Московские Зарисовки

Поселок Михнево

Историческая застройка, фотографии и капелька БМО

Вокруг Москвы пролегает таинственная и живописная железная дорога - Большое кольцо (БМО). Расписание поездов на нем составлено в первую очередь с учетом грузового движения, а электрички ходят (в основном) для работников железной дороги. На некоторых местах пассажиропоток довольно большой, но чаще всего поезда возят воздух, тогда как полноценные города вроде Егорьевска или Ликино-Дулево связаны с Москвой просто отвратительно. Принципы рациональной работы, судя по всему, чужды РЖД, на то она и государственная корпорация.
Впрочем, случилось и в их стане небольшое озарение, а может, вмешался кто-то имеющий разум. Был один короткий маршрут на южном отрезке кольца, следующий от станции Детково до Михнево. Станция Детково находится в лесах и служит конечной - разумеется, электричка отправлялась оттуда совершенно пустая, минуя платформы из двух плит между лесов и болот, и столь же пустой прибывала в Михнево. Но в 2018 году ее догадались продлить так, чтобы она сначала проезжала назад, на соседнюю узловую станцию Столбовая, где пассажиры могли бы пересесть с Курского направления. Появилась связь между двумя радиальными направлениями, пускай и небольшая, но в дневное время, а не глубокой ночью или ранним утром (большая часть поездов на БМО ходит именно так).

Поездка по Большому московскому кольцу выглядит не как обычная поездка на транспорте, а как посещение редкого и удивительного мероприятия. В самый первый раз я ездил по нему как раз от Столбовой, но на запад, в сторону Бекасово. Позже мне захотелось проехать по БМО снова, теперь уже в восточном направлении, и новая электричка пришлась для этого как нельзя кстати. Прогулка по поселку Михнево стала побочным эффектом этой поездки.
Фотографий по дороге я не делал. На самом деле все участки БМО прекрасно описаны энтузиастами, в сети имеются картинки станций и вокзалов (ru-bmo.livejournal.com), а с точки зрения обычного путешественника это не так просто - поезд порой останавливается среди дремучего леса (или чистого поля), местами прибавляются пути и отстаиваются грузовые поезда, намекающие на то, что вокруг станция. Если повезет, из окна можно увидеть вокзальные постройки или щит с названием остановки, которые лучше знать, поскольку вслух их могут не объявлять, или объявление будет неразборчивым.
Для представления самого общего вида - фотографии с первой поездки, которое мне повезло сделать в предыдущий раз, при поездке в Кресты. Сверху - административные здания и платформа станции Сандарово. Как видно, интерьер поезда самый обычный.

Высадка на маленькой платформе 252 км. Поезд "Детково - Поварово" уходит дальше по маршруту. Вокруг - поля и никаких признаков человеческого жилья. Нет и людей с косами, которые, кажется, забираются в самые немыслимые дебри, чтобы только уничтожить травяной покров. Рядом с железной дорогой хорошо себя чувствуют аконит (борец северный) и василистник светлый, в небе нет шумных городских птиц, только пролетает пара во́ронов, свободных от преследования агрессивных серых воро́н, которому они обычно подвергаются в городской черте.
Самое интересное, что даже здесь не убежать от Москвы. Поля с обеих сторон - это ее "новая" территория.

Расписание, можно сказать, шикарное для кольца - только в сторону Детково, на восток, ходит 12 электричек в день - в основном до Детково или Крестов, можно добраться напрямую от Киевского вокзала и даже до Калуги. Благодаря этому расписанию стало возможным сойти с первой электрички и сделать необходимые дела за имеющиеся полтора часа, а затем поймать следующий поезд, от Крестов до Москвы - и все это в рамках "непрофессиональной" прогулки, то есть без необходимости вставать в четыре утра и тащить на себе рюкзак.

Наконец-то, вдали огонек поезда, который увезет нас в Москву. Давайте вернемся на Столбовую.

Конечно, мы любим Столбовую. Но, кроме сквера с мемориалом, делать здесь нечего.

Низкие платформы - очень приятная штука, особенно потому, что на них нет надоевших турникетов и отвратительных высоких заборов. Бесплатно прилагается ни с чем не сравнимый процесс залаза в вагон по лестнице. На Столбовой низкая платформа расположена с южной стороны от моста, рядом с "вокзалом" (зданием жел-дор. служб), и на нее прибывают все поезда по кольцу.

Прибывший поезд, как и все теперь, окрашен снаружи в фирменные цвета РЖД. Но внутри у него необыкновенно.

Судя по всему, нам достался списанный экспресс ранней модели, некогда курсировавший по Октябрьской железной дороге. Сиденья класса люкс, откидные и фиксированные столики для еды. Нельзя не заметить, что на радиальных направлениях такого нет: чем дальше едешь, тем хуже салон. Перспектива просидеть три часа в Тулу или Кимры на пыточных сиденьях более чем реальна, и количество жертв, т.е. пассажиров, там куда больше. Что же здесь? Было даже немного народу - четверо или пятеро, и кое-кто даже ехал до самого конца, остальные вышли в перелесках.

В конце-концов, снижая ход, мы поворачиваем на радиальное Павелецкое направление. Станция Михнево забита грузовыми поездами, специальная платформа для кольцевых поездов зажата составами. Поэтому мы прибываем на обычную высокую платформу, оборудованную турникетами. Поначалу их наличие может показаться неприятным сюрпризом, поскольку билеты на нашем участке БМО мало где можно достать. Но железнодорожники придумали решение. Билет на выход можно купить в автомате перед турникетом, указав одну из остановок кольца.

Ми́хнево - посёлок городского типа в городском округе Ступино Московской области. Название впервые упоминается в 1572 году и связано с родом дворян Михневых. Статус посёлка городского типа присвоен в 1957 г. Тогда же открыто Московское отделение Всероссийского научно-исследовательского института растениеводства имени Н.И.Вавилова (ВИР), где изучаются коллекции зерновых, бобовых и овощных культур, происходит селекция овощей.

К востоку от станции находится меньшая часть поселка - частный сектор, растительный институт и пара заводов, в том числе кирпичный и ремонтно-механический. Последний находится прямо напротив пассажирских платформ, и на его территории возвышается любопытная деревянная башня заводского отшельника.

Поездов здесь почти всегда много, поскольку станция узловая и имеет съезды на БМО не только с севера, но и с юга. Вначале станция была полностью общей, но для разгрузки в 80-х годах на кольце построили путепровод. Электрички его не используют - те, что идут транзитом, следуют по старому пути, избегая смены направления.

Здание вокзала типовое для Павелецкой железной дороги, открытие которой состоялось в январе 1900 года.
Помимо радиального направления, можно сесть на электричку по БМО на запад - в сторону Детково, а с некоторых пор и до Столбовой, или на восток - до Яганово, и при большом желании до города Куровского. Летом пара прямых поездов от Павелецкого вокзала сворачивает здесь на кольцо в сторону Яганово.

Михнево выглядит как обычный пристанционный поселок советского времени - из тех, что не доросли до размеров города. Вся торговля сосредоточена на привокзальной площади, а крупные жилые и административные постройки - в основном, вокруг главной Советской улицы. Все это окружено оврагами, заросшими прудами и большим частным сектором, среди которого можно найти вкрапления "спальных районов" из полудюжины скучных многоэтажек.
Главная достопримечательность места - водонапорная башня, построенная вместе с вокзалом по типовому проекту Рязано-Уральской железной дороги. Такая же сохранилась на соседней станции Жилево, еще одна была в Барыбино, но ее разобрали в 2007 году.

Башня одиноко стоит в самом центре шумной привокзальной площади, вокруг нее оборачиваются автобусы, идущие в Малино, Усады, Семеновское, Хатунь и Ступино. Над окнами второго яруса раньше были дополнительные круглые сегменты, но теперь они просто заложены досками.
Еще из исторического: советские железнодорожные светофоры, те самые, с замечательными длинными козырьками и корпусами из настоящего чугуна (а не дешевого пластика). Один находится прямо под пешеходным мостом, его не стали убирать, а просто повесили новую модель рядом. Сзади на корпусе - клеймо завода "Светофор", 1956 год.

Здесь помещается администрация городского поселения Михнево (Вокзальная улица, 30) и стоит памятник героям Великой Отечественной войны, совмещенный с бюстом Ленина. Открыт в 2005 году.

Кроме совмещенного памятника, около здания лежит телефонный люк Наркомата связи, намекающий на то, что уже как минимум в сороковых годах сюда был проложен телефон.

Улица Горького, 1А - старое двухэтажное здание, бывшее отделение автошколы ДОСААФ. Дальше по улице находится главный вход в местный парк, огороженный забором. Парк был создан в 1957-58 годах. Сбоку сохранился фрагмент оригинальной ограды в виде сдвоенного столба с шаром.

Парк культуры и отдыха поселка Михнево - место прогулок местных обитателей, и в данный момент, как минимум одного гостя из Москвы.

За парком присматривает В.И.Ленин с трещиной в черепе. Как написано в исторической справке на сайте михневской школы: "В парке в 1957 году установлен памятник Ленину, автором которого был наш земляк Василий Керенский. Он был скульптором, его 24 скульптуры и 90 рисунков в основном посвящены фронту. До войны он работал в средней школе учителем рисования и черчения".

Крошечный парковый пруд и очередное признание в любви - уже второе за единственный день. Похоже, эти штуки стали универсальными даже для небольших поселков. Прибывающие в Михнево туристы, если таковые существуют, могут сфотографироваться! Очевидно, это и есть малые архитектурные формы, которыми хвалился глава городского поселения в 2016 году, и на которые, в числе прочих безделушек, было пущено в расход 20 миллионов рублей.

Фото с торфяного пожара в 2014 году. Задымление было вызвано не капризами природы: какие-то добрые товарищи навалили в парке слой торфа под видом благоустройства, а он загорелся.

Братская могила в парке устроена в 1957 году. На табличке написано, кто и когда здесь захоронен, также указана дата замены старых досок на общепринятый ныне черный цвет.

"Обычный" мемориал-стела в западной половине парка. Согласно официальной информации, дата установки - 9 мая 1965 года. На последнем фото - единственный посетитель парка, обнаруженный в 2014 году - сельская кошка.

От парка можно пройти дальше по улице Горького, мимо вечной многолетней стройки дома культуры (не жилой дом, поэтому денег нет) и свернуть через частный сектор на Библиотечную улицу, в область жилой и административной застройки середины 20-го века. На этой улице, возле перекрестка с Советской, можно увидеть боковину ухоженного деревянного здания, давшего ей название:

Это и есть библиотека, и ее парадный фасад смотрит на Советскую улицу (дом №34).

Напротив - почта (Советская, 36), занимающая типовое керамическое здание конца 1950-х.

В 2014 году в здании было чуть больше арендаторов, например, "МАГ.ЧАЯ" со старой вывеской, пара кафе.
Далее по улице, в самом ее конце - дом №38, возможно, самый старый из кирпичных жилых домов в Михнево. Дата постройки неизвестна, но на фасаде есть вертикальное конструктивистское остекление со звездой.

Напротив, на нечетной стороне Советской улицы, стояли дома не менее почтенные (33 и 35), с двускатной крышей и колоннами на крыльце, словно у небольшого клуба или, на худой конец, парадного сталинского амбара. Фактически они были обыкновенными жилыми бараками, и условия жизни вряд ли отличались особым комфортом. На фото дом №35, снесённый в 2017 году. Второй был снесен еще раньше.

Михневская начальная школа находится в кирпичном здании на пересечении Школьной и Московской улиц, рядом с церковью. До революции в селе была церковно-приходская школа, затем создана начальная школа с четырехлетним образованием. В 1934 году она была преобразована в семилетнюю, появилось первое деревянное здание, а в 1938 г. было построено кирпичное здание. На войне погибло 42 ученика школы: позже в память о них был открыт мемориал во дворе. В 1972 году открылось современное здание школы на Библиотечной улице, в старом здании возле церкви до сих пор находится начальная школа.

Начальная школа в 2018 году. Деревьев явно стало меньше по сравнению с первым посещением.

Между ёлками есть мемориал, первоначально созданный коллективом школы в 1965 году. Как обычно бывает, белая пирамидка была заменена на мрачную казенную черную плиту в мае 2012 года.

Церковь Преображения Господня была построена в 1870-х годах. Закрыта в тридцатых годах, здание переделано под фабрику, колокольня разобрана. Сейчас ремонт почти завершен. Впереди видна часовня Иннокентия митрополита Московского, построенная в 90-х годах.

На территории сохранился небольшой дом-сарай - судя по форме, дореволюционного происхождения.

Южнее церкви вдоль бывшего Старокаширского шоссе находится деревня Екиматово, включенная в состав поселка Михнево, в которой тоже есть свой мемориал, открытый в 1975 году.

Рядом со старым поселком в 1970-х годах был выстроен микрорайон Южный, состоящий из десятка многоэтажных домов и школы. На территории школы в 1980 году был открыт еще один мемориал героям войны, а позже на фасаде здания появилась доска И.В.Сороченкову.

Девичий виноград на кирпичной стене. Почувствуйте себя как в Европе!

Серый панельный дом (Московская улица, 25), дата постройки - 1991 год. Неожиданно чистенький.

Хрущёвский торговый центр на Библиотечной улице буквально испещрен вывесками. Здесь есть всё!

Двухэтажные дома №21-29 построены в конце 1950-х в самом центре поселка на Советской улице. Кроме дымовых труб (закрывающих пару окон), никаких декораций нет, даже стены не покрашены - но зато много зелени.

Шедевры отечественного люкостроения, среди которых: халтурный "КМЗ ДЭС", крышка телефона от Нижегородского машзавода 2002 года (какими путями?), пластиковый цветочек и парочка с надписью "ЛРМЗ МС" - Ленинградского ремонтно-механического завода, носившего это название с 1957 года. Сейчас это АО "Автогидроподъемник".

В 1950-е годы началась застройка улицы Советской двухэтажными домами для рабочих Михневского РМЗ. Очевидно, деревянные дома №15 и №19, построенные в 1951-52 годы, как раз являются их остатками. Придавленные торговым центром и окруженные шумной цивилизацией, они продолжают ждать расселения. Рядом с ними (третье фото) столь же деревянный дом №13 - районный детско-юношеский центр.
На другой стороне улицы брошенная стройка огорожена старым бетонным забором с надписью "ППСКК ТЭЦ-25", скрывающей в себе воспоминания из далеких девяностых годов. В 1989 году при строительном управлении ТЭЦ-25 в Москве создали промышленно-производственный строительно-комплектовочный кооператив (ППСКК, позже ППСК). Начали строить на широкую ногу. Купили кирпичный завод в Михнево (да, именно здесь). В 1996 году оборот ППСК составил 1,5 трлн рублей. Потом один из построенных ими домов развалился...

Колонка на лужайке перед одним из деревянных домов. Возможно, создана одновременно с ним в 50-х годах.

Полосатый дом на фото имеет адрес Кооперативная улица, 8 (1972 год). Белое здание с магазином стоит напротив.

Облепиховый куст на Кооперативной улице.

Возле железной дороги спрятаны в густых зарослях два жилых дома (Вокзальная улица, №11 и №13), построенные в 1950 и 1953 годах по типовым (но разным) проектам пристанционного жилья.
Они числятся аварийными, и в доме-"кубике" уже выбита часть окон; второй выглядит более жилым.

Подъезд железнодорожного дома-скобки (№11) зарос виноградной лианой. К сожалению, совсем рядом - задворки привокзальной ярмарки, куда сбрасываются бесчисленные отходы, пустые бутылки и пр.

Вид с пешеходного моста на вокзал, площадь, башню и мачту светофора. В 1952 году началась электрификация части Московско-Донбасской железной дороги, которая проходила по территории района. Были запущены электропоезда до станции Белые Столбы, затем до Барыбино, Михнево и Ступино.

В паре остановок к югу - поселок городского типа Жилёво с одноименной станцией. Он значительно меньше и тише своего старшего брата Михнево, состоит почти исключительно из частного сектора, школы, старой угольной фабрики и дюжины малоэтажных домов при ней. Вокзал в Жилево построен по тому же типовому проекту, но на щипце есть небольшая ж/д символика с датой 1898 год. От станции отходит дополнительный съезд на БМО, по которому ходит пара электричек в день в сторону Воскресенска.

Башня в Жилево двухцветная и неокрашенная.

Сама площадь, разумеется, гораздо тише, чем в Михнево. Пара магазинов и единственный автобус в сторонке.

В полсотне метров к югу от вокзала в сквере расположена братская могила советских солдат.

На центральной улице стоит общепоселковый военный мемориал.

Связь с Москвой и другими окрестными городами обеспечивают электрички, следующие через станцию Жилево раз в час или полчаса - до Ступино, Каширы, Ожерелья или самой далекой точки - Узуново. Для любителей железных дорог есть возможность доехать по БМО до Воскресенска или Куровского. Одна из кольцевых электричек даже ходит по выходным во вполне человеческое время - 11:27.