Московские Зарисовки

Варшавское шоссе

Продолжение страницы "Волхонка-ЗИЛ"

К северу от этих мест, за Нахимовским проспектом, спряталась трамвайная электроподстанция постройки 1939 года (Симферопольский проезд, 9). Уже в 1932 году эта местность вошла в черту города, и здесь был выстроен большой рабочий поселок Завода имени Сталина. Через два года по Варшавскому шоссе был проложен трамвай, а в 1937 году трамвайную линию довели до самого поселка, где было устроено кольцо (теперешнее кольцо у Москворецкого рынка находится на его месте, но развернуто в другую сторону). Основное скопление бывшего ЗИЛовского поселка было (с горем пополам) описано на странице Волхонка-ЗИЛ.
Подстанция хорошо видна из окна проезжающего мимо трамвая, однако мало кто обращает внимание на это красивое здание.

Техническое строение 1939 года при электростанции.

Здание центрального геологоразведочного института, основанного в 1935 году, стоящего на Варшавском шоссе за трамвайной эстакадой.

Дома №64к1 (слева) и №60 на Варшавском шоссе, когда-то известные как "испанские дома". Построены в 1940 году, второй окончательно завершен после войны.

Светлые фотографии быстро кончаются, и снова начинается облачная мешанина. Несколько интересных зданий можно отыскать в узком пространстве между шоссе и Павелецкой железной дорогой. Например, экспериментальный дом №71к2 постройки 1958 года, с поперечными несущими стенами и уменьшенными квартирами.

Фрагмент ограды на бульваре возле дома №75к2.

Варшавское шоссе, 75к2, здание 1955 года с фрагментарной рустовкой на восточном фасаде.

С подъездной стороны у дома торчит труба.

Сохранившееся оформление подъезда.

Дом №75к1 на красной линии шоссе, 1956 год. Вид со двора. Здесь труба посолиднее.

Вдоль железной дороги выстроено сразу четыре одинаковых дома (№77к2, 79к2, 81к2, 83), внешне почти ничем не выдающихся, но соединенных уникальными для Москвы декорированными арками. Они построены в 1951-1952 г.

Арка между корпусами №77к2 и 79к2 заколочена и испорчена многолетним небрежением.

Дом №81, где пребывает отделение МФЮА, несколько лет назад был отремонтирован. Ремонт затронул и два соседних арочных пролета. Но проход здесь не был открыт.

Среди немногочисленных украшений домов - полукруглое обрамление окон первого этажа.

Чертановский военкомат - самый южный из вереницы домов (Варшавское шоссе, 83).

Нечетная сторона Варшавского шоссе в районе пересечения с Болотниковской улицей. Видны дома №81к1, 79к1 и 77к1 (справа налево).

Дом №81к1 в форме гантельки. Рядом аналогичные №77к1 и 79к1. Построены в 1959 году.

Гаражи расположены в низком желтом здании и имеют собственный адрес - №83с1.

Возле платформы Коломенское Павелецкой ж-д. сохранился ансамбль из трех малоэтажных домов, числящихся по Варшавскому шоссе под номером №85 с корпусами 2, 3, 4. Наверно, самые красивые жилые дома в окрестностях, они построены в 1949-50 годах по проекту архитектора А.Суриса.
На фото - северный корпус 4, построенный в 1950 году на 15 квартир.

Центральный дом ансамбля, корпус 3, на 23 квартиры. Возведен в 1950 году.

Южный дом, корпус 2, выходящий прямиком к автобусной остановке при платформе и станции метро Варшавская. Построен в 1949 году и завершает историческую застройку Волхонки-ЗИЛ по четной стороне Варшавского шоссе.

Южный фасад дома.

Административное здание станции Коломенское, также известное как вокзал (и похожее на него).

Парадные дома на другой стороне железной дороги, у Старокаширского шоссе. Сейчас это 4-й квартал Москворечья, а когда-то назывался посёлком Строителей. Два дома на восемь и девять этажей были построены в 1953-1954 годах.

Старая электростанция на Каширском шоссе - дом 22 корпус 3: это часть первой опытно‑промышленной подземной линии передачи от Каширской ГРЭС до Москвы длиной 100 км. Система была построена на основе вывезенного из Германии оборудования незавершенного проекта "Эльба" (первый в мире проект строительства линии постоянного тока высокого напряжения) в 1950 году.

Немного к северу: территория буквально в пяти минутах ходьбы от станции метро Нагорная лишь недавно стала казаться частью города. До этого здесь была практически непосещаемая заросшая глушь с несколькими домами - остатками поселка при медеэлектролитном заводе. На Электролитном проезде сохранился клуб со старой оградой - дом культуры завода, позднее известный как ДК "Металлург". Построен в начале 1930-х годов, реконструирован в 1950-е (карниз из тех времен). Теперь его собираются сносить.

Электролитный проезд, дом 1к2, построенный в 1931 году - один из бывших жилых домов посёлка Электролитного завода имени Молотова. Теперь они все выселены и используются под офисы.

Со стороны нового проезда, проложенного к метро (Проектируемый пр. № 2139).

Старая постройка в бывшем поселке, немного ближе к метро (дом №1к5 - 1930-е годы).

Новая дорога и старый Электролитный проезд (идёт чуть дальше вдоль забора) с корпусами бывшего завода справа (впереди по дороге - здания бывших НИИ). До революции он принадлежал Акционерному обществу Московского электролитического завода - устав утвержден в 1913 году. В последние годы работы назывался "Мосэлектрофольга".

После сноса недостроенного корпуса открылся вид на другие советские корпуса завода, превращенного в офисы и склады. Но этот вид ненадолго - уже стоит кран и планируется торговый центр.