Московские Зарисовки

Окрестности реки Яузы

От метромоста до Старого Свиблова

Участок между метромостом и проездом Дежнева

Летние фото - 2008 год, осенние фото - ноябрь 2012 года.


Проезд Дежнева - Кольская улица

Летние фото - 2007 и 2008 год, зимние фото - начало 2012 года.

Ниже проезда по правому берегу находятся два маленьких пруда, чуть ниже прогулочного поля. Южный из них искусственный, имеет квадратную форму и летом сильно подсыхает. Северный пруд тоже может иметь рукотворное происхождение. Он находится на территории музыкальной школы, и поэтому водосток увенчан фигуркой лягушки на саксофоне.

Левый берег Яузы ниже моста оформлен в 2008 году под названием "Экологический парк на Ленской", и оформлен неплохо. Через реку устроены понтонные мосты, в болотистой пойме тянутся деревянные мостки, стоят информационные плакаты. Жаль только, что увеличился поток посетителей, не всегда хорошо относящихся к природе. Нетрудно догадаться, что все плакаты через некоторое время тоже были разбиты.



Южная часть экологической тропы летом 2008 г. еще находилась в стадии завершения. Территория выглядит как сплошное болото, подпитываемое, кроме всего прочего, водой Южного Медведковского ручья, правого притока Яузы. В основном дорога идет вдоль берега реки, а затем уходит на трассу Кольской улицы, но кроме неё была создана и весьма увлекательная понтонная тропинка через болото, плавающая на пустых бочках. Неизвестно, правда, как такая инфраструктура влияет на жизнь местной фауны. Через определенное время свершилось то, что обычно происходит, и плавающая дорожка была развандалена идиотами. Немного позже "отдыхающие" разнесли на кусочки и остальной парк, разломали дорожки и сожгли беседку - территория выглядит так, будто по ней прошли войска татарского хана. Пока еще культурная обстановка противоречит образу жизни - выгребной яме - некоторых недоразвитых гуманоидов, и они инстинктивно пытаются от нее избавиться.



Правый берег Яузы по сравнению с экотропой выглядит жалко - обычный сквер с редкими деревцами и тропинками, с регулярно выстригаемой травой.
Пересекая Кольскую улицу, Яуза теряет человеческое лицо, начинаются заросли. На небольшом расстоянии от нового моста Кольской улицы существовал старый, возможно деревянный. Посреди реки до сих пор виднеется островок от опор, однако уже на карте 1964 г. мост показан пунктиром.

Кольская улица - железнодорожный мост

Продолжаем идти по левому берегу.
Любителям диких зарослей и собачьих стай, возможно, будет полезен правый берег Яузы, где впадает река Чермянка. В последние годы там проведено благоустройство, однако до того самое интересное было сосредоточено на левом берегу. Пруд Холодок, он же Кольский или Тенистый - с южной его стороны еще сохранились заброшенные остатки испытательного комплекса ЦНИИС. В специальном бассейне объекты испытывали действием на них водяной струи, забирая воду из пруда.


Тенистый проезд (3) отмечен на многих картах как проезжая улица, но на самом деле таковой не является. Это прогулочная тополёвая аллея, тянущаяся от пруда Холодок до бывшего стадиона ЦНИИС. Деревянные столбы, когда-то служившие осветительными мачтами, вбиты в землю с помощью бетонных шпал. В последнее время они, как многие другие остатки прошлого, исчезли, а грунтовую тропинку возле стадиона зачем-то обустроили твердым покрытием.

Начинается земля, молчаливо хранящая богатую историю и свидетельства давно минувших дней. На высоком берегу Яузы попадаются еще жалкие остатки полигона ЦНИИС, где испытывали оборудование метростроя - остатки шахт, опор и строений. Большая часть комплекса была уничтожена при строительстве жилых домов на месте городка Института Пути. Чуть южнее проходила Бескудниковская железнодорожная ветка, закрытая в 1987 году. Её следы теперь с трудом читаются даже с высоты, но в 90-е еще сохранялись остатки шпал и насыпи. В относительно приличном состоянии до наших дней дожил только мост через Яузу, но и он был переделан под нужды пешеходов.


Участок от железнодорожного моста до Свибловского родника

Заболоченный левый берег ниже переделанного моста попал под реконструкцию в 2011 году. До этого здесь не было сколь-нибудь приличных дорог, но в ходе работ были проложены деревянные тропы и мостки над открытой водой. Участок соединяется с ранее открытыми дорожками в Свибловской излучине. Здесь впадает небольшой приток, так называемый Свибловский ручей.



В Свибловской излучине Яузы в 2008 году восстановили кольцевой канал с декоративным павильоном, созданный триста лет назад. Через саму реку устроили мост, расположив его возле Свибловского родника, под лестницей, спускающейся с высокого берега.


Ниже Свибловского родника

После родника идет хорошая дорога по левому берегу Яузы. На карте еще долго был виден дом, построенный незаконно на зеленой лужайке и снесенный в 2007 году. С левой стороны тянется высокий крутой склон, на верхушке которого находится усадьба Свиблово. Постепенно поворачивая налево, дорожка выводит к двум Свибловским прудам, выкопанным в давние времена и соединенным узким проливом.

Свибловские пруды ничего особенного из себя не представляют. Обходя их, можно найти сток в Яузу из южного пруда и плакат, повествующий о нелегком труде реставраторов, вернувших водоемам привлекательный вид. Желающие могут здесь же перейти через Яузу по мосту, но делать там совершенно нечего, и лучше всего продолжить идти по левому берегу.

Северный пруд



Южный пруд


Подножие склона погрязло в болоте, поэтому держать путь стоит по верхней кромке берега, через рощу. Здесь и стояло село Свиблово. Восточнее прудов на горке расположена доступная для посещения, реконструированная после запустения территория усадьбы Свиблово с церковью.


Восточнее усадьбы и бывшего села, несмотря на старость территории, красивых домов практически нет. Можно отметить интересное здание бывшего гаража по адресу 2-й Ботанический проезд, 13са. К сожалению, оно надежно огорожено плотным забором со всех сторон. Вокруг, на Ботанических проездах, осталось несколько кирпичных домов постройки 1950-60х годов с необычным числом этажей - три (к этой группе можно добавить также дом 9к1 на улице Седова), но этажность - единственное, чем они заслуживают интереса, так как построены в унылое хрущевское время. Интересный квартал постройки 50-х есть между проездом Нансена и улицей Амундсена.

Институт Пути

Если есть желание к прогулкам по тихим провинциальным районам, советую отправиться в районе улиц Вересковой, Ивовой, Просвещения. Несмотря на угрожающие темпы роста числа новых домов, этот район Свиблова пока еще представляет собой тихий уголок, каким он и был раньше, до вступления в черту Москвы. Здесь и своеобразные жилые здания, и деревья, и само название улицы Просвещения, пережившее время. На Игарском проезде стоят корпуса Института пути (ЦНИИС), создавая между собой маленькую спокойную площадь, где находится военный мемориал (а вначале был памятник Сталину) и конечная остановка автобуса №183, следующего сюда с 1966 года. До 1987 года остановка называлась "платформа Институт пути", так как рядом была одноименная станция Бескудниковской железнодорожной ветки.

Институт было решено построить в конце 1920-х на границе города Лосиноостровска, позже переименованного в Бабушкин, недалеко от села Свиблово. Главный (известный также как Старопутейский) корпус возведен в 1929-1930 годах в характерном для тех лет смешанном стиле. На восток к площади смотрит входная группа и классический довоенный сталинский фасад, массивный и слегка мрачноватый. В таком же парадном стиле были выполнены и интерьеры с главной лестницей и конференц-залом. Но за пределами главного входа все здание выстроено в отчетливых формах конструктивизма.

Западное крыло старого здания, которое протягивается вдоль Игарского проезда, имеет совершенно ясные черты конструктивного стиля. Взять хотя бы полукруглый лестничный выступ с вертикальным остеклением в середине фасада. Часть внутренних помещений продана сторонним организациям - ЦНИИС сейчас переживает далеко не лучшие времена. На первой фотографии вдали видны высотные дома, построенные на месте оригинального поселка при институте, снесенного в 2005 году.

Северная часть Старопутейского корпуса, замыкающая площадь на Ивовой улице - массив серого цвета, с большими воротами и металлической осьминожкой, которая уже много лет радует немногочисленных гостей.

Обшарпанное красное здание к северу от исторического корпуса ЦНИИС - низкорослая электростанция, имеющая адрес Игарский проезд, 2с2. На ее крыше сохранилось сигнальное устройство (сирена), хорошо видное на фото, а у стен росли огромные старые тополя, от которых остались только гигантские заросшие мхом пни. Рядом находится перестроенное здание, теперь уплывшее в частные руки, где находилась институтская столовая, позже переделанная под клуб. Оно числится по Ивовой улице под номером 1.

На заднем дворе института, куда выводят ностальгические деревянные ворота для грузов, свалены всякие обломки любопытных форм и очертаний, медленно превращающиеся в мусор. Над ними висит старый кран, укрепленный на балках между двумя корпусами и пребывающий в рабочем состоянии. В двухэтажной постройке, прикрывающей двор с запада, находится отделение института - НИЦ "Мосты".
Люки в виде рогожки со штриховкой имеют довоенное происхождение и неоднократно попадались в окрестностях Сокольников и Красносельской. Здесь они тоже были использованы для оформления первой волны строительства.

Тихая площадь перед зданием, где в свое время возвышался памятник Сталину. Теперь здесь растут деревья и стоит памятник героям Великой Отечественной войны. На первой фотографии впереди видно четырехэтажное здание лабораторного корпуса, построенное в 1952-1953 годах. На второй сквозь ветви деревьев просвечивает бывший клуб, можно различить слева и красную электростанцию.

Четырехэтажное здание лабораторного корпуса, построенное в 1952-1953 годах со скромным декором и надписью "ЦНИИс" над подъездом, ограничивает площадь с восточной стороны и заходит левым крылом на Игарский проезд. Во дворе (и в окрестных дворах) обнаружены люки КМЗ-МПС, которые делал некий машзавод Министерства путей сообщения. А раз делались они для транспортного и железнодорожного института, участие завода МПС выглядит совершенно логичным.

Бескудниковская железнодорожная ветка была построена в 1900-1901 годах для соединения Савеловского направления, у которого тогда еще не было собственного вокзала, с Ярославским. Она существовала до 1987 года, связывая эти два радиальных направления Московской железной дороги между станциями Бескудниково и Лосиноостровская. В 1930-х годах рядом в Свиблово появился Институт пути со своим городком и испытательным комплексом, что ускорило развитие железной дороги как в грузовом и техническом значении, так и в пассажирском (движение пассажиров открыто в 40-е годы). Ветка была однопутной с разъездами, всего действовало 6 платформ, из которых первой стала в 1945 году станция Институт Пути. Отрезок линии до нее был электрифицирован (в 1955 г. - вся линия). Без упоминания Бескудниковской линии невозможно представить себе историю этого района Москвы.

Пик расцвета ветки пришелся на 1950-е годы, но после расширения Москвы она начала терять свое значение и деградировать. 10 сентября 1966 года из-за открытия трамвайной линии, пересекавшей пути, было прекращено движение на перегоне Дзержинская-Лосиноостровская, и ветка стала тупиковой. Согласно расписанию 1971 года, по БЖВ проходило 11 пар электропоездов за сутки (время движения до пл. Дзержинская - 12-13 минут). Обычно в челночном режиме работал один состав.

При строительстве Калужско-Рижской линии метро и станции Свиблово в 1976 году был закрыт перегон от Дзержинской до Института Пути. Бескудниковская линия окончательно была закрыта в мае 1987 года, когда началось сооружение северного радиуса Серпуховско-Тимирязевской линии метро, и в районе Отрадное на месте путей была построена одноименная станция, многоэтажные дома и гаражи. В Свибловской части еще долго сохранялись, постепенно исчезая, разнообразные мелкие артефакты - рельсы, шпалы, путевая инфраструктура, светофоры и столбы, насыпи и места пересечений. Большая часть всего этого богатства давно пропала.

Возле станции метро Свиблово долгое время сохранялся фрагмент рельс тупикового ответвления, закатанный в пешеходную дорожку (на фото). К сожалению, этот маленький памятник тоже пропал из-за строительства торгового центра, ради чего не постеснялись разрушить и находившуюся рядом деревянную церковь.

На первом фото - Игарский проезд, начинающийся возле метро Свиблово и проходящий вдоль новых корпусов ЦНИИС, мимо нескольких сохранившихся опор электропередачи, питавших железную дорогу в ее последние годы. После разбора платформы Дзержинская по ним подводилось электричество до сохранившегося участка возле Института Пути. На одном из столбов можно увидеть распорки, на соседнем - даже изоляторы.

От Игарского проезда отходит под косым углом улица Просвещения, но прямого съезда на нее нет - раньше улица кончалась тупиком, так как упиралась в Ватутинское железнодорожное ответвление, и эта диспозиция до сих пор дает о себе знать. На фото - проезд западнее описанного места.

Жилой район вокруг ЦНИИС

Большая часть старых домов, которые мы можем наблюдать вокруг институтского комплекса, построена в период послевоенного расцвета малоэтажного строительства. На Вересковой улице (до 1964 года - улица Дружбы города Бабушкин) стоит несколько зданий в два этажа, возведенных в конце 1940-х при участии немецких военнопленных. Вокруг Просвещения и Вересковой - более поздние, выстроенные в том же характерном для конца 50-х стиле, но уже советскими строителями.
По улице Просвещения не числится ни одного строения (разве что самые новостройки), и дома на фото, выходящие фасадами на эту улицу, также приписаны к соседним Ивовой (№5) и Вересковой (№12), поскольку только они имели названия и были более важны в топонимике поселка. На углу последнего в ряду дома №12к1 по Вересковой улице некогда висели старинные стеклянные часы - разбитые, но вполне узнаваемые. Они исчезли в 2010 году.

Уютный внутренний двор среди застройки, какой она должна быть. Сразу слева - дом №5 по Ивовой улице (до 1964 года - улица Мира), дальше №12к2, и вдали поперек - корпуса, выходящие на Вересковую улицу. Очередной люк производства ремонтно-прокатной базы из Кишинева (бывшей ОСВУ) на газоне принадлежит соседнему, гораздо более простому на вид зданию 1957 года в форме скобки (Ивовая, 7). Даже здесь его текст оказался сильно затерт.

Двухэтажки на Вересковой. На первом фото - наверно, самый приятный на вид, обильно заросший зеленью №4 на 12 квартир, построенный в 1950 году. Со стороны подъездов у него маленький сад, а проезда для машин нет - стоя здесь, легко забыть, что вокруг город Москва. Земля под ногами по чьей-то прихоти украшена несколькими люками с двойной надписью "Водосток" - типовой московской серии тех лет, а со стороны улицы возле дома можно увидеть ранний, уменьшенный вариант крышки ЯРМЗ.

Дом №7 постройки 1948 года и дом №5, нежилой и очень старый. Во времена институтского городка здесь были ясли, потом поликлиника, после жилой дом, а теперь здание снова занято организациями.

На Тенистом проезде.

Здание завода на Кольской улице. На крыше сохранилось название: "Управление механизации отделочных работ". Ну, теперь уже не сохранилось, потому что завод полностью снесен понятно для какой цели.