Город Электрогорск
Фотографии и памятники
Город Электрогорск находится на тупиковом ответвлении Горьковского направления железной дороги. Он был основан в 1913 году в качестве посёлка Электропередача при первой в стране электростанции, работающей на торфе. В 1946 году посёлок Электропередача был преобразован в город районного подчинения Электрогорск, главным предприятием в котором остается ГРЭС имени Р.Э.Классона. Сейчас она является экспериментальным комплексом и еще в восьмидесятые годы была переведена на природный газ, но в советское время для её снабжения действовало торфопредприятие с сетью узкоколейных железных дорог. Также был запущен мебельный комбинат. В исторических районах сохранилась деревянная застройка, в том числе дореволюционных времен и 1920-х годов, перемешанная с обычными послевоенными и более новыми жилыми зданиями.
Электрогорск показался мне одним из самых чистых и приятных для прогулки городов Подмосковья. Тем загадочнее поступок местных депутатов, которые осенью 2022 года приняли сомнительное решение ликвидировать городской округ и присоединить его к соседнему Павловскому Посаду. Вероятно, с целью побороть эту аномальную для нашей страны благоустроенность.
Одноименная станция с островной платформой пока сохраняется в старом виде, без серых заборов и турникетов. Сама линия продолжается дальше на территорию ГРЭС. Почти все жилые кварталы находятся слева (т.е. к западу) от станции, но можно выйти и на восток, к небольшому кварталу двухэтажных домов на улице Классона.
Один из шлакоблочных домов между станцией и улицей Классона.
Улица вроде бы Семашко, но все дома числятся по улице Классона.
Кроме 13 домиков, здесь также находится городская больница (впереди справа - её забор).
Одно из медицинских зданий стоит отдельно от больницы на противоположной стороне улицы (Классона, 1А).
Электрогорская городская больница не славится уникальными памятниками архитектуры, но представляет собой замечательно старинное место вдали от столичной цивилизации. На территории есть несколько старых корпусов, в том числе деревянные. Вероятно, условия лечения здесь тоже старинные, но это уже другой вопрос.
Бетонный больничный бункер.
Любопытный краснокирпичный корпус (ул. Семашко, 10) в дальнем углу территории больницы.
Улица Семашко, 9 - нефрологическое отделение.
Кто с первого взгляда найдет второго кота, тот молодец!
Терапевтическое отделение - корпус, стоящий фасадом вдоль улицы Семашко. Вид сзади.
Терапевтический корпус.
Маленький автовокзал рядом со станцией (сзади видна платформа), сюда прибывают на конечную или заезжают по пути местные автобусы. Рядом в сентябре 2018 года установили памятник основателю ГРЭС и города Электрогорска Роберту Эдуардовичу Классону.
Бывшее здание детской поликлиники в начале улицы Горького.
Отделение почты на Советской площади (это не совсем площадь, а больше торгово-административное пространство для пешеходов).
Храм Всех Святых на улице Святого Константина, названной в 2007 году в честь богородского протоиерея Константина Успенского. Церковное здание построено из пеноблоков и кирпича, снаружи облицовано деревом. Рядом находится более старый небольшой деревянный храм Покрова Пресвятой Богородицы.
Протоиерей Константин Васильевич Успенский служил в Богородском уезде Московской губернии. В 1937 году был убит большевиками и погребен на Бутовском полигоне. В августе 2000 года причислен к лику святых, а в 2022 году ему установили памятник рядом с храмом в Электрогорске.
Новые корпуса ГРЭС и ЭНИЦ - научно-исследовательского центра по безопасности АЭС.
Один из обычных жилых домов нового города (ул. Горького, 18). На пустом месте спереди раньше стояли два барака, снесенные незадолго до приезда.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы построен в 2011-2002 годах.
Памятник участникам (хотя правильнее было бы написать "жертвам") катастроф.
Старое здание не совсем определенного назначения при ГРЭС (Ленина, 10), вероятно, бывшая часть спортивного комплекса. На плакате надпись - ООО "Строитель".
Памятный комплекс воинам-интернационалистам на улице Калинина, и вид на массивную трубу ГРЭС.
Комплекс состоит из памятного камня и боевой машины пехоты (БМП-1), которую установили после реставрации в 2017 году в День народного единства.
К северу от военного памятника начинается условно историческая область города. Чтобы попасть сюда от станции, нужно некоторое время пройти вдоль территории ГРЭС на северо-запад. В начале улицы Ленина видим несколько деревянных жилых домов, построенных еще до революции или в первые годы советской власти.
Улица Ленина, 22.
Улица Ленина и дом №30.
Улица Ленина, 32. Этот дом также числится в базах как дореволюционный.
Предвоенный дом на Комсомольской улице.
Газовый клапан, выпущенный заводом Московского производственного объединения "Моспромстроймеханизация".
Массивный блин и не менее внушительная обойма - так выглядит странный, но обычный канализационный люк в Электрогорске. Увидеть его можно как в центральном кластере, так и на улице Классона.
На фото - Комсомольская улица, дом 7.
"Культтовары" - привет из советского прошлого.
Большая новая школа №14 на улице Ленина построена в 2010-е годы взамен старого довоенного здания.
Небольшой сквер напротив дома культуры.
Кирпичное здание ДК было построено в 1934 году. После многолетней разрухи его восстановили в 2014 году, хотя и испортили облицовкой, и даже вернули мемориальную доску В.И.Ленину на фасад. Правда, потом её снова куда-то потеряли - во время моей поездки доски не было.
На фасаде установлен герб города, утверждённый в 1996 году и заново в 2001 году. Молния и три золотых бруска символизируют первую электростанцию на торфе.
Мемориал павшим воинам напротив ДК. Памятника Ленину, который обычно ставят в таких местах, в городе нет.
Несколько озер севернее ГРЭС формируют систему прудов-охладителей. Из них озеро Госьбужье - естественное (и на нем находится старая баня), а остальные выкопаны и расширены при постройке станции.
В советское время здесь работало осетровое хозяйство. Сейчас можно просто гулять по насыпям между озерами. От дома культуры до берега идти всего пять минут.
Тупиковая насыпь.
За домом культуры находится старый парк родом из 30-х годов, также восстановленный из заброшенного состояния, а еще дальше - стадион. Парк довольно пустой, в Москве он и зелёной зоной не считался бы.
Главбарак (он же - административный корпус) стадиона.
Улица Ленина и жилой дом 1950-х годов.
На улице Ленина здания 1950-х годов перемешаны с более старыми, деревянными и перекошенными бараками (за неимением лучшего термина) 1920-30-х годов. На фото ниже дом №45.
Улица Ленина.
Подавляюще обычный для города телефонный люк 1970-х годов.
Улица Ленина, 35 - дом 1924 года.
Пионерская ул., 1.
Дома №29 и 33 по улице Ленина (1950 год) даже имеют колонны, и кто-то пытается устроить там балкончик.
Дом №31 с отдельным входом на чердак.
Ленина, 21 и 23 - это трехэтажные кирпичные постройки казарменного вида, напоминающие аналогичные здания при Каширской ГРЭС. Здесь они построены в 1930 году рядом с торфопредприятием.
Репер "МОГП" на кирпичном доме. Сокращение, скорее всего, означает "Мособлгидропроект".
"Электрогорская лепёшка" в закрытом виде.
Вокруг электрогорского торфопредприятия раньше существовала обширная сеть узкоколейных дорог, заходившая на территорию Владимирской области. Начало ей было положено в 1913 году, а постепенное закрытие происходило с 1980-х годов до середины девяностых. Один из путей пролегал прямо по городу вдоль Безымянной улицы. Здания, где были депо и мастерские, заняты мелкими фирмами. Остался только мемориал и две доски на проходной.
О памятнике кто-то вспомнил и установил пояснительную табличку.
Одна из досок посвящена Ф.И.Полетаеву - герою движения сопротивления в Италии, в честь него названы улицы в Москве и других городах.
Выходим из старого города и возвращаемся к станции через новые районы.
По статусу "города котов" Электрогорск с легкостью обставил любой из населенных пунктов Подмосковья.
Пешеходный бульвар в районе улицы Горького, ведущий к озеру Стаханова.
Часовня Матроны Московской (на площади перед ФОК "Лидер").
Модель (недействующая) советского автобуса в детском саду №43.
Еще один квартал пятидесятых годов можно найти между железной дорогой и Советской улицей (на ее чётной стороне). Однотипные зеленые дома строились постепенно в 1951-1955 годах, начиная ближе к станции. За ними последовали кирпичные хрущевки и совсем новые дома на юге, вплоть до платформы "14 км".
Задвижки Юго-Камского машзавода и Черняховского авторемонтного завода.
Через десять минут возвращаемся на станцию, где ждет поезд в сторону Москвы, почему-то с надписью "Петушки".