Город Зеленоградск
Историческая застройка и другие фотографии
Зеленоградск - бывший Кранц - один из немецких городов-курортов (Ostseebad Cranz) на берегу Балтийского моря. Город расположен в 24 км от Калининграда, вблизи от начала Куршской косы, по которой издавна проходила дорога в сторону Клайпеды (Мемеля). Первый намек на место отдыха появился в XVI веке, с тех пор место это постепенно расширялось и улучшалось, пока наконец в 1816 году в Кранце не открылся морской курорт. В 1885 году состоялось торжественное открытие железнодорожной линии от Кёнигсберга длиной 28.3 км.
Во время Великой Отечественной войны, 4 февраля 1945 года, Кранц был с минимальным сопротивлением занят Красной армией, и через год переименован, получив современное название. В советское время электрички ходили из Калининграда до Зеленоградска в летнее пиковое время с интервалом 15 минут, но "оптимизация" пригородного сообщения привела к тому, что теперь их всего 5-6 в день, и это хорошо; для многих регионов страны даже столько - непозволительная роскошь.
Здание вокзала (слева) было построено вместе с железнодорожной линией. В 1895 г. добавилось не сохранившееся до нашего времени ответвление в гавань Кранцбек (для пересадки пассажиров на пароходы), в 1900 г. на Нойкурен (Пионерский) и Раушен (Светлогорск). Для разворота поездов существовал специальный круг. В последнее время станция была огорожена обязательным забором. Установить забор оказалось куда важнее, чем, например, сделать высокую платформу для удобства пассажиров. Фото сделано с того места, где был раньше выход через навесы.
На небольшой площади перед вокзалом разворачиваются автобусы, идущие через Зеленоградск в сторону других городов и на Куршскую косу. Со стороны улицы Ленина (главной дороги в этой точке) на площадь смотрит красно-белый дом №10 (на третьем фото) - бывший железнодорожный отель. После войны была гостиница и ресторан.
Сквер королевы Луизы находится в пяти минутах ходьбы от вокзала, за рынком, в начале улицы Тургенева - эта улица служит для выезда машин и автобусов из города, и поэтому здесь самое шумное место, даже работает такая чудная вещь, как пешеходный светофор. В 2007 в сквере установлен бронзовый бюст королевы Луизы - копия скульптуры XIX века, дар округа Бад-Доберан.
Напротив сквера - угловой фасад (с красиво оформленным входом) бывшего здания почты и телеграфа (Курортный проспект, 29), до сих пор занимаемое телефонными сервисами. Это первое здание по нечетной стороне проспекта, хотя фактически есть еще одно на его продолжении - улице Ленина - дом №1, бывший отель "Балтийское море", где установлена мемориальная доска в память приезда П.А.Столыпина в 1901 году.
Пешеходный Курортный проспект, переходящий в улицу Ленина - центральная улица города (бывшая Кёнигсбергер-штрассе), застроенная самыми известными памятниками архитектуры. В числе первых по четной стороне - доходный дом Ф.Баста, построенный в начале XX века, с 1963 года - детский сад (Ленина, 4).
Напротив - дом №27 - бывшая аптека (на последнем фото).
Дом №25, украшенный резным декором фасада; сохранилась старая входная дверь, оконные рамы и лестница.
На первом фото - площадь в начале Курортного проспекта, с угловым домом №27. Впереди видно здание почты.
Мемориальная доска В.И.Рябову установлена по адресу: Курортный пр-т, 28А (Аллея Дружбы).
Зеленоградск имеет заслуженный статус города котов, этот факт подчеркивают картины на стенах зданий, скульптуры и музей в водонапорной башне. Для кошек на Курортном проспекте созданы домики, и сами они здесь присутствуют в большом количестве.
Доказательство существования кошек и еще несколько польских лючков в центре города.
Гостиница "Курхаус Кранц" (дом №16) была построена в 1843 году вместо более старого гостевого дома и называлась "Большая гостиница и Новый курхаус". Здесь был центр курортной жизни, и возможно, поэтому рядом при советской власти поставили памятник Ленину. В городе просто нет достаточно большой площади, где можно было установить вождя. После войны здание принадлежало санаторию "Зеленоградск", и после ремонта в 2009 году открыто заново. Рядом - памятник истории - сохраненная немецкая опора линии электропередачи с табличкой.
Заброшенная с 90-х годов руина, нависающая над прогулочной зоной - это здание торгового дома "Штернфельд". На первом этаже размещались магазины, на втором и третьем - гостиничные номера.
Площадь на пересечении Курортного проспекта с улицами Володарского и Полищука.
Площадь "Роза ветров" на улице Володарского и ночная подсветка пешеходной зоны сквозь туман.
Спортивный зал "Янтарь" (Курортный пр-т, 5) - советская постройка.
"Вилла Крелль" на улице Ленина, рядом с вокзалом. Принадлежала семье адвоката Макса Крелля. В октябре 1947 г. здание было передано детской библиотеке, сейчас в нем Зеленоградский городской краеведческий музей.
Памятная доска Фридриху и Александру Куршат установлена в 2009 г. по адресу: ул. Ленина, 12. Напротив, в начале Железнодорожной улицы, в 2006 году поставили памятный камень в честь 60-летия Калининградской области.
Параллельные улицы Толстого, Пушкина и Горького, ведущие от вокзала в сторону набережной, служат коллективной границей исторической застройки города. К западу от них немецкие малоэтажные здания уступают место советским.
Скульптура "Серый балтийский тюлень" среди ресторанов на набережной, между улицами Пушкина и Горького.
Веселая семейка городских люков и выдвижного столбика от итальянской компании BFT, с 1980 года производящей автоматику для ворот и шлагбаумов. Люк номер один, родом из пятидесятых годов, украшен цветочным рисунком - это так называемый "пуховичский" дизайн, применявшийся Пуховичским и Руденским райпромкомбинатами (оба в Пуховичском районе Минской области Белорусской ССР). На нашем люке написано "РУДЕНСК". Этот РПК основан в 1928 году. В 1960-е годы он был переименован в Руденский завод пластмассовых изделий. Производство чугунного литья было прекращено из-за малой эффективности цеха.
Что такое "РМЗ", не представляется возможным выяснить, но скорее всего, это Бежецкий или Ржевский завод, а люк-компас KASI мы уже видели в Московской области.
Карта курортных мест Восточной и Западной Пруссии и Померании 1927 года.
В конце улицы Ткаченко возле музейной башни находится Зеленоградское туристическое бюро (Московская ул., 34). Здесь можно записаться на экскурсию, например, по Куршской косе.
Интерьеры здания. Понятно, что оно довоенное, но точная дата постройки неизвестна.
Водонапорная башня в Кранце высотой 42 метра была построена в 1905 году. После войны уже не использовалась. В 2006-2012 годах заброшенная башня была восстановлена, устроены новая кровля и лифт на смотровую площадку, внутри открылся кошачий музей "Мурариум".
Музей "Мурариум" производит следующее впечатление: 20% - это образцы искусства, а 79% - предметы различной степени ценности, хоть как-то связанные с кошками, вплоть до откровенного барахла. Но настоящий ад - последний 1% - несколько чудовищных музыкальных игрушек (в виде котов), которые при нажатии на них извергают записанные отрывки из песен-частушек - то есть, в каждый момент времени пространство башни наполнено сразу несколькими громкими композициями, которые, заканчиваясь, начинаются снова и снова, вызывая желание как можно быстрее покинуть помещение. За эту какофонию хочется сразу уменьшить оценку на балл. Хотя сама по себе идея неплохая, и реконструкцию башни можно только одобрить, и сам факт существования музея помогает поддерживать "кошачий" образ города, и есть действительно интересные экспонаты, но по названным причинам цены за посещение музея (вполне московские) можно счесть завышенными (хотя владельцев можно понять - имидж города котов не будет сам себя поддерживать). Однако на верхушке есть смотровая площадка, и она свою стоимость полностью оправдывает. Туда можно купить отдельный, более приемлемый по цене билет.
У входа в башню выставлена старая наковальня, на которой написано "Арт. Куйбышева Новомосковск". В документе 1953 года нашлось о ней упоминание - "обозостроительный завод артели им. Куйбышева" в городе Новомосковске Днепропетровской области.
С высоты водонапорной башни можно увидеть почти весь Зеленоградск. На окраинах растет новая застройка - город расширяется не менее интенсивно, чем сама Москва. К востоку видна лютеранская кирха, построенная в 1897 году. Ее высота со шпилем 42 метра - почти такая же, как у башни. В советское время в здании располагался спортзал, с 1995 года - Спасо-Преображенский собор.
Вращающаяся скульптура, посвященная зеленоградским котам, установлена на маленькой площади, у пересечения улицы Пограничной и Курортного переулка.
Фотографии, сделанные на улицах Ткаченко, Московской и в их окрестностях.
Церковь Андрея Первозванного - Московская, 13. Бывшая капелла в неоготическом стиле, построенная в 1903-1904 годах. В советское время использовалась как склад.
На одном из домов висит старая немецкая табличка "Feuermeldestelle". Таблички, подобные этой, располагались по всей Германии, обозначая точку оповещения о пожаре. Телефонная связь была тогда еще не везде, и в случае пожара граждане должны были обращаться в такие специальные точки (в данном случае, видимо, к коту, сидящему в окне).
Мемориальный комплекс с братской могилой был создан в 1950 году возле парка на Московской улице. Мемориал насчитывает более 600 фамилий солдат, погибших в боях на территории Восточной Пруссии.
Здание гостиницы "Королева Луиза" построено на Hohezollernstrasse (Московская улица) в 1930-х годах. В девяностых здесь прошел ремонт и снова разместился отель с историческим названием. На втором фото - Московская улица, дом 46, а на третьем - памятный знак Сэму Симкину - калининградскому моряку, писателю и поэту.
Московская улица, 52 - вилла "Waldesrand" ("Лесная опушка"). Сейчас обычный жилой дом. В 2012 году установлена доска Сэму Симкину, который тут жил, с текстом на русском, немецком и литовском языках.
В парке есть пруд, называвшийся до войны Storchenteich.
В августе 2015 года возле западного входа в парк установили памятник Адаму Мицкевичу, который был в Кранце в октябре 1824 года.
Набережная в Зеленоградске к востоку переходит в песчаный пляж.
Побережье в разное время суток.
В один из дней весь город вообще погрузился в густой, влажный и ветреный туман. Даже коты были не в восторге.
Между прочим, отрывок из справочника для туристов 1911 года говорит, что в Кранце уже тогда были водопровод и канализация "новейшей системы". Кое-какие из сохранившихся люков могут относиться к этому периоду (см. ниже).
Школа на улице Тургенева построена в 1927 году. Состоит из двух соединенных кирпичных зданий, в которых вместе размещались начальная, народная и средняя школа. 1 сентября 1946 года открыта заново. Теперь она переехала в новое здание напротив, а здесь размещаются гимназия "Вектор" и детская школа искусств города Зеленоградска.
Одно из старейших зданий в Кранце - бывшая почтовая станция конца XVII века (нынешний адрес - Тургенева, 10), где 8 января 1807 года останавливалась на ночлег королева Пруссии Луиза. До войны использовалось как лесничество, затем ветлечебница, а теперь обычный жилой дом.
Наполовину ушедший в землю старый гидрант обнаружен на территории школы.
Местность к западу от станции была застроена уже после войны. Взяв напрокат велосипед, удалось рассмотреть эти части города без лишней траты времени. Если в частном секторе советский след не очень заметен, то более поздние спальные районы на юго-западе не оставляют никаких сомнений в их авторстве. Грязные серые многоэтажки, улицы неухоженные, как в любом городе великого и могучего СССР: здесь нет ничего интересного, даже люки приехали из соседней Литвы. Завод при исправительной колонии в городе Капсукас (Мариямполе) снабжал ими всю республику, и часть просачивалась наружу. Литовских зэков никогда не волновало качество работ, главным у них была не победа, а участие - большинство выпущенных ими крышек вызывают желание прослезиться.
В старой застройке - до 1960-х годов - можно найти люки более почтенного возраста, которые и сделаны покрасивее: РЗКС (Ржевский завод краностроения), вездесущий Керченский ТЛЗ (найден у корпусов санатория "Зеленоградск") и обычный для Калининградской области местный "МСЗ-11".
При исследовании довоенного благоустройства города-курорта Кранца становится ясно, что ответственным за люки была санитарная контора "Heinrich Scheven", занимавшаяся строительством водопроводов, канализации, очистных систем и освещения. Инженер Генрих Шевен (1833-1896) основал фирму в 1874 году в городе Бохум (Северный Рейн-Вестфалия). С начала XX века она числилась уже в Дюссельдорфе на Oststrasse, 128-132. Позже компанией управляли его сын Фридрих Шевен и Карл-Хайнц Тегге (в 1938 году владельцами указаны K.Tegge & H.Korte). После нескольких преобразований, включая банкротство в 1982 году, компания работает до сих пор под названием Scheven GmbH.
Другие довоенные люки в городе:
Почти все старые крышки сделаны в виде типовой немецкой четырехсекционной менажницы, предназначенной для канализации, и содержат надпись "Heinrich Scheven Duesseldorf". И только одна нашлась, довольно грязная, с другой надписью: "Ingenieur Heinrich Scheven Bochum" (на втором фото). Похоже, это более ранний вариант - из тех времен, когда контора еще находилась в городе Бохум.
Еще обнаружилась единственная крышка с подписью "Windschild & Langelott" (немного подробнее об этой фирме см. ниже в разделе "город Балтийск"), которая может быть водопроводной, и одна безымянная пятилучевая менажница (возможно, старше всех прочих - такие же есть в Калининграде на участке древнего коллектора, который провалился в 2020 году на Тенистой улице и потребовал дорогого ремонта).
Сточная решетка "Odinwerk" с номером забытого стандарта - "DIN 1207", найдена на улице Ленина. Сделана проще, не так, как стандартные решетки Кёнигсберга - она ведь уже не связана типовым дизайном.
На первых местах среди советских люков, встречающихся в Зеленоградске - продукция Андреапольского литейного цеха (все - с датой 1966 год), белорусские люки Сморгонского РПК (конец 1950-х) и 55-го мехзавода Минобороны из Ленинграда (конец 1960-х).
Люк, похожий на мишень, имеет в центре крохотную цифру "1" в кружочке. Были найдены еще с цифрой "2".
Остальные три - современные: Могилевский металлургический завод, PAM Viatop и гидрант KASI.
Интересная крышечка гидранта нашлась на маленькой улице в районе городской окраины. Совместно упоминаются две уже известные нам компании - "Heinrich Scheven Düsseldorf" и "Bopp & Reuther Mannheim". Нетрудно догадаться, какую роль исполняла каждая из них. В статье о водопроводе польского города Кошалина упоминается партнерство между этими фирмами, организованное в конце 1910-х годов. С тех пор они совместно работали по созданию систем водопровода: "H.Scheven" прокладывали систему, "Bopp & Reuther" (позже в составе объединения "VAG") поставляли задвижки и тому подобную арматуру.
Из Германии и Польши мне прислали несколько фотографий люков. Я думаю, что вполне логичным будет пустить в дело несколько штук и расположить их здесь, на самой немецкой странице о городах России.
Первый люк интереснее всех - находится в городе Апольда и сделан еще в XIX веке местным заводом "Штибериц и Мюллер" (Stieberitz & Muller Maschinenfabrik & Eisengiesserei), работавшим на Bahnhofstrasse 42.
На последнем фото изображена для наглядной справки внутренняя поверхность старого немецкого люка - в данном случае, "Odinwerk" 1937 года типового кенигсбергского дизайна. Готовится к продаже. Хорошо еще, что покупателю не предлагается самому выковыривать люк из улицы.
Куршская коса - станция кольцевания птиц "Фрингилла" и кривой лес - самые популярные места для туристов.
Сюда можно приобрести экскурсию в туристическом бюро Зеленоградска или в Калининграде.
В рекламной среде это место обычно называют "танцующий лес", но эпитет применим буквально к паре деревьев, а остальной лес просто слегка извилистый и загадочно подергивающийся. Хотя это не делает его менее интересным, но некоторые туристы ожидают увидеть каждую из местных сосен закрученной в кольцо и перевернутой вверх дном. Сходить с тропинок нельзя - почвенный покров на косе очень тонкий и образован многолетним трудом немецких и советских лесоводов. Но все равно находятся дураки, которые ходят где попало.
Пара тех самых знаменитых "танцующих" сосен, которые изображаются во всех путеводителях - одна в форме арфы, другая закольцованная - огорожены забором, но уже поздно - деревья давно засохли из-за неумеренного внимания. Хороший (но печальный) пример того, как полезно иногда соблюдать правила.
Высота Эфа - эта часть экскурсии предполагает посещение песчаной части косы, где можно увидеть дюны со стороны Куршского залива и защитную авандюну на берегу Балтийского моря. Специально для таких, как мы, тут оборудован базарный ряд (на фото), через который хочешь не хочешь, а все равно придется пройти насквозь ради обеспечения доходом продавцов сувениров. Есть еще пара интересных мест, например, высота Мюллера, которые посещаются в ходе других экскурсий.
Пешеходные тропы в районе дюны Эфа. Даже не сходя с них, можно увидеть много образцов местной флоры.
Если к пустынному ландшафту со стороны залива нужно довольно долго идти через лес и еще подниматься вверх, то балтийское побережье находится совсем близко с противоположной стороны от автодороги. На авандюне устроен деревянный ресторанчик, и можно спуститься по лестнице к самим волнам. Здесь много вреда не натопчешь - все плохое случилось уже давно.
После чего автобус подбирает туристов, опоздавшие остаются на косе и возвращаются своими силами (если верить страшным рассказам гидов), а вовремя пришедшие доставляются в целости и сохранности туда, откуда прибыли. На косе есть пара-тройка поселков, где живут люди (ранее жили куршские рыбаки, пока их не выгнала советская власть), и сюда заходит рейсовый маршрут автобуса, хотя в целом въезд сюда ограничен. Если же ехать дальше на северо-восток, то попадаешь на пограничный переход с Литвой, и там уже без шенгена делать нечего.
Город Светлогорск
Бывший курорт Раушен (Rauschen), его следовало бы назвать "Зеленогорском", потому что он расположен на склонах холма и действительно, очень зеленый. По известной легенде, Зеленоградск и Светлогорск поменялись названиями из-за бюрократической ошибки, так что, возможно, все могло быть по-другому.
Городок состоит большей частью из советских санаториев (или их остатков) и старых коттеджей, в которых жили состоятельные немецкие граждане - почти ничего не изменилось, кроме национальности состоятельных граждан. Улицы хорошо подходят для спортивных и традиционных прогулок. Но вот желающих увидеть немецкую брусчатку и люки ждет горькое разочарование: брусчатки здесь нет нигде, кроме проспекта - набережной озера, и фотографии показывают, что так же было и раньше. А старые люки почти все исчезли во время нескольких волн реконструкции, последняя из которых состоялась накануне ЧМ-2018 - оставшиеся можно пересчитать по пальцам одной руки. Зато разбитые тротуары привели в порядок, чтобы не позориться перед иностранными спортсменами.
В Светлогорске две станции железной дороги: одна на значительном удалении, другая в центре. Явное излишество немецкого времени - тогда движение по железным дорогам Восточной Пруссии было интенсивнее. Электрички ходят в Калининград (часть - через Зеленоградск и Пионерский), но плоховато. Например, нам не удалось воспользоваться ими ни для приезда, ни ради возвращения - в самое удобное время есть большие перерывы. Приходилось ждать автобуса, тоже нечасто ходящего. Есть ответвление ж-д. вдоль западного побережья, через Янтарный к Балтийску, но там пассажирского движения (больше) нет вообще по обычной для РЖД причине - невыгодно содержать.
Калининградский проспект - он же набережная озера Тихого. Здесь проходят все автобусные маршруты и есть пара интересных зданий, но в сам город еще нужно забираться по крутым улочкам.
Улица Маяковского, 14/1 - храм Серафима Саровского, бывшая лютеранская кирха Раушена.
Окраинные улицы в городе тихие, не хватает только брусчатки.
Памятник академику И.П.Павлову на улице Гагарина. Выполнен тщательно, а дата его установки скрывается во тьме времен. Поэтому возникла городская легенда, будто это на самом деле памятник немецкому микробиологу Роберту Коху, у которого просто заменили табличку. Но доказательств тому никаких нет.
Дома на Садовой улице.
Заброшенный в 90-е годы корпус санатория "Светлогорск" - столовая и библиотека.
Органный зал - бывшая католическая капелла, и сквер на Октябрьской улице с копией скульптуры Германа Брахерта "Несущая воду", установленной в 2005 году на месте поврежденного оригинала.
Гостиный двор - торговые ряды, построенные на Курортной улице в немецком стиле.
Водонапорная башня высотой 25м с корпусом водогрязелечебницы построена в Раушене в 1907-1908 годах.
Октябрьская улица может считаться главной в историческом центре города. По крайней мере, одной из главных.
Бювет с минеральной водой на улице Ленина. Но эта вода не для всех!
Чтобы получить воду, нужна санаторная книжка и рецепт врача Светлогорского военного санатория. Нет, просто так получить воду нельзя. Мы, простые смертные, не сможем правильно ей пользоваться и обязательно угробим свое здоровье. Иностранцам это должно казаться дикостью, да и мне тоже кажется.
Хотя... может быть, это особая секретная вода, нашпигованная военными микроэлементами?
Октябрьская, 34-36 - здания гостевого дома и памятный знак Томасу Манну.
Люки в Светлогорске. В основном все новые, как обычно, с примесью литовских. Но Черняховский завод постарался и разбавил их парочкой интересных - люк по мотивам ЧМ-2018 мы уже видели, а другой, с надписью "Königsberg" и орлом-гербом Кёнигсберга, почему-то мне в Калининграде не попадался, хотя предназначен как раз для него. Герб появился после 1724 года, когда исторические города-районы Альтштадт, Кнайпхоф и Лёбенихт были объединены в единый город Кёнигсберг - и старые гербы этих районов изображались вместе с королевским орлом Пруссии.
Даже советских люков в городе - кот наплакал. Керчь 1967-го года, Черновицкий завод 1968-го, Минский мехзавод "Строймаш", всякая мелочь - может, еще где-то запрятались другие.
Лестница-спуск к морю на улице Динамо и один из корпусов военного санатория. Далее сюрприз - сохранившийся в ходе местных реформ старый люк с буквой "S" - одна из типовых немецких маркировок, означает "Schmutzwasser" - сточные воды, точнее, бытовой канализационный сток (помои).
Вокзал станции Светлогорск-2 на улице Ленина построен в 2006 году и довольно невзрачен. Интереснее взглянуть на работающую рядом небольшую канатную дорогу, открытую в 1983 году. Ее длина - менее 200 метров, а стоимость на 2019 год составляла 50 рублей.
Озеро Тихое когда-то называлось Мюллентайх ("Мельничный пруд") и известно еще с 13 века. Вокруг него устроена прогулочная зона, вдоль южного берега еще сохраняется лес. В советское время здесь была особая зона охраны, где запрещалась любая хоз. деятельность. В наше время статус был понижен, чтобы облегчить застройку окрестностей, и надо же, какое совпадение - у западного берега уже вырос жилой комплекс.
Прогулка заканчивается на автобусной остановке возле озера. Расписание нужно узнавать заранее - автобусы ходят, как и пригородные поезда, довольно редко.
Город Балтийск
Самый западный город России с населением чуть больше 33 тысяч человек, до 1946 года назывался Пиллау (Pillau).
В конце Великой Отечественной войны, 25 апреля 1945 года, он был взят Красной армией после ожесточенных боев. В советское время был закрытым городом, поскольку тут расположена крупнейшая на Балтике база военно-морского флота, и вдобавок, не так уж далеко находится граница с Польшей. Теперь Балтийск открыт и доступен для всех. Сюда ходит автобус из Калининграда, и иногда, по особо выдающимся датам, дизельный поезд. Место тихое и хорошее для прогулок - как старый центр, так и более новая советская застройка. Однако здесь дует ветер, от которого города-курорты Светлогорск и Зеленоградск защищены складками местности. Особенно сильно он дует на набережной.
На фото - дом с почтовым отделением на проспекте Ленина - главной улице города.
Первое фото: бывший дом пастора не сохранившейся кирхи Пиллау (ул. Чехова, 2), постройка 1910 года, теперь в нем находится римско-католическая церковь. Второе фото: школа-лицей №1 (пр-т Ленина, 41) занимает здание 1903 года. 8 августа 1945 года тут была открыта первая на территории современной Калининградской области советская школа. На другой стороне улицы в 1997 году открыт памятник погибшим в локальных войнах (фото №3).
Проспект Ленина и зеленое здание библиотеки (№27А). Вокруг располагается старая жилая застройка города.
Точная дата постройки этих жилых домов на улицах Московской и Ленинградской мне неизвестна. Возможно, 50-е годы? Среди них можно увидеть люк с надписью "Балтийск, завод 33, 1954 год". Имеется в виду главное предприятие города: 33-й судоремонтный завод, происходящий от морского завода фирмы "Шихау".
Дом культуры (Ленинградская улица, 2) выстроен по типовому проекту арх. И.Е.Рожина, утвержденному в 1947 году. В 2019 году в нем планировали открыть кинотеатр.
Небольшая водонапорная башенка при железнодорожной станции была построена в 1905 году. Высота - 18 метров, емкость резервуара - 50 куб.м. В 1927 году компания Windschild & Langelott прокладывала в городе водопровод, и на Рейхштрассе, нынешнем проспекте Ленина, возвели новую водонапорную башню в стиле баухаус. Она выполнена из бетонного каркаса с кирпичом, имеет высоту 32 м, объем резервуаров - 300 куб.м. Башня также служила в качестве наблюдательного пункта за акваторией Балтийского моря. Сейчас она заброшена, с начала 2012 года огорожена для проведения противоаварийных работ, которые так не завершены.
Проспект Ленина заканчивается у комплекса Пехотных казарм - это группа красивых серо-красных кирпичных зданий начала XX века, которые занимает штаб базы Балтийского флота (на фото №1-2 - здание на красной линии: Ленина, 4; и казарма на внутренней территории). На противоположной стороне улицы, на фоне ребристой и мрачной городской администрации протягивает руку памятник Ленину, установленный в 1961 году.
Жилые дома в начале проспекта Ленина. Новые районы в Балтийске находятся к северу и едва ли не превышают по размеру весь старый город - через них по пути проезжает рейсовый автобус.
Улица Красной Армии соединяет новые районы города с историческим полуостровом, проходя по мосту через канал, связанный со рвами вокруг звездообразной крепости Пиллау (Festung Pillau). Сразу после моста находится въезд в эту крепость, занимаемую Минобороны, через старые ворота (на фото). Рядом в 1949 году был создан мемориальный комплекс "Воинам, павшим при штурме Пиллау", в 1995 году отремонтированный к 50-летию Победы.
Памятник "Они сражались за Родину" открыт в составе мемориального комплекса, на стене юго-восточного равелина крепости, 28 июля 2018 года. На 223-х плитах перечислены фамилии 4,1 тысяч военнослужащих Краснознаменного Балтийского флота, погибших в годы Великой Отечественной войны.
Маленький исторический центр "на полуострове" - самая старая часть Пиллау, не считая форта-крепости, который всегда принадлежал военным. После окончания войны некоторые из разрушенных зданий, включая ратушу, исчезли, и Большая торговая площадь стала еще больше, превратившись в пустынный мемориальный плац. Сохранившаяся застройка стала буквально крошечной по меркам других городов, но сохранила привлекательность. К тому же, здесь всегда можно увидеть на стоянке военные и служебные корабли Балтийского флота.
Восточная набережная вдоль пролива, ведущего во внутреннюю гавань Балтийска.
Морской водоналивной танкер МВТ-138 "Вячеслав Пальгов" находится на бессрочной стоянке, ожидая списания.
На восточной набережной сохранилось здание гостиницы "Zum Golden Anker" - "У золотого якоря" (Морской бульвар, дом 6). В 1956 году гостиница открыта заново под названием "Золотой якорь".
У южного фасада гостиницы в начале набережной Морского бульвара в 1971 году был установлен гранитный валун с памятными знаками: героям штурма Пиллау и в честь 25-летия города Балтийска.
Морской бульвар с пришвартованным буксиром "Александр Фролов", который поступил в состав Балтийского флота в 2017 году. На набережной, рядом с той же гостиницей, установлен еще памятный знак к 100-летию образования пограничных войск, а чуть дальше по ходу, рядом со знаменитым маяком, в 1998 г. открыт памятник Петру I. Отсюда на другой берег пролива ходит паром.
Маяк Пиллау - самый западный в России - построен в 1813-1816 годах. Его высота составляет 33.2 метра над уровнем моря, огонь виден на расстоянии 16 морских миль. С 1913 года переведен на электрическое освещение. На маяке сохранилась немецкая нивелирная марка (Höhenmarke) с надписью "Meter über Normal-Null" - устаревшая система измерения высот над "стандартным нулем". Надпись на верхнем полукруге, похоже, специально затерли, а было там написано "Königlich Preußische Landesaufnahme" - "Прусская королевская геодезическая служба" - подразделение Главного штаба, созданное в 1875 для проведения картографических работ на территории Германии (за исключением Баварии). Она была переименована после Первой Мировой войны. В результате сохранилось много таких марок, в основном установленных на зданиях церквей.
Советские включения в застройку балтийского полуострова. Судя по люку - середина 50-х годов.
Дом по адресу - улица Адмирала Головко, 3, и выглядывающий из-за него Музей Балтийского флота. Созданный 28-го сентября 1957 года, он размещается в здании бывшего городского суда Пиллау 1903 года постройки.
Фасад музея Балтийского флота (слева проходит Кронштадская улица). За ним справа - Свято-Георгиевский морской собор Балтийского флота, занимающий здание Реформистской кирхи 1866 года. В послевоенные годы в здании кирхи находились клуб и склад. В 1992 году состоялось освящение нового храма.
Старые жилые дома на улицах Адмирала Головко и Адмирала Кузнецова.
Несмотря на скромный размер старого города, в нем есть немного оригинальных крышек люков. Сразу в нескольких местах встречается люк с подписью "Windschild & Langelott Akt. Ges.". Крупная компания, основанная в 1889 году в Cossebaude - пригороде Дрездена, занималась строительством мостов, сооружений из железобетона и цемента, в том числе водопроводных сетей. Они имели филиалы во многих городах: Берлине, Бремене, Дрездене и Гамбурге, Инстербурге и Кёнигсберге (последний как раз упоминается в подписи). По всей видимости, наличие люков связано с тем, что в 1920-х годах Windschild & Langelott AG строили в Пиллау водопровод. Мы уже видели их единичный люк в Зеленоградске, но там рисунок был в черепичку, а здесь в клеточку.
Еще одна любопытная штучка - сливная решетка на немецкий манер, но с надписью "Калининград ОЗБО 1967". Это Опытный завод бумагоделательного оборудования - бывший артиллерийский завод "Остланд Верке", а до последних лет - "Калининградбуммаш", ныне не работающий.
Вдобавок нам встретилась пара пустых люков - даже опасно пустых, по-моему мнению; плюс один типовой гидрант "Бопп и Ройтер", и одна менажница на улице Красной Армии с буквами "HHP" в центре. Буквы означают "H.Hoffmann Prenzlau": в 1855 году предприниматель Х. Хоффманн основал чугунолитейный завод в городе Пренцлау, на участке напротив современного ж-д. вокзала, позже ставший известным как "H.Hoffmann Eisengiesserei & Betonwarenfabrik".
Двумя бетонными "ежами" отмечается начало пешеходной набережной Морского бульвара, ведущей на западную оконечность балтийского побережья к памятнику Екатерине. С обратной стороны видна зеленая лоцманская башня, построенная в 1936 году.
Паром "Вистула" был построен в 1962 году и несколько раз менял владельцев, пока его не купили для перевозок на Балтийскую косу - еще более западную точку, чем сам город Балтийск, рядом с польской границей. Там тоже живут люди, в окружении заброшенных немецких и советских военных объектов. В советское время перевозками через пролив занималось Министерство обороны, теперь обычные комерсанты делают это за деньги.
Заброшенные ворота с пострадавшими орлами и стена равелина Фаульвинкель крепости "Пиллау". Сразу к западу от нее в 2008 году был открыт культурно-оздоровительный центр "Прибой" - современное здание.
Старые военные сооружения - немецкий ДОТ и выстроенная на его основе башенка-дальномер, о которой написано, что она построена в 1945 году для корректировки огня советской железнодорожной арт. батареи. Подобные башни существовали в других точках на Балтийском море.
Вся береговая полоса завалена бетонными ежиками во избежание размыва волнами. На первой фотографии видна мачта Балтийского переднего створного маяка - два белых щита в виде ромба и трапеции обозначают створ пролива.
Внутри ближайшего холма скрываются заброшенные проходы и коридоры, относящиеся к системе вышеупомянутого ДОТа. В окрестностях города еще много подобных руин, не только немецких, но и наших.
Во время Семилетней войны, в 1758 году, Восточная Пруссия была временно занята русскими войсками. Памятник правившей в то время императрице Елизавете Петровне (1709-1761) был открыт в 2004 году около Северного мола, почти на самой западной точке России (не считая косы). Высота скульптуры - 6.3 метра, общая высота - 14 метров.
Многие туристы отправляются на край, чтобы найти среди песка маленькие кусочки янтаря, вынесенные морем. Это действительно можно сделать, а для желающих заполучить что-нибудь покрупнее под памятником есть пара-тройка палаток, торгующих сувенирами. Однако ветер здесь не прекращается ни на секунду.
Возвратиться в город можно по другой дороге - от центра "Прибой" к северу, минуя крепость через жилые кварталы на Артиллерийской улице.
Улица выводит прямо к штабу флота, здания которого мы уже видели напротив Ленина. Здесь можно увидеть еще несколько построек с очередной водонапорной башней - возможно, это самые красивые здания в Балтийске, но за забором и недоступные для непосредственного посещения, к сожалению.
Ситуация с поездами на станции Балтийска близка к общероссийской. Летом 2019 года из Калининграда сюда ходило три дизель-поезда в день, обратно - два. Но по какой-то невообразимой причине, так любимой на наших железных дорогах, возвращаются они из Балтийска только в определенные дни недели! Нам с таким удачным днем не повезло. Здание построено по типовому проекту конца 40-х - начала 50-х годов, такой же есть в подмосковной Электростали.
Положение спасает маршрут автобуса №107 "Калининград-Балтийск", что останавливается на кольце около вокзала. Он довольно быстрый и комфортный (если повезет сесть), следует с интервалом примерно в полчаса и позволяет за полтора часа добраться до конечной точки.
Станция без поездов и пассажиров. Хотя грузовое движение присутствует, но немного в стороне отсюда.
Воздушные ворота Калининградской области - аэропорт "Храброво". Он был реконструирован к Чемпионату мира, благодаря чему стал значительно удобнее для пассажиров; толп народу в нем далеко не так много, как в московских аэропортах. Он расположен совсем недалеко от Зеленоградска, что видно на последней фотографии - город можно разглядеть на побережье, слева от начала Куршской косы.
Единственным разумным способом быстро попасть в Калининград или его окрестности остается авиатранспорт, если, конечно, у вас нет загранпаспорта, чтобы прорваться на поезде через кордоны наших добрых прибалтийских друзей.