Московские Зарисовки

Замоскворецкая линия Московского метрополитена (№2)

Открыта в 1938 году в составе участка Сокол - Театральная.
Последнее обновление произошло в 2015 году (станция Технопарк).


Станции Речной Вокзал, Водный Стадион

Станция Войковская

Станция Сокол

Первая из станций второй волны, к числу которых можно отнести все довоенные залы на зеленой и синей линиях. Они в целом проработаны тщательнее, чем на первой очереди, часто могут похвастаться мелкими деталями оформления. Станция Сокол построена с одним рядом колонн и глубокими выемками на потолке. На путевых стенах возле лестницы - две пары странных мраморных рамок, где предполагалось нанести цитаты из сталинской Конституции, но они так и остались пустыми. Возле спуска на платформу раньше располагались часы из бронзы с ониксом (и торшеры).
Два вестибюля, соединенные с центром станции одним коридором, сильно отличаются друг от друга. Изначальный северный выстроен в виде подковы с фонтаном посередине. В 1949 году открылся южный вестибюль строгой кубической формы. В нем была проведена реконструкция с восстановлением исторических декораций коридоров и кассового зала из дешевых материалов.


Станция Аэропорт

Украшений в привычном смысле на станции нет, но её интерьеры успешно выполняют эту функцию. Перила, решетки, перекрытия выглядят сами по себе красиво и не имеют аналогов на других московских станциях. Оригинальные декоративные люстры с кольцом круглых светильников были полностью переделаны, и на них поставлены обычные лампы-трубки. Вместо подвесных табличек впервые в метро сделали указатели на стойках скамеек. Поперечные указатели с названиями станций следования исчезли уже давно, а продольные советские надписи прожили дольше. Уже в новое время они были оклеены белой подложкой, там самым их ценность значительно снизилась. Хорошо, что саму подставку не тронули.
Одинаковые вестибюли встроены в жилые дома. Заслуживает внимания декоративное оформление решеток и капителей колонн. Боковые стены сделаны волнообразными.


Станция Динамо

На стенах залов находятся медальоны с изображением спортсменов (автор Е.Янсон-Манизер). Изначально было создано 16 фарфоровых барельефов по мотивам Спартакиад, в 50-х годах добавили еще несколько из фаянса. Все они повторяются по несколько раз, многие обветшали, а при строительстве гермодвери был утрачена тема со скакалкой. Исключая повторы, всего показан 21 вид спорта.
Два одинаковых вестибюля оформлены барельефным фризом, внутри центральная часть потолка накрыта стеклянным куполом.



Станция Белорусская

В нишах центрального зала установлены светильники-торшеры, в глухом конце зала - бюст лысого дедушки Ленина. Оригинальный пол с мраморным рисунком истерся и был заменен на гранит. Вестибюль встроен в здание Белорусского вокзала и отличается масштабными коринфскими колоннами. Сохранились также торшеры и большие люстры, хотя и без плафонов.


Станция Маяковская

Первая в мире колонная станция глубокого заложения, оформленная рядами аркад. Внутренние поверхности арок выложены полосами нержавеющей стали. В потолочных кессонах размещается 34 замечательных овальных мозаичных панно из смальты (эскизы А.Дейнеки), но место выбрано неудачное - можно сломать шею, пытаясь разглядеть их.
Старый вестибюль встроен в здание Концертного зала имени Чайковского. Освещение задается круглыми светильниками в потолочных нишах. Плафоны ламп обрамлены металлическим звездами со вставками серпа и молота. В новом вестибюле 2005 года потолок расписан цитатами из Маяковского, рядом стоит его бюст, ранее находившийся в торце станции. В 2010 году прошел разрушительный ремонт, в ходе которого многие исторические детали и интерьеры станции были изуродованы или утрачены. Часть оформления вестибюля заменили на дешевые аналоги, были утрачены решетки на окнах.





Станция Тверская

Открыта намного позже посреди уже действующей линии, поэтому выглядит по-спартански даже среди своих ровесников из 70-х. В переходе на станцию Чеховская стоит памятник М.Горькому, имя которого станция раньше носила.


Станция Театральная

Снова характерный образ второй волны. Края пилонов декорированы полуколоннами, над сиденьями размещены сдвоенные настенные светильники (плафоны в виде рожка были заменены на шарики). Свод центрального зала украшен маленькими фарфоровыми барельефами на тему музыкального и театрального искусства народов СССР (скульптор Н.Данько). Раньше на станции был бюст Я.Свердлова, от которого остался один постамент. Во время войны было начато сооружение перехода на Охотный Ряд, открытого в 1944 году (существовала надпись, посвященная этому событию), оформленного арками и лампами-бра, а также несколькими рельефами (автор Е.Янсон-Манизер), сейчас расположенными против хода, так как изначальное направление движения в переходе менялось (дорога теперь ведет в гору). 9 мая 1946 года был открыт еще один переход - со станции Площадь Революции, с декорацией из бронзовых щитов с изображениями знамен, оружия и даты открытия. Оригинальные люстры здесь не сохранились.
Два вестибюля станции совмещены - восточный, где стоит бюст Ленина, с Площадью Революции, и западный - с Охотным Рядом.


Станция Новокузнецкая

Станция третьей очереди, открытая в годы войны, но по оформлению самая богатая на всей линии. Периметр эскалаторной арки и всего зала украшен непрерывным барельефным фризом с изображением солдат и военной техники. На потолке центрального зала находятся шесть мозаичных панно, созданных академиком В.Фроловым в блокадном Ленинграде (одно с изображением шахтеров утрачено при установке гермозатвора). На стенах станционных залов установлены барельефы с портретами военачальников различных времен, на стенах центрального зала - посвящения защитникам Городов-Героев. В торце перехода находится панно из флорентийской мозаики «Фронт и тыл в борьбе против немецких захватчиков», в середине у него раньше была голова Сталина, а теперь Ленина. Поручни скамеек оформлены красивой резьбой с виноградными листьями.
Круглый вестибюль также очень интересен. На его потолке у эскалатора есть одно панно-мозаика, на внутренних окнах - декоративные решетки и пять барельефных медальонов над проходами (еще один утрачен).


Вестибюль

Станция Павелецкая

Станция была запроектирована с мозаиками, но из-за военных трудностей ее построили без центрального зала, и 8 из 14 готовых картин переместили на Новокузнецкую (остальные не поместились и в итоге пропали). На стенах были установлены барельефы на военную тему. В 50-х годах станция была радикально перестроена, появился центральный зал, новое декоративное оформление, пропали барельефы. Только маленький участок возле южного эскалатора остался без изменений.
Южный вестибюль в 1982 году был накрыт зданием Павелецкого вокзала и почти весь разобран, за исключением масштабной фасадной стены с табличкой о дате открытия станции. Над эскалатором сохранилось мозаичное панно. Северный вестибюль - общий с Кольцевой линией.


Южный вестибюль

Станция Автозаводская

Конечная второй очереди. Путевые стены украшены восемью мозаичными панно на тему заводского производства и четырьмя известняковыми барельефами. К сожалению, мозаики настолько блестящие, что сделать их четкое фото чрезвычайно сложно - тому виной отсветы неправильных ламп, установленных взамен старых люстр.
В старом южном вестибюле находится мраморное панно "Русские богатыри" и расписной потолок (вначале - Сталин в окружении кольца знамен, сейчас рабоче-трудовая картина), а также красивые чугунные решетки с растительным орнаментом. Северный вестибюль, более поздний, ничем не интересен.


Станция Коломенская

Открыта она уже после окончания "экономного периода", и потому - своеобразная форма колонн и вставки с изображением мифологических существ. В четырех наземных вестибюлях установлены небольшие медные панно на тему народных ремесел, но основная часть их находится над лестницами - бронзовое панно с каждой стороны, углы его заходят на боковые стены, и в них по четыре миниатюры.



Станция Каширская

Практически типовая двухзальная станция, совмещенная с Каховской линией. Вставки одинаковы в обоих залах. На них изображены спутник, линии электропередач и плотина ГЭС.


Станция Кантемировская

Оформление посвящено военно-исторической тематике, поскольку она названа в честь гвардейской Кантемировской дивизии. На стенах зала - вставки с изображением звезды и растительного стебля.


Станция Царицыно

Путевые стены облицованы флорентийской мозаикой, посвященной советской власти и её успехам. Прежнее название станции - Ленино, оттого и такая тема. Над лестницами находятся похожие мозаики с абстрактными видами Москвы.


Станция Орехово

Над эскалаторами в вестибюле установлены бронзовые композиции на тему "Охрана природы", которые непросто заснять из-за солнечного света. Но и сама станция непроста - чего стоит только перевернутая цветовая гамма стен и неожиданное местоположение текста.


Станция Домодедовская

Четыре панно из меди с изображением самолетов.


Станция Красногвардейская

В торцах зала - каменные барельефы на тему революционных событий 1917 года. Интересные подставки с названием станции, стоящие в центре зала.


Станция Алма-Атинская

Единственный образец искусства - изображение яблони и города в стиле примитивизма, сделанное на внешней стене вестибюля.