Музей на Поклонной горе
В 1995 году был создан мемориальный комплекс Великой Отечественной войны на Поклонной горе (хотя гора как таковая уже давно срыта). Участие в создании этого пустынного и излишне помпезного объекта принимал небезызвестный мэр Лужков. Странные монументы делал не менее известный скульптор Церетели, его стиль легко узнается в гигантском штыке-булавке с нанизанной на него фигуркой, в чудовищных великанских фигурах жертв геноцида и кровожадном Георгии, укрощающим дракона копьём путем распиливания его на колбасные ломтики.
Бюсты военачальников в музее:
См. также раздел с фотографиями памятников на Поклонной гореСкульптуры на улице Бажова
Улица Бажова находится в районе Ростокино, вблизи проспекта Мира. В сквере возле неё установлен бюст самого Павла Петровича Бажова и несколько скульптур по мотивам его произведений - уральских сказов.
Сквер со знаками зодиака в Свиблове
Сквер был открыт в 2007 году в Новом Беринговом проезде. Скульптуры знаков зодиака сварены из металлолома, и некоторые снабжены лампочками, большая часть из которых была уже разбита.
Детский музыкальный театр имени Наталии Сац
Находится на проспекте Вернадского вблизи станции метро Университет. Театр открыт в 1965 году, но в 1979 году специально для него было построено это здание. Фасад здания и пространство перед ним - кладезь скульптурного и барельефного искусства.
Аллея Космонавтов
Аллея открыта 4 октября 1967 года в честь 10-летия запуска первого искусственного спутника Земли. Изначально состояла из бронзовых бюстов первых космонавтов - Ю.А. Гагарина, П.И. Беляева, В.М. Комарова, В.В. Терешковой и А.А. Леонова, а также трех ученых - Королева, Келдыша, Глушко. В 2008 году реконструирована, космонавтов передвинули ближе к памятнику ракете, заменили памятник Королеву. Появились глобусы Земли и звёздного неба, модель Солнечной системы, таблички с описаниями этапов освоения космоса.
Магазин «На Хапиловке»
Магазины продуктовой сети «Удобсам» располагались в Северо-Восточном округе Москвы и были известны тем, что владельцы были любителями родной истории и не поленились установить в витринах каждого магазина щиты с подробной и интересной информацией об исторических окрестностях, которую едва можно найти даже в книгах. Один из магазинов, носящий название «На Хапиловке», находился на улице Преображенский Вал (дом 24к2) и содержал 11 плакатов с краеведческими подробностями. К сожалению, он закрылся первым, а через несколько лет за ним последовали остальные. Фотографии представлены в большом разрешении, чтобы можно было рассмотреть текст, так как возможности прочитать их вживую более не существует.
Магазин «На Острове»
Магазин сети «Удобсам» в Богородском, находился по адресу Открытое шоссе, 23к6.
Магазин «В Лесниках»
Магазин сети «Удобсам» в Метрогородке (бульвар Маршала Рокоссовского, 39/22). К сожалению, витрин остальных магазинов показать не могу, так как стекло сильно отсвечивает при съемке, и текст невозможно прочитать на фото. На начало 2017 года все магазины сети закрыты и заброшены, а витрины ждали разгрома или демонтажа.
| "Богородская роща" | "В XVIII в." | "Сокольники" | "Завод Богатырь""Немецкие станы" | "Искусство" | "На Сухаревке"
Белорусский вокзал
Московские вокзалы не сохранили свой первоначальный облик, но и сейчас во многих из них есть что посмотреть. Вокзал Московско-Смоленской железной дороги был открыт в 1870 году и стал шестым в столице. С 1936 года носит современное название. Центральная часть здания претерпела небольшие изменения - например, на фасаде был установлен советский герб, а на месте снесенного правого крыла вокзала устроен вестибюль станции Белорусская Замоскворецкой линии метро.
Скульптурный уголок в Митино
Вокруг дома 27 на Пятницком шоссе находится "музей под открытым небом" скульптора В.Воробьева - скульптуры, часть которых изображает известных исторических личностей.
Мемориальный уголок Федора Конюхова
Часовня в глубине квартала на Садовнической улице, вокруг которой находится целый музей, состоящий из якорей, памятников и мемориальных табличек в честь первопроходцев. К сожалению, территория весьма скромная, ничего побольше город не пожелал выделить.
Мемориальный уголок на бульваре Дмитрия Донского
Группа скульптур возле южного выхода из одноименной станции метро. Скульптурный проект "О славных временах князя Дмитрия Донского" был создан в 2011 году.
Памятник и музейный комплекс «Рабочий и колхозница»
Скульптура, знакомая всем по логотипу Мосфильма, открыта на новом постаменте в конце 2009 года, чуть позже под ней начал работать музей.
Институт мировой литературы имени Горького
Институт был основан 17 сентября 1932 года в честь 40-летия литературной деятельности Максима Горького. Он разместился в бывшей усадьбе Гагариных на Поварской улице (дом 25). После смерти писателя здесь в 1937 году был открыт музей А.М.Горького, один из двух в столице (второй находится в особняке на Малой Никитской). В фойе здания установлена памятная доска с именами сотрудников, погибших в Великой Отечественной войне.
Место прохождения подъездного пути на Ломоносовском проспекте
В 1958-2006 годах в районе Раменки существовала небольшая товарная станция Очаково-II, которая обслуживала бетонный завод и пару других предприятий. От северной горловины отходили два пути - один пересекал долину реки Раменки, в сторону района Матвеевское, и соединялся с главным ходом Киевского направления на станции Очаково-1. Второй путь проходил по насыпи вдоль Ломоносовского проспекта, заканчиваясь тупиковым развитием возле станции метро Университет. Он был разобран первым к 2004 году. В результате осмотра в октябре 2008 года трасса пути от Матвеевской до бывшей станции Очаково-II все еще хорошо читалась по чистой просеке и профилю забора поликлиники №2, однако в настоящее время фрагмент бывшей трассы сохранился только за поликлиникой, остальное уничтожила автомобильная дорога, а сама станция застроена домами.
Следы пути, отходившего от станции Очаково-II к метро "Университет" в 2008 году уже были почти неопределимы. Место, где был выезд со станции в сторону Ломоносовского проспекта, превратилось в автомобильный проезд, трасса восточнее Мичуринского проспекта застроена новыми жилыми районами, но вдоль Ломоносовского еще сохранялась насыпь. Правда, травяной покров с течением времени становился все менее полосатым - следы от шпал зарастали. В 2009 году все следы прохождения ж-д. вдоль проспекта были уничтожены окончательно, насыпь срыта, и на ее месте проложен проезд-дублер.
Трамвайное кольцо «Останкино»
Трамвайная линия в Останкино открыта в 1923 году и стала первой, проложенной при советской власти, хотя шла немного по-другому. Кольцо носило название "Пушкинское". Сейчас здесь три входных пути (третий был построен в июне 2000-го года), два выходных и диспетчерская, построенная в 1945 году - последнее из классических зданий подобного назначения в Москве (было еще одно - на проезде Энтузиастов - уничтожено при строительстве метро). Кольцо обслуживает маршруты 11 и 17, позже к ним прибавился 25. Рядом расположено маленькое заведение, где продают пончики - их здесь продавали еще в советские времена, хотя едва ли по таким ужасным ценам.
Трамвайное кольцо «Станция метро Дмитровская»
Огороженная асфальтированная площадка, открытая как трамвайная конечная 20 июня 2006 года. Одно из трех четырехпутных колец в Москве, обслуживает маршрут №27. Причиной его создания стало ничем не оправданное уничтожение линии до улицы 8-го Марта в период царствования лужковской команды трамвайных ненавистников (по официальной версии - из-за расширения ТТК). Фото сделаны в 2008 году.
Трамвайное кольцо на Уржумской улице
Двухпутное кольцо на трассе трамвая №17, ведущей от ВДНХ в Медведково. Было построено в 1965 году, на время разбирательства с Бескудниковской железной дорогой, пересекавшей направление будущих путей. В результате железную дорогу укоротили, что и стало причиной её дальнейшего угасания и уничтожения. Кольцо тоже осталось не у дел - регулярные маршруты им не пользуются, если только во время ремонта или для технических целей.
Фото сделаны в дождливый день октября 2008 года.
Трамвайное кольцо «Калужская площадь»
Четырёхпутное кольцо на проезде Апакова, в самом начале улицы Шаболовка, служит для разворота вагонов или направления их в депо имени Апакова. Первоначальный разворот стал тупиковым после снятия трамвайной линии на Крымском валу в июле 1957 года. В 1984 году кольцо было перенесено на текущее место. Посадка и высадка пассажиров производится снаружи, на остановке вдоль Шаболовки. На фото видна брусчатка, тогда еще местами сохранявшаяся на стыках рельсов. К настоящему времени в Москве больше не осталось полноценного мощения на трамвайных кольцах.
Трамвайное кольцо «2-я улица Машиностроения»
Кольцо открыто в 1938 году. Небольшой двухпутный разворот, используемый маршрутом №12 - в прошлые времена он был редким, но частоту хождения увеличили после открытия рядом новой станции МЦК "Дубровка". Тогда же были ликвидированы небольшие вкрапления брусчатки, которые видны на этих фото 2008 года.
Трамвайное кольцо «Нижние Котлы»
Самое маленькое трамвайное кольцо в Москве. Тихое и незаметное, особенно летом, однако после реконструкции и строительства пешеходного перехода по соседству растеряло часть своей атмосферы. Использовалось далеко не слишком распространенным маршрутом 35к (также 47к - до его отмены). Построено в 1925 году. По состоянию на 2021 год не используется ни одним маршрутом.
Трамвайное кольцо «Улица Красного Маяка»
Заброшенное трехпутное кольцо на одноимённой улице. Создано в 1969 году, а в 1986 линию по Автозаводскому мосту (стратегического значения!) "забыли" открыть после ремонта, и маршрут №49 пропал из Чертанова. С тех пор кольцо использовалось как запасное или для специального оборота. Выделено за пределы основной линии, сейчас занято под стоянку для спецтранспорта и полностью огорожено забором.
Железнодорожный переезд на Причальном проезде
Находится на пересечении 1-го Силикатного проезда с Причальным проездом. Двойной, оснащен сигнализацией и шлагбаумом. Путь ответвляется от МОЖД (МЦК) совеем недалеко - вблизи южной горловины станции Пресня. Пересекает только одну дорогу, но перекрывается шлагбаумом со всех трёх сторон перекрестка. Ведёт на грузовую станцию на Силикатном заводе, не ржавый, вероятно, регулярно используется. Южный из двух путей упирается в тупик и заброшен.
Скульптурные композиции на Большой Черкизовской улице
Изображают героев и сцены из русских народных сказок. Фотографии были сделаны в 2007 году. Позже комплекс был частично поврежден при расширении дороги.
Аллея лесоводов ТСХА
Плакаты с описанием жизни и заслуг знаменитых ученых в области лесоводства. Установлены на одной из аллей опытной лесной дачи ТСХА.
Карачаровская канава
Карачаровский ручей, он же Фрезер - левый приток реки Нищенки. Если пройтись по 5-й Кабельной улице в районе моста МОЖД, можно обнаружить грязную сточную канаву, проложенную параллельно бывшему руслу ручья. Сам он проходит в коллекторе и используется для сброса ядовитых нечистот. В канаве застаивается жутко вонючая и ядовито-зеленая жидкость, отдаленно напоминающая воду, сама канава тоже далеко не в идеальном состоянии. Длина открытого участка невелика - не достигает даже 200 м. Остальные фрагменты были закрыты в коллектор еще раньше (см. карту 1964 г. - участок выделен красным цветом).
Участок реки Сетуньки
Это даже не прогулка, а просто результат случайного прохода мимо короткого участка реки Сетуньки. Находился он рядом с автобусной остановкой "Говорово" на Боровском шоссе, фактически возле границы старой Москвы. Речка Сетунька (правый приток Сетуни) образует здесь обширный пруд (выше по течению в поселке Говорово есть еще), затем она сливалась в зауженную канаву с сильным течением, притесняемую строительством на левом берегу. Через 250 метров река уходила под землю, чтобы появиться только на выходе в Большой Солнцевский пруд. При подготовке к строительству метро этот короткий участок был полностью засыпан.