Московские Зарисовки

Павловский Посад

Фотографии и памятники

Сейчас про многие города нашей страны можно сказать один и тот же привычный, протокольный текст: был город хороший, красивый и зеленый, фабрики работали, молоко продавалось. А потом настала смута и пришел злой мэр-хапуга, который все разнес на кусочки. О процессах неустойчивого развития в Московской области, подобных работе пульсирующей черной дыры, прекрасно знают все местные жители. Утром каждого рабочего дня Москва всасывает своими железнодорожными щупальцами прибывающие электрички, заполненные людьми, а вечером выкидывает их обратно. На страницах других городов, близких к Москве, уже было написано, как они безудержно разрастаются, и по ниточкам железных дорог потребительская отрава проникает в захолустье, где жители до сих пор пребывают в счастливом неведении насчет скоростного интернета и нормального транспорта. Все краски стекаются в Москву, и дальние города постепенно теряют цвета, цель существования и жизненные силы. С Павловским Посадом случилось то же самое. Старый город, могущий похвастаться доисторическим центром (подобно Ногинску), выглядит крайне заброшенным и неблагоустроенным, дома частного сектора частью разрушены или сожжены, дороги во многих местах лишены тротуаров. Первое место в антирейтинге Посад успешно делит с Можайском. Несмотря на это, Посад во многих местах может оставить исключительно положительные впечатления.

Павловский Посад группируется вокруг одноименной станции Горьковского направления, поезда которой и есть основной способ добраться в Москву. Мы же не будем называть утыканное светофорами направление через Балашиху полноценной дорогой, правда? Исторический центр расположен к северо-западу от станции, на дороге, ведущей в Большие Дворы. Это правый берег реки Вохны, впадающей неподалеку в Клязьму (деревенская застройка на левом берегу тоже считается частью города). Улицы имени революционных деятелей образуют прямоугольную сетку, заполненную советскими зданиями и крупным частным сектором. Чем дальше от станции, тем тише становится город. Все просто.

Панорама главной площади. Неплохая такая, большая площадь, все как положено. Указующая рука вождя на массивном постаменте, страшное здание администрации (более новое, чем все окружающее). Транспорта здесь хватает - едут транзитом из южной части города на север.

Несколько интересных зданий находится на другой стороне реки Вохны по пути в Большие Дворы. Это совсем недалеко от главной площади.


С южной стороны застройка состоит из небольшого числа привычных сталинских "коттеджей" на улицах Фрунзе и Орджоникидзе, а ближе к границе города - унылых домов более позднего периода. Возле железнодорожного переезда сохранились облезлые корпуса Павлово-Покровской фабрики, построенной совместно с французами (в народе - "Париж"). Ее территория открыта для свободного доступа и занята разными магазинчиками. Есть еще керамический завод, принадлежащий заграничной компании. Он находится практически рядом со станцией железной дорогии и (судя по внешним признакам) даже работает.


Фамилии с мемориала Павлово-Покровской фабрики: 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6





Конечно, в городе есть и Парк Победы. Больше похожий на запущенный лесок. Зато присутствует памятник Героям Советского Союза, которые жили в Посаде. К нему от улицы Фрунзе ведет не самый плохой, хотя и короткий пешеходный бульвар.

Текстильная промышленность была очень развита в Подмосковье и первой загнулась при падении Союза нерушимого. Третья по счету фабрика сходной направленности в Посаде - камвольный комбинат. Во время войны он назывался "Ленская камвольная ткацко-отделочная фабрика" и тяготел больше к платформе Ленской (Электрогорского ответвления) и расположенному рядом поселению. А потом уже присоединился к городу. Рядом находится огромный комплекс "Экситон", занимавшийся совершенно иными вещами - микросхемами. Если "Камвольщик" уже давно скончался и охладел, то "Экситон" еще производит вид работающего предприятия.




Мемориал работникам камвольного комбината на площади перед фабрикой.

Фамилии - 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8