Московские Зарисовки

Жуковский

Историческая застройка и фотографии

Жуковский - авиационная столица Подмосковья, так как вырос при учреждениях соответствующей направленности, здесь проживали многие летчики-испытатели и космонавты, и находился первый комплекс подготовки космонавтов до постройки Звёздного городка. Крупнейшее из градообразующих предприятий - ЦАГИ (аэрогидродинамический институт им. профессора Н.Е.Жуковского), за которым следуют Летно-исследовательский институт (ЛИИ им.Громова, основанный в 1941 году) и несколько других институтов поменьше, а также аэропорт Жуковский, созданный взамен распроданного и закрытого в 2010 году аэропорта Быково.
Сейчас город известен прежде всего как место проведения Международного авиакосмического салона (МАКСа).

В 1933 году была утверждена строительная площадка для нового комплекса ЦАГИ в районе станции Отдых Казанской железной дороги. Вокруг возник рабочий поселок Стаханово. 23 апреля 1947 года поселок получил статус города и название Жуковский в честь основоположника русской аэро- и гидродинамики Николая Егоровича Жуковского. Как и другие подобные города, Жуковский имеет четко выраженный исторический центр с бульварами и симметрично выстроенными зданиями - большей частью середины 1950-х годов, когда и началась массовая застройка. Находится он несколько в стороне к югу от платформы Отдых. На окраинах - новые спальные районы, входящие в состав города, либо прилегающие к нему поселки (в том числе частный сектор в исторической местности Кратово и районы вблизи пл. Ильинская, имеющие буквенно-цифровую нумерацию).

Начинаем возле платформы Ильинская, которая находится еще в частном секторе, но отсюда десять минут ходьбы до северо-западной границы городской застройки. Возле станции имеется современный храм, военный мемориал и "белокаменный дворец" автобусной остановки.

Дома в западной части конгломерата, называемого Ильинка или Луч (мне больше по нраву последний вариант) - административно это буквенные кварталы "ИШ", "ИА", "ИГ" и так далее. Первые жилые дома и бараки здесь были построены до войны, затем к ним прибавились кирпичные хрущевки (в том числе и полусельские, с огороженными "палисадниками", на фото №3-4) и более поздние образцы строительной серости (фото №1-2).

В районе Луч и соседних кварталах проходят сразу несколько действующих подъездных путей, начинающихся в итоге от станции Быково. От небольшой товарной станции Ильинская один путь уходит в сторону южных промзон города Жуковского (и заодно служит условной границей районов), а второй идет прямо сквозь жилую застройку мкр. Луч на Жуковский машзавод (на фото - переход через этот путь и типовой светофор на переезде возле улицы Клубной.
На последней фотографии - памятник героям войны у школы №25 в Ильинском.

Дома на Клубной улице в квартале "ИЕ".

Угловой, без пяти минут парадный дом №13 начинает жилую застройку по улице Мичурина, считая от железной дороги и Жуковского машиностроительного завода (основан в 1939 году и известен производством отопительных котлов). Рядом в сквере установлен мемориал, посвященный рабочим завода.

На первый взгляд неприметные кварталы микрорайона Луч (квартал "ИШ" - самый центр этого поселка). Но даже в таких местах есть свои жемчужинки.

Дома на Заводской улице.

Двухэтажки на Клубной улице.

В начале 1950-х годов здесь появилось сразу несколько домов типового проекта с деревянными балконами второго этажа. Окна с уличной стороны выделены краснокирпичными декорациями.
На улице Мичурина - еще один из железнодорожных переездов, на которые богата Жуковская земля. На этом стоит оборудование постарше - на корпусе светофора выписана дата 1956 год.

Маленький заброшенный дом культуры поселка Луч. Пока еще не сожжен бомжами и не обрушился, но кажется, этот день не за горами.

Напротив останков ДК (давшего название Клубной улице) находится школа (в честь которой названа, соответственно, Школьная улица), построенная по типовому, но редкому проекту в конце 1940-х годов (фото №3). Соседняя улица с кратким названием Луч послужила источником одного из альтернативных названий района.

Выходим из поселка Луч, следуя к центру города по улице Спасателей. На ней находится штаб отряда "Центроспас" и установлен памятник кинологической службе МЧС, открытый 1 июля 2011 года к 15-летию со дня ее образования. Еще через пять минут дорога выводит на площадь, где пересекаются улицы Менделеева, Мясищева, Спасателей и Гагарина. Это своего рода узел между старыми и новыми районами города (к востоку и западу, соответственно). В 1976 году здесь был открыт памятник самолету МиГ-21Ф.

Кроме того, за спиной - прямо через центр перекрестка - проходит еще один ж-д. переезд.

Юго-восточнее перекрестка с самолетом постепенно начинается городская застройка - непосредственно сам центр Жуковского, большей частью здания 1950-х годов, и комплексы научных институтов, с которых всё началось.
На фото жилые дома на улицах Гагарина (№4-6) и Московской - из той поры, когда даже в упрощениях попадались любопытные излишества. Образцовый статус Жуковского лишь способствовал разным экспериментам с декорацией, в данном случае мы можем видеть "арки" под крышей и "павлиньи хвосты" над оконными проёмами.

Мемориальные доски Е.А.Горюнову и А.Г.Бесчастнову на улице Гагарина (дом №6).
Люк 1965 года от Туапсинского машзавода и безымянный люк для игры в пятнашки.

Площадь перед административным корпусом ЦАГИ названа в честь академика Г.П.Свищева. Белый дом впереди - здание администрации, построенное в 1987 году.

Так называемый "Первый дом" - единственный в 58 квартале - выделяется из общей застройки не только физически, но и с исторической точки зрения. Это первый жилой дом будущего поселка, построенный в 1937 году возле нового комплекса ЦАГИ.

Сам Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ) был основан в 1918 году в Москве (территория на улице Радио). Строительство нового комплекса ЦАГИ и будущего рабочего поселка Стаханово началось в 1935-м году. На площадь выходит непривлекательный поздний корпус с проходной, но рядом с ним можно увидеть одну из ранних построек института - вертикальную аэродинамическую трубу непрерывного действия (1938-1941 годы).

"Пятый дом" (ул. Жуковского, 5) построен в 1937 году.

Во дворе местами сохранилось старое вертикальное остекление.

Дом ученых на улице Жуковского представляет собой здание типового проекта.

Обычные панельные хрущевки на улице Фрунзе - но подчеркнутые длинными торговыми пристройками (и опять же, все чисто-аккуратно). Для поддержания ностальгической атмосферы на газоне находится советский герб.

Улица Фрунзе. Памятник "строителям и бойцам бронепоезда "Москвич" от комсомольцев города Жуковского" (стела 1975 года) и скромный памятный знак "не вернувшимся с боевого задания" в виде звездочки двигателя самолета ДБ-3Ф (открыт в 2014 году).

На улице Чкалова находится поликлиника ЦАГИ - здание с алюминиевым червяком на фасаде.

Городская больница - треть её территории занимает полезный для здоровья сосновый лес. Впереди главный корпус, построенный в 1986 году. Вход на территорию свободный, но обилие идиотских заборов портит впечатление.

Другие корпуса больницы гораздо старше, хотя некоторые уже обшиты и потеряли естественный облик.
Часть бывшей территории больницы со стороны улицы Чкалова занимает Покровский храм, строительство которого началось в 2004 году.

К северу от больницы, на окраине исторической застройки города, находится школа №8, построенная по типовому, но редкому проекту в 1958 году. На территории установлен бюст летчика-испытателя Н.Ф.Садовникова. Отсюда 10-15 минут пешком до платформы Отдых, которая считается главной ж-д. станцией города.

Фантастика: в советское время в Жуковском так и не успели установить памятник Ленину. В 1982 г. смогли поставить камень с обещанием в сквере напротив ЦАГИ, а вскоре от советской власти остались одни воспоминания. На том всё и кончилось. Зато есть фонтан и современный памятник воинам-интернационалистам - рядом с ДК.

Дворец культуры на Центральной площади города, и в начале бульвара напротив - памятник "отцу русской авиации" Николаю Егоровичу Жуковскому. ДК открыт в 1959 году (построен по проекту архитектора И.И. Смирнова), памятник - 4 декабря 1969 года.

Дома на центральной улице Маяковского.

Аллея памятников авиаконструкторам открыта в сквере на улице Маяковского в сентябре 2017 года.

Дом №18 на улице Маяковского, отремонтированный под гостиницу - бывшее общежитие. И всё такое чистое, будто вообще не в России! Центр Жуковского на самом деле поддерживается в порядке и относительной чистоте. В посёлке Луч было заметно грязнее... по московским меркам.

Нарядные дома середины-конца 1950-х годов на улице Маяковского.

Со стороны улицы Чкалова. Борьба с излишествами уже раскручивалась повсюду, но строители и архитекторы делали все, что могли, спасая внешний облик зданий.

Улица Маяковского, 16 - вид со стороны улицы Горького.

Кое-где в образцовых дворах сохранились фонтаны и скульптуры - например, девочки с книгами, такие же, как на Беговом проезде в Москве.

Во дворах Жуковского повсеместно встречаются люки от завода "п/я 41" Минавиапрома, который мог находиться в Каменск-Уральском, а мог и в другом месте. Трудно найти для них более подходящий город в Подмосковье. Вариант люка с вырезками попадается гораздо реже.

В городе проживало множество летчиков и космонавтов, многие были отмечены памятными досками, некоторые даже получили улицы, названные в свою честь.

Школа №3 на улице Ломоносова открыта в 1949 году. На той же улице позже построили небольшой частный сектор из "коттеджей", в которые заселяли виднейших представителей местной науки и промышленности. Правда, внешне они выглядят гораздо проще, чем аналогичные постройки в Дубне.

Дома коттеджного типа на улице Пушкина.

Стадион "Метеор" был открыт в 1955 году на северо-западной окраине парка культуры.

В 2003 году началась реконструкция стадиона "Метеор", в ходе которой установили новые трибуны с освещением и навесами. Оригинальная входная группа с колоннами сохранилась относительно нетронутой, но войти по парадной лестнице теперь не получится - стадион весь перегорожен забором.

Улица Пушкина, 8 - дом, в котором расположен магазин "Спорткульттовары".

Школа №1 (ныне гимназия) - довоенное здание напротив мемориала построено в 1940 году.

Военный мемориал не очень удобен для съемки - расположен прямо против солнца.
В 2016 году комплекс со скульптурой и Вечным огнем дополнил памятник авиаторам.

Улицы Калугина и Комсомольская образуют небольшой квартал №34 возле лесопарка.

С юго-востока многоэтажная застройка Жуковского плавно переходит в район Кратово, преимущественно состоящий из частного сектора. В 1910 году владелец Московско-Рязанской железной дороги Н.К. фон Мекк выкупил участок земли у князей Голицыных-Прозоровских для строительства "города-сада", но из-за войны исполнение проекта было приостановлено, и полностью завершить его до революции не успели. В советское время застройка продолжилась и значительно расширилась, сохранились кое-какие исторические элементы, но многое было утрачено. В советское время Кратово (включая и более новые обширные территории с обеих сторон от железной дороги) считалось одним из самых известных мест дачного и летнего отдыха в Подмосковье. Здесь же находится Малая Московская железная дорога, открытая в 1937 году - учебное предприятие, на котором школьники осваивают соответствующие профессии. Летом несколько раз в день по ней осуществляется пассажирское движение.

Кратовский пруд - известное место летнего отдыха, у его южного берега находится конечная станция Пионерская и депо Малой железной дороги, которая затем следует вдоль Тимирязевской улицы и заворачивает в сторону платформы Отдых. Рельсы можно без оговорок считать историческими - присутствует клеймо "ДЗ П-Н-Б" и дата 1953 год. Возможно, это Днепровский металлургический завод имени Дзержинского, но что такое "ПНБ"?

Храм Державной иконы Божией Матери в Кратово (Нижегородская ул., 17) был заложен в 1999 году на месте, где изначально по проекту "города-сада" планировалось возвести церковь. На территории сохранилось здание из красного кирпича дореволюционного происхождения.
Фото №3-4: мозаики на здании санатория-профилактория Жуковского машзавода (Нижегородская, 4А).

Юго-восточные районы Жуковского, переходящие в Кратово (кварталы 15-17 - улицы Нижегородская, Гарнаева, Амет-Хана Султана). Многоэтажная застройка здесь началась преимущественно в начале шестидесятых годов (с тех времен происходит и школа-интернат с ленинским лозунгом на фасаде).

В конце улицы Чкалова, на границе треугольного лесопарка, в 1980-х годах был установлен памятник Чкалову.

Новая дорога-подъезд от трассы М-5 "Урал" была построена в 2010-2012 годах, частично поглотила старую трассу ул. Туполева и прошла напролом через местный Цаговский лес. В свое время это вызвало большие протесты местных жителей, которые, разумеется, ни к чему хорошему ни привели. Толкового благоустройства не было замечено даже в 2023 году, местность до сих пор выглядит как после бомбежки.
Также в числе "подарков" для горожан: район, находящийся за дорогой, стал еще менее доступен, дома в мкр. К-1 получили "отличный вид" прямо на дорогу (на фото - многоэтажки и двухэтажный дом №23). Ну и конечно, больше шума и пыли.

На окраине Жуковского есть собственная небольшая усадьба, в центре которой сейчас находится театр "Стрела". Комплекс этих зданий относится к проекту "города-сада", здесь должен был размещаться больничный городок для работников Московско-Рязанской железной дороги. Строительство началось в 1914 году, но было закончено только после революции. Здания использовали как госпиталь, после войны передали ЛИИ им. Громова и разместили в них дом культуры, библиотеку и студии. Южный флигель занимает Жуковский авиационный техникум им. В.А.Казакова, доведший его до безобразного состояния. После войны также появился и памятник Ленину.
Из-за строительства вышеупомянутой трассы ДК оказался отделен от основной части города - вместе с несколькими жилыми домами и полузаброшенными корпусами ЛИИ им. Громова, находящимися вокруг.

Центральный корпус украшен двумя мемориальными досками в честь авиационных соединений, формировавшихся здесь, а на центральной аллее сразу привлекает взгляд замечательная скульптура неизвестного автора - видимо, с советскими рабочими в роли атлантов, держащими чашу.

Южный флигель (техникум) пребывает в болезненном состоянии, северный (фото №2-3) более-менее приличный.

Жилой дом на улице Кирова (1949 год).

В одном из местных зданий помещался первый центр подготовки космонавтов и была установлена мемориальная доска Юрию Гагарину. Но страна так хорошо помнит своих героев, что здание пришло в упадок, было заброшено, и доска исчезла в неизвестном направлении.