Город Красноармейск
Фотографии и памятники
Подмосковный Красноармейск состоит из двух районов, условно связанных улицей Академика Янгеля, но фактически разделенных; между ними расположен лесопарк и тупиковая станция ж-д. ответвления. Нынешний южный район образовался на месте села Муромцево при бумагопрядильной фабрике. В 1928 году был создан рабочий посёлок Красноармейский, имеющий до сих пор классические черты населенного пункта при фабрике. С другой стороны, в 1934 году к северу отсюда начал работу артиллерийский полигон, при котором выросла вторая половина города с чертами довоенной парадной и упрощенной сталинской застройки. После войны эти два поселка были объединены в город Красноармейск. В конце 50-х годов провели ветку от станции Софрино, которая была электрифицирована в начале тяжелых девяностых, но только до станции Красноармейск, где и заканчивают свой маршрут пассажирские поезда, несмотря на то, что пути продолжаются дальше в северный район (на оборонные заводы), и сделать там удобную конечную станцию было бы проще простого.
Первая прогулка была неполной и только частично затронула южный район, поэтому фотографий пока немного. На фото внизу - пассажирская платформа и вокзал станции Красноармейск, который, как обнаружилось, не только не функционирует, но лишен даже билетных автоматов. Очевидно, станция не пользуется большой популярностью ни у пассажиров, ни у РЖД, чему виной (главным образом) её неудобное расположение "между всего", а также долгое время поездки по ответвлению (из-за невысокой скорости поездов).
Однопутная ветка продолжается в северный район к недействующей станции Внешняя. Сюда от станции Софрино курсировал пригородный состав на тепловозной тяге, а дальше отправлялись поезда для сотрудников на Софринский полигон (НИИ "Геодезия"). В 1993 году завершилась электрификация участка Софрино-Красноармейск - по понятным экономическим причинам провести ее дальше не удалось, поэтому пригородные электропоезда стали ходить только до ст. Красноармейск.
Бывший посёлок УКС (Управления коммунального строительства) на улице Академика Янгеля состоит из нескольких довоенных деревянных и двух шлакоблочных домов плюс полиции (в здании справа) и газовой службы.
Улица Академика Янгеля, 9.
Довоенный люк Днепропетровской промколонии (диаметр меньше стандартного, всего 50 см) обязан появлением северному району Красноармейска, хотя данный экземпляр обронили по пути в другом месте.
Мост на улице Академика Янгеля через главную городскую реку Ворю (левый приток Клязьмы длиной 108 км).
В поселке Новая Жизнь сохранилось несколько кирпичных домов 1930-х годов и более новых. Услышав подобное название, сразу представляешь себе нечто депрессивное и полузаброшенное, хотя здесь всё-таки Подмосковье и дела еще не настолько плохи.
Новая Жизнь, 11 - самый старый и сохранивший оригинальный вид образец местной застройки, кирпичный жилой дом 1932 года на 36 квартир.
Наибольший интерес на юге Красноармейска представляет скопление исторического жилья при фабрике, на обеих берегах реки. Сохранилось несколько дореволюционных зданий возле самой фабрики и квартал советских казарм на улице Чкалова, выстроенных в 1920-е годы. На фото - дом №22.
Улица Чкалова.
Кирпичный дом 1925 года можно вполне принять за дореволюционный.
Улица Чкалова, 14 - очевидно послевоенное здание роддома, но в старый поселок неплохо вписывается.
Улица Чкалова, 14 - медицинский центр (бывший роддом).
Улица Чкалова, 14. Юго-западный край.
Улица Чкалова, 19.
Улица Чкалова, 25 - бывший горсовет, теперь администрация и АТС.
Возле администрации установлен памятный знак Льву Толстому, который посетил эти места в 1889 году.
Пешеходный мост через Ворю, впереди видна первая казарма (ул. Свердлова, 2).
Стены старой казармы, как у многих других памятников, разрушаются на глазах.
Здания фабричного комплекса на нечетной стороне улицы Свердлова.
Красноармейская прядильно-ткацкая фабрика им. Красной Армии и Флота была основана в 1834 году. Здесь работал будущий конструктор ракетно-космических комплексов Михаил Янгель, которому установлена мемориальная доска. Современное состояние: полный крах. Охрана на проходной не слишком адекватно реагирует на фотосъемку, так что проникновение на территорию может стать проблемой. Однако снаружи можно разглядеть часть старого корпуса с циферблатом.
Улица Свердлова, 11 - старая казарма.
Улица Свердлова, 11.
Рельсовые клейма на подпорках электропередачи на улице Лермонтова. "СТАЛЬ АОБРЗ 92" - Акционерное общество Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода, 1892 год.
Клеймо "Ю.Р.Д.М.О. VII 93 Р.У.Ж.Д". Южно-Русское Днепровское металлургическое общество, созданное в 1886 году. Сейчас это Днепровский металлургический комбинат в Днепродзержинске. Рельс выпущен в 1893 году для Рязано-Уральской железной дороги (РУЖД).
По улице Лермонтова можно вернуться обратно к станции. Дальше за железной дорогой, в конце улицы, находится странный дом-пила №19 - деревянная постройка 1976 года для молодых специалистов.
Дом №21 в конце улицы Лермонтова.
Сосновый лесопарк к северу от платформы ("Банный лес").
Прямо с поезда здесь можно выйти в лес. При желании можно пройти его насквозь и оказаться в северном районе Красноармейска.
"Орнитологический" павильон на одной из платформ Красноармейского ответвления.
Братская могила на городском кладбище - памятник погибшим лётчикам самолёта ТБ-3 (установлен в 1965 году) и памятная табличка работникам завода ГСКБ-47 (НПО "Базальт"), погибшим 6 ноября 1941 года.
Памятники героям войны в Южном районе, возле школы №1 и две доски.