. В торце зала установлен бюст М.В.Фрунзе. В 2016 году подверглась капитальному ремонту.
Вестибюль станции в 80-х годах поглощен зданием Дворца молодежи.



Станция Спортивная

Станция еще больше упрощена в ходе борьбы с излишествами, стены частично облицованы плиткой, вместо люстр - настенные светильники. В качестве декораций использован рельефный рисунок свода. Здесь такие же настенные вставки, как и на Фрунзенской.



Станция Воробьевы Горы

Расположена на мосту и первоначально называлась "Ленинские Горы". Потом очень долго не работала и была заново открыта в 2002 году с новым оформлением. В недавнее время установили стеклянные витрины для выставки музейных экспонатов - на момент съемки там был фарфор, а потом многие другие выставки.


Станция Университет

Последняя станция, которую еще можно считать "классической". Должна была стоять в той же группе, что и её благородные предшественники. Тем более, что рядом МГУ, и можно только гадать, какие прекрасные рельефы на тему науки могли бы тут появиться. Но пришла хрущевская эпоха, и от планируемого внутреннего убранства сохранились только очертания - в том числе два больших круглых вестибюля. В последующие годы все новые станции строились предельно упрощенными.


Станция Проспект Вернадского

В вестибюле находится бюст В.И.Вернадского, но стоит он за балюстрадой, так что подойти прямо к нему невозможно. Сама станция - обычнейшая "сороконожка".


Станция Юго-Западная

Ничем не примечательна, кроме огромного количества народу ежедневно. Более 50-ти лет была конечной.


Станция Тропарево

Открыта в 2014 году с оформлением в стиле "новой волны". Колонны-деревья, металл, вестибюли-норы.


Станция Румянцево

Открыта в 2016 году.


Станция Саларьево

Открыта в 2016 году в самом подходящем месте - возле деревни и свалки.


Станция Филатов Луг

Открыта в 2019 году.


Станция Прокшино

Открыта в 2019 году.


Станция Ольховая

Открыта в 2019 году.


Станция Коммунарка

Открыта в 2019 году.