Московские Зарисовки

Бадаевский завод

Фотографии до начала застройки

Бадаевский пивоваренный завод - лишь одна точка в непрекращающейся истории утрат московской промышленной архитектуры, но самая заметная в начале 2020-х годов. Застройщик, как обычно, применил тактику оккупантов и пожелал сровнять всё с землей, с другой стороны неравнодушные москвичи пытались спасти памятник истории. Бой длился несколько лет, но его исход был предрешен. Разве что шум поднялся такой, что проник сквозь блокаду в СМИ, просто замести беспредел под коврик уже не получалось, и тогда разрушители типа пошли на компромисс: вместо тотального сноса было решено снести только половину, а остальное окружить со всех сторон блестящими высотными зданиями-монстрами на ножках. Проект был представлен в 2018 году, охранный статус с необходимых построек был заблаговременно снят, публика была накормлена сказками о сохранении и благоустройстве, и осенью 2021 года начался снос.
В итоге от завода остаются только жалкие декоративно-показательные фрагменты, а его исторический облик теперь можно увидеть только на старых фотографиях. И это не считая вопиющей бесхозяйственности и крупного пожара, допущенного вороватыми владельцами еще в "спокойные" времена!
Мои фото были сделаны весной 2019 года - прогулка на завод понадобилась в первую очередь для того, чтобы снять мемориал и памятник А.Е.Бадаеву для коллекции на сайте - но зная о предстоящем уничтожении комплекса, было невозможно просто пройти мимо заводской архитектуры. Хотя и не полная, подборка сделанных тогда фотографий представлена на этой странице.

Подробную историю предприятия нетрудно найти в сети. Строительство пивоваренного завода за Дорогомиловской заставой началось в марте 1875 года по инициативе пивовара из Выборга Альберта Кемпе и московского купца 1-й гильдии Б.А.Гивартовского, купившего участок земли за Дорогомиловской заставой. Завод вступил в строй в феврале 1876 года. Позже по проектам различных известных архитекторов строились новые цеха и перестраивались старые, образовав разноплановый промышленный комплекс. В 1934 году заводу было присвоено имя А.Е.Бадаева, будущего наркома пищевой промышленности РСФСР. Смерть производства датируется 2006 годом.

Старый адрес завода - Дорогомиловская застава, позже Дорогомиловский вал, 1, где и находились главные въездные ворота. После прокладки Кутузовского проспекта эта улица (бывшая часть Камер-Коллежского вала) превратилась во внутридворовый проезд, но ворота чудом сохранились в относительно целом виде. Если бы завод оставили в покое, здесь можно было бы сделать отличную историческую входную группу.

Сверху надпись "МПП РСФСР Росглавпиво" - Главное управление пивоваренной и безалкогольной промышленности Министерства пищевой промышленности РСФСР.

.

Ворота давно закрыты и заколочены, чтобы никто не мог даже заглянуть внутрь. Очевидно, после переадресации на Кутузовский проспект этот объект архитектуры утратил пользу советской власти.

.

Остатки вензелей "ЗГ" на решетке.

Если представить, что мы вошли через главные ворота, то изнутри они будут выглядеть так. В 1983 на Кутузовском проспекте было построено новое административное здание с проходной. После его ликвидации вход на территорию осуществлялся через неблагоустроенную калитку.

Гостей завода встречает паровоз Су с историей - "Сормовский усиленный" 1939 года выпуска, ранее находился на территории соседней карандашной фабрики им. Сакко и Ванцетти, куда вел подъездной путь вдоль берега Москвы-реки. После постройки ТТК путь (доходивший и до Бадаевского завода) разобрали, и паровоз оказался в тупике. В девяностые годы некие предприниматели доставили из подмосковного Жуковского паровоз и три вагона с целью открыть в них ресторан. В итоге его установили на постамент, где он и находится до сих пор.

Рядом с паровозом находится бюст товарища Бадаева, проявившего недостойную склонность к алкоголизму и "безобразное поведение" на госслужбе, за что он был отстранен от работы в Президиуме Верховного Совета РСФСР в 1943 году и назначен руководителем треста Главпиво. Но память все равно увековечили.

Бывшая Контора Трехгорного торгово-промышленного товарищества. Построена в 1895 году по проекту архитектора Романа Клейна (Кутузовский проспект, 12 строение 5).

.

Вид далее на запад. Впереди видно Машинное отделение и заводская котельная с трубами.

Центральная часть бывшего заводского комплекса. В середине - Главный (Экспедиционный) корпус, построенный по образу немецких торговых рядов XV-XVI в. Состоит из разновременных построек, в основе которых бродильня 1875-1883 годов и пристройки начала XX века по проектам арх. Р.И.Клейна и А.П.Евланова. В советское время также были сделаны добавления.

В середине 1970-х годов в результате пожара утрачен верхний этаж старого объёма бродильни 1875 года.
В ночь с 20 на 21 июля 2016 г. на территории Бадаевского пивзавода вспыхнул очередной пожар, результаты которого хорошо видны на башенках. Один из шатров после пожара разрушен. Что сделали владельцы комплекса и власти Москвы - провели тщательный ремонт и срочное восстановление? Разумеется, нет. Первым было интересно только содержание скандальных ночных клубов, а вторым - снос и застройка города, но не сохранение ветхих заводов.

Проблему с пожарами сейчас решают радикальным путем по методу застройщика.

Солнечные часы и многогранное сооружение с датой "1910" на юго-западном краю корпуса - вероятно, "пристройка для отправки пива", упоминаемая в документах.

От часов осталось немного.

Старая часть Главного корпуса (Малая контора) с вензелем Трехгорного товарищества и датой 1890.

.

Солодовенный корпус с элеватором и дымовыми трубами.

Звонок.

Стяжка в обычной форме штурвала.

В сквере со стороны Кутузовского проспекта в 1966 году был установлен памятник героям-работникам предприятия.

Вид с другого берега Москвы-реки.