Московские Зарисовки

Посёлок Львовский

Историческая застройка и фотографии

Поселок расположен возле одноименной станции Курского направления, ограниченный с запада линией железной дороги и старым Симферопольским шоссе с востока. В начале XX века здесь начали появляться первые дачи, самым влиятельным дачникам удалось добиться открытия остановочного пункта в 1903 году, получившего вскоре название - платформа Львовская. Этот год считается датой основания поселка. Сразу перед войной здесь возникли деревянные бараки и несколько кирпичных домов, которые практически не сохранились до наших дней. В 1949 году неподалеку был открыт завод цветных металлов, благодаря которому начала появляться существующая малоэтажная застройка на главной улице Горького и прилегающих к ней проездах. Новое строительство продолжалось в последующие годы, существенно расширив площадь поселка и уменьшив частный сектор менее чем до половины.
В 1954 году Львовский получил статус рабочего поселка. Численность населения в это время достигала 8400 человек. В 1959 году он стал поселком городского типа Подольского района, а сейчас пребывает в составе городского округа Подольск. На фото кубический дом-общежитие №34 по улице Горького (1970-е годы).


Торец дома №32, выходящий на улицу Горького, красуется надписью "СССР 50 лет". Нетрудно догадаться, что сам дом построен в 1972 году.

Дома на улице Горького и люк от Чучковского чугунолитейного завода с олимпийской датой - 1980 год.


Садовая улица - один из нескольких поперечных проездов, застроенных преимущественно частными домами. Почти все заборы высоки и непрозрачны - видимо, во избежание пристального внимания подозрительного контингента и туристов с фотоаппаратами из Москвы. Дальше к окраинам заборы становятся поменьше.

Памятная доска на Садовой улице - отсюда больше ста лет назад начиналась история поселка. Доживет ли капсула до назначенного времени, чтобы потомки смогли ее вскрыть?

Старое здание местной больницы (амбулатории) - инфекционный корпус. Первый поселковый медпункт открылся в 1948 году, а 1957 году построена больница на 15 мест: типовой главный корпус находится справа за кадром.

Проезд рядом с больницей носит вполне логичное имя - Больничный. Местные дома - кирпичные трехэтажки, на фасаде одной из них даже выложена дата постройки.


При въезде со старого Симферопольского шоссе, исполняющем роль шумной восточной границы поселка, глазам гостей предстает приветственный знак - "Львовский 1903".

Дома в начале улицы Горького, хоть и невелики ростом, но явно построены в парадном стиле со скошенными углами, формируя главный автомобильный въезд в поселок. И потому поддерживаются в чистоте и порядке.
Северо-восточная часть поселка вдоль старого шоссе включает в себя место, где находилась деревня Подчищаловка (на немецкой карте обозначенная как Podtschischtschalowka, попробуйте-ка это прочитать) - оттуда и начиналось довоенное строительство. Но после войны центр застройки сместился на улицу Горького.


Двор дома №4, построенного в 1956 году.

Двор между домами №2 и №4 и его обитатели - вырезанные из пластика свинки и живой черный кот, несущийся на нас с разинутым ртом и зловещими намерениями (как оказалось, в поисках кормежки).


Розовое здание местной теплосети (дом №2/9).

Средняя школа №1 - двухэтажное здание построено по одному из самых распространенных проектов начала 1950-х годов - №222 (на 400 мест, арх. Н.Вавировский и А.Великанов), который встречается почти в каждом уважающем себя поселке и маленьком городке. Школа была открыта в 1951 году, ее первым директором был М.Л.Кайдановский.
С 1999 года здесь лицей, а с тыловой стороны в 2013 году открыто обширное новое здание.


Во дворе лицея находится мемориал, посвященный жителям поселка Львовский. К сожалению, проход посетителей к нему не предусмотрен - территория закрыта что в будни, что в выходные.
За время, прошедшее с моего первого посещения, памятник сменил расцветку.

Первый дом культуры Львовского располагался в неприспособленных для этого помещениях. Только 25 апреля 1974 года было открыто новое здание ДК "Металлург", не представляющее ничего особенного с точки зрения архитектуры - в те времена почти все дома не выходили за рамки бетонных коробок. Но в качестве приметы времени на фасаде есть странная мозаика со сталеварами.

Площадь перед ДК и лицеем. Фото 2015 и 2018 годов.


Картинка с изображением психоделических рабочих-металлистов с асимметричными лицами, прошедшая каким-то образом советскую цензуру. Впрочем, были в Союзе картинки намного более странные.

Улица Горького, дом 3, построенный в 1956 году. Вид со стороны площади.

Скопление старых домов возле Симферопольского шоссе числится по улицам Горького, Магистральной и Садовому проезду. Построены они в конце 50-х.


Садовый проезд, 8. Вид со стороны двора.

Внутренний двор квартала на Садовом проезде. Сейчас бы сюда воткнули еще парочку высоток.


Магистральная улица, 3. По сути, дом стоит вдоль шоссе, хотя отделен от проезжей части небольшой полосой. На заднем плане виден более поздний краснокирпичный дом №7А. Под ногами попадаются люки времен застройки, особенно часто в поселке встречается продукция Воронежского завода (будущего "ВМО").


Юго-восточные пешеходные врата - выходят из внутренних дворов на Садовом проезде к началу улицы Строителей, служащей южной границей поселка. За ней уже только гаражи, садовые участки и пустая земля.

Как в любом населенном пункте бывшего СССР, здесь можно наблюдать "архитектурную луковицу" - чередование кварталов жилых домов разных десятилетий застройки. Если двигаться на запад вдоль улицы Строителей, то дома становятся все более молодыми и начинают обрастать этажами, кирпич сменяется панелью (правда, числятся они по Садовым улице и проезду). Среди пятиэтажек начала 1960-х годов (одна из них изображена на фото) можно увидеть трубу котельной, вероятно, построенной для их снабжения.

На юго-западном краю Львовского в окружении более поздней (и унылой на вид) застройки прячется группа из пяти домов (улица Строителей, 23-27), образующих общий внутренний двор. Все они построены в 1957-58 годах. На фото дом №26, стоящий на перекрестке улицы Строителей (слева) и Советской (направо). На первом этаже был магазин.

Двухэтажные дома построены по упрощенной схеме и даже не оштукатурены.


На Железнодорожной улице, которая идет параллельно Курскому направлению, стоят самые поздние дома поселка - 1980-х годов, не обладающие какой-либо эстетической ценностью. Разве что в доме №2 есть встроенный магазин с авангардным крыльцом, и неподалеку на обочине стоит "народный" памятник героям войны 1812 года.


На Советской улице обнаружился домик, состоящий из фанеры. Мимо плотных заборов дорога возвращает обратно в центр поселка, к старым постройкам на улицу Горького.


Заброшенный жилой дом №16/32 по улице Горького. На этой фотографии он еще жилой.

А в 2018 году дом уже заброшен. Стекла выбиты, крыша провалилась. Кто-то даже утащил ржавый адресный знак на углу фасада.

Улица Горького, 11. Дата на фасаде дома.

Советская улица, 28 - дом построен в 1949 году и отличается легкой декорацией, особенно в области аттика.


Следующий, трехэтажный дом №15 по улице Горького.

Улица Горького, 13 - маленький дом, зажатый между двумя более крупными соседями.


Все шесть зданий вместе образуют общий внутренний двор. С востока он ограничивается домами №7 и 8 по Красной улице - оба на 8 квартир, построены в 1950 году, и у каждого - деревянное крыльцо на толстых ножках.


Дома на Красной улице со стороны самой улицы.

Самое масштабное здание послевоенных лет, выполненное в парадных формах - дом №18, построенный на улице Горького в 1949 году. От проезжей части его отделяет небольшой двор.

Фотографии дома в 2015 (первая) и 2018 году, а также наглядная иллюстрация эволюции адресных указателей на одном отдельно взятом фасаде.


Сам дом №18, хотя украшен декоративными элементами и деревянной хижиной Карлсона, носит следы разрушения и небрежения. Заброшенная дверь-франкенштейн черного хода много раз подвергалась починке, а в шлакоблочной стене рядом с ней зияют дыры.

При взгляде со стороны двора на крыше дома вдруг обнаруживается небольшая башенка. Жаль, что чище от этого не становится: на самом деле, здесь самый грязный двор во всем поселке. Среди этой грязи можно обнаружить люки Днепродзержинского горпромкомбината Министерства местной промышленности Украины.

В поселке очень интересное здание крытого рынка, напоминающее цирковой шатер. В нем расположены мясные отделы, а вокруг в виде привычных рядов - все остальные виды товаров и мелкого барахла.

Неизвестно, кто придумал такую идею, но получилось красиво.


Конечная остановка автобусов выполнена в том же стиле, что и рынок. Сзади виден купол церкви Св. Пантелеймона, построенной в 2009 году. До этого ближайшим был храм Воскресения в Молодях.

На среднем пути станции Львовская стоит местная электричка - в выходные Львовская является конечной для шести маршрутов поездов, а в рабочие дни - для целых двенадцати. По расписанию электропоезд отсюда должен поехать лишь через час, поэтому мы ждем другой электрички, идущей из Чехова.

Западная платформа - островная, с щелью посередине. Левая ее половина служит для электричек, прибывающих на конечную по центральному пути, в то время как поезда до Чехова или Серпухова идут по боковым главным путям. Электрички на участке от Подольска до Львовской были запущены в 1946 году.
По моему мнению, так и должна выглядеть хорошая платформа - только лестница вниз и маленький заборчик. Но после включения в состав МЦД Львовская подверглась стандартному отурникечиванию с установкой тюремно-серого заграждения, которое изуродовало уже многие платформы Подмосковья.

Рядом со станцией встречаются обычные для железных дорог полузаброшенные и действующие артефакты, вроде небольшого домика железнодорожных служб и крупных подвалов с торчащими трубами вентиляции. Здесь можно увидеть маленький агрегат, похожий на страуса, трансформатор 1975 г., выпущенный Минским электротехническим заводом, и карликовый светофор с клеймом Армавирского электротехнического завода - одного из самых обычных производителей в наши дни.

Поселок осмотрен, и мы возвращаемся обратно в Москву. Спасибо за внимание.