Московские Зарисовки

Мытищи

Историческая застройка и фотографии

Мытищи - город первого водопровода и первых вагонов московского метро. Именно здесь река Яуза превращается из умеренно чистой в неумеренно грязную. Мытищи прилегают к столице с северо-востока, располагаясь по обе стороны Ярославского направления железной дороги (в основном - западнее, и новые районы продолжают активно рости). Статус города с 1925 года. Скопление многоэтажной застройки можно очень приблизительно разделить на три части - Перловку, Тайнинку и Леонидовку-Химгородок, плюс небольшие группы и отдельно стоящие здания.

Перловка

Первая, самая маленькая многоэтажная часть Мытищ, находится западнее станции Перловская и ограничена с севера и запада рекой Яузой, а с юга примыкает к МКАД. Местная главная улица носит имя Веры Волошиной. Памятник ей установлен на территории местного института кооперации. На берегу Яузы подальше от жилых районов стоит еще один памятник Николаю II.




"Советский центр" - 1-й - 12-й микрорайоны

Основной массив города и его центр расположены на северо-западе, на правом берегу Яузы. Его основу составляют раннехрущевские дома с минимальным декором, окруженные простейшими советскими многоэтажками более позднего времени. Еще дальше на запад бесконтрольно расползаются новые районы (чем больше номер, тем новее застройка, например, 13-й микрорайон застраивался уже в девяностые годы). Главные улицы - Летная, Юбилейная, Новомытищинский проспект. Здесь находится памятник водопроводу - одному из символов города (Мытищинский водопровод был открыт в 1804 году и являлся главным источником питьевой воды для столицы). К северу застройка плавно переходит в исторические кварталы (с парком и администрацией), а дальше к северу возле станции Мытищи снова начинаются новые районы.


"Исторический центр" - 18А микрорайон

Первый квартал послевоенной жилой застройки в Мытищах - комплекс домов для работников МПС и сотрудников Мытищинского машиностроительного завода, расположенный на Новомытищинском проспекте, улицах Матросова, Крупской, Летной, Институтской. Самые первые дома построены в 1947-1949 годах, основная масса - в следующее десятилетие.





Улица Крупской, дом 3 - один из самых красивых в Мытищах. По такому же проекту построено множество зданий в центре города Жуковского, но здесь - только один этот дом 1953 года.

На здании местного детского сада №4 есть несколько мозаик (фото №2).

Улица Матросова, 8 (построен в конце 1940-х годов).

УВД Мытищинского района (Лётная ул., 2/15) - здесь есть и доска по поводу названия улицы Колпакова (в точности повторяющая доску на доме №1), и бюст Дзержинского, а также памятник погибшим в Великой Отечественной войне сотрудникам УВД, открытый в 2011 году.
Улица Колпакова до 1980 года называлась Ядреевская, по ближайшей деревне.

Администрация городского округа Мытищи с часовой башней, отбивающей время.

Сквер перед администрацией, исполняющий роль главной площади города, возле театра "Фэст" (бывший кинотеатр "Родина"). Как положено, установлен лысый Ленин (1960 год) и работает фонтан, сохранились исторические фонари со старыми плафонами.



Дома №2 и №4 на улице Щербакова, при входе в городскую застройку со стороны платформы Тайнинская. Двойная дата на фасаде - большая редкость.

От этих мест легко дойти до платформы Тайнинская, пересекая Яузу по мосту улиц Щербакова-Пионерской. Между рекой и железной дорогой сохранился, хотя и не в целом виде, 22-й микрорайон ("Тайнинка") - несколько десятков двухэтажных деревянных домов на 4 квартиры каждый. Построены они были в 1920-х годах и сейчас обветшали до полного безобразия, а некоторые вообще выгорели, но в оставшихся продолжают жить люди, ожидая наступления обещанного светлого будущего.

Городской парк

Мытищинский парк культуры и отдыха заложен в 1957 году на месте полей и огородов, рядом с новой городской застройкой (главный вход как тогда, так и сейчас был на Новомытищинском проспекте). Площадь 24 гектара. Среди интересного содержания - сетчатый "сухой" фонтан, по которому можно ходить (похожий есть в Подольске и теперь уже во многих местах), водоразборная колонка в клетке - уменьшенный вариант памятника водопроводу, а также - неожиданно большой городок с аттракционами. На юго-востоке парк выходит к зданию Дворца культуры и пруду на реке Яузе, чей левый берег пока неблагоустроен.
В 2013 году в парке появился памятник "Кот без хвоста" - дар от болгарского города-побратима Габрово. Скульптура обыгрывает анекдоты о габровцах, которые настолько берегут тепло, что якобы отрезают кошкам хвосты, лишь бы те побыстрее проходили через входную дверь.



Памятник мытищинцам, погибшим при исполнении служебного долга и в локальных конфликтах. Открыт возле западного входа в парк в 2002 году.

Мытищинский дворец культуры "Яуза" строился с 1978 года, но открыт только в декабре 1993 года. Примерно тогда же к парку присоединили юго-восточную часть (возле реки), где раньше были заброшенные огороды, но только в 2000-х годах после благоустройства местность стала похожа на настоящий парк для прогулок.

В 1995 году рядом с ДК был сооружен военный мемориал и зажжен Вечный огонь.

Возле пруда на Яузе.

Памятник семейному согласию ("Семьи, Любви и Верности") открыт в 2011 году на левом берегу Яузы.

Памятник работникам Мытищинского электротехнического завода (МЭТЗ). Установлен в парке напротив завода (на первом фото - улица Колпакова и здания ОКБ кабельной промышленности, кусочек самого завода виден справа). МЭТЗ выпускал такие вещи, как электроизмерительные приборы, детские электронаборы, фонарь автомобильный.

26-й микрорайон (между станцией и парком) застраивался поэтапно в конце 80-х и начале 90-х годов, частично на месте деревни Шараповка, последние дома которой сохранились на берегу Яузы. Здесь в 1992 году был открыт театр кукол "Огниво", при участии актера-кукольника и режиссера Станислава Федоровича Железкина, который бессменно был руководителем театра до своей смерти в 2017 году.


25-й микрорайон (имени советского радиоконструктора Т.Г.Шитикова) застраивался неравномерно. На Олимпийском проспекте стоят дома разных годов, есть даже несколько довоенных. Южный часть района возле станции Мытищи застраивается в последние годы - раньше здесь находился кирпичный завод В.Ф.Челнокова и карьеры, в память о которых названа Кирпичная улица.


Восточная часть города

Вокзал станции Мытищи, расположенный справа по ходу из Москвы - в исторической части города - был построен в 1896 году по проекту архитектора Л.Н.Кекушева взамен старого деревянного. В целом он сохранился, но здание было испорчено при строительстве нового перехода над путями в 2005 году - какой-то умник решил надеть конструкцию прямо на крышу вокзала, и теперь со стороны платформ он практически задавлен.

С другой стороны от железной дороги сразу заметна древность. Здесь в начале XX века находился центр будущего города Мытищи, и в 1895 году был при участии Саввы Мамонтова основан вагоностроительный завод - ныне самый известный завод Подмосковья - "Метровагонмаш", выпускающий основную долю вагонов для столичного метро. На внутренней территории до последнего времени сохранялись старые корпуса, но увидеть их было затруднительно - снаружи завод выглядел как длинная стена, протянувшаяся почти от самого вокзала вдоль улицы имени работника завода, революционера В.М.Колонцова и микрорайона с одноименным названием - его занимает множество старых зданий и мелких предприятий. На стене установлены памятные доски. Самая новая, открытая в 2012 году, сообщает, что на заводе работал советский поэт Дмитрий Кедрин.
В 2009 году Мытищинский машиностроительный завод вспомнил свое советское имя и был снова выделен из состава "Метровагонмаш" для специализации на военной технике.
В 2019 году без предупреждения были почти полностью снесены исторические корпуса завода - это стало самой большой архитектурной утратой года в московском регионе.


Рекламные объявления 1898 и 1914 годов и советский шильдик Мытищинского завода.

Табличка с вагона московского метро - еще со старым названием завода. Сейчас настолько старых вагонов в Москве не осталось, они либо заменены, либо прошли капремонт.

Памятник «Шилке» возле проходной машиностроительного завода - со стороны Ярославского шоссе. Установлен к 65-летию Победы. «Шилка» - зенитная самоходная установка, была разработана в ОКБ-40 на Мытищинском заводе группой конструкторов под руководством Николая Александровича Астрова. Серийно производилась с 1964 года.

Леонидовка

На северо-востоке находится советский район (Леонидовка-Химгородок и больница) с налетом романтической бесхозяйственности, характерной для малых городов. Главная улица названа в честь академика Каргина, советского химика, доска которому имеется также в Москве на здании НИФХИ. Справа район ограничен Ярославским шоссе, через которое можно (хотя и с неудобствами и вдыханием выхлопных газов) перейти в соседний Королёв.


Поселок Силикатного завода

Находится к северу от основной части города, рядом с платформой Строитель - следующей на железной дороге от станции Мытищи. Официально это 28-й квартал, образованный при заводе силикатного кирпича - до революции это был известный кирпичный завод И.Г.Герасимова. Он же дал название и местной Силикатной улице. После войны - завод "Стройпластмасс", выпускавший (кроме кирпича) также линолеум, ковролин, пластиковые покрытия. Поселок состоит из двух дюжин домов 1950-х - начала 60-х годов, практически лишенных украшений. В центре стоит памятник работникам предприятия, погибшим на фронтах войны и при взрыве на заводе в октябре 1943 года.
Неподалеку в 1977 году был построен ДК им. 60-летия Октября, принадлежавший заводу.



29-й микрорайон

Застройка по Силикатной улице между заводами "Стройпластмасс" и "Стройперлит" (последний ведет историю от кирпичного завода И.П.Воронина). Сохранилось несколько довоенных зданий на Песчаной и Угольных улицах, в том числе пара деревянных. Район имеет статус неблагополучного "быдлограда" и не заслуживает особого внимания даже по краеведческим меркам - что и было подтверждено в ходе прогулки (со всем уважением к нормальным жителям, вынужденным здесь обитать).

Челюскинский (40-й микрорайон)

Самый северный район Мытищ, состоящий почти целиком из частного сектора - главным образом поселка Старых Большевиков, основанного в начале 30-х для отдыха, собственно, старых большевиков. Рядом была открыта в те же годы одноименная платформа Челюскинская Ярославского направления. Также есть маленький квартал из десяти двухэтажных домов и школьного здания на 2-й Новой улице.

Все двухэтажные дома строились в 1956-1958 годах и снаружи выглядят одинаково.