Московские Зарисовки

Парк Дружбы и Северный Речной вокзал

Парк Дружбы заложен в 1957 году во время проведения Всемирного фестиваля молодёжи и студентов в Москве. Отсюда и ближайшая улица называется Фестивальной. Через несколько лет этих мест достигли новые жилые районы Москвы, а затем и станция метро Речной вокзал. Многие годы парк служил местом установки подаренных России памятников из других стран. Парк можно условно разделить на западную лесистую часть, где расположена большая часть памятников, и восточную - которую занимают искусственные пруды, созданные на месте карьеров. Один "пруд" сухой, другие заполнены водой и связаны между собой.

Памятник "Фестивальный цветок", немного напоминающий драку за веник, установлен в 1985 г. на площади рядом с прудами.

"Дерево мира" Шри Чинмоя посажено 9 мая 1993 года.
Скульптурная композиция "Дети мира" - дар города Хельсинки. Установлена в 1990 году. Вначале фигур было четыре, но одна исчезла уже так давно, что очевидцев не осталось. Табличка с подписью пропала тоже.

Памятник "Вечной венгеро-советской дружбе" открыт в 1976 году. Это копия мемориала, установленного в апреле 1975 года в Парке Дружбы Будапешта, в память 30-летия со дня освобождения Венгрии от фашистских захватчиков.
Памятник облицован плитками пирогранита, который изготавливается в венгерском городе Печ. На последнем фото - как он выглядел до ремонта.

Конный памятник "Манас" - дар Киргизии, открыт 24 февраля 2012 года.

Памятный камень в честь никарагуанского лидера К.Ф.Амадора, который вроде бы посадил здесь дерево в 1957 году.
Памятник испанскому писателю Мигелю Сервантесу установлен в 1981 году, в рамках культурной программы "Дни Мадрида в Москве". В обмен Испании передали памятник Пушкину.
Памятник Рабиндранату Тагору - дар Индии, открыт в 1991 году.

Скульптуры "Земля" и "Море" у входа в парк со стороны Ленинградского шоссе.
В 2002 году в парке был заложен камень с надписью "Здесь будет сооружена скульптурная композиция "Астана" - дар столице России от столицы Казахстана". Дальше обещания дело так и продвинулось.

Ленинградское шоссе, 59 - Бывшее здание Московского речного пароходства. Построено в 1981 году.
По состоянию на 2023 год в нем находятся подразделения "Московский транспорт".

Администрация Северного речного порта (Ленинградское шоссе, 57) - построена в 1937 году вместе с комплексом Речного вокзала и самого порта, проходная которого находилась здесь же. Раньше здесь было довольно приятное место, куда можно было свободно попасть со стороны Ленинградского шоссе, но в ходе закручивания гаек местные обитатели сначала перекрыли калитку в сторону парка, а затем и вообще закрылись от назойливых посетителей.

В сквере перед зданием стоит мемориал работникам Северного порта.

Фото №1-2: Бывшая проходная и цеха уничтоженного Северного речного порта, который в итоге повторил судьбу своих братьев Западного и Южного портов. На его месте в 2024 году начато строительство еще одного многоэтажного муравейника.

Строительство Северного речного вокзала и грузового порта началось весной 1933 года, одновременно с работами над каналом Москва-Волга, и закончилось в 1937 году. Тогда здесь были окраины будущего города Химки, а Москва еще далеко (и на самом деле, вокзал изображен на одном из памятных значков г.Химки). После войны территория вдоль Химкинского водохранилища административно вошла в состав Москвы, а строительство МКАД окончательно закрепило ее принадлежность.
В девяностые годы объем перевозок уменьшился, здание пришло в аварийное состояние. С декабря 2018 года по сентябрь 2020 года проходила его реставрация, были восстановлены или созданы заново исторические фонтаны, интерьеры и светильники, шпиль со звездой, "вылизан" окружающий парк.

Парковые дорожки и скульптура до начала восстановительных работ.

Здание Речного вокзала перед началом реконструкции.

Восточный фасад после ремонта. Памятник академику А.Н.Крылову установлен в 1960 году.

Внутренние помещения до ремонта.

Интерьеры вокзала после реконструкции.

Гербы союзных республик на стенах центрального зала.



В северном зале на стенах находятся картинки с иллюстрацией прав граждан СССР.

Пешеходные галереи первого и второго этажей.

Колонны на обоих фасадах украшены майоликовыми медальонами с изображением исторических и идеологических сюжетов ранней советской власти, по 12 на каждом фасаде. Автор росписи медальонов - художник Н.Я.Данько, они были изготовлены на Ломоносовском фарфоровом заводе.

Некоторые медальоны - сами по себе настоящие исторические памятники. На одном из "блюдец" изображен так и не построенный Дворец Советов, на другом в хрущевские годы забыли подчистить слово СТАЛИН. Третий изображает станцию метро Киевская Филёвской линии с оригинальными светильники, а на четвертом медальоне - не реализованный проект скульптуры на крыше театра Российской Армии.







Северный ("Полярный") фонтан с гусями и медведями, скульптор Лев Кардашёв.
Со временем медные птицы в чаше исчезли, их пришлось восстанавливать.

На галерее при ремонте оставили огрызок пожарной сигнализации. На администрации порта был найден ее аналог с сохранившимся текстом, который сообщает, что устройство выпустил ленинградский "эл. мех. завод имени Кулакова" НКТП в 1936 году (его фото есть на странице "Исторические детали").



Южный (Черноморский) фонтан с дельфинами на стеклянных шарах, скульптор Иван Ефимов.

На обновленной набережной соорудили игрушечную модель канала "Москва - Волга" с канавкой и уменьшенными моделями шлюзов. К сожалению, никто поначалу не сообразил, что проходящее мимо быдло станет отрывать от них металлические фрагменты, в итоге модели пришлось совершенно ожидаемо накрыть защитными кожухами.
Третья фотография сделана до ремонта.

На другом берегу Химкинского водохранилища - дома района Северное Тушино. Можно сесть на корабль, который за несколько минут доходит до пристани Захарково и обратно.