Трамвай №7
От проспекта Мира до Белорусской: большей частью 2008 г.
Попытка проследить маршрут московского седьмого трамвая - тоже очень старое мероприятие. Все началось с уничтожения старого трамвайного кольца возле станции метро Белорусская, из-за чего пришлось спешно делать там фотографии, ставшие вскоре историческими. А немного позже, в 2008 году, был пройден самый удобный участок вдоль рельс - от бывшего кольца до улицы Гиляровского. Пройти здесь в ритме прогулки можно и сейчас, хотя Лесная улица уже едва ли представляет собой спокойную магистраль, но улица, например, Достоевского еще вполне. С тех пор на маршруте произошло много изменений.
На фото - январь 2008 года, рельсовый путь уходит направо, на кольцо. Дальний путь с него выходит. Несколько лет после слома кольца рельсы лежали без движения и ожидали разбора, но потом на этом месте был устроен тупик, используемый восстановленным маршрутом №9. Для этого потребовалось запустить особый подвижной состав с двухсторонними дверьми.
Такие жалкие диспетчерские - обычное дело для Москвы.
Въезд на кольцо, которое через пару месяцев продали под небоскреб. Закрыли его 28 июня 2008 года.
Место посадки пассажиров.
Два пути соединяются в один и выходят на Лесную.
Путь выходит на Лесную улицу напротив дома №8А. Конечная сюда вернулась, когда прогнали ненавистника трамваев мэра Лужкова с его командой, но уже в виде первого и единственного в Москве тупика для старого-нового маршрута №9. А в сентябре 2017 года пути продлили до нового кольца на площади Тверской заставы.
Исторический трафарет. И не только из-за отмененных маршрутов, но и по причине "рукописности".
Современные таблички все напечатаны по шаблону, да только красота уже не та.
Дом культуры имени Зуева.
Трамвай стоит во главе пробки из своих сородичей. Рабочие что-то делают с подвеской возле депо имени Щепетильникова - исторического здания Миусского трамвайного парка, раньше принадлежавшего именно трамваям, а до недавнего времени троллейбусам. Чиновничья братия неоднократно предлагала вывести рогатый транспорт с этой дорогой земли и использовать депо для финансово более выгодных целей. В итоге получилось, что троллейбусы исчезли (и уже вот-вот исчезнут из всей Москвы), но депо сохранилось и было отремонтировано под торговые заведения, рынки и рестораны. Впрочем, толку от них немного, так как цены на продукты совершенно невменяемые.
Фото того же места, сделанное в 2017 году. Изменилось буквально все: внешний вид плаката, способ его крепления, название остановки, номера маршрутов, и переименование станции метро "Улица Подбельского" здесь тоже отразилось...
Музей "Подпольная типография РСДРП" на Лесной улице.
Лесная улица. Справа - корпус Московского тормозного завода "Трансмаш", основанного в 1921 году, позже ставшего производственным объединением "Трансмаш" (АО "Трансмаш"). На их сайте можно узнать историю самого предприятия и отечественного тормозостроения.
Один из переулочков вокруг троллейбусного (в прошлом трамвайного) парка. Он еще работал, и спящие троллейбусы занимали все обочины этих переулков, окружая институт РХТУ (слева) и Миусскую площадь.
"Пряничный" кирпичный дом на Миусской площади - часть ансамбля Московского Промышленного училища имени императора Александра II. Здание построено в 1900 году по проекту арх. М.К.Геппенера - сейчас это "красный корпус" РХТУ им. Менделеева, где расположены кафедры физики и химии.
Главный фасад РХТУ им. Менделеева (Миусская площадь, 9 строение 1). Именно с этой стороны находится парадная лестница с великолепными украшениями, которую могут увидеть посетители приемной комиссии; основная же часть здания пребывает в ветхости - как-никак, построено в 1900 году и надстроено двумя этажами в советское время. Правда, атмосфера старины в здании замечательная - коридоры, деревянные полы, лестницы и портреты знаменитых химиков на стенах.
Табличка с названием заведения. Главный вход осуществляется со стороны 1-й Миусской улицы.
Лесная улица в сторону Белорусской. Впереди слева - тормозной завод.
Стрелка на улице Палиха, некогда известная маршрутом трамвая №19, который пересекал здесь сам себя. Теперь такого нет. Налево уходит основной путь к улице Достоевского, направо - петля по Тихвинской улице (а в прошлом еще и на улицу Двинцев). А спереди - Белорусская и Новослободская.
Перуновский переулок.
Треугольник на площади Борьбы. Ответвление вдоль МИИТа возвращается к главному пути.
Улица Достоевского.
Флигель Мариинской больницы и доска сталинского периода, посвященная Достоевскому.
Поворот с улицы Достоевского на одноименный переулок.
Трамвай №19 следует по переулку Достоевского. Слева за зеленым забором заброшенный детский сад, участвовавший в съемке фильма «Служебный роман».
Пересечение с Селезневской улицей.
Антроповский пруд до ремонта.
Пути в 3-м Самотечном переулке.
Начало Самотечного переулка возле Делегатской улицы.
Слева виден фрагмент розовой усадьбы Стрешневых-Остермана (18 века).
Вагон пересекает Самотечную улицу.
Участок Делегатской улицы, по которой едут трамваи.
Поворот за угол театра зверей имени Дурова - на одноименную улицу.
От уголка дедушки Дурова, который виден сзади, трамвай (наконец-то попался седьмой, а не №19) следует по улице Дурова к проспекту Мира.
Слева произошли значительные изменения - выстроили поистине грандиозную мечеть, характерную больше для дремучей исламской державы, а не для столицы России.
В то время здесь было очень неудобно. Машины, брошенные справа, регулярно перекрывали рельсы.
Пересечение с улицей Щепкина. Тоже хороший участок - но короткий.
Здание Добровольного пожарного общества на улице Гиляровского.
Фото 2015 года, на котором видна огромная мечеть.
Этот угол на улице Гиляровского - тоже сущее проклятье для трамваев.
Невоспитанные водители лезут и подрезают со всех сторон.
Улица Гиляровского.
Окрестности храма митрополита Филиппа.
Самое красивое здание на этом отрезке улицы (№20) - бывший доходный дом Ломакиной, построенный по проекту архитектора В.С.Масленикова в 1909 году.