Московский приборостроительный завод
Территория завода + экспонаты выставки пассажирского транспорта
Сложно найти в Москве бывший завод, территория которого большей частью сохранилась и при этом доступна для свободного посещения. Малая доля предприятий столицы все еще работает из последних сил, ежегодно рискуя пополнить список банкротов. Значительно большая часть давно уже загнулась, подвергнувшись рейдерскому захвату или другим известным способам "сравнительно честного" отъема. Такие мертвые заводы и фабрики делятся на три категории. Первая часть превращена в бизнес-центры, склады или представительства разных фирм, но несмотря на это, охраняются они как атомные реакторы и требуют в лучшем случае получения пропуска для прохода внутрь. Вторая часть предприятий - это те, что просто были снесены, освободив место для бесчисленных жилых комплексов, их история осталась только в нашей памяти, а все содержимое, территории, цеха и рабочий опыт навсегда исчезли в прошлом. Третья, наименьшая доля - заводы, пережившие реконструкцию и ставшие арт-пространствами, обычно с утратой подлинных элементов содержания.
Есть, правда, кое-какие исключения, но их можно подсчитать на пальцах. Одно из них - бывший Первый Московский приборостроительный завод, который находится по адресу Кутузовский проспект, д. 36. Он доступен для свободного посещения и почти нетронут, но скорее всего, это ненадолго.
На фото декор ограждения территории со стороны проспекта.
История завода описана на его бывшем сайте: https://www.1mpz.ru
В кратком изложении она выглядит так:
Во время Первой Мировой войны глава Центральной аэронавигационной станции в Киеве, профессор А.А.Фридман, выдвинул идею строительства отечественного завода авиационных приборов. В июне 1917 г. в Москве на Красной Пресне, в помещении бывших Прусаковских бань в Соколовском (ныне Электрическом) переулке были организованы ремонтные мастерские, на базе которых вскоре возник завод "Авиаприбор". В апреле 1919 года завод был передан Главному управлению ВВФ. Сначала он изготовлял автосвечи, взрыватели разных типов, измерительный и режущий инструмент, освоил сборку уклономеров, указателей скорости, высотомеров и других измерительных приборов. С 1917 по 1933 год общий объем выпускаемой продукции возрос в 25 раз.
В связи с увеличением номенклатуры и объемов выпуска возникла необходимость расширения площадей. В Филях на Можайском шоссе (ныне Кутузовском проспекте) были построены новые производственные корпуса, куда в 1933 году переехал "Авиаприбор", а на старой территории образовалось производство "Тизприбор". В предвоенные годы мощности завода продолжали расти: объем выпуска к 1940 году увеличился в 15,6 раза, число рабочих выросло в 3,8 раз. В 1940 году завод был основным предприятием страны по производству авиационных приборов, выпуская от 80 до 100% номенклатуры.
Справа - фрагмент карты 1952 года с изображением П-образных корпусов завода и уже построенных окружающих домов. Сверху видна 2-я улица Поклонной Горы, которая в будущем станет северной границей завода и получит имя Кульнева.
Во время войны его эвакуировали в город Энгельс, и 5 апреля 1942 года на старой территории решением Комитета Обороны был создан 1-й Московский приборостроительный завод, начавший работу по ремонту самолетных и танковых приборов. Позже был освоен выпуск автопилотной техники, бортовых систем управления, гироскопических приборов. Для народного потребления изготовлялись кровати с металлической сеткой, аптекарские весы, детские игрушки, пылесосы, радиотехника.
На фото - сдвоенный облицованный фасад старых корпусов, выходящий на Кутузовский проспект. Арка ведет на внутреннюю территорию. Впереди есть еще одна, к тому же здание можно обойти с обоих флангов.
За высокие производственные достижения и вклад в развитие авиационной промышленности коллектив 1-го МПЗ в 1976 году был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В 1981 году заводу было присвоено имя министра авиационной промышленности Василия Казакова.
А в 1990-е годы крупнейшее предприятие подверглось уничтожению и разграблению. Территория завода открылась для свободного посещения, и на ней расположились многочисленные мелкие офисы, магазинчики и кафе. Ближе к проспекту сохранились четырехэтажные корпуса первой очереди, построенные в начале 30-х годов в виде длинной буквы "П", выходящей перекладиной на Кутузовский проспект (с арками для прохода). В глубине и вдоль улицы Кульнева стоят более невзрачные цеха начала 1960-х и более поздних лет.
В 2017 году вся территория завода была назначена под снос и застройку: здесь должно появиться огромное высотное чудовище - или, по восторженным словам властей, "очень важный для города" жилой комплекс "c фасадами из алюминия". От оценки данного шедевра попробую воздержаться, ибо приличных слов не хватает.
Названия строений выписаны большими буквами для удобства посетителей. На фотографии - внутренний дворик-пространство между корпусами 30-х годов, занятый электроподстанцией и еще парой технических построек (видны на втором фото), возведенных при расширении завода в начале 60-х.
Один из четырехэтажных корпусов. Никаких посторонних украшений, только голая функциональность - но при этом здание не вызывает дискомфорта.
В арке у западного цеха укреплена доска в память о работавших здесь комсомольцах, погибших в годы войны.
Внутренний фасад проходной, выводящей на Кутузовский проезд, и лозунг, который уже ничего не значит.
Напротив бывшей проходной укреплен декоративный орден Трудового Красного Знамени с выдержкой из Указа Президиума Верховного Совета СССР от 24 февраля 1976 года. Рядом - стенды с информацией, первоначально на них было отражено 65-летие уже не существующего завода.
В 2017 году были уже новые плакаты и странная карта территории, оформленные кем-то в смешанном стиле мягкого патриотизма и легкой доли сюрреализма. Здесь же краткие сведения из истории завода. Кто-то старался, но грустно все это смотрится на фоне новостей о неминуемом сносе.
Вся эта территория доступна (пока) для свободного перемещения прохожих вокруг зданий, между котельными и под мостами-переходами.
Северные корпуса на вид малопривлекательны, как и любые производственные здания тех лет, однако среди них обнаружился расписанный самолетами забор, примыкающий к тылам школы - гимназии №1567.
Впрочем, более поздние корпуса родом из 70-80-х годов, скрывающиеся в северо-восточной части, вообще лучше не рассматривать, чтобы окончательно не утратить веру в архитектуру.
На территории завода встречается только клетчатая разновидность телефонных люков Народного комиссариата связи - они окружают все довоенные здания. Более привычного звездчатого телефона НКС не замечено.
Хватает здесь и других старых крышек люков, оставшихся от былых времен, в том числе и "механический завод №2 п/я 863", часто использовавшийся для снабжения стратегических предприятий, и "Красный Селянин", обнаруженный еще только в одном месте столицы. Если это вам действительно интересно, заходите на страницу "Люки Москвы".
Заводской мемориал, состоящий из большой скульптуры, барельефов и доски с фамилиями павших, очень кстати расположен снаружи от проходной, в небольшом тупичке, и судя по всему, мог быть доступен любому желающему, хотя сейчас разницы уже нет.
Комплекс примыкает к заднему фасаду той самой школы.
Бывшая школа №67 когда-то была хорошо известна в Москве, в том числе и своим преподавательским составом. Здание построено по типовому проекту Л.Степановой 1949 года, школа открыта в 1951 году. В конце советской эпохи она стала одной из первых в городе гимназий.
Барельефы со здания музея-панорамы "Бородинская битва" (Кутузовский пр-т, 38с1).
Вокруг музея установлены трофейные французские пушки 1812 года - всего 68 штук, на некоторых можно увидеть наполеоновский вензель, на других интересные гербы и латинские лозунги.
Верстовой столб с надписью "от Москвы 2 версты" - такой же находится на Рогожской заставе.
Люк белорусского завода имени Кирова - неофициальный экспонат во дворах на Кутузовском проезде.
Советский аппарат для гадания - нужно только засунуть палец внутрь и нажать на кнопку.
В День города 2017 года в столице прошла выставка ретротехники, впервые устроенная на территории действующего транспортного предприятия ‒ Филевского автобусно-троллейбусного парка. В мероприятии приняли участие более 40 старинных транспортных средств - автобусы, троллейбусы, грузовая техника и автомобили. Три модели были представлены впервые (санитарный автобус ЛиАЗ-677М и два «Икаруса»). Экспонаты были открыты для посещения.
Выставку посетили около 20 тысяч человек - многие из них пришли с детьми, которые с удовольствием лазали по интерьерам автобусов и троллейбусов.
Вначале я не планировал вообще добавлять на сайт фотографии с этой выставки. Но в итоге решил присоединить их к соседнему заводу, собрать из этого страницу и в таком виде вывалить... то есть простите, аккуратно разместить на сайте. С минимальными описаниями.
Продукция Горьковского автозавода.
Грузовики - ЗиС-5, ГАЗ-93 и другие.
Грузовик МАЗ-205 и зелено-белый троллейбус ТБЭС с логотипом ВСХВ, спроектированный на СВАРЗе в 1957 году в качестве экскурсионного транспорта для ВСХВ-ВДНХ. Восстановлен в 1997 году.
Модернизированный СВАРЗовский троллейбус - МТБЭС, выпускавшийся заводом в 1958-1967 гг. уже для городских маршрутных линий. Разумеется, экспонаты не сидят без дела - уже в ноябре 2017 года этот троллейбус и многие его соседи участвовали в Международном салоне инноваций в Москве, не говоря уж о других выставках.
Таблички в салоне МТБЭС.
Троллейбус МТБ-82Д с указанием ныне существующего маршрута №49 "м. Профсоюзная - Балаклавский проспект" (только сейчас он немного длиннее). Самый массовый троллейбус 50-х годов, выпускавшийся с 1946 по 1961 год на заводе №82 и заводе имени Урицкого.
Не высовываться! Вполне знакомый советский лозунг.
Табличка сообщает о выпуске из капитального ремонта завода МРТЗ (ныне бездарно проданного) в 1993 году.
Троллейбус ЗиУ-5. Выпускался заводом Урицкого с 1959 по 1966 годы.
Троллейбус 2672 - модель ЗиУ-5Г выпуска 1966 года.
Пустая площадка на задворках ФАТП, где проводилась выставка.
Детали внутреннего убранства старых ЛиАЗовских автобусов.
Автобус ЗиС-8 (реставрация). Выпускался с 1934 по 1936 год.
Автобус ГЗА-651 маршрута №49, следующего в город Красногорск. А ведь еще не так давно московские автобусы обслуживали Красногорск, и у них там находился парк - тот самый, который упомянут на табличке.
Все приборы - отечественные.
Автобус АКЗ-1, выпускавшийся заводом Аремкуз. Последний раз, когда я заглядывал на территорию этого завода с богатой историей, его малая часть использовалась под стоянку чернушного междугородного транспорта, а остальное было просто заброшено.
Автобус ЗиС-154. Выпускался в 1946-1950 годах.
Автобус ЗиС-155, следующий по маршруту "Пл. Революции - город Бабушкин". Выпускался в 1949-1957 годах.
Завод имени Сталина подвергся десталинизации и превратился в "ЗиЛ".
Дальше идут автобусы и детали их оформления, отчетливо или смутно знакомые нам с детства.
Компостер КП-74 произведен силами Калининградского завода "Торгмаш", который также выпускал кипятильники непрерывного действия и другие товары.
Автобус ЛАЗ-695Е - красно-белый подарок от друзей-украинцев из самого Львiва. К сожалению, наши независимые соседи развалили завод в 2010-х годах.
Автобус-прицеп ЗиЛ-158 здесь тоже был. Справа выглядывают ЛАЗы.
Икарус 283 - знаменитый желтый венгерский автобус, выпускавшийся до 1997 года и ходивший по маршрутам еще долго. Эту гусеницу мы совершенно точно не забыли. Загадочные надписи на иностранном языке в разных местах салона, постоянно заедавшие вентиляционные люки и окна... целая транспортная эпоха.
Автобус ремонтировался на СВАРЗе в 2003 году.
В конце списка посетителям показывали транспорт будущего - образцы футуристических моделей отечественного и зарубежного производства.
Белорусы не собираются отставать от других: у них тоже есть что предложить.