Московские Зарисовки

Внуково

Набор фотографий

Район Внуково - бывший подмосковный поселок, район малоэтажной застройки возле одноименного аэропорта. До последнего времени малоизвестный в архитектурном смысле, хотя административно был и остается частью Москвы. Аэропорт был основан в 1937 году, через пару лет началось его строительство силами заключенных, а летом 1941 г. он был введен в строй. Тогда же, до войны, успели построить первые здания будущего поселка. Сразу после войны Центральный московский аэропорт был перенесен во Внуково, и отсюда стали отправляться первые международные рейсы. Жилая застройка поселка продолжилась, в 1949 году он был передан в подчинение Московского горсовета.

В 1984 году город Солнцево и окрестные населенные пункты вошли в состав Москвы, образовав новый Солнцевский район, к которому были присоединены раб. пос. Внуково и Толстопальцево, образовав два эксклава, не связанные с большой Москвой, в окружении Московской области. Даже после расширения столицы в 2012 году они сохранили свое административное подчинение и остались старой частью Москвы в окружении новой.

Добраться в "столичное" Внуково на общественном транспорте, даже в сам аэропорт, до последнего времени было непросто - всего лишь пара автобусных маршрутов из старой доброй Москвы, долгих и с большими интервалами. Особую путаницу вызывает наличие железнодорожной станции Внуково Киевского направления, с одноименной деревней, в нескольких километрах к северу. Известны случаи, когда люди приезжали туда в поисках аэропорта. Еще большее замешательство может вызвать тот факт, что вблизи аэропорта есть и собственная тупиковая ж-д. станция под названием "Аэропорт Внуково", но расположена она крайне неудобно, а электрички ходят сюда всего два раза в сутки и используются в основном местными служащими (для которых все это дело и было создано).
Мало путаницы? Есть еще одна станция - терминал "Аэроэкспресса", который и оставался единственным быстрым вариантом для пассажиров аэропорта, несмотря на высосанные из пальца невменяемые расценки. Но с приходом "резиновой" Москвы появились новые маршруты автобусов, и в 2023 году была открыта станция метро. Вполне возможно, что в самом ближайшем будущем территория начнет интересовать хищных застройщиков.

Большая Внуковская улица, 16. Дом построен в 1940 году.

При упоминании малоэтажных районов Москвы с исторической архитектурой (Тушино, Измайлово, Сокол и прочие огрызки былой роскоши), поселок Внуково часто остается за кадром из-за того, что ему "повезло" оказаться за МКАД. Большая часть упомянутой архитектуры располагается между 1-й и 2-й Рейсовыми и Большой Внуковской улицами. Часть домов - первой волны 1940-1941 годов, часть 1950-х годов, немало и кирпичных хрущевок, формирующих свои собственные кварталы.

2-я Рейсовая улица, дом 8. Дата постройки - 1956 год.

Декорации боковых фасадов в "сталинских" кварталах.

Большая Внуковская улица, 27.

2-я Рейсовая улица, 12 и 14 - одинаковые дома с балконами-верандами и деревянной крышей. 1957 год.

2-я Рейсовая улица, 12 - 14. Уличный фасад и балконы.

Фото №1-2: Большая Внуковская улица, 25к1. Врачебно-лётная экспертная комиссия - здание по типовому проекту "Детские ясли 779/2 (780) на 110 мест".

1-я Рейсовая улица, вл. 2. Комплекс зданий ФГБУ "Специальный летный отряд "Россия". Абсолютно и категорически запрещенное для фотосъемки место (очевидно, шпионы Пентагона постоянно ходят мимо с фотоаппаратом, пытаясь раскрыть какие-то неведомые архитектурные секреты).

1-я Рейсовая улица, 2.

2-я Рейсовая улица, 6. Медико-санитарная часть аэропорта Внуково.

Более половины поселка Внуково занимает частный сектор, созданный по советской планировке. В 1939-1940 годах выстроили одноэтажные деревянные дома на юго-востоке в районе 3-й Рейсовой улицы (один из них на 4-м фото). В начале 60-х годов был освоен участок к северу (улицы Штурманская, Плотинная, Насосная) - первые три фотографии сделаны там.

Памятник гражданским летчикам, погибшим в Великой Отечественной войне. Открыт на Большой Внуковской улице в 1980 году.

Здание учебно-тренировочного центра (Большая Внуковская, 2) построено по типовому школьному проекту МЮ, но вместо классиков русской литературы на пилонах можно увидеть барельефы отцов-основателей русской авиации.

Памятник Герою Советского Союза Г.А.Тарану был открыт в 1962 году возле старого здания школы №13. В 1971 году была построена новая школа №41 (Центральная улица, 15А), и памятник установили перед ней.

Пыхтинский пруд на реке Ликове. На северном берегу - деревня Пыхтино, на южном берегу - прогулочная зона возле поселка Внуково, местами уже затронутая катком "благоустройства".

Некоторое время назад деревню Пыхтино потеснил микрорайон Солнцево-Парк, ставшей одной из первых ласточек программы тотальной застройки Новой Москвы. Туда можно попасть, перейдя пруд по ветхому мостику в середине. С краю моста до ремонта сохранялся "автограф" мастеров с датой 1988 год.

Северный берег пруда - деревня Пыхтино и новые районы.

Попытка омолодить мост - новая краска, новые доски, все тот же сомнительный каркас.
Зато интересно - мало где еще можно встретить такую шаткую конструкцию.

Но всему приходит время исчезнуть. Старый мост разобрали, осенью 2018 г. поставили новый - суперсовременный, даже с освещением. Удобно, но атмосфера уже не та.

Деревня Пыхтино, варакушка на заборе и взлетающий с аэропорта самолет. При строительстве "Солнцево-парка" - который стоит прямо по ходу взлета - высказывались предположения, что воздушные суда будут сбрасывать над ним своё топливо. Как бы там ни было, заселению это не помешало.

Большая Внуковская улица - главная магистраль района, соединяющая Киевское и Боровское шоссе. И как обычно, оранжевые рыцари коммунального хозяйства бросаются в безжалостную битву с травяным покровом.

В паре километров по Киевскому шоссе, возле города Московский, находится поселок Института полиомиелита. Это совсем маленький, почти изолированный от прочей застройки населенный пункт с выходом к автобусной остановке на шоссе. Он возник при одноименном институте, основанном в 1955-м году. При въезде можно видеть довольно красивое институтское здание в традициях облегченного классицизма.

Необычная водонапорная башня на территории института.

Поселок возник не на пустом месте - под него выделили территорию санатория летчиков с деревянными коттеджами военного периода. В них поначалу жили сотрудники института. В 1961 г. были выстроены первые кирпичные здания (дома №1-3).

Через некоторое время, как обычно водится, начали добавлять один за другим новые дома. В 1966 году построили дом серии II-29/37 (фото 3-4), в котором первый этаж был отведен под магазины и службы быта. Потом на месте ставших ненужными коттеджей в 1972 и 1982 годах построили еще две девятиэтажки. В итоге поселок состоит всего из шести домов и детсада. Ближайшая школа - в пешеходной доступности в городе Московский.

Из деревянных домов сохранился только один, в котором жил основатель института академик М.П.Чумаков.

Заброшенный санаторий №14 на Боровском шоссе в Рассказовке. В 2011 году "посёлок санатория №14" Ленинского района Московской области был переподчинен ближайшей деревне Рассказовка, а теперь это часть Москвы, рядом новые микрорайоны и метро. Поселок состоит из двух жилых домов и водонапорной башни.

Станция Внуково Киевского направления МЖД находится в Новомосковском округе, в 24 км от Киевского вокзала, в 2023 году она вошла в состав четвертого диаметра "Апрелевка - Железнодорожный". Рядом находятся одноименные посёлок и деревня, имеющие лишь косвенное отношение к поселку Внуково при аэропорте - их связывает довольно редкий автобусный маршрут. На станции одна островная пассажирская платформа. Интересно, сколько народу по ошибке приехало сюда вместо аэропорта?

Простая лестница в наше время никак не может считаться эффективной, поэтому в 2020 году здесь в разгаре ремонт платформы и строительство большой конструкции с эскалаторами, которыми затем можно будет похвалиться.

В качестве дополнения было решено проложить новую автодорогу из Новопеределкино. Совершенно случайно она прошла прямо через малоэтажный поселок из дюжины двухэтажных домов 1940-50-х годов, часть которого уже была снесена в 2019 году при строительстве автомобильной эстакады над станцией. Летом 2020 года снос продолжился, но еще не закончился - что и видно на фото.

Сентябрь 2020 года: заросли и запустение. Дома при станции строились в разное время и снесены были также по отдельности. Фото №1 - дом №7 (1939 года), фото №2 - дом №5 (1951 года), фото №3-4 - дом №4 (1940 года).

Дом №3 с обеих сторон (был) отмечен барельефом с датой - 1940 год. В пятидесятые годы рядом с поселком была построена и небольшая типовая школа, тоже заброшенная несколько лет назад и назначенная под снос.

Все семь оставшихся домов были уничтожены в феврале 2021 года. Еще раньше попал под каток и местный Ильич, стоявший в сквере. Теперь остается ждать, пока на месте бывшего поселка при станции откроется автодорога и на ее открытие приедет мэр, чтобы рассказать о том, как лучше и красивее стало жить.

Частный сектор деревни Внуково с мемориалом героям ВОВ. Ранее - в Ленинском районе Подмосковья.

Правила пользования деревенским прудом весьма суровые.

На этом пока все. В материале есть небольшие пробелы, которые, возможно, будут заполнены в ближайшие годы.