Московские Зарисовки

Архитектура Москвы (стр. 2)

Подборка фотографий исчезающей старины и просто интересных зданий Москвы, которые были сделаны во время прогулок по столице. Больше эти фотографии положить некуда - чтобы они не лежали без дела, для них создано несколько разделов. На этой странице - фото домов и построек, а также территорий, представленных несколькими фотографиями сразу, при этом на полноценные страницы их не хватило (может, однажды и хватит). Смотрите также соседний раздел - с одиночными изображениями.



Типовая школа проекта Л.А.Степановой 1949 года

Георгиевский переулок


После Великой Отечественной войны было необходимо создание новых, более экономичных проектов школьных зданий. Архитектор Л.А.Степанова взяла за основу свой старый проект, разработанный совместно с Я.Л.Эстриным в 1939 г., согласно которому классы располагались по обе стороны коридора, а наружные окна в его торцах. Здание имело четыре этажа, на последнем этаже находился спортзал. Первая школа была построена в 1949 году в Большом Афанасьевском переулке и стоит там до сих пор, но внешне она совершенно непримечательна. Знакомый нам красно-белый фасад разработали немного позже архитекторы А.Ростковский и И.Чекалин. Под крышей размещался картуш с эмблемой, а вход в школу выделялся четырехколонным портиком. Экономичный проект на 880 человек стал массовым и в 1949-1950 годах был единственным типовым проектом, утверждённым к строительству в Москве. Среди его недостатков были тесный, плохо освещенный коридор и уменьшенные размеры помещений, кроме того, определенные проблемы создавал спортзал, размещавшийся прямо над всеми остальными классами. Поэтому на основе этой школы Л.А.Степанова представила в 1950 году новый, еще более известный проект.
Изредка можно встретить школу с неокрашенным фасадом, например, на Ботанической улице.


Типовая школа проекта Л.А.Степановой 1950 года

Улица Мневники, 4


В 1950 году архитектор Л.А.Степанова разработала новый, улучшенный типовой проект пятиэтажной школы на 880 человек. Физкультурный зал уже не находился под крышей, а пристраивался в виде отдельного объёма к первому этажу. Фасад, который разработал архитектор С.Д.Юсин, имел схожий с проектом 1949 года принцип вертикальной направленности с красно-белой расцветкой и завершался картушем над карнизом здания, но в целом внешний вид стал более простым. На уровне пятого этажа размещены медальоны с портретами М.В.Ломоносова, А.С.Пушкина, А.М.Горького и В.В.Маяковского. На несколько лет проект Л.Степановой стал практически единственным в столице, прежде чем его вытеснили новые проекты Т2 и МЮ. Всего было построено около ста таких зданий.
На улице Мневники, прежде служившей старой трассой Хорошевского шоссе, находится несколько самых старых зданий района, в том числе и эта школа. Картуш на ней решили не делать, зато добавили к портретам классиков годы жизни. Похожая школа была нами встречена и описана в районе Очаково.

Одно из поздних зданий по этому проекту выстроено на Каширском шоссе в районе Москворечье (район формировался при заводе полиметаллов и институте ВНИИХТ - предприятиях атомной промышленности, и тогда еще не являлся частью Москвы). Бывшая школа №866 (улица Кошкина, 6) была открыта в 1956 году. Здание естественного кирпичного цвета, барельефов здесь нет, но сделан аттик с датой.


Типовая школа проекта Ю-1

1-й Кожуховский проезд, 15


Строительство школ одинакового вида (в данном случае, проекта Л.Степановой) на всех участках независимо от их размера и расположения имело свои минусы. В 1952 году было решено разнообразить ситуацию - архитектурное бюро САКБ выпустило рекомендации по созданию новых проектов. Один из них представил архитектор Н.М.Вавировский на основе своей старой разработки 1950 года. Эта школа также пятиэтажная и красно-белой расцветки, на трех этажах размещены стандартные классы, коридор с лестницами в торцах. Постройка легко узнается по боковым выступам (эркерам) в форме трапеции. На пятом этаже расположен актовый зал. Большая часть окон классов выходила на главный фасад, который предполагалось ориентировать на юг, поэтому проект получил код Ю-1. Входная группа выделена портиком из четырех полуколонн. Нарядную школу этого типа - неокрашенную, но с картушем - можно увидеть в Электростали на улице Тевосяна, где она отличается парадным расположением.


Типовая школа проекта С-1

Химки, улица Маяковского


Почти одновременно с Ю-1 появился "противоположный" проект С-1, в котором главный фасад (сильно отличающийся от "Ю-1") ориентирован на север. Проект выполнил в САКБ архитектор Г.В.Вязьмин. По плану учебные помещения были ориентированы на все стороны света: на каждом этаже четыре класса смотрят на юг, по одному на запад и восток, а лаборатория (самое большое помещение) выходит на север. На этажах возле лестничных пролетов - две рекреации по 60 кв.м, в каждую открывается три класса, что позволило на переменах разделять учеников по возрастам. Проект "С-1" также выделяется эркерами (ризалитами), в которых размещаются лестницы, но здесь они находятся не по бокам, как в "Ю-1", а сзади. Оба проекта утвердили к строительству в Москве в 1954 году, а в 1955-м по ним выстроили больше двух десятков зданий. Обычно школы строили с предполагаемой проектами ориентировкой, но бывали и исключения.


Типовая школа проекта МЮ

Улица Амундсена


Типовой проект "МЮ" - один из последних в Москве, разработанный по заветам переходной однокорпусной архитектуры и ставший массовым. Проект создан архитекторами А.М.Степановым и И.А.Чекалиным из Моспроекта. По плану на этажах отсутствовали коридоры, классы выходили в рекреации, одна из которых служила актовым залом, другая спортивным. В середине фасада на высоту двух этажей поднимаются пилоны с барельефными портретами классиков русской и советской литературы - как на школе Степановой, только с заменой Ломоносова на Льва Толстого. Проект "МЮ" одобрен в конце 1955 года и вскоре признан единственным. Существововал редкий вариант "МС" для северной ориентации фасада, проект несколько раз дорабатывали, вынесли спортзал в пристройку. Когда хрущевская борьба с излишествами достигла логического абсурда, были убраны даже колонны с писателями, и фасад стал простой коробкой. В начале 1960-х годов школы "МЮ" уступили место новым панельным проектам с разделенными корпусами.

Бывшая школа №511, построенная в 1960-1961 годах по модифицированной версии проекта "МЮ" (улица Москворечье, 39). Здесь нет барельефов писателей, но свежая подкраска и аттик с датой делают здание даже более нарядным. Почти все школы проекта МЮ выстроены из белых блоков, кирпичные являются исключением, а портик на фасаде - типично местная добавка, вероятно, по следам соседней школы №866, открытой четырьмя годами ранее.


Административные здания на улице Мневники

Улица Мневники, 6 и 6к2


Еще одна маленькая группа построек, ровесников вышеупомянутой школы. Здание №6 построено в 1951 году в форме буквы "П" - трехэтажное, с центральной частью в четыре этажа, маленькими балкончиками и карнизами. На улицу оно смотрит боком, сейчас занято офисами. Рядом корпус №2 - небольшой домик с треугольным фронтоном, стоящий в глубине безымянного проезда - построен на несколько лет позже и служил вытрезвителем, а сейчас в нем спецприемник №2 для арестованных - нарушителей административных статей. Здание огорожено глухим забором с колючей проволокой.
Неподалеку сохранились еще бывший детский сад и мрачная электроподстанция. Жилые дома вокруг начали строить со второй половины 50-х, и построили много пятиэтажек, которые почти все уже снесены.


Павильон станции "Лужники-Южные"

Новолужнецкий проезд, 3


Последний из сохранявшихся в Москве автобусно-троллейбусных павильонов сталинского периода, состоявший из здания диспетчерской с буфетом и пристроенного навеса с люстрами. Выстроен по типовому проекту 1939 года, но точная дата постройки неизвестна. Когда его огородили забором, понеслись слухи о перестройке или возможном сносе. Диспетчерская была признана выявленным объектом культурного наследия, но этот статус в нашей стране обычно приводит к еще более поспешному уничтожению. Так и здание диспетчерской было бессмысленно снесено 31 июля 2015 года, вместо нее началась пристройка к изгаженному навесу нового, большого здания.


Старое здание химико-технологического института имени Менделеева (РХТУ)

Миусская площадь, 9


Исторический комплекс института состоит из двух зданий, стоящих вплотную и соединенных переходами. Северный корпус выходит закругленным фасадом на 2-ю Миусскую улицу, здесь находится действующая проходная. Южный вестибюль, выходящий на площадь, считается парадным и может похвастаться замечательными интерьерами и мраморными досками, посвященными истории института. Почти всегда его двери закрыты, кроме нескольких летних дней, когда здесь работает приемная комиссия. Изначально в здании было три дореволюционных этажа с высокими потолками и деревянными перекрытиями, а еще два надстроены в советское время.



Дом-усадьба С.Лепешкина (Институт астрономии)

Пятницкая улица, 48


Построен в стиле модерн и сохранил часть внутреннего убранства. В 1920-х годах здесь был биологический институт, потом разместился и находится (в заметной тесноте) до сих пор институт астрономии РАН. Некоторое время проект "Выход в город" проводил здесь свои экскурсии, благодаря чему и удалось попасть внутрь.


Октябрьский радиоцентр

Улица Демьяна Бедного, 24


Первая в Москве Ходынская радиостанция была создана в начале Первой Мировой войны. После революции носила название "имени Коминтерна", затем переименована в Октябрьский радиоцентр.
В октябре 1991 г. на базе центра была основана радиовещательная компания "Октод". На территории вначале была возведена 150-метровая радиомачта, на месте которой в 2006 году построена современная башня высотой 258 м, с диаметром основания 36 метров, откуда вещают несколько радиостанций. Огромная территория центра значительно сократилась в 1960-е годы после начала массового жилищного строительства, но до сих пор остается немалой, хотя большая ее часть представляет собой заброшенный луг и практически не используется. Несколько бывших строений радиоцентра в разное время оказались на территории жилого района. На территорию радиополя можно проникнуть через дыры в заборе.

Одно из зданий (4-я фотография), построенное в 1922 году, оказалось отрезано от основной территории в 90-е годы при продлении трассы улицы Демьяна Бедного. Стояло заброшенным, пока его не переделали под магазин.


Корпуса кондитерской фабрики имени Бабаева

Малая Красносельская улица, 7


Фабрика относится к редкой категории - она активно работает, часто распространяя вокруг себя запах шоколада. Во внутренние пространства мы вряд ли сможем попасть (разве что школьников иногда водят на экскурсии), но самые старые корпуса выходят фасадами на улицу и вполне доступны для беглого осмотра.

Фабрика считается старейшим кондитерским предприятием России и основана в 1804 году бывшим крестьянином Степаном Абрикосовым. Его потомки превратили фабрику в известное и преуспевающее предприятие. В 1880 году был высочайше утвержден устав "Фабрично-торгового товарищества А.И.Абрикосова сыновей", которое входило в тройку крупнейших кондитерских производств России, наряду с ныне закрытыми фабриками Адольфа Сиу (будущий "Большевик") и "Эйнемъ" ("Красный Октябрь"). После революции она вначале получила название "Государственная кондитерская фабрика №2", а с 1922 г. и до сих пор носит имя большевика П.А.Бабаева, тогда как имя Абрикосовых практически забыто.
С 1928 по 1944 годы кондитерские фабрики Москвы разделялись по специализации, фабрика им. Бабаева перешла на производство карамели. В 1946 году здесь впервые в стране начали производить плиточный шоколад. В 1970-х годах была произведена реконструкция, построены новые корпуса. В конце 2015 года был открыт новый фирменный магазин при фабрике, перестроенный под самообслуживание - конфеты стало возможным набирать и взвешивать самостоятельно. Низкими ценами он не отличается, но всем желающим рекомендуется к посещению.

На Малую Красносельскую улицу выходят фасады корпусов сразу нескольких эпох.
Прямо на перекрестке улиц Малой Красносельской и Лобачика (бывшей Проезжей) стоит самый красивый, старый особняк в стиле модерн (дом №7к31), построенный в 1905 году для владельцев фабрики по проекту архитектора Б.Шнауберта. Слева к дому пристроен очень простой пятиэтажный советский цех (хотя наиболее ужасные здания скрываются в глубине территории), за ними следуют дореволюционные корпуса, надстроенные в советское время.



Дом является одним из символов района Красносельский и визитной карточкой фабрики Бабаева, изображен на логотипе предприятия (один из них был размещен прямо в аттике здания), но несмотря на это, он находился в скверном, весьма запущенном состоянии. Но может, поэтому еще сохранялись решетки на крыше и деревянная дверь?
А в воронке сточной трубы цветет целый кустик иван-чая.
В 2018 году начался "ремонт" здания по самой дешевой и любимой в Москве технологии, которая называется "замотать фасад непрозрачной сеткой и забыть о нём". Главное, что падающие кирпичи больше никому не угрожают, в значит, все в порядке. В 2020 году приступили к более заметному ремонту, в ходе которого здание перекрасили в зеленый цвет, а также выломали старые окна и дверь.

За непримечательным конфетным корпусом советских лет на Малой Красносельской можно увидеть трехэтажный цех с пышным карнизом и любопытной отделкой крупными белыми овальными блоками, надстроенный в советский период до четвертого этажа. Дальше он переходит в самое высокое из исторических зданий фабрики - пять этажей с воротами и маленькой башенкой, где помещаются карамельный цех и другие отделения.



Дальше идут желтые склады, и процессию завершает бывший "Дом Коммуны" - красивое розово-белое здание пяти этажей с декором и ложным треугольным аттиком, где располагалось перспективное общежитие, а сейчас это часть фабричных складов.


Киевский вокзал

Площадь Киевского Вокзала, 1


Решение о строительстве здания Киевского вокзала (вначале называвшегося Брянским) было принято в 1912 году к столетию Бородинской битвы. Вокзал строился в 1914-1918 годах по проекту архитектора и инженера Ивана Рерберга при участии B.Олтаржевского. Перекрытия залов и дебаркадер над платформами длиной 321 м были выполнены по проекту В.Г.Шухова. В 1940-1945 годах с северной стороны был пристроен корпус пригородного кассового зала по проекту Д.Н.Чечулина, а также вестибюль станции метро Киевская. В 2003-2004 годах дебаркадер Киевского вокзала изуродован перестройкой, при этом была утрачена большая часть оригинальных стальных арок, а стекло заменено на пластик. От вокзала ходят электрички до Апрелевки, Наро-Фоминска, Обнинска, Малоярославца, Калуги.


Цех №1 Московского трубного завода

Улица Барклая, 6


Московский трубопрокатный завод «Красная труба» основан в 1932 году в Филях на современной улице Барклая (владение 6). С 1945 года - Московский трубный завод. Бетонный забор, долгое время перекрывавший территорию с улицы Барклая, был в конце-концов заменен на решетчатый, открыв обзор на длинное желтое здание цеха №1, построенное в мрачноватом стиле 1930-х годов. Табличка на стене сообщает, что это "трубоэлектросварочный цех имени 50-летия завода", где присутствуют ворота как для великанов, так и для карликов. В тяжелые 90-е завод не был закрыт, а продолжал работать и даже процветать в какой-то мере благодаря производству мачт освещения. Но в 2017 году появилась информация, что его собираются смахнуть с карты заодно с соседней "Горбушкой" - поскольку Москве очень не хватает нового жилья. К настоящему времени цех снесен.


Здания из комплекса завода Станколит

Улица Складочная, 1


Чугунолитейный завод "Станколит" открыт в 1934 году. После войны территория разрасталась, появились новые корпуса на Складочной улице. Завод производил отливки для станкостроения - в 1950 году здесь впервые в мире организовано их поточное производство. Работало специализированное литейное производство. На территории поставлен памятник - одна из колонн, отлитая для восстановления Триумфальной арки - собранная из нескольких "лишних" фрагментов, оставшихся после работы. Завод награжден орденами Ленина (1966) и Трудового Красного Знамени (1976). После закрытия все корпуса были заняты магазинами (особенно гигантский главный цех), складами и офисами, и трудно даже сказать, где проходили границы бывшей территории.


Здание Керамического института

Шоссе Энтузиастов, 17


Семиэтажное здание в стиле сталинского неоклассицизма, полностью кирпичного цвета, завершенное в 1957 году и представляющее собой настоящий рассадник заводского декора. Типовые блочные барельефы использовались для украшения домов в середине 50-х как относительно дешевая альтернатива сталинским "излишествам", прежде чем сами пали жертвой упрощений. В советское время тут находился ВНИИЭК - Всесоюзный научно-исследовательский и проектно-технологический институт электрокерамики, основанный в 1942 году на базе Московского керамического института. Он занимался разработкой новых типов изделий электроизоляторной промышленности и технологии их производства. Здание малоизвестно, но является ярким памятником "керамического" переходного периода.




Улица Трофимова

Восьмиэтажный кирпичный жилой дом №17/1 на 189 квартир построен по индивидуальному проекту в 1953 году. Открывает въезд на улицу Трофимова с запада, поэтому имеет декоративные башенки (для сравнения можно взглянуть на построенный в 1960 в тех же пропорциях дом №2, стоящий напротив и лишенный декора начисто). А вот рядом расположенный (последние три фотографии) дом под номером №3 построен в 1954 году и содержит не только стандартный оконный декор с венками, но и довольно редкие круглые окна-"иллюминаторы" с массивным фруктовым обрамлением на дворовой стороне.


Тяговая подстанция Т-11

Улица Восточная, 4б


Скрывается на задворках Симонова монастыря. Построена в 1942 году для обслуживания Замоскворецкой линии - прилегающий участок между станциями Новокузнецкая и Автозаводская был открыт в ноябре 1943 года. В военное время некогда было заниматься украшательством, однако совершенно плоским здание не стало и даже проявляет в себе сдержанные черты конструктивизма.


Институт ПНИИИС

Окружной проезд, 18


Производственный и научно-исследовательский институт по инженерным изысканиям в строительстве (ПНИИИС) был создан в 1963 году на базе института инженерных изысканий (ГИИИЗ). Здание построено в 1959 году - позже здесь образовался комплекс из нескольких институтов возле современной станции МЦК "Измайлово".


Институт ВНИИСТ

Окружной проезд, 19


Всероссийский научно-исследовательский институт по строительству и эксплуатации трубопроводов и объектов ТЭК (ВНИИСТ) основан в 1948 году. Утверждается, что здание построено в 1950 году - оно выглядит торжественно и нарядно, содержит богатый декор и некоторые детали оформления, характерные для послевоенных "немецких" домов: например, окна, разделенные маленькими ложными колоннами.



"Итальянский" дом на Мироновской улице

Улица Мироновская, 9


Многоэтажный жилой дом, построенный по индивидуальному проекту в 1955 году и сходный с домами Жолтовского тех же лет. Фасад сделан в упрощенном стиле, но с барельефами - как раз в это время пытались использовать для наружной декорации сборные блочные конструкции, обычно изображая типовые венки и фрукты и геометрический орнамент с советской символикой, которые многократно повторялись на разных постройках. Здесь же совершенно уникальная композиция в стиле Возрождения: щиты и вазы, есть даже птичка (похожая птица присутствует в здании на Космодамианской набережной). На парапете у верхних этажей лежат небольшие каменные шары. Жаль, что через несколько лет политика упрощения окончательно убила любой декор.


Бывший Московский завод метеорологической аппаратуры

Бауманская улица, 11


Сохранились краснокирпичные корпуса, в том числе переделанные под гаражи. На территории сейчас расположен бизнес-центр, мелкие магазинчики. Вход свободный - со стороны Спартаковской площади и с Бауманской улицы через шлагбаум.

Также сюда можно прибавить соседнюю территорию бывшего завода, чуть южнее.


Детский сад №36

10-я улица Соколиной Горы, 10


Бывший детский сад № 36 - один из (редких) сохранившихся довоенных проектов, здание постройки 1936 года в районе Соколиная гора. Не используется и почти заброшен. Раньше вокруг него стояли дома-ровесники, большая часть которых снесена.