Железнодорожный
Фотографии и памятники
В 1862 году после пятилетнего строительства была открыта Московско-Нижегородская железная дорога, и в трех верстах от деревни Кучино Московского уезда возникла станция Обираловка, возле которой в 1877 году появился пристанционный поселок. В 1939 году он получил статус рабочего поселка, и вместе со станцией ему было присвоено новое название - Железнодорожный, тогда Реутовского района Московской области. В 1946 г. на базе более старых институтов здесь был открыт НИИ строительной керамики с опытным заводом.
7 августа 1952 года рабочий посёлок Железнодорожный преобразован в город районного подчинения, в 1960 года - в город областного подчинения, затем к нему присоединили более известные в историческом плане посёлки Кучино (где работал Аэродинамический институт Д.Рябушинского, будущий филиал ВНИИ ВОДГЕО, и несколько кирпичных заводов) и Саввино (при фабрике Викулы Морозова). С тех пор город начал быстро расти, и в нем появились большие районы застройки 1960-80-х годов. Через территорию Железнодорожного проходит Носовихинское шоссе, по праву считающееся одной из самых чудовищных трасс Подмосковья. Узкая и неудобная дорога без подземных переходов, напичканная вошедшими в легенды светофорами, превращает путешествие на автомобиле в кошмар. Поэтому легче воспользоваться электричкой, чтобы попасть сюда - они ходят часто, перевозя обитателей города на работу в Москву и обратно. У многих станция является конечной.
22 января 2015 года город Железнодорожный официально прекратил свое существование, был упразднен и включен в состав соседнего города Балашихи, которая стала поистине гигантским организмом. Но с вашего разрешения я буду называть Желдор по прежнему городом, каковым он по сути и остается.
Центральная часть (южнее станции)
В настоящее время Желдор содержит несколько архитектурно интересных районов, пространство между которыми заполнено большим количеством поздних советских зданий, в том числе редких серий.
В шестидесятых здесь еще сохранялся небольшой одноэтажный деревянный вокзал, открытый вместе со станцией Обираловка и просуществовавший более ста лет, от него на юг уходила улица, застроенная деревенскими домами. Но затем эта улица стала новой магистралью растущего города, и новый вокзал соорудили ей под стать. Каждый раз, когда заходит разговор об этой станции, обязательно принято сообщать, что именно здесь в романе Льва Толстого бросилась под поезд Анна Каренина (вот и я тоже об этом упоминаю).
Станция Железнодорожная представляет собой настоящий транспортный узел. Электричка на Москву может прийти к какой угодно платформе, и не факт, что к той, на которой вы ждёте. Но здесь хотя бы можно успеть перебежать по мосту - турникеты находятся на вокзале, в отличие от, например, станции Нижегородская того же направления - там к проектированию приложили руку откровенные балбесы.
Вокзал на станции Железнодорожная был хоть и новым, но стильным - его построили в 1985 году на месте старого деревянного здания. А осенью 2022 года снесли, чтобы не мешал реконструкции путей для будущего МДЦ. На месте вокзала началось сооружение типового и уже ничем не примечательного комплекса с переходом. Хотя, справедливости ради, советское здание вокзала было крайне тесным и неудобным внутри.
Еще далеко не готовый новый вокзал Железнодорожного был спешно "открыт" в 2023 году с участием президента - дату приурочили к запуску МЦД-4, хотя и год спустя реконструкция станции продолжается. Внешне здание не имеет особых художественных достоинств. Внутрия установлена модель первого паровоза Черепановых.
Так выглядит бульвар на Пролетарской улице, ведущей от станции на юг. Рыжие дома из восьмидесятых.
В 2011 г. на бульваре был совершенно заслуженно открыт памятник Дмитрию Павловичу Рябушинскому (1882-1962) - учёному и предпринимателю, забытому в советское время. В 1904 году Рябушинский основал на территории своей усадьбы в Кучино первый в Европе (по другой версии, даже первый в мире) аэродинамический институт, где работал профессор Московского университета, основоположник современной аэродинамики Николай Жуковский.
Первое скопление исторических малоэтажных зданий, полностью окруженных поздними районами застройки, находится в километре к югу от станции, между Новой улицей, Комсомольским проездом и Саввинским шоссе. В западной части этого квартала - более старые двухэтажные дома и администрация (горком) на Пролетарской улице - на фасаде читается дата "1956".
Рядом стоит памятник читающему В.И.Ленину не слишком частого типового проекта (установлен 22 апреля 1972 года, скульптор К.М.Мерабишвили). Такой же есть в городе Щёлково.
Памятник псу Мурчику - местному четвероногому активисту по уборке мусора - открыт 30 декабря 2021 года.
Некоторые дома имеют в центре фасада любопытные сдвоенные окна, крыши других увенчаны декоративными украшениями, ну и обычных декораций сталинского периода тут достаточно.
В центре поселка стоит простая водонапорная башня при местной котельной.
Два дома, стоящие на почти исчезнувшей Интернациональной улице, построены по типовому проекту с четырьмя ложными колоннами в центре фасада. Первый из них, под номером 20, наполовину изуродован сайдингом. Второй (Новая улица, 10а) пока остается в естественном состоянии, только появился козырек (фото 2014 и 2017 годов).
Зеленый дом (Новая, 14а) - один из самых красивых среди своих упрощенных соседей. У него имеется рустовка по углам, торцевые балконы и эркеры с полукруглыми окнами третьего этажа - но только с парадной, западной стороны, которая летом очень сильно зарастает. Дворовый фасад, изображенный фото, рассмотреть легче, но он практически голый. Этот дом относится к довольно популярной в провинции серии ЦИТП №51, построен в 1954 году.
Справа от зеленого дома - несколько уже более простых типовых зданий середины 50-х из голого кирпича (и школа №2), обрамляющих местный "Арбат" - пешеходную аллею Школьной улицы. Они построены на несколько лет позже, и на кирпичах этих домов часто попадается клеймо "ГКЗ" - Голицынский кирпичный завод, или может, другой?
Пешеходная Школьная улица и школа (гимназия) №2, где висит доска М.Н.Грачеву.
Перед гимназией попался люк со логотипом, вероятнее всего, Бежецкого ремонтно-механического завода, а дальше на восток по Школьной улице, за пересечением с Комсомольским проездом, есть фонтан, стоящий между входом на стадион "Орион" и маленьким, изрезанным тропинками сквером Победы. В 2022-2023 г. начался ремонт бульвара и сквера (т.е. массовая укладка плитки по-московски).
Дальше к востоку простираются хрущевские кварталы бывшего города Железнодорожного.
В сквере (который заложен в 1965 году) находится памятник героям Великой Отечественной и мемориальный камень погибшим в Афганистане и Чечне - первоначально загаженный птицами просто до безобразия, что можно видеть на первой фотографии. В 2017 году камень оказался чистым, что позволило переснять его в менее позорном виде. Здесь также есть пара закладных камушков в надписями о сооружении самого сквера и его продолжения на север - Аллеи Славы, созданной уже в 1985 году.
Памятник героям Великой Отечественной войны - установлен в 1975 году к 30-летию Победы.
На Новой улице есть круглый подарок с западных рубежей советской Украины, от наших заклятых друзей из Львова. Механический завод №7 был основан в 1944 году, а с 1965 года стал Львовским конвейеростроительным заводом. Второй интересный люк найден на Советской улице и сделан Балахнинским РМЗ, который сменил много названий, и представленное здесь - одно из самых ранних, 1945-1953 годов. Подробнее см. на странице "Крышки люков".
Организация, выполняющая роль главного предприятия северо-восточной части города - НИТИ имени П.И.Снегирева, основанный в 1941 году и разрабатывающий взрыватели. Сохранилась проходная с колоннами.
Также в этом районе Желдора множество домов расписано картинами-муралами. В 2022 году художники создали более 40 муралов в рамках фестиваля "Культурный код".
Бывший дворец культуры и техники "Родник" при НИТИ, открытый в 1987 году.
Мемориал в поселке Агрогородок - бывшего колхоза им. Кирова.
В районах к юго-западу от станции преобладают советские новостройки с вкраплениями более старых зданий. Вдоль улицы Некрасова в начале 1950-х годов выстроена цепочка трехэтажных жилых домов типовых серий.
Эта местность административно относится к району Жилгородок. От привокзальной части Железнодорожного она отделяется подъездным путем, разрезающим центр города поперек, ведущим на бывший завод минеральной ваты "Мостермостекло". "Бывший" в данном случае не значит "неработающий" - завод является злостным загрязнителем атмосферы токсичными отходами, плюс неподалеку находится знаменитый Кучинский мусорный полигон, который тоже пахнет не фиалками. В зоне выброса этих объектов в последние годы построено огромное количество жилья.
Подъездной путь редко, но обслуживается заводским тепловозом.
Если пройти вдоль жилых домов по улице Некрасова, можно выйти к первому из сохранившихся деревянных домов Жилгородка, стоящему в стороне от остальной массы. Строительство поселка под начальством Главного управления аэродромного строительства (ГУАС) НКВД было запланировано еще до войны. Управление ГУАС было организовано 27 марта 1941 года и должно было заведовать созданием новых аэродромов для ВВС Красной Армии. Строительство велось силами заключенных, приговоренных к исправительным работам, строительных батальонов, военнопленных и мобилизованных. Осенью 1942 года Железнодорожным поссоветом было получено предписание о размещении "бойцов 499-й строительной колонны ГУАС НКВД СССР в количестве 400 человек в пос. Ольгино и дер. Сергеевке".
Война не помешала строительству поселка, которое началось в 1943 году. Бригада, состоявшая из пленных немцев и гражданских лиц, разместилась на охраняемой территории, где был создан небольшой деревообрабатывающий завод - будущий ДОЗ №6. В 1945 году на заводе работало около 300 человек, и к 1946 году было построено более 60 брусчатых домов для служащих Военно-воздушных сил и их семей. В журнале "Архитектура и строительство" за этот год появилась заметка, согласно которой, поселок "насчитывает пока 61 жилой дом и 14 построек коммунального назначения" (среди этих последних - амбулатория, магазин, почта, клуб, столовая и баня). Главным архитектором и автором проекта был И.В.Жолтовский.
Из оригинальных построек Жилгородка самые ранние снесены под застройку, остальные как бы "забыты" - они так и стоят между Граничной и Главной улицами. Дома №55 и 61 (на фото) вылезают к востоку от Главной улицы.
Деревянные украшения кое-где еще сохранились, но уже не в первоначальном объеме.
Детский сад №24 - интересное здание, построенное по спецпроекту (Маяковского, 27). Рядом - здание старой бани из первых лет существования поселка.
Дом культуры "Чайка", открытый в 1947 году - здесь проходила культурная жизнь Жилгородка. Перед ним в сквере работал фонтан, являвшийся частью парадного комплекса - сейчас на его месте построены высотные жилые дома, и снимок сделан с лестницы, ведущей к ним.
На последней фотографии - высотки, совсем недавно построенные на месте снесенных деревянных домов. Основная масса оставшихся построек, до которых пока не добрались экскаваторы, находится на заднем плане, где можно разглядеть двускатную крышу.
Достопримечательности района Ольгино-Жилгородок: фото №1 - здание проектного института на улице Некрасова, фото №2 - типовое здание АТС возле дома культуры, фото №3 - памятник заслуженному строителю В.С.Ляхову на улице его имени. Фото №4 - архитектурный реликт олимпийской эпохи - физкультурный комплекс, что удивительно, не обезображенный переделками и сайдингами, во дворах на улице Маяковского.
Двухэтажные дома Жилгородка (также известного как ГУАС) были оформлены в декоративном стиле, украшены ажурным орнаментом, цветами и сказочными фигурами (развитие которых можно наблюдать в поздних московских постройках Жолтовского). В каждом доме была собственная отделка балконов, террас и подъездов. В 1947 году на экраны вышел фильм "Сказание о земле Сибирской", финальные сцены которого снимались в Жилгородке, вокруг ДК "Чайка", для чего пришлось делать бутафорский зимний пейзаж.
Несомненно, в первые годы Жилгородок был красивым, уютным и благоустроенным районом, но с течением времени он все больше разрушался, дома ветшали, их стены прогнивали, а украшения отваливались. И возникла хорошо знакомая нам ситуация, когда и замечательные дома жалко, и жить в них невозможно. Зеленые насаждения частично вырублены, а оставшиеся прекратились в дикие заросли. Территория покрыта ухабами и мусором, вокруг сплошные следы стройки. Выходом могло бы стать переселение и сохранение для истории хотя бы одного здания, но надеяться на это не приходится с нашей-то традицией отношения к истории. Жилгородок не является памятником архитектуры, решение о его сносе было принято еще в 2002-м. Скорее всего, в ближайшем будущем все до единого дома будут утрачены, и никто о них даже не вспомнит, кроме пары краеведов. С другой стороны, если половина самых старых домов поселка уже снесена, то другая половина (конца 1940-х годов) так и брошена, и там все еще живут люди, ждущие, когда потолок обвалится им на головы.
Среди достоинств поселка были названы "хорошая внутренняя отделка", наличие водопровода и электрического освещения, парового отопления. Газовые плиты и колонки появились в 50-х годах. Канализации тоже первоначально не было, что подтверждают исторические люки, встречающиеся повсюду среди кустов: на их крышках видна только водопроводная маркировка. НКВД снабжал себя сам - судя по надписи, люки сделаны на их московском заводе №2, созданном в 1940 году (будущий "Моссельмаш"). Похожие люки есть и возле местной бани, а также на самом заводе в Москве.
Выставка торцевых фасадов Жилгородка. Многие декорации отвалились, даже сами стены домов кое-где скреплены во избежание разрушения - неудобная ситуация. О людях не спешат думать, а о культурном наследии тем более.
Козырек подъезда дома №33, где четко виден след от исчезнувшего домового знака.
Сельский быт: двадцать первый век рядом со столицей.
По адресу Граничная улица, д.6 (северо-западный край Ольгино), сохранилось парадное трехэтажное здание бывшей школы - типовой проект с излишествами. Территория школы закрыта для пешеходов, и даже написано, что сделано это "ради безопасности учащихся". Безопасность обеспечивают с помощью его величества забора. Остается только рассматривать ленинский призыв учиться (трижды) на портике. После массовой расправы над деревьями его и само здание стало лучше видно снаружи.
Идем дальше на запад, покидая центральные районы Железнодорожного. Вдоль Больничного проезда переходим через очередной разъединяющий городские районы подъездной путь, ведущий на керамико-плиточный завод. Путь используется довольно активно; для следующих из Ольгино в мкр. Керамик (или обратно) доступен еще вариант на километр южнее - в виде пешеходной дорожки сквозь пустырь. В любом случае, по Больничному проезду мы также попадаем в жилую часть района Керамик.
В центре микрорайона нас встречают старые ветхие дома с широким пустым пространством между ними. Например, лужайка перед школой детского творчества, которую почему-то еще не прикончили точечной застройкой - вероятно, район не очень привлекательный, железная дорога неблизко. На здании школы (Заводская улица, 29) висит доска, подтверждающая, что это здание довоенное. И действительно, создание поселка началось еще в 30-е годы.
Дом культуры "Восход" (улица Заводская, 13а) повторяет ситуацию с городом Электроугли, который находится не очень далеко: он выстроен по тому же проекту архитектора К.К.Барташевича, в таком же голом кирпичном виде, и тоже для работников крупного керамического комбината. Но здесь даже колонны не покрашены.
Перед ДК - нечто вроде маленькой парадной площади, а позади него проходит народная тропа в сторону Ольгино, с пересечением все того же подъездного пути (фото №4).
Жилые дома-двухэтажки поселка Керамик разделены обширными полянами. Нормальные дороги и асфальт в этих местах считаются большой редкостью, а среди канализационных люков попадаются такие интересные экземпляры, как продукция Урюпинского литейно-механического завода имени Ленина (ныне краностроительный завод) возле дома 1952 года. До сих пор был известен только один такой люк в Москве. Можно найти и уже известный "Львов", и ЯРМЗ 1969 года. В 2021 году здесь было замечено удивительное зрелище - прокладывание пешеходных дорожек.
На фото, слева направо - дома №18 (1954 год), №22 (1949 год) и №25.
Самые старые дома можно найти в южной части поселка, они датируются еще тридцатыми годами XX века (1938-1940), и выглядит эта часть района словно после войны.
Именно в таких местах и находятся Истоки Руси.
Пара зданий уже заброшена, но в большинстве люди продолжают жить. Скорее всего, среди местных жителей нет чиновников городской администрации, а стоило бы притащить их сюда за ухо.
Даже христианская школа не выдержала катастрофы библейского масштаба.
С другой стороны Керамической улицы эстетическая ситуация немного оптимистичнее благодаря присутствию более новых районов. Керамическая улица служит транзитной магистралью, старые здания на нечетной стороне жмутся вдоль нее или соседней улицы Свободы. Например, четыре дома №15-17-19-21 выделяются на спутниковом снимке аккуратной квадратной формой, которую они образуют с общим двориком посередине. В оформлении этого двора поучаствовали приезжие люки от Харьковского завода "Строймеханизация" и куда более редкие из Макеевки.
Фото №1 - некогда была типовая школа, ныне магазин. Здание испоганено тюремного цвета облицовкой.
Фото №2-3 - дома "квадратного" квартала, на последнем фото - бывший ОВД.
Керамическая улица, 23 - парадный и тыловой фасады. Дом 1955 года.
На четной стороне улицы лицом на север стоит советская производственная мозаика, изображающая старину Ленина собственной персоной - своеобразный бюджетный заменитель памятника. Под знаменем вождя свершились четыре главных события отечественной истории: революция, механизация, Победа и полет в космос.
Керамические дома №1 - 11 на одноименной улице неплохо сопротивляются разрухе благодаря своей облицовке, а их дворы, хоть и маленькие, местами утопают в зелени.
А вот дома на улице Свободы... тут все видно без комментариев.
На самом деле полноразмерный памятник Ленину здесь тоже есть - на заводе. Кучинский комбинат (бывший завод керамических блоков) дал название Керамической улице, на которой он числится под №1. Его строительство было начато в феврале 1948 года, завод расположился на площади 24 гектара на левом берегу Пехорки, в это же время строились двух- и трехэтажные жилые дома, образовавшие впоследствии микрорайон Керамик. В 1950 году завод выпустил первую продукцию, изготовляя те же детали и облицовочные материалы, что и его родственник в Кудинове (город Электроугли). Но история кирпичного производства в Кучино началась задолго до революции.
В 1860-х годах в Кучино был основан завод Дмитрия Осиповича Милованова - один из крупнейших поставщиков для московского строительства. В 1889 г. для удобства подвоза кирпича от ст. Обираловка проложили три версты железнодорожного полотна (сохранились остатки моста через Пехорку). После смерти Д.И.Милованова в 1890-м завод перешел к его вдове Пелагее Ивановне. К 1913 году на нем работало 330 человек, при заводе возник поселок, в котором были дома для служащих, казармы и деревянные бараки, баня, конюшни, магазин и больница - часть построек сохранилась возле нынешней станции Кучино.
В 1918 году заводы Миловановой и Куприянова были национализированы, получив название "имени Красной Армии и Флота" ("КРАФТ") и почетный 1-й номер в составе треста Моссиликат. В 1930 году на заводе работало 1300 человек. В 1935 году в Кучино был организован новый институт кирпича и вяжущих материалов, позже известный как институт "НИИСтройкерамика" с опытным заводом.
В 1964 г. Кучинский кирпичный завод "КРАФТ" был объединен с заводом керамических блоков в новое предприятие - Кучинский комбинат керамических и облицовочных материалов. Была построена новая проходная, облицованная выпущенной на предприятии керамикой, с внешней стороны был устроен портик с горельефным изображением производства, рядом установлена мемориальная доска Герою Советского Союза Н.М.Гусарову. В последние годы предприятие работало с перебоями и меняло владельцев. 4 апреля 2014 года состоялось торжественное открытие его нового воплощения: Кучинского опытно-керамического завода, в котором приняли участие польский посол В.Зайончковски и представители посольства Польши. Завод стал производственной базой польской компании Cersanit, крупного производителя керамики и санфаянса.
Территория была немного урезана, проходная потеряла свою функцию, и то место, где стоит Ленин, оказалось в зоне свободного доступа. Благодаря этому у любого желающего появилась возможность осмотреть и бывший внутренний фасад проходной, где тоже есть барельеф с подписью авторов - "Кобелашвили А.А., Аргентов А.С., Мокротоваров М.", и датой 1982 год.
Оставшаяся часть завода все еще работает по профилю, выпуская керамогранит и плитку. Подъездной путь регулярно используется тепловозами.
Получается, что на военном мемориале, установленном в 1970-м году возле проходной комбината, перечислены имена 277 работников Кучинского кирпичного завода - предприятия, находившегося исторически на другом берегу реки, но административно входившего в состав комбината.
Рядом с мемориалом на южной окраине района находится полузаброшенный глиняный карьер и сохранившийся деревянный дом промышленника Д.О.Милованова, в котором в советское время размещался профилакторий, а сейчас ветеринарный центр.
Ведомственный кинотеатр завода "Прогресс" (Керамическая улица, 26) - оборонного предприятия, также известного как институт специальной техники КГБ/ФСБ (НИИ-1). Здание построено по проекту 264-13-1 ("широкоформатный кинотеатр на 800 мест"), разработанному в 1965 году мастерской №1 ЦНИИЭП. Этот проект встречается в разных городах СССР, но является большой редкостью для московского региона; кроме того, здание сохранилось в своем первозданном виде, тогда как почти все его родственники так или иначе утратили оригинальный вид.
На здании школы №4 (ул. Свободы, 4 строение 1) установлена доска С.В.Игольникову.
Желтая постройка (Береговая ул., 69) непонятного происхождения считается принадлежавшей старым кирпичным заводам. Сейчас этот дом стоит отдельно среди новой застройки в мкр. Керамик.
По мосту через Пехорку можно попасть в район Кучино - некогда кирпичную столицу Подмосковья.
Южная часть Кучино выросла возле старого кирпичного завода КРАФ(Т). Здесь сохранилось несколько старых зданий как дореволюционного, так и советского времени, когда на месте старых предприятий работал опытный завод НИИ строительной керамики (ныне почти уничтожен и сдается в аренду). В заброшенном красном доме располагался техникум. В Почтовом переулке, на территории, когда-то принадлежавшей заводу, торчит обломок дымовой трубы 1905 года. Нынешние владельцы безжалостно ее снесли.
В 1949 году на Центральной улице (Носовихинское ш.) поселка Кучино, рядом с одноименной платформой, открылся новый клуб - первое полноценное учреждение культуры поселка. Возможно, он был построен при участии пленных немцев, которые также работали на строительстве Жилгородка. Проект здания типовой, но достаточно редкий.
В 1963 г. в поселке городского типа Кучино было 46 улиц и 85 домов. В апреле этого же года поселок был официально включен в черту города Железнодорожного.
Дома с надписями и пруд Керосинка рядом со станцией Кучинои тоннели под железной дорогой.
Северная платформа на станции Кучино заброшена, так как по ее путям следуют только экспрессы. Такая же ситуация наблюдается на соседних платформах Салтыковская и Никольское.
Под железной дорогой в 2000 году проложены тоннели, в честь этого события имеется табличка.
На улице с забавным названием Смельчак находится Детская музыкально-хоровая школа-студия "Пионерия" имени Г.А.Струве - композитора и дирижера, Народного артиста РСФСР. На фасаде ему открыта мемориальная доска.
А от частной застройки осталось несколько деревянных домов, среди которых - дом-музей писателя Андрея Белого (улица Пушкинская, 48а). Здесь же в 2015 году установлен памятник.
Северное Кучино - то есть местность к северу от железной дороги - имеет ничуть не менее богатую историю. Как раз здесь располагается "ВНИИВОДГЕО" - Всесоюзный НИИ водоснабжения, канализации, гидротехнических сооружений и инженерной гидрогеологии, происходивший от первого Аэродинамического института, созданного в 1904 году Дмитрием Рябушинским на правом берегу реки Пехорки. В 1911 г. при институте была построена гидродинамическая лаборатория, а после революции он закрылся. Рябушинский эмигрировал во Францию, где умер в 1962 году. Часть оборудования, в том числе самая большая в Европе аэродинамическая труба, была перевезена в московский ЦАГИ.
В 1934 году на базе бывшей лаборатории Рябушинского был образован филиал ВОДГЕО, а в здание усадьбы Кучино переехал Московский гидрометеорологический техникум. Территория ВНИИВОДГЕО на проспекте Жуковского с серо-панельным зданием позднесоветской постройки давно уже не используется по назначению: старое здание института находится в Москве, в Большом Саввинском переулке, а кучинский филиал в девяностые годы распродали насквозь. Северная проходная с памятником самому профессору Н.Е.Жуковскому была заброшена и заросла травой.
По состоянию на 2023 год с этой стороны открылась калитка и работают какие-то компании и детские студии, но исчезло название над подъездом, заменное какой-то красной тряпкой, и памятник Жуковскому тоже куда-то пропал. Сохранился только металлический барельеф.
Отсюда к бывшей усадьбе можно перейти по металлическому мостику через Пехорку.
Мемориальные доски на здании Гидрометеоколледжа на улице Гидрогородок. Техникум был устроен точно поверх усадьбы Кучино, от которой в итоге не осталось почти ничего.
Южную часть бывшей усадьбы занимает площадка "А" НИИ-1 (бывшая "Кучинская шарашка" НКВД) - абсолютно стратегическое и крайне секретное предприятие, занимавшееся работами в области радиотехники и прослушки.
От усадьбы Кучино сохранилось немного - в первую очередь, бывший Конный двор 1840-х годов (фото №1-2), позже переделанный под общежитие. Рядом с ним - советские здания жилого и учебного комплекса гидрометеотехникума. Территория самого техникума закрыта для свободного прохода, но в безлистное время года через забор еще видны руины парадной лестницы, фонтана и небольшой постройки, напоминающей изуродованную церковь.
Улица Гидрогородок, 3а.
Троицкий храм в селе Павлино, входящем в состав городского округа Балашиха (рядом с одноименным районом бывшего города Железнодорожного) - бывшее село Троицкое-Кайнарджи, принадлежавшее графу П.А.Румянцеву-Задунайскому и получившее вторую часть названия в память о заключении мирного договора с турками в 1775 году. Здание церкви отличается интересной архитектурой и в годы советской власти не закрывалось. Из исторического комплекса бывшей усадьбы сохранились кладбище при храме, летняя Воскресенская церковь (на фото - красная) и усыпальница рода Румянцевых.
Усыпальница графа С.П.Румянцева на кладбище при храме.
Табличка и памятная доска на школе в мкр. Павлино.
Мемориал в соседней деревне Фенино, расположенной прямо у подножия знаменитой свалки. Чтобы попасть к нему, нужно спуститься от церкви и перейти по мосту реку Пехорку.
Микрорайон Саввино - бывший поселок при хлопкопрядильной фабрике, вошедший в состав Железнодорожного в 1960 году. Фабрика и соседний с ней электромеханический завод давно разгромлены, сохранились дом культуры, мемориал и пара старых домов. На мосту Саввинской улицы через реку Черную (фото №4) используются в качестве подпорок старые рельсы.
Храм Преображения Господня в бывшем селе Саввино - одна из немногих церквей, для которых в 1906-1909 годах фабрика Товарищества М.С.Кузнецова произвела фаянсовые иконостасы.
Одно из зданий бывшего подсобного хозяйства колхоза имени Кирова вблизи Саввино. Поля бывшего колхоза сейчас служат прекрасными площадками для бесконтрольной жилой застройки.