Московские Зарисовки

Арбатско-Покровская линия Московского метрополитена (№3)

Открыта в 1938 году в составе участка Площадь Революции - Курская.
Последнее обновление произошло в 2012 году (станция Пятницкое шоссе).


Станция Пятницкое шоссе

Самая новая из одноколонных станций с разноцветными путевыми стенами.


Станция Митино

Станция Волоколамская

Станция Мякинино

Станция Строгино

Станция Крылатское

Станция с несимметричным сводом, над эскалаторными галереями находятся скульптуры летающих людей. Когда-то служила конечной для Филевской линии, поезда прибывали выборочно на оба пути и сразу шли обратно, не заходя в тупики. Точно такая же ситуация была и на противоположном конце линии.


Станция Молодежная

Единственная подземная "сороконожка" на Филевской, а теперь на западном участке синей ветки.


Станция Славянский Бульвар

Выполнена в зеленом цвете. В оформлении примечательны изогнутые фонари на платформах и лавки с растительным обрамлением. Почему-то нет привычных часов над путями - людям без них неудобно.


Станция Парк Победы

Двухзальная станция с инвертированной цветовой гаммой пилонов. В каждом зале находится одно церетелевское панно на тему победы в каждой из Отечественных войн. Второй путь должен служить для соединения с Калининской линией, но долгое время после постройки не использовался. В 2014 году там был запущен челночный поезд до Делового Центра.


Станция Киевская

Некогда конечная на линии, построенная в классические времена со всеми атрибутами, включая люстры (точно такие же есть на ВДНХ). В центральном зале находятся неплохие фрески (всего 24), изображающие трудящихся; такие же фрески со стороны путевых залов изображают растения. В торце станции находится мозаичное панно на тему 300-летия воссоединения Украины с Россией. Отреставрировано и заново открыто в 2014 году.
Вестибюль встроен в здание Киевского вокзала (аванзал совмещен с Кольцевой линией). В нем тоже достаточно интересно - по периметру стены идет роспись в "советско-египетском" стиле, изображающая довольных граждан нашей страны, несущих пожертвования.






Станция Смоленская

В торце станции находится горельеф на тему защиты Родины, в вестибюле - мозаичный фриз и звезда на потолке. По стенам путевых залов идет стилизованная линия с волнами, а стильные светильники похожи на своих родственников со Спортивной.


Вестибюль


Станция Арбатская

Богато украшена растительно-фруктовыми барельефами (архитектор Л.Поляков, автор нескольких домов и других станций, в оформлении которых есть точно такие же элементы). В эскалаторном аванзале со стороны перехода на Филевскую линию есть старая доска с информацией о дате открытия. Здесь также была представлена первая из новых литых табличек, посвященных станциям метрополитена. До повторного открытия Воробьевых Гор эта станция была самой длинной в Москве. Участок Киевская-Арбатская стал последним, где полностью воплощено внутреннее убранство; все последующие станции уже пострадали от хрущевских сокращений.
Огромный трехарочный вестибюль в 1970-х был полностью окружен зданием Генштаба, и его роскошный фасад более не доступен для осмотра. Новый выход пробили через боковую стену. Внутри возле эскалаторов находился ростовой мозаичный портрет Сталина, но уже через три года его разобрали.



Станция Площадь Революции

Первая станция на Покровском радиусе. Сама она довольно мрачная и низкая, но именно здесь стоят всем известные скульптуры (авторство М.Манизера). Давно существует традиция потирания на счастье собачьих носов и пистолетных стволов. Было создано 20 сюжетов, которые (с повторениями) должны были заполнить 80 ниш, показывая развитие страны от революции до наступившей эпохи социалистического труда и отдыха. Сначала гипсовые, вскоре они были заменены на бронзовые. В связи с недостатком места все фигуры, кроме детских, сделаны присевшими. Торцевая стена зала была декорирована барельефом с портретами Ленина и Сталина, перенесенным при открытии перехода на кольцевую Павелецкую, где он и скончался.
Западный вестибюль, совмещенный с Театральной, строился (по проекту А.Душкина) овальным для встраивания в планируемый дом, но когда от последнего отказались, вестибюль снабдили прямоугольным портиком. Восточный вестибюль открыт в 1947 году и выходит в Богоявленский переулок. На его стенах - мозаичные знамена и отрывки из советского гимна.



Восточный вестибюль

Станция Курская

Вторая и последняя из довоенных станций Покровского радиуса. Полноценных изображений-барельефов здесь нет. Кое-где встречаются декоративные элементы, вроде накладок с серпами на ограде перехода (созданы уже в 1950 году) или снопов пшеницы на вентиляционных решетках. В нишах у эскалатора помещались торшеры.
Наземный вестибюль встроен в ранее существовавшее здание. Аванзал расширен и совмещен с Кольцевой линией в 1950 году, при этом утрачены торшеры и мраморный пол.


Станция Бауманская

Первая из группы станций на радиусе, открытых в период войны, что не помешало им заполучить прекрасное оформление (и единственная по проекту Б.Иофана). В нишах центрального зала установлены бронзовые скульптуры защитников Родины и тружеников тыла - до ремонта они были гипсовыми, только снаружи покрытыми металлом. В небольшом тупиковом аванзале - мозаичное панно, изображавшее Ленина и Сталина на фоне знамён; в 1963 году опального вождя убрали, неаккуратно вставив новый портрет. Пути освещались чашевидными люстрами, замененными на банальные хрущевские лампы и не восстановленными при ремонте.
Квадратный вестибюль с четырьмя колоннами тоже украшен мозаикой над эскалаторами, а наружная стена над входом красуется горельефом на тему защиты Москвы. Внутри установлен бюст Н.Баумана. Здесь работал самый старый тоннельный эскалатор с деревянным покрытием, разобранный в 2015 году, когда станция была закрыта на ремонт.


Вестибюль

Станция Электрозаводская

Потолок здесь усеян эффектными кессонами, словно из подводного города. На стенах зала установлены 12 барельефов на тему трудовых будней в тылу (еше два утрачены), кронштейны ламп опираются на решетки с изображением серпа и молоточка.
Возле вестибюля находится скульптурная группа «Метростроевцы». Под потолком вестибюля - шесть барельефов с именами ученых, сделавших открытия в области электричества (трое из них иностранцы, в том числе американский президент Франклин). Первоначально также существовала большая люстра с красной звездой на плафоне, оснащенная люминесцентными лампами производства Электрозавода.





Вестибюль

Станция Семёновская

Единственная станция с четырьмя рядами колонн вместо пилонов. Путевые стены украшены щитами-картушами с изображением оружия и портретами солдат. Торцевую стену украшает горельеф с изображением ордена Победы на фоне оружия и знамён. Центральный зал освещен торшерами, на его потолке можно разглядеть барельефы различных военно-транспортных средств. Вентиляционные решетки на платформах изображают листья дуба и лавра, старые люстры утрачены и заменены на обычные лампы.




Станция Партизанская

Трехпутная станция, производящая впечатление своим масштабом. Парадные лестницы ведут с платформ сразу в кассовый зал и вестибюль, составляющий единой целое со станционным залом. На лестничной площадке установлена скульптурная группа, изображающая партизан, а в начале платформ - скульптуры партизан Зои Космодемьянской и Матвея Кузьмина (автор М.Манизер). Путевые стены и колонны украшены многочисленными барельефами на тему партизанского движения. Оригинальные светильники не сохранились.



Станция Измайловская

Приятная взгляду открытая станция, расположенная у границы леса.



Станции Первомайская и Щелковская

Хрущевские коробочки.